КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели международного социально-экономического права и органы, их осуществляющие
Как уже говорилось, социально-экономическое право как часть общего международного права приобрело такое свое значение после Второй мировой войны и создания Организации Объединенных Наций. Именно Устав ООН установил необходимость тесного сотрудничества государств в такой широчайшей сфере их взаимоотношений, как социально-экономическое сотрудничество, определил его цели и принципы. За пределами этой сферы взаимоотношений государств фактически находится лишь область их сотрудничества в деле поддержания и укрепления международного мира и безопасности. Более того, Устав ООН подчеркивает теснейшую взаимосвязь между этими двумя сферами межгосударственного сотрудничества. И это вполне естественно с учетом того, что нормы международного права тесно между собой взаимосвязаны и могут применяться только с учетом всех других международно-правовых норм или, по крайней мере, с должным учетом некоторых из них. В связь с Организацией Объединенных Наций в качестве ее специализированных учреждений был поставлен ряд других универсальных международных организаций, в задачи которых входит организация международного сотрудничества в ряде конкретных сфер социально-экономических взаимоотношений между народами и государствами. Кратко об этих специализированных учреждениях ООН будет говориться в отдельном параграфе этой главы. Здесь же рассмотрим основные положения социально-экономического права, как они изложены в Уставе ООН — главном его источнике. Преамбула Устава ООН провозгласила, в частности, решимость народов Объединенных Наций вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство больших и малых наций (государств) и в этих целях использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. В развернутом виде эта цель изложена в гл. IX Устава ООН, посвященной экономическому и социальному сотрудничеству. Статья 55 Устава предусматривает, что с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов, Организация Объединенных Наций содействует: a) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития; b)разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования; c) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Согласно же ст. 56 Устава, все члены ООН обязались предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с ООН для достижения целей, указанных в ст. 55. Таким образом, Устав ООН самым широким образом определяет сферу социально-экономического сотрудничества государств, международные обязательства государств содействовать в сотрудничестве с ООН экономическому и социальному прогрессу всех народов, т.е. самым широким образом определяет существо международного социально-экономического права, сферу его действия и применения. Ответственность за выполнение функций ООН, определенных в гл. IX Устава, посвященной международному социально-экономическому сотрудничеству, возлагается, согласно ст. 60, на Генеральную Ассамблею и, под руководством Генеральной Ассамблеи, на Экономический и Социальный Совет, которому для этой цели предоставляются полномочия, указанные в гл. Х Устава. Функции и полномочия Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) определены в ст. 62—66 гл. Х Устава. Они касаются, в частности, его взаимоотношений со специализированными учреждениями ООН, о которых речь будет идти ниже. Что же касается собственных функций и полномочий ЭКОСОС, то они в основном сводятся к следующим. Согласно ст. 62, ЭКОСОС уполномочен предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования и т.д. или побуждать к этому других, а также делать по любому из этих вопросов рекомендации Генеральной Ассамблее, членам ООН и заинтересованным специализированным учреждениям. Он уполномочен подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций по вопросам, входящим в его компетенцию, а также созывать международные конференции по этим вопросам. Обратим внимание на то, что разработанные ЭКОСОС проекты международных конвенций по социально-экономическим вопросам, направленные им Генеральной Ассамблее, по решению последней могут стать предметом рассмотрения международной конференции в целях разработки и принятия текста соответствующей международной конвенции, что и имеет место в практике ООН. Согласно ст. 64 Устава, ЭКОСОС полномочен заключать соглашения с членами ООН и со специализированными учреждениями с целью получения от них докладов о мерах, предпринятых ими во исполнение его рекомендаций и рекомендаций Генеральной Ассамблеи по вопросам, входящим в его компетенцию, а также сообщать Генеральной Ассамблее свои замечания по этим докладам. ЭКОСОС управомочен представлять Совету Безопасности информацию и по предложению Совета обязан ему помогать (ст. 65). Он должен выполнять также иные функции, перечисленные в других частях Устава ООН или возложенные на него Генеральной Ассамблеей (ст. 66). ЭКОСОС создает комиссии в экономической и социальной области и по поощрению прав человека, а также такие другие комиссии, которые могут потребоваться для выполнения его функций (ст. 68). Под руководством ЭКОСОС работают пять региональных комиссий, в задачи которых входит содействовать социально-экономическому развитию стран соответствующих регионов. Такими комиссиями являются: Европейская экономическая комиссия (ЕЭК); Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО); Экономическая комиссия для Африки (ЭКА); Экономическая комиссия для Западной Азии (ЭКЗА) и Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского района (ЭКЛАГ). ЭКОСОС по мере необходимости создает также функциональные, состоящие из представителей государств — членов ООН органы, призванные содействовать ему в выполнении его социально-экономических функций. В их числе, в частности, Статистическая комиссия, Комиссия по народонаселению, Комиссия по социальному развитию, Комиссия по правам человека с Подкомиссией по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Комиссия по положению женщин (в социально-экономической сфере), Комиссия по наркотическим средствам. Таким образом, Устав ООН возложил на Генеральную Ассамблею и Экономический и Социальный Совет обязанности по развитию плодотворного сотрудничества государств в социально-экономической сфере их взаимоотношений в целях содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. Для выполнения этих целей в рамках ООН создана разветвленная система международных органов, наделенных соответствующими функциями и правомочиями, в том числе по контролю за выполнением универсальных или локальных международных договоров в сфере международного социально-экономического права. Конечно, Генеральная Ассамблея и ЭКОСОС не правомочны принимать обязательные для членов ООН решения. Но их рекомендации государствам и иным субъектам международного права, особенно принятые на основе консенсуса, имеют важное морально-политическое значение, служат ориентиром деятельности государств в сфере их социально-экономических взаимоотношений. Наконец, особое значение имеют разрабатываемые в рамках или под эгидой ООН проекты международных конвенций, положения которых приобретают силу международных обязательств для участвующих в них государств или становятся универсально обязательными в силу сложившейся соответствующей обычноправовой нормы.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |