Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством




Охрана общественного порядка

Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка.

Общественный порядок — это составная часть правопорядка в обществе, важный элемент правовой основы жизнедеятельности граждан. Поэтому успешное осуществление данной функции выступает одним из условий решения общегосударственной задачи обеспечения законности, укрепления правопорядка в Российской Федерации.

Общественный порядок — основа нормальной жизни муниципального образования, функционирования местной демократии, необходимое условие реализации прав и свобод граждан — характеризует состояние местной жизни муниципального образования, уровень правовой культуры и правосознания муниципальных служащих, граждан, их объединений. Важное значение для упрочения общественного порядка имеет урегулированность вопросов местной жизни.

Охрану общественного порядка в муниципальном образовании должны обеспечивать муниципальные органы охраны общественного порядка. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления организуют и содержат муниципальные органы охраны общественного порядка, осуществляют контроль за их деятельностью.

В настоящее время охрана общественного порядка обеспечивается органами местного самоуправления с помощью милиции общественной безопасности, которая согласно Закону РФ «О милиции» (1991 г.) является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру Министерства внутренних дел РФ.

В целях создания правовых, организационных и материальных условий для ускорения процесса формирования муниципальных органов охраны общественного порядка на основе Указа Президента РФ от 17 сентября 1998 г. в ряде муниципальных образований проводится эксперимент по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления[43].

В обеспечении охраны общественного порядка на территории муниципального образования принимают участие комиссии, функционирующие при местной администрации: административные, по делам несовершеннолетних и защите их прав, наблюдательные. Кроме того, возможно и участие населения в реализации данной функции путем создания народных дружин, использования других форм общественной самодеятельности граждан.

Осуществление населением местного самоуправления предполагает представительство и защиту интересов и прав муниципальных образований, их жителей, местного самоуправления как важнейшего элемента демократической системы построения и функционирования власти в государстве на разных уровнях государственного управления, в государственных и международных организациях.

Реализация данной функции преследует цель обеспечить учет мнения населения муниципальных образований, гарантируемых государством интересов и прав местного самоуправления при выработке и осуществлении государственной политики в различных сферах общественной жизни, при решении важнейших вопросов государственной и общественной жизни. При этом следует учитывать, что защита прав местного самоуправления — важная сторона государственной деятельности. В Российской Федерации действует система государственных гарантий местного самоуправления, включая право на судебную защиту. Однако, как показывает практика, нередко права и законные интересы местного самоуправления нарушаются и ущемляются, в том числе и государственными органами.

Органы местного самоуправления, взаимодействуя с государственными и иными органами и организациями в различных сферах местной жизни, должны отстаивать и защищать интересы населения муниципальных образований, активно использовать свои конституционные полномочия на судебную и иные формы защиты интересов и прав местного самоуправления в случае их игнорирования и нарушения. Все это дает основание выделять в качестве функции местного самоуправления не только представительство, но и защиту интересов и прав местного самоуправления.

Представительство и защиту интересов и прав местного самоуправления осуществляют прежде всего органы и должностные лица местного самоуправления при взаимодействии с органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями. Они наделены для этого соответствующими полномочиями.

Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Федерации. Они вправе разработать проекты законодательных актов субъекта Федерации по вопросам местного самоуправления, которые должны быть рассмотрены законодательным (представительным) органом субъекта Федерации.

Органы и должностные лица местного самоуправления вправе обращаться также в органы государственной власти, к администрации предприятий, учреждений и организаций, в том числе и по вопросам соблюдения прав местного самоуправления, учета интересов населения муниципальных образований при решении тех или иных вопросов общественной и государственной жизни. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению.

Кроме того, органы и должностные лица местного самоуправления в целях защиты прав и интересов местного самоуправления, населения муниципальных образований должны использовать конституционное право на судебную защиту.

Граждане, население муниципальных образований также участвуют в реализации данной функции местного самоуправления, используя в этих целях прежде всего институты и формы прямой демократии (референдумы, сходы и т.д.). В некоторых случаях учет мнения населения государственными органами является обязательным (например, при изменении границ муниципального образования).

