Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и функции дипломатических представительств. Дипломатические привилегии и иммунитеты




Природа монистических принципов состоит в том, что и международное, и национальное право являются частями одной правовой системы. Но в то же время они делятся как на сторонников примата национального права, так и на сторонников примата международного права. На первых порах, а именно к середине XIX в., господствовала точка зрения примата национального права, которая фактически определяла международное право, как отрасль внутригосударственного права. Большое влияние на эту разновидность монистической концепции оказали взгляды Гегеля, которые были им, разработаны в учении о государстве и праве. Сторонниками данной концепции были Мальберг, Эйхельман, Симсон, Цорн и др.

Что касается гроцианского направления, то оно сочетало оба подхода, т. е. как естественно-правового, так и позитивистского. Образование международного права представители данной теории (Ваттель, Бентам, Бейнкерсхук) объясняли как на основе закона природы, так и на основе соглашения народов через обычай и договор.

Представители естественно-правовой теории права (Дж. Локк, Б.Спиноза, Т.Гоббс), были ближе к концепции примата международного права. Представители этой теории сделали поворот к субъективному праву. Право заложено в самой сущности человека, во всех людях действует один и тот же мировой разум, поэтому естественное право для всех одинаково, независимо от времени и места, и оно неизменно. Международное право является частью естественного права, где естественные права и свободы принадлежат человеку по праву его существования с момента рождения, а, вступая в общество, люди обретают гражданские права.

В XIX в. утверждается принцип суверенного равенства и происходит размежевание внутригосударственного права с международным правом. Именно в XIX в. был положен фундамент и основа проблемы соотношения двух правовых систем.

В России в XIX в., вопрос о соотношении международного права с национальным правом рассматривался лишь в связи с исследованиями международного права с другими научными институтами. Принцип дуалистической концепции был близок ректору Московского Университета Л.А. Камаровскому, который отмечал: «нормы, выставленные каким-либо одним государством, превращаются в международные лишь на основании согласия всех остальных народов (consensu gentium), выраженного либо молчаливо (обычаи), либо формально (договоры)».

Второй разновидностью монистической концепции была теория примата международного права над национальным правом. По мнению одного из представителей этой теории французского юриста Ж. Ссель, норма международного права может «автоматически упразднить норму национального права постольку, поскольку она с ней не совместима».

Международное право всегда формировалось и функционировало в тесной связи с внутренним правом, которое оказывало на него определяющее влияние. Взаимодействие международного права и национального законодательства – важное условие эффективности и МП и национального законодательства. Взаимодействие двух правовых систем предполагает определенный уровень их согласованности. Внутреннее право содержит нормы, обязывающие уважать им соблюдать МП. МП и национальное законодательство имеют общие черты, присущие им как самостоятельным системам права:

1) они представляют собой совокупность юридических принципов и норм, обязательных для субъектов правил поведения, выполнение которых может быть обеспечено принудительными мерами.

2) МП и внутригосударственное право обладают сходной структурой: в этих прав системах имеются основные принципы, они делятся на отрасли, подотрасли, институты, первичным элементом обеих систем являются правовые нормы.

3) МП и внутригосударственное право используют почти одни и те же юридические термины, имеются качественные отличия, признаки.

 

4. Международное публичное право
и международное частное право

 

Международное публичное право – самостоятельная система права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные межвластные отношения между субъектами.

Международное частное право – совокупность принципов и норм, регулирующих международные невластные отношения гражданско-правового, административного, трудового, брачно-семейного, наследственного, финансового и иного характера.

Существует 3 точки зрения о существовании международного частного права:

7. международное публичное и международное частное право – две самостоятельные правовые системы,

8. международное публичное и международное частное право – две самостоятельные отрасли общего международного права,

9. международное право – это международное публичное право, а международного частного права не существует, это часть национального законодательства.

Сравнение международного публичного и международного частного права можно провести по 4 критериям: субъекты, объекты, источники, методы правового регулирования. По всем этим критериям международное публичное право и международное частное право имеют как общее, так и отличия.

Международные отношения не ограничиваются межгосударственными, межвластными. Происходят постоянные контакты между физическими и юридическими лицами различных государств, на уровне международных неправительственных организаций; они регулируются либо национальным правом соответствующего государства, либо нормами международного частного права.

Вместе с тем наблюдается тесная взаимосвязь международного публичного и частного права. И то и другое в широком смысле регулируют международные отношения. Международное частное право как совокупность норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, имеющие международный характер, не должно противоречить общепризнанным принципам международного публичного права. Международные соглашения, регулирующие гражданско-правовые отношения, во многих случаях заключаются в развитие межгосударственных договоров.

 

5. Понятие и классификация норм международного права.
Источники международного права

 

Нормы МП – это юридически обязательные к исполнению правила поведения субъектов МП, устанавливаемые самими субъектами.

Нормы МП делятся на:

10. договорные и обычные международно-правовые (неписанные правила);

11. универсальные (для большинства субъектов МП) и партикулярные (для ограниченного круга субъектов);

12. императивные (jus cogens признается всеми субъектами и обязательна для всех, отклонение от нее недопустимо) и диспозитивные (предоставляют субъектов возможность определять свое поведение);

13. материальные (устанавливают права и обязанности по конкретным правоотношениям) и процессуальные (устанавливают порядок реализации материальных норм);

14. регулятивные (устанавливают конкретные права и обязанности) и охранительные (гарантируют реализацию регулятивных норм);

15. обязывающие, разрешающие, управомочивающие.

Источник МП – внешняя форма закрепления норм МП, придающая этим нормам качество юридической обязательности.

Источники МП делятся на 2 группы:

1) основные источники: международные договоры и международные обычаи;

2) вспомогательные: общие принципы права, которые признаны цивилизованными народами; решения международных судебных органов; доктрина (научная разработка); одностороннее действие государства (пример: государство принимает закон об иностранцах и определяет статус иностранца); заявления глав государств, глав правительств; совместные заявления государств.

Международный обычай – подтверждение всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.

Международный договор – письменное соглашение между субъектами МП, регулируемое нормами международного права, не зависимо от того, в форме одного, двух или более связанных между собой документов оно составлено, а также независимо от его конкретного наименования.

Общее и отличия международного договора и международного обычая. Сходные:

это – результаты взаимодействия субъектов МП;

одинаковые правовые последствия;

правила поведения в договоре и обычае обязательно для субъектов МП;

если возникают нарушения, вытекающие из договора или обычая, они имеют правовые последствия; механизм реализации одинаков и создается самими государствами.

Различия:

По способу образования: договорная норма создается в конкретное время (пример: с момента подписания), а обычная норма может возникнуть в результате активных или пассивных действий;

договорная норма формирует практику, а обычная норма создает практику;

договорная норма создается в конкретное время, а обычная норма в течение длительного периода времени и нигде не определяется;

договор выступает в письменной форме, а обычай – в устной;

если договорную норму можно кодифицировать, то обычную норму – нет.

Резолюции международных организаций подразделяются с точки зрения процесса нормотворчества на юридически обязательные и рекомендательные. Ряд специальных учреждений принимают имеющие различные названия нормативные регламенты, которые устанавливают нормы поведения, обязательные для государств в области, входящей в компетенцию данной международной организации.

 

6. Принципы международного права.
Понятие и документарное закрепление

 

Принципы МП – основополагающие, императивные, универсальные нормы МП, обеспечивающие главные интересы человечества, государств и других субъектов МП.

Особенности:

1. обязательны для всех без исключения субъектов МП;

2. пользуются приматом относительно всех остальных норм системы МП (отклонение от нормы, содержащей принцип МП, недопустимо и она может быть отменена только последующей нормой общего МП, носящей такой же характер), следствием чего является признание норм, не соответствующих принципам, недействительными, не влекущими правовых последствий и не пользующимися защитой МП;

3. принципы имеют обратную силу во времени: могут воздействовать на любую норму, возникшую ранее самого принципа;

4. только деяния, нарушающие принципы МП рассматриваются как международные преступления (применение к нарушителям мер воздействия от имени сообщества государств, разрыв экономических, дипломатических отношений);

5. принципы могут быть правовой основой для регулирования межгосударственных отношений.

Принцип суверенного равенства государств. Каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и др. системы. Территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны. Каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету. Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств. Каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства.

Принцип невмешательства во внутренние дела. МП не регламентирует внутреннюю компетенцию государства. Критерием концепции невмешательства являются международные обязательства. Внутренними делами не считаются такие действия, которые представляют угрозу миру и безопасности, попирают общепризнанные международно-правовые нормы. Не затрагивает принудительных мер, применяемых по решению Совета Безопасности ООН для обеспечения международного мира и безопасности. Вмешательство – любые меры государств или межгосударственных организаций, с помощью которых последние пытаются препятствовать субъекту МП решать дела, входящие в его компетенцию.

Принцип равноправия и самоопределения народов. Самоопределение – это право народа самостоятельно выбирать такой путь развития, который соответствует их традициям и представлениям. Нельзя поощрять действия, ведущие к нарушению территориальной целостности или политического единства государства.

Способы осуществления права на самоопределение:

создание суверенного и независимого государства,

свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним,

установление любого иного политического статуса, свободно избранного народом.

Принцип неприменения силы или угрозы силой. Становление принципа в документах: Гаагская Конвенция 1899 г. о мирном решении международных столкновений, Гаагская Конвенция 1907 г. об ограничении применения силы при взыскании по долговым обязательствам, Статут Лиги Наций 1919 г., Пакт Бриана-Келлога 1928 г., Устав ООН 1945 г., Резолюция ГА ООН 1974 г. Определение агрессии, Декларация 1987 г. об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях.

Устав ООН: «Все Члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН».

Устав ООН запретил применение не только вооруженной силы, но и силы вообще, запрещена даже угроза силой каким-либо образом, несовместимым с целями ООН. Устав предусматривает возможность применения силы или угрозы силой лишь в двух случаях:

по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии;

в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор, пока Совет Безопасности ООН не примет необходимых мер для поддержания мира и безопасности.

Принцип мирного урегулирования споров. Ст.2 Гаагской Конвенции 1907 г. «Договаривающиеся Державы соглашаются, в случае важного разногласия или столкновения, прежде чем прибегнуть к оружию, обращаться, насколько позволяет обстоятельство, к добрым услугам или посредничеству одной или нескольких дружественных держав». Ст.2 Устава ООН: «Все Члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость». Ст. 33 Устава ООН: «Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

Принцип нерушимости границ. Государственная граница – это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории на суше, на воде, в недрах и в воздушном пространстве. Посягательство на государственную границу – это односторонние действия или требования, направленные на изменение линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линии границы на местности. Заключительный Акт СБСЕ 1975 г.: «Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ».

Элементы данного принципа:

признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом,

отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент и в будущем,

отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применения.

Принцип территориальной целостности. Декларация о принципах международного права 1970 г.: «Содержание принципа равноправия и самоопределения народов не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных государств, имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории». Заключительный Акт СБСЕ 1975 г.: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозы силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретения такого рода не будет признаваться законной».

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Элементы данного принципа:

недопустимость произвольного одностороннего отказа от взятых обязательств,

юридическая ответственность за нарушение международных обязательств, которая наступает в случае отказа от их выполнения или иных действий (бездействия) участника договора, имеющих противоправный характер.

Нарушение международных обязательств порождает вопрос об ответственности и за отход от соглашения, и за посягательство на сам принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Ст.26 Венской конвенции 1969 г. о праве международных договоров: «Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться».

Принцип сотрудничества. Государства обязаны сотрудничать друг с другом независимо от различий их политической, экономической и социальной систем в следующих направлениях: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав челоека; осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствие с принципами суверенного равенства и невмешательства; сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом; содействие экономическому развитию во всем мире, особенно в развивающихся странах. Принцип имеет характер идеи, так как невозможно обязать государства сотрудничать. Государства имеют право на выбор видов и форм сотрудничества, на отказ от сотрудничества. Государства обязаны сотрудничать с учетом всех принципов МП, т. е. равноправно, справедливо, без давления и попыток вмешательства во внутреннюю функцию государства; выгода от сотрудничества должна быть взаимной и служить благу всех государств.

Принцип всеобщего уважения прав и свобод народов и человека. В отношении развития данного принципа принято большое количество международных документов: Устав ООН; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; два пакта о правах человека 1966 г. (О гражданских и политических правах, и Об экономических, социальных и культурных правах); Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., О ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г., О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., О правах ребенка 1989 г. и т. д.

Основные положения принципа уважения прав человека:

16. признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;

17. каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН;

18. права человека должны охраняться властью закона, что обеспечит мир и правопорядок, человек не будет вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения;

19. государство обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его юрисдикции лицам права и свободы без какого-либо различия по какому-либо признаку;

20. каждый человек несет обязанности в отношении других людей и того общества и государства, к которым он принадлежит;

21. государство обязано принять законодательные и иные меры, необходимые для обеспечения международно-признанных прав человека;

22. государство обязано гарантировать любому лицу, права которого нарушены, эффективные средства правовой защиты;

23. государство обязано обеспечить право человека знать свои права и поступать в соответствии с ними.

 

7. Понятие и виды субъектов международного права.
Международная правосубъектность.
Правопреемство в международном праве

 

Субъекты международного права – это участники международных отношений, обладающие правом участвовать в процессе образования норм международного права.

Важной чертой, характеризующей субъектов международного права является международная правосубъектность (объединяет понятия международных дееспособности, правоспособности и деликтоспособности).

Международная правоспособность – это закрепленная в нормах МП возможность субъекта МП иметь права и нести обязанности.

Международная дееспособность – это закрепленная в нормах МП возможность субъекта МП реализовывать свои права и обязанности, создавая тем самым новые права и обязанности.

Международная деликтоспособность – это закрепленная в нормах МП возможность субъекта МП нести ответственность за свои действия.

Правопреемство – это переход прав и обязанностей в результате смены одного субъекта другим в несении ответственности за международные отношения на какой-либо территории или в отношении каких-либо прав, обязанностей, объектов.

Правопреемство касается нескольких аспектов: договоров; государственной собственности; государственных архивов; государственных долгов.

Правопреемство имеет место при обстоятельствах: при смене государственного политического строя в результате государственного переворота; при появлении в результате национально-освободительного движения новых независимых государств; при образовании нескольких государств на территории их предшественника; при объединении двух или более государств в одно; при переходе части одного государства к другому.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. имеет своей целью регулирование последствий правопреемства государств в отношении международных договоров, обеспечение стабильности договорных связей между государствами, границ и режимов, относящихся к границам, а также особых территориальных режимов. Конвенция 1978 г применяется к последствиям правопреемства государств в отношении международных соглашений, заключенных только между государствами и только в письменной форме. Однако это правило не затрагивает применение между государствами норм указанной Конвенции в отношении международных соглашений, участниками которых могли быть также другие субъекты МП, а также применение норм данной Конвенции к случаям, которые подпадают под действие таких норм в силу МП независимо от указанной Конвенции.

 

8. Понятие, виды и формы
международно-правовой ответственности

 

Международно-правовая ответственность – это юридическая обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, нанесенного другому субъекту в результате как неправомерного деяния, так и правомерного поведения.

Юридические основания возникновения ответственности – совокупность юридически обязательных предписаний международно-правовых актов, на основе которых определенный вариант поведения квалифицируется как международное правонарушение.

Фактические основания возникновения международно-правовой ответственности – те действия, за которые наступает международно-правовая ответственность, т. е. международные правонарушения, международные преступления, преступления международного характера.

Международно-правовая ответственность существует в двух видах – материальная и нематериальная (политическая).

Форма международно-правовой ответственности – это способ, посредством которого осуществляются неблагоприятные для нарушителя последствия, вследствие совершенного им международного правонарушения.

Нематериальная (политическая, моральная) ответственность может осуществляться в виде сатисфакции, гарантий неповторения подобного противоправного поведения в будущем, чрезвычайной сатисфакции, чрезвычайной репарации. Сатисфакция – это удовлетворение государством-правонарушителем нематериальных требований, выдвигаемых потерпевшим государством и выходящих за рамки простого восстановления (ресторации). Обычно это может выражаться в заверении пострадавшей стороны о недопущении повторения правонарушения, принесение извинения и т. д. Репрессалии – ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом. От репрессалии следует отличать реторсию – ответную акцию в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушения.

Материальные формы выражаются в обязанности возместить материальный ущерб. Это может реализоваться в виде репарации (реституции, субституции, ресторации). Репарация – это возмещение материального ущерба деньгами, товарами, услугами и т. д. Возмещению подлежит действительный материальный ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается. Реституция – это восстановление положения до причинения ущерба. Субституция – это замена неправомерного или поврежденного имущества, зданий, произведений искусства и т. п. сходными и равноценными предметами. Ресторация – это восстановление государством-правонарушителем прежнего состояния и несение связанных с этим любых неблагоприятных последствий. Ранее была известная такая форма материальной ответственности как контрибуция – взимание победителем в войне с побежденного своих военных издержек.

 

9. Понятие и источники права международных договоров.
Стадии заключения международного договора

 

Право международных договоров – самостоятельная отрасль международного публичного права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих процесс заключения, исполнения и прекращения действия международных договоров, а также участие субъектов международного права в договорном процессе.

Источники: Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров» 1978г.; Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями 1986 г.

С появлением международно-правовых договоров начинает формироваться и право, регулирующее их действие. Этот процесс протекал под большим влиянием римского права, и, в частности, такой его отрасли, как обязательственное право. Там же была заимствована формула основного принципа права договоров «pacta sunt servanda».

Венская Конвенция 1969 г. представляет собой кодекс права международных договоров (85 статей и приложение). Ею урегулированы все основные вопросы этой отрасли международного права.

Стадии заключения международных договоров:

– этап договорной инициативы (предложение стороне заключить международный договор, сам инициатор предлагает проект договора);

– этап разработки текста договора (осуществляется по дипломатическим каналам, в рамках международной организации или на заседании международной конференции или совещания);

– установление аутентичности текста договора;

– этап принятия текста договора (подписание договора, голосование, парафирование договора, подписание «ад референдум»);

– этап выражения сторонами договора согласия на юридическую силу договора посредством:

24. обмен документами, образующими договор;

25. ратификацию договора;

26. принятие договора;

27. подписание договора;

28. присоединение к договору.

Действие международного договора. Порядок и дата вступления договора в силу устанавливается в тексте договора, если в тексте нет, то договариваются стороны договора. Дата вступления в силу может быть: со дня подписания; с момента ратификации; с момента обмена ратификационными грамотами; с момента сдачи депозитарию ратифицированных грамот; может быть предусмотрен срок, по истечении которого договор вступает в силу.

Основания для прекращения действия международного договора: в результате истечения срока действия; исполнение международного договора (когда исчерпаны обязательства сторон по международному договору); возникновение новой императивной нормы (данный договор был пересмотрен, либо расторгнут); денонсация международного договора; аннулирование международного договора; приостановление действие договора (если условия такого приостановления указаны в договоре).

 

10. Право внешних сношений.
Органы внешних сношений государств

 

Дипломатическое и консульское право (право внешних сношений) – это самостоятельная отрасль МП, представляющая собой совокупность международно-правовых норм и принципов, определяющих статус и функции органов внешних сношений государств, нормы о дипломатических представительствах и консульских учреждениях, специальных миссиях, представительствах государств при международных организациях, иммунитетах и привилегиях дипломатов и консулов.

Дипломатическое право – совокупность международно-правовых норм, регулирующих статус и функции дипломатических представительств.

Консульское право – это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих деятельность консульских учреждений по защите интересов представляемого государства в отношениях с государством пребывания по вопросам экономического, правового, гуманитарного и культурного характера.

Источники: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г., а также двусторонние соглашения между государствами об установлении дипломатических и консульских отношений.

Органы внешних сношений государств – это органы государства, определяющие и реализующие внешнюю политику данного государства. Они подразделяются на 2 группы – внутригосударственные и зарубежные.

