Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Муниципальные выборы




 

Высшим непосредственным выражением воли населения яв­ляются выборы органов местного самоуправления. Выборы - наиболее массовая форма прямого народного волеизъявления. Их значение определяется прежде всего тем, что посредством выбо­ров образуются представительные органы местного самоуправле­ния, через которые население осуществляет местное самоуправ­ление, а также посредством выборов могут получать свои полно­мочия главы муниципальных образований.

Однако только этим значение выборов не ограничивается. В ходе избирательных кампаний граждане своими предложениями направляют деятельность органов местного самоуправления, кри­тически оценивают их работу. Каждая избирательная кампания стимулирует развитие социальной активности граждан, способст­вует выявлению их насущных потребностей и интересов, создает необходимые предпосылки для их удовлетворения.

Надо сказать, что курс на развитие местного самоуправления в нашей стране будет успешным, если при выборах в представи­тельные органы местного самоуправления будет каждый раз фор­мироваться достойный депутатский корпус. Именно от этого в значительной степени зависят эффективность работы представи­тельных органов местного самоуправления, укрепление их авто­ритета среди населения.

Вместе с тем успешность этого курса в немалой степени зависит и от качественного состава тех, кто возглавляет местную администрацию. В свою очередь этот состав в перспективе также будет определяться населением на выборах. Вот почему в стране в последнее время ведется большая работа по созданию таких начал избирательной системы, которые в полной мере соответст­вовали бы велению времени. Это потребовало существенного обновления всего действовавшего в Российской Федерации изби­рательного законодательства.

Сегодня правовую основу выборов в органы местного самоуп­равления составляют: Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.; Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 6 декаб­ря 1994 г.*; законы о выборах в органы местного самоуправления, принимаемые органами государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации**; уставы муниципальных образований.

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 33. Ст. 3406.

** Например, Московская областная Дума 27 декабря 1995 г. приняла Закон Московской области «О выборах органов и должностных лиц местного самоуп­равления в Московской области».

 

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы, т.е. выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляются на осно­ве всеобщего равного и прямого избирательного права при тай­ном голосовании при обеспечении установленных законом изби­рательных прав граждан.

Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы государственной власти и органы госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации гарантиру­ют проведение муниципальных выборов.

Согласно Закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» демократические свободные выборы в органы местного самоуправления Российской Федера­ции являются высшим непосредственным выражением принадле­жащей народу власти. Государство гарантирует свободное воле­изъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.

Участие граждан Российской Федерации в выборах в органы местного самоуправления является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного законом и иными нормативными правовыми актами законодательных (пред­ставительных) органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, - быть избранным в выборные органы местно­го самоуправления. Устанавливаемый минимальный возраст кан­дидата при выборах главы местной администрации не может превысить 21 года. Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, нацио­нальности, языка, происхождения, имущественного и должност­ного положения, места жительства, отношения к религии, убеж­дений, принадлежности к общественным объединениям.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, при­знанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Законами и иными нормативными правовыми актами законо­дательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться допол­нительные условия приобретения гражданином Российской Фе­дерации пассивного избирательного права, связанные со сроком его проживания на определенной территории Российской Феде­рации (соответственно уровню проводимых выборов). Сроки обя­зательного проживания на указанной территории не могут пре­вышать одного года.

Конституцией Российской Федерации, федеральными закона­ми, а также законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются огра­ничения, связанные со статусом депутата представительного ор­гана местного самоуправления, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой опла­чиваемой деятельностью.

Избиратели участвуют в выборах в органы местного самоуправления на равных основаниях, голосуют за или против кандидатов непосредственно. Голосование на выборах является тайным, т.е. исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя*.

* Вместе с тем выборы глав местного самоуправления на сходах граждан могут проводиться открытым голосованием по решению сходов. Это положение содержится, например, в Законе Московской области «О выборах органов и должностных лицместного самоуправления в Московской области» от 27 декабря 1995 г.

 

В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избира­тельным правом. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представленных по установлен­ной форме главой местной администрации. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в соответствующие избира­тельные комиссии сразу после назначения дня выборов.

Основанием для включения гражданина Российской Федера­ции в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка. Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов.

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий из­бирательным правом, вправе заявить в участковую избиратель­ную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю пись­менный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Ре­шение участковой избирательной комиссии может быть обжало­вано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, кото­рые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно.

Вносить изменения в списки избирателей после начала под­счета голосов избирателей запрещается.

Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных, представляемых органами местного самоуп­равления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 60 дней до дня выборов.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей создаются избирательные участки. Они образуются главой местного самоуправления по согласованию с соответствующими из­бирательными комиссиями с учетом местных и иных условий из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.

Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий публикуются соот­ветствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов.

Реализацию и защиту избирательныхправ граждан обеспечи­вают избирательные комиссии.

Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами законода­тельных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

При подготовке и проведении выборов избирательные комис­сии в пределах своей компетенции не зависят от органов мест­ного самоуправления.

Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их ком­петенции, установленной соответствующими нормативными пра­вовыми актами, обязательны для органов местного самоуправле­ния, общественных объединений, предприятий, учреждений, ор­ганизаций и должностных лиц, а также нижестоящих избиратель­ных комиссий.

Органы местного самоуправления, общественные объедине­ния, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномо­чий, в частности, представлять необходимые помещения, транс­порт, средства связи, техническое оборудование, сведения и ма­териалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный законодательством, а также предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий в порядке, установленном законодательством.

Формирование избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

В состав избирательных комиссий не могут входить кандида­ты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники канди­датов либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчи­нении.

После регистрации кандидата избирательное объединение - общественные объединения, участвующие в выборах посредст­вом выдвижения кандидатов, которое выдвинуло кандидата,илисам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, за­регистрировавшую его, и в нижестоящие избирательные комис­сии по одному члену с правом совещательного голоса. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствую­щей избирательной комиссии, должны оповещаться о всех засе­даниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На их заседаниях вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации. Решения избирательных комис­сий публикуются в печати и передаются в иные средства массо­вой информации в сроки, установленные законодательством.

В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе при­сутствовать наблюдатели, направленные общественными и изби­рательными объединениями, кандидатами, а также иностранные (международные) наблюдатели.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности.

Решение избирательных комиссий о регистрации кандидатов, отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Решение избирательной комиссии, противоречащее законодательству либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией.

Решения органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным.

Решения и действия (или бездействие) избирательных комис­сий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В случае если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимают­ся не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное реше­ние по существу жалобы.

В законах субъектов Российской Федерации определяется, какая избирательная система (мажоритарная, пропорциональная) используется при выборах органов местного самоуправления. Так, в Московской области в соответствии с Законом о выборах применяется мажоритарная система. При этом выборы могут проводиться как по одномандатным округам, так и по единому многомандатному округу. Порядок выборов, применяемый в кон­кретном муниципальном образовании, определяется им самостоятельно и закрепляется в его уставе.

Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства. Избирательные объ­единения по выборам в орган местного самоуправления могут выдвигать и единые списки кандидатов.

Решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в орган местного самоуправления от избирательных объединений принимаются на собраниях местных отделений этих избирательных объединений.

Два или более общественных объединения могут образовать избирательный блок для совместного участия в выборах.

Избирательные блоки подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии после представления ими в комиссии совместного списка кандидатов.

Решения о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) от избирательных объединений и избирательных блоков принима­ются тайным голосованием.

В поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых от избирательных объединений и избирательных блоков, собирают­ся подписи избирателей в порядке и количестве, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами. Макси­мальное количество подписей, необходимых для регистрации кан­дидатов (списка кандидатов), не может превышать два процента от числа избирателей, установленного при составлении списков избирателей.

Выдвижение кандидата непосредственно избирателями прово­дится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатом. Сбор подписей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства. Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для выдвижения кандида­тов. Количество подписей и порядок их сбора устанавливаются законодательством. Максимальное количество подписей, необхо­димых для регистрации кандидатов, не может превышать два процента от числа избирателей соответствующего избирательно­го округа.

Подписи могут собираться только среди избирателей, облада­ющих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидатов. Период вы­движения кандидатов при выборах в органы местного самоуправ­ления должен составлять не менее 30 дней.

Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить от любого избирателя (избирате­лей). О своей инициативе он (они) уведомляет избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация этого кандидата.

Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру.

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

После регистрации кандидаты, находящиеся на государствен­ной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобож­даются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения.

Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям осво­бождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствую­щая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию. Виды, размеры и порядок выплаты ком­пенсации устанавливаются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (пред­ставительных) органов государственной власти Российской Феде­рации.

Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу.

Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.

Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголов­ной ответственности, арестован или подвергнут мерам админи­стративного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.

Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральнымизаконами. Граждане, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата, избирательного объединения. Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия допуска к средствам массовой информации.

В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления. Должностные лица государст­венных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной аги­тации на равных основаниях с другими кандидатами.

Кандидат, избирательное объединение имеют право на бес­платное предоставление им эфирного времени по каналам госу­дарственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществля­ющих телевизионное и радиовещание на территории соответст­вующего избирательного округа, на равных основаниях.

Избирательные комиссии контролируют соблюдение установ­ленного порядка проведение предвыборной агитации.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кан­дидатов и прекращается за один день до дня выборов.

Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведе­нию муниципальных выборов проводятся за счет средств местно­го бюджета.

Кандидаты создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. При выборах в органы местного самоуправления избирательные объединения могут со­здавать избирательные фонды.

Избирательные фонды могут создаваться за счет средств, вы­деленных избирательному объединению или кандидату в равных размерах на предвыборную агитацию соответствующей избира­тельной комиссией; собственных средств избирательного объеди­нения или кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, а также добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Кандидат и избирательное объединение не позднее чем через 30 дней по окончании выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания своих избирательных фондов, а также о всех произведенных затратах, а избирательная комиссия обязана опубликовать этот отчет не позднее чем через 45 дней после его представления в избирательную комиссию.

Голосование на выборах проводится в один из выходных дней. Исключения в установлении дня голосования могут быть предус­мотрены действующим законодательством. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны опо­вестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации.

Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии. Избирательная комис­сия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.

Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадра­тах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандида­тов, в пользу которого сделан выбор, либо в позиции «против всех кандидатов (списков кандидатов)».

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирате­лям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспор­та или иного документа, удостоверяющего их личность. Участко­вая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирате­лям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования.

Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специ­ально оборудованной кабине или комнате, в которых не допуска­ется присутствие иных лиц. Заполненные избирательные бюлле­тени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избиратель­ной комиссии и наблюдателей.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участ­ковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комис­сия признает недействительными избирательные бюллетени,покоторым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы об итогах необходимые данные.

На основании подлинных протоколов участковых и террито­риальных (районных, городских и др.) избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная избира­тельная комиссия в соответствии с законодательством устанавли­вает результаты выборов по избирательному округу. О результа­тах выборов по избирательному округу составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами ок­ружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Так, в соответствии с Законом Московской области «О выбо­рах органов и должностных лиц местного самоуправления в Московской области» от 27 декабря 1995 г. в протоколе указыва­ется одно из следующих решений:

а) о признании избранным кандидата, получившего в своем округе наибольшее число голосов, от числа принявших участие в голосовании при выборах по одномандатным округам; при равен­стве голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше;

б) о признании избранными кандидатов в количестве, равном количеству мандатов при выборах по единому многомандатному округу, получивших наибольшее число голосов от числа участво­вавших в голосовании; при равенстве голосов избранным счита­ется кандидат, зарегистрированный раньше;

в) о признании избранным кандидата на должность главы или другого выборного должностного лица местного самоуправления, получившего наибольшее число голосов от числа участвовавших в голосовании; при равенстве голосов избранным считается кан­дидат, зарегистрированный раньше.

Окружная избирательная комиссия признает выборы по из­бирательному округу недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результа­ты волеизъявления избирателей.

Окружная избирательная комиссия признает выборы несосто­явшимися, если:

а) в выборах приняло участие меньше 25 процентов зареги­стрированных избирателей;

б) число голосов, поданных в графе «против всех кандидатов», превышает число голосов, поданных за всех кандидатов.