Гражданам, проживающим на территории муниципального образования, гарантируется право предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, а также предприятий, учреждений и организаций. Граждане также могут обращаться с жалобами и в Конституционный Суд РФ в случае нарушения их конституционных прав и свобод (в том числе и прав на местное самоуправление).

Осуществлению функции представительств и защиты интересов и прав местного самоуправления способствует деятельность Совета по местному самоуправлению в Российской Федерации, Совета руководителей органов местного самоуправления по проблемам социально-экономической реформы при Правительстве Российской Федерации, а также советов по местному самоуправлению, создаваемых субъектами Российской Федерации.

Совет по местному самоуправлению в Российской Федерации образован в соответствии с Указом Президента РФ от 29 мая 1997 г.[44] Положение о Совете утверждено Указом Президента РФ от 13 ноября 1998 г.2, состав Совета — Указом Президента РФ от 25 сентября 1999 г.3 Совет является координационным центром при Президенте РФ, обеспечивающим рассмотрение важнейших вопросов развития местного самоуправления и подготовку соответствующих предложений Президенту РФ.

Совет состоит из председателя Совета по местному самоуправлению в Российской Федерации, секретаря Совета и членов Совета. Председателем Совета является Президент РФ. Состав Совета утверждается Президентом РФ, при этом не менее половины членов Совета составляют выборные должностные лица местного самоуправления.

Основными задачами Совета являются:

а) разработка государственной политики в области местного самоуправления и мер по ее реализации;

б) обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации государственной политики в области местного самоуправления;

в) рассмотрение проектов федеральных законов, а также проектов указов и распоряжений Президента РФ по вопросам местного самоуправления;

г) рассмотрение федеральных программ, затрагивающих вопросы местного самоуправления;

д) подготовка ежегодных докладов о положении дел в области местного самоуправления и направлениях его развития, о соблюдении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации Конституции РФ, об исполнении этими органами федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ по вопросам местного самоуправления и др.

Решения Совета направляются в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления. При необходимости данные решения оформляются указами или распоряжениями Президента РФ.

Совет руководителей органов местного самоуправления по проблемам социально-экономической реформы при Правительстве РФ образован в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г.1 Он является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов социально-экономической реформы с учетом особенностей становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации и подготовку соответствующих предложений Правительству РФ.

Совет формируется на представительной основе. Председателем Совета является первый заместитель Председателя Правительства РФ.

Решения Совета, принимаемые в соответствии с его компетенцией, имеют рекомендательный характер для исполнительных органов государственной власти и доводятся до них в виде выписки из протокола заседания Совета.

Выборные должностные лица местного самоуправления могут входить также в состав советов по местному самоуправлению, создаваемых в субъектах РФ. Будучи членами этих советов, они также могут представлять и отстаивать интересы и права муниципальных образований на региональном уровне.

Одной из организационных форм, с помощью которой осуществляется функция представительства и защиты интересов и прав местного самоуправления, являются ассоциации и союзы муниципальных образований. Они образуются в целях координации деятельности муниципальных образований, более эффективного осуществления своих прав и интересов. В Российской Федерации действуют общероссийские, межрегиональные и региональные ассоциации и союзы местного самоуправления, деятельность которых выступает важным фактором государственной и общественной жизни, в том числе и в плане обеспечения прав и законных интересов местного самоуправления на различных уровнях государственной власти.

Представительство и защита прав местного самоуправления обеспечиваются и на международном уровне. После вступления Российской Федерации в Совет Европы российская делегация принимает участие в работе Конгресса региональных и местных властей Европы. Этот орган Совета Европы; имеет две палаты: палату регионов и палату местных властей. В палате местных властей имеют свое представительство и муниципальные образования Российской Федерации. На четвертой сессии Конгресса (3—5 июня 1997 г.) обсуждался вопрос о местной демократии и федерализме в России и была принята рекомендация, которая содержит предложения федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Федерации по обеспечению прав местного самоуправления.

Глава 7. Понятие системы местного самоуправления и ее состав




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.