Внутригосударственные органы внешних сношений постоянно находятся на территории данного государства и подразделяются на конституционные и специализированные. Конституционные органы: высший законодательный орган (парламент), глава государства, правительство, глава правительства), ведомство иностранных дел.

Полномочия парламента в области внешних сношений: решение вопросов войны, мира, территориальных изменений, ратификация международных договоров, определение расходов на внешнеполитические мероприятия.

Глава государства осуществляет высшее представительство государства в международных отношениях. Полномочия: официально назначает и освобождает от должности послов и посланников данного государства в других странах, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем послов и посланников иностранных государств.

Правительство осуществляет руководство в области отношений с иностранными государствами и международными организациями; обеспечивает представительство в иностранных государствах и международных организациях, заключает межправительственные соглашения, принимает меры к исполнению международных договоров; осуществляет руководство в области внешней торговли и других видов внешнеэкономической деятельности, научно-технического и культурного сотрудничества.

Ведомство иностранных дел – орган руководства внешними сношениями государства. Функции: непосредственное представительство и защита интересов государства, равно как и его прав, в международном общении; поддержание установленных по соглашению между правительствами дипломатических и консульских отношений; наблюдение и контроль за деятельностью всех дипломатических, консульских и иных официальных представительств государства за рубежом; поддержание связей и ведение переговоров с иностранными дипломатическими представительствами, специальными миссиями и делегациями, прибывающими для ведения переговоров и (или) заключения договоров.

Зарубежные органы внешних сношений делятся на постоянные и временные. К первой группе относятся дипломатические представительства государств, аккредитованные в странах, с которыми поддерживаются дипломатические отношения (посольства и миссии); консульские представительства, торговые представительства; постоянные представительства государств при международных организациях. К временным органам внешних сношений относятся различные специальные миссии, направляемые в другие государства для участия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров и др.; делегации и группы наблюдателей на международных конференциях; делегации для участия в работе сессий международных организаций и их органов и т. д.

 

 

Дипломатическое представительство – это постоянно действующий зарубежный орган внешних сношений государства, аккредитованный на территории другого государства. Виды дипломатических представительств.

– Посольства – представительства первого, высшего класса, во главе которого находится дипломатический агент, имеющий класс посла, аккредитованного при главе государства пребывания.

– Миссии, возглавляемые посланником, аккредитованным при главе государства – представительства второго класса.

– Миссии, возглавляемые поверенным в делах, аккредитованным при министерстве иностранных дел.

– Дипломатические и приравненные к ним официальные представительства, имеющие по тем или иным причинам иное, чем посольство и миссия, название и некоторые особенности правового положения.

Установление между государствами дипломатических отношений влечет за собой, как правило, обмен дипломатическими представительствами. Для такого обмена, однако, необходима специальная договоренность.

Персонал дипломатического представительства подразделяется на три категории: дипломатический, административно-технический и обслуживающий.

К функциям дипломатического представительства относятся:

29. представительская функция (выступать от имени аккредитующего государства);

30. защита интересов аккредитующего государства и его граждан;

31. ведение переговоров с правительством государства пребывания;

32. развитие дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания;

33. функция информации своего правительства о стране пребывания;

34. консульская функция.

Функции члена дипломатического персонала могут прекратиться в связи с его отозванием по тем или иным причинам, объявлением его persona non grata (нежелательным лицом), в случае так называемого дисмисла (объявления дипломата частным лицом), и инсуррекции (отказа дипломата выполнять свои функции).

Работники дипломатического представительства пользуются определенными иммунитетами (изъятиями из-под юрисдикции государства пребывания) и привилегиями, то есть льготами, преимуществами, которые обычным иностранцам не предоставляются. В полном объеме иммунитеты и привилегии предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей. Именно их иммунитеты и привилегии являются дипломатическими в точном значении этого слова.

В Венской конвенции 1961 г. дипломатические иммунитеты и привилегии подразделены на иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и личные иммунитеты и привилегии членов дипломатического персонала и их семей.

К первой категории относятся: неприкосновенность помещений дипломатического представительства, иммунитеты имущества и средств передвижения, корреспонденции и архивов; фискальный иммунитет; право на беспрепятственные сношения представительства со своим центром и другими представительствами своего государства; таможенные привилегии; протокольные привилегии.

Ко второй категории относятся: неприкосновенность личности, жилища; полный иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также от гражданской и административной юрисдикции в отношении исполнительных действий; фискальный иммунитет; таможенные привилегии; освобождение от личных повинностей.

Неприкосновенность личности дипломатического работника и членов его семьи предполагает повышенную ответственность государства пребывания за ее обеспечение. 14 декабря 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, в которой подчеркивается, что соответствующие лица имеют право на специальную защиту, а за поведение самих лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, несет ответственность посылающее государство.

Члены административно-технического персонала, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются вместе с членами семей, живущими с ними, неприкосновенностью личности, жилища, фискальным иммунитетом, иммунитетом от уголовной юрисдикции, а от гражданской и административной – только в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей. Члены обслуживающего персонала пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по службе. Эти иммунитеты предоставляются им, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно.

 

12. Понятие, виды и функции консульских учреждений.
Консульские привилегии и иммунитеты

 

Консульское учреждение – это постоянный государственный орган внешних сношений, находящийся на территории консульского округа иностранного государства в силу соответствующего международного соглашения и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций.

Самостоятельные консульские учреждения подразделяются на следующие классы, которые определяются по согласованию между государствами: генеральные консульства; консульства; вице-консульства; консульские агентства. В соответствии с классом консульского учреждения определяются и классы их глав: генеральные консулы; консулы; вице-консулы; консульские агенты.

Консульские учреждения осуществляют свои функции в пределах консульских округов, которые представляют собой согласованные с государством пребывания районы территории последнего. Количество консульских округов и консульских учреждений также определяется по согласованию между государствами.

Консульские функции делятся на функции, идентичные функциям дипломатических представительств и собственно консульские функции.

Специальные (собственно консульские) функции: информирование властей представляемого государства об экономической, торговой, социальной, культурной, научной и политической жизни страны и округа пребывания; информирование находящихся на территории консульского округа соотечественников о законах и обычаях государства пребывания; учет соотечественников, находящихся на территории консульского округа; консультационная деятельность и практическая помощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций, а также его военно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их экипажей; паспортно-визовая работа, то есть выдача, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство; выполнение функций органов записи актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий; консульская легализация; выполнение соответствующих действий по истребованию документов; охрана в государстве пребывания прав и интересов несовершеннолетних или лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства; совершение необходимых действий по представительству или обеспечению представительства соотечественников в судебных или иных учреждениях государства пребывания; выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого государства и др.

Международное право допускает также возможность выполнения консулом функций от имени и в интересах третьего государства.

Консульские привилегии и иммунитеты предоставляются, как это зафиксировано в преамбуле Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., «не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульскими учреждениями функций от имени их государств».

История развития консульского института во многом объясняет существующие различия в консульских иммунитетах и привилегиях по сравнению с дипломатическими. Дипломатические представительства действуют и на функциональной, и на представительной основе. Консульские учреждения действуют только на функциональной основе. Определяющим в отношении консульских иммунитетов и привилегий сохраняется функциональный подход.

К числу привилегий консульского учреждения относятся: налоговые льготы (кроме оплаты конкретных видов услуг); таможенные привилегии, аналогичные дипломатическим; право пользоваться консульским щитом (эмблемой с изображением герба своей страны и наименованием консульства на языке представляемого государства и государства пребывания) и устанавливать флаг своей страны на здании консульства.

К привилегиям консульских должностных лиц, сотрудников консульств и членов их семей относятся: определенные налоговые льготы (как правило, на основе взаимности); таможенные привилегии (освобождение от таможенного досмотра личного багажа и уплаты таможенных пошлин); освобождение от военной и других личных повинностей; право главы консульского учреждения устанавливать флаг представляемого государства на своей резиденции и на используемых им в официальных целях транспортных средствах и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.14 сек.