Протокол окружной избирательной комиссии незамедлитель­но направляется в избирательную комиссию муниципального образования (муниципальную избирательную комиссию).

В случае, если вся территория муниципального образования составляет единый избирательный округ, результаты выборов на основании протоколов участковых комиссий определяются муни­ципальной избирательной комиссией.

Итоги голосования по каждому избирательному участку, ре­зультаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной ко­миссии и непосредственно нижестоящих избирательных комис­сий, должны предоставляться для ознакомления любому избира­телю, кандидату, наблюдателю или представителю средств массо­вой информации.

Окружные избирательные комиссии, проводившие регистра­цию кандидатов, направляют общие данные о результатах выбо­ров по избирательному округу в средства массовой информации в течение трех дней после окончания выборов.

В случае признания выборов недействительными или несосто­явшимися проводятся повторные выборы. Решение о проведении повторных выборов принимает муниципальная избирательная комиссия. При этом она может принять решение о необходимос­ти проведения выборов нижестоящими избирательными комис­сиями в новом составе. Голосование проводится на тех же изби­рательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения первоначальных выборов в сроки, предусмотренные законодательством субъектов Российской Федерации.

***

Надо сказать, что действовавшее в нашей стране вплоть до самого последнего времени федеральное законодательство пред­усматривало использование таких, тесно связанных с выборами институтов непосредственной демократии, как наказы избирате­лей, отчеты депутатов перед избирателями и населением, а также отзывы депутатов, которые являлись элементами императивного депутатского мандата.

Наказами избирателей считались одобренные предвыборными собраниями имеющие общественное значение поручения избира­телей своим депутатам, направленные на улучшение деятельнос­ти местных Советов по руководству государственным, хозяйст­венным и социально-культурным строительством, обеспечение комплексного экономического и социального развития на их тер­ритории, удовлетворение материальных и духовных потребнос­тей людей.

Важной особенностью наказов избирателей был их общест­венный характер. Поэтому наказом могло быть признано не всякое предложение гражданина, а только такое, которое было обсуждено и принято большинством голосов на собрании изби­рателей. Именно в процессе обсуждения и голосования внесен­ных избирателями предложений и определялась их общественная значимость.

По своему содержанию наказы избирателей могли носить как общеполитический, так и более конкретный характер. В них отражались слабости работы местных Советов, выявлялись ее наиболее «узкие места», что, несомненно, могло способствовать улучшению деятельности представительных органов.

Наказы выдвигались, обсуждались и принимались на предвы­борных собраниях избирателей, выражая тем самым их волю. Было время, когда наказы принимались не только при выдвиже­нии кандидатов в депутаты, но и при встречах депутатов с избирателями. При такой практике дача наказов являлась непрерыв­ной, что затрудняло эффективную организацию их исполнения, лихорадило бюджетную и всякую другую работу местных орга­нов государственной власти. Это обусловило последующее ограничение их принятия только рамками предвыборных собраний.

Одно из важных требований, предъявляемых к наказам, сво­дилось к тому, чтобы они были реальными и обоснованными с экономической точки зрения, соответствовали конституции и действующему законодательству. Поэтому при обсуждении и решении на собрании вопроса о включении того или иного предложения в наказы избирателей было очень важно учитывать реальные возможности для их выполнения.

Наказы избирателей, особенно связанные с крупными затра­тами денежных средств, должны были приниматься с учетом реальных возможностей соответствующего местного Совета. При этом особое внимание должно было обращаться на изыскание и правильное использование местных ресурсов и возможностей.

Решение о принятии наказов избирателей к исполнению и план мероприятий по их выполнению принимался тем предста­вительным органом государственной власти, к ведению которого относилась реализация соответствующих наказов. Местный Совет, исходя из общественных интересов и интересов граждан, проживающих на его территории, с учетом материальных, трудо­вых и финансовых возможностей, принимал решение, какие наказы подлежат реализации в течение срока его полномочий, какие в перспективе.

Представительный орган, представлявший волю и интересы более широкого круга избирателей, чем тот, от которого исходит наказ, был вправе принять мотивированное решение о нецелесо­образности выполнения отдельных наказов избирателей. Реше­ние местного Совета о наказах избирателей доводилось до сведе­ния избирателей.

Особые требования предъявлялись к решению об утвержде­нии конкретных мероприятий по реализации наказов избирате­лей. Оно должно было включать в себя только актуальные и реальные наказы, основываться на изысканных для их реализа­ции денежных и материальных ресурсах, включая при этом мак­симальное использование местных возможностей, содержать чет­кие меры по реализации наказов, указывать конкретных испол­нителей и точные cpoки выполнения.

Основную работу по организации исполнения наказов и глав­ную ответственность за ее состояние должны были нести испол­нительные органы, которые располагали для этого не только необходимыми полномочиями, но и денежными и материальными ресурсами, имели аппарат штатных работников, который был обязан заниматься организаторской работой по исполнению на­казов избирателей. К этой работе широко привлекались предпри­ятия, учреждения и организации, находящиеся на территории соответствующих представительных органов, а также широкая общественность, само население, заинтересованное в выполне­нии наказов.

Возложение ответственности за реализацию наказов на раз­личные органы не означало, что тем самым в какой-то мере снималась ответственность с депутатов. Депутаты были обязаны лично участвовать в организации работы по выполнению наказов избирателей.

Вместе с тем надо иметь в виду, что в работе с наказами избирателей были и существенные недостатки, обусловленные, в частности, действовавшей в те годы жестко централизованной системой планирования и бюджетного финансирования. Многие наказы отклонялись местными Советами. Принимались в основ­ном лишь те из них, реализация которых не требовала каких-либо существенных материально-финансовых затрат либо которые со­впадали с планами социально-экономического развития, благоу­стройства территории. В практике проведения предвыборных собраний, на которых давались наказы, было много казенщины, шаблонности. Дача наказов выливалась порою в пустую формаль­ность вместо действительно делового обсуждения предложений избирателей.

Действующее федеральное законодательство о местном само­управлении не содержит каких-либо положений о наказах. Вмес­те с тем оно не содержит и положений о запрете давать наказы депутатам. Муниципальные образования, основываясь на законо­дательстве субъектов Российской Федерации, вправе предусмат­ривать использование этого института прямой демократии в прак­тике работы представительных органов местного самоуправ­ления.

Другим важным институтом непосредственной демократии были отчеты депутатов. Депутаты местных Советов обязыва­лись поддерживать связи с избирателями своего округа, были ответственны перед ними и им подотчетны. Специальным сред­ством контроля избирателей за работой Советов и депутатов являлись отчеты депутатов.

Под отчетом депутата понималось его официальное выступ­ление перед избирателями с сообщением о работе, которую проделал он лично и в целом Совет за определенный период. Цель этого выступления состояла не только в том, чтобы информиро­вать избирателей о проделанной работе, но и в том, чтобы они могли обсудить и оценить работу депутата и Совета, высказать свои предложения и замечания. Поэтому отчет депутата непре­менно должен был носить характер его личной встречи с изби­рателями.

Депутат был обязан отчитываться перед избирателями округа о своей работе, о ходе выполнения предвыборной программы не реже двух раз в год.

Обычно отчеты устраивались по инициативе самих депутатов. Вместе с тем по требованию избирателей мог быть проведен и внеочередной отчет депутата. Внеочередные отчеты были обычно связаны с какой-то неординарной ситуацией, например, с каки­ми-либо претензиями к депутатам.

Помимо избирателей депутат был обязан отчитываться также и перед коллективами и общественными организациями, выдви­нувшими его кандидатом в депутаты.

Отчеты депутатов проводились в сроки, которые определялись самим Советом или его президиумом. При установлении этих сроков учитывалась необходимость обеспечения регулярности отчетов, т.е. проведения их через примерно равные отрезки времени, а также учета времени, наиболее удобного как для избирателей, трудовых коллективов и общественных организа­ций, так и для депутатов.

По отчету депутата избиратели принимали решение, в котором давалась оценка работе депутