Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Муниципальное право как отрасль права и как наука




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дополнительная

Основная

Иные нормативные правовые акты

1. Конституции республик в составе Российской Федерации. Вып. 1, 2. – М., 1995, 1996.

2. Уставы городов, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Вып. 1, 2. – М., 1995, 1996.

3. Законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, о выборах в органы местного самоуправления.

4. Уставы муниципальных образований.

 

1. Бондарь Н.С., Авсиенко В.И., Бочаров С.Н. Муниципальное право Российской Федерации. – М: Юнити-Дана, 2003.

2. Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2005.

*3. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 2006.

4. Муниципальное право: Учебник / Под ред. Ю.А. Дмитриева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЭКСНО, 2005.

 

 

5. Барабашев Г.В. Муниципальные органы современного капиталистического государства (США, Великобритания). – М., 1971.

6. Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: Конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении: Учебное пособие. – М.: ОАО Издательский дом «Городец», 2004.

7. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. – М.-Л.: Гос. Изд-во, 1928.

8. Гриценко Е.В. Новый этап реформы местного самоуправления в России и Германии
// Федерализм: российское и международное измерения (опыт сравнительного анализа) / Под редакцией Рафаэля Хакимова. – Казань, 2004.

9. Дементьев А.Н. Установление границ территорий и преобразование муниципальных образований. – Обнинск: Институт муниципального управления, 2004.

10. Замотаев А.А. О некоторых проблемах реализации переходных положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам установления границ и статусов муниципальных образований. – Государственное и местное самоуправление. 2005, № 1.

11. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации. Сборник научных трудов / Под. ред. А.В. Иванченко. – М.: ИД «Юриспруденция», 2004.

12. Нудненко Л.А. Непосредственная демократия и местное самоуправление в России: Монография. – Барнаул: Из-во Алт. ун-та, 2000.

13. Сергеев А.А. Федерализм и местное самоуправление как институты российского народовластия. – М.: ИД «Юриспруденция», 2005.

14. Черкасов А.И. Сравнительное местное управление: теория и практика. – М.: Издательская группа “ФОРУМ-ИНФРА-М”, 1998.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР *

 

 

Муниципальное право – отрасль права, регулирующая муниципальные отношения, то есть отношения, складывающиеся в системе местного самоуправления. Основные особенности муниципального права проистекают из того факта, что оно регулирует, прежде всего, отношения, связанные с формированием и деятельностью органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти; их деятельность подчинена интересам населения, осуществляющего самостоятельное решение вопросов местного значения.

Муниципальное право – во-первых, выступает в виде совокупной связи юридических норм, в которых выражена воля государства и местного населения; во-вторых, эти нормы, создаются как и на федеральном, региональном и местном уровне; в-третьих, система его норм состоит как из обычных (предписываемых государством) норм различных отраслей права, так и норм, являющихся результатом прямого волеизъявления местного населения, правотворчества органов местного самоуправления. Этим и объясняется то, что муниципальное право является комплексной отраслью права; в-четвертых, в случае нарушения этих норм принуждение в муниципальном праве основывается на государственном принуждении.

Муниципальное право, как и любая отрасль права, имеет свой предмет.

Под предметом муниципального права понимается совокупность общественных отношений, лежащих в основе организации и деятельности местного самоуправления.

Эти общественные отношения можно классифицировать следующим образом:

1) отношения, возникающие в процессе формирования, преобразования муниципальных образований и формирования органов местного самоуправления;

2) отношения, связанные с решением населением и органами местного самоуправления вопросов местного значения;

3) отношения, возникающие в процессе государственной поддержки местного самоуправления;

4) отношения, конкретизирующие деятельность органов местного самоуправления в результате наделения их отдельными государственными полномочиями органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

5) отношения, связанные с судебной защитой прав органов местного самоуправления и гарантиями местного самоуправления;

6) отношения, обусловленные ответственностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.

Субъектами муниципального права являются:

– местное население, выражающее свою волю путем референдума, выборов органов местного самоуправления и других форм прямого волеизъявления;

– органы местного самоуправления;

– органы государственной власти Российской Федерации;

– органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Главенствующее место населения и образуемых им органов местного самоуправления среди других субъектов муниципального права определяется и тем, что они решают такие важнейшие вопросы местного значения, как владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, установление местных налогов и сборов, формирование и исполнение местного бюджета и др.

Субъектом муниципального права является и отдельный гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на соответствующей территории муниципального образования. Он является таковым, прежде всего, в качестве лица, участвующего в выборах органов и должностных лиц местного самоуправления и обладающего правом быть избранным в них.

Гражданину, проживающему на территории соответствующего муниципального образования, гарантируются все права на участие в местном самоуправлении.

Субъектом муниципального права являются и органы местного самоуправления. Наделенные широкими властными полномочиями, они реализуют в своей деятельности интересы местного населения.

В качестве субъектов муниципального права могут выступать органы государственной власти, предприятия, организации и учреждения, общественные объединения.

Метод правового регулирования муниципальных отношений – это правовые приемы, способы воздействия на общественные отношения. В муниципальном праве используется сочетание различных методов правового регулирования: императивный и диспозитивный и др. Деятельность органов местного самоуправления преимущественно регулируется императивными методами.

Правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления принято называть муниципально-правовыми нормами, которые в своей совокупности и образуют муниципальное право как отрасль российского права.

Особенность норм муниципального права определяется тем, что оно является комплексной отраслью права, поэтому муниципально-правовые нормы содержат нормы гражданского, административного, финансового, земельного и других отраслей права.

Муниципально-правовые нормы – составная часть источников муниципального права.

Муниципально-правовые нормы классифицируются по следующим видам: по объекту правового регулирования они делятся на нормы, закрепляющие местное самоуправление как форму народовластия, основы местного самоуправления, вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления; его гарантии и ответственность; по характеру предписаний – на нормы управомочивающие, обязывающие, запрещающие, отсылочные; по степени предписаний – на императивные и диспозитивные; по источникам, в которых они содержатся; по времени и территории действия – на материальные и процессуальные нормы.

Совокупность близких по характеру регулируемых общественных отношений муниципально-правовых норм представляет собой институт муниципального права. К институтам муниципального права относятся: конституционно-правовые основы местного самоуправления; территориальные основы; финансовые и экономические основы; формы осуществления местного самоуправления; органы и должностные лица местного самоуправления.

Источниками муниципального права являются правовые акты, в которых содержатся муниципально-правовые нормы. Выделяются три основных уровня источников: федеральный, региональный, местный.

К первой группе относятся федеральные нормативные правовые акты. Это – Конституция Российской Федерации – как основной источник муниципального права. Федеральные конституционные законы и федеральные законы. К этой группе относятся указы и распоряжения Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

Основным источником муниципального права является Федеральный закон от 6 октября
2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, который определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, государственные гарантии его осуществления.

В течение переходного периода (до 2009 года) действуют отдельные положения Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Важное место в системе источников муниципального права занимает Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, которые устанавливают основные принципы организации местных финансов, налоговые и не налоговые источники формирования и использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с субъектами межбюджетных отношений и финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.

Нормы муниципального права содержатся в других федеральных законах. Среди них следует назвать Федеральный закон “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы мест­ного самоуправления” от 26.11.1996 г.
№ 138-ФЗ и Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ.

К основным источникам муниципального права относятся также некоторые отраслевые федеральные законы: Земельный, Градостроительный, Жилищный кодексы.

Источниками муниципального права являются указы Президента Российской Федерации, в которых содержатся нормы муниципального права.

В постановлениях Правительства РФ также содержатся нормы муниципального права. Нормы муниципального права содержатся и в нормативных актах иных федеральных органов исполнительной власти.

К источникам федерального уровня относятся также решения Конституционного Суда Российской Федерации. Важнейшими из них являются:

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 1996 года № 13-П по делу “О проверке конституционности пункта 1 статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Федерального закона от 28 августа 1995 года “Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации”;

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 года № 1-П по делу “О проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года “О системе ор­ганов государственной власти в Удмуртской Республике”;

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 года № 15-П по делу “О проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области”;

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 16-П от 11 ноября 2003 года по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 81 Закона Челябинской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Челябинской области».

Региональный уровень источников составляют конституции, уставы, законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В связи с принятием новой редакции Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации предстоит существенная корректировка законодательной базы местного самоуправления в соответствии с принципами разграничения полномочий органов публичной власти в сфере нормативного правового регулирования вопросов организации местного самоуправления, установленными Федеральными законами:

Федеральным законом от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”;

Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»”;

Федеральным законом от 06.11.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Можно выделить следующие особенности нормативного правового регулирования сферы местного самоуправления и основных полномочий органов государственной власти в новой редакции Федерального закона от 06.11.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

1. Правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления субъектами Российской Федерации осуществляется в случаях и порядке, установленных новой редакцией Федерального закона (ст. 6, ч. 1, абз. второй).

2. Новой редакцией Федерального закона в значительно большем объеме по сравнению с Федеральным законом в редакции 1995 года вводятся нормы прямого действия.

3. Расширены полномочия органов местного самоуправления по правовому регулированию решения вопросов местного значения по сравнению с Федеральным законом в редакции 1995 года.

4. Существенно расширены полномочия Правительства Российской Федерации в области местного самоуправления. (ч. 1 ст. 4)

5. Допускается осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления. (ч. 2 ст. 6).

В группу источников муниципального права входят также акты глав субъектов Российской Федерации, постановления законодательных (представительных) органов государственной власти, акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в которых содержатся муниципальные правовые нормы.

На местном уровне в систему источников муниципального права входят, прежде всего, уставы муниципальных образований, которые принимаются представительным органом местного самоуправления, а также другие правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления.

К источникам муниципального права относятся общепризнанные принципы и нормы международного права. В их числе следует назвать Европейскую хартию местного самоуправления, Декларацию о принципах местного самоуправления в государствах СНГ.

Муниципальное право (как и любая отрасль российского права) имеет свою систему, под которой понимается объединение норм муниципального права в муниципальные институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их роли и значения в регулировании общественных отношений.

Выделяют несколько элементов системы муниципального права. В их числе:

1. Нормы, закрепляющие место местного самоуправления в системе народовластия. К этой же группе относятся нормы, определяющие основные понятия и термины, используемые в законодательстве о местном самоуправлении. Понятийный аппарат муниципального права включает в себя такие основополагающие понятия, как “муниципальное образование”, “вопросы местного значения”, “местный референдум”, “представительный орган местного самоуправления”, “должностное лицо местного самоуправления”, “выборное должностное лицо местного самоуправления”, “муниципальная собственность”, “муниципальная служба”.

2. Нормы, закрепляющие основы деятельности местного самоуправления, территориальные, компетенционные, организационные, финансово-экономические. Эти нормы определяют порядок преобразования муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований. Они закрепляют принципы организации местного самоуправления, основы взаимоотношений выборных и других органов местного самоуправления, условия и порядок прохождения муниципальной службы, статус муниципального служащего. Нормы муниципального права закрепляют финансово-экономические основы деятельности органов местного самоуправле­ния, порядок формирования муниципальной собственности, ее состав, а также устанавливают основы финансовой самостоятельности местного самоуправления.

3. Нормы, закрепляющие вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления. Данные нормы устанавливают собственные полномочия органов местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Нормы этой группы регулируют принципы определения компетенции органов местного самоуправления, отношения, которые возникают в процессе реализации полномочий органами местного самоуправления при решении вопросов местного значения.

4. Нормы, устанавливающие гарантии местного самоуправления, в которых закрепляются система гарантий, обеспечивающих организационную и финансовую самостоятельность местного самоуправления, а также судебную и другие правовые формы защиты местного самоуправления.

5. Нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Эти нормы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, а также физическими и юридическими лицами.

Таким образом, система муниципального права включает следующие структурные части:

1) Местное самоуправление в системе народовластия.

2) Основы местного самоуправления: территориальные, организационные и финансово-экономические.

3) Компетенционные основы. Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления.

4) Гарантии местного самоуправления.

5) Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Контроль за их деятельностью.

Муниципальное право, будучи комплексной отраслью российского права, тесно связано и взаимодействует со многими отраслями права, в которых в той или иной мере затрагиваются вопросы муниципальной деятельности.

Это – конституционное право, определяющее основные начала, принципы организации местного самоуправления, гарантии и формы его осуществления, место в системе народовластия.

Муниципальное право тесно связано с гражданским, финансовым, земельным и другими отраслями российского права.

Муниципальное право как наука и учебная дисциплина. Изучая муниципальное право, следует иметь в виду то, что это не только отрасль права, но и наука, проблемы которой всегда вызывали интерес известных зарубежных и российских ученых.

Глубокие социально-политические изменения в обществе в конце XX – начале XXI века привели к необходимости воссоздания института местного самоуправления в современной России и обусловили актуальность научной разработки его проблем.

Заметным явлением в муниципальном праве России стали работы С.А. Авакьяна, Г.В. Бараба­шева, М.А. Краснова, Л.Е. Лаптевой, Ю.А. Тихомирова, В.И. Фадеева, Е.С. Шугриной и др.

К предмету научной дисциплины “муниципальное право” относятся:

1) изучение отрасли муниципального права;

2) изучение практики правового регулирования организации и деятельности местной власти;

3) изучение российского и зарубежного опыта местного самоуправления, развития муници­пального права и его институтов.

Научную дисциплину “муниципальное право” можно определить как совокупность знаний, теорий о местном самоуправлении, формах и практике его осуществления и правового регулирова­ния.

В систему научной дисциплины входят следующие разделы (части):

– введение в муниципальное право, в котором изучаются понятия муниципального права, его предмет и источники, вопросы истории муниципального права России, опыт муниципального развития в зарубежных странах;

– местное самоуправление как форма народовластия, где изучаются: понятие, система, принципы местного самоуправления, соотношение непосредственной и представительной форм демократии;

– основы местного самоуправления, в которых рассматриваются территориальная, правовая, организационная, экономическая, финансовая основы местного самоуправления;

– полномочия местного самоуправления – в этом разделе рассматриваются понятие и правовое регулирование вопросов местного значения, компетенция органов местного самоуправления;

– гарантии местного самоуправления;

– ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

К источникам научной дисциплины муниципального права относятся: правовые акты, в которых закрепляются и регулируются организация и деятельность местного самоуправления; научные труды российских и зарубежных ученых; практика муниципальной деятельности в России; зарубежный муниципальный опыт.

Перспективы развития любой научной отрасли всегда связывают с наличием своей школы. Осознание этого приводит, как правило, к формированию новых учебных дисциплин, разработке учебно-методической базы для их преподавания.

В настоящее время учебная дисциплина “муниципальное право России” изучается практически во всех юридических вузах страны, в наиболее крупных из них существуют соответствующие кафедры.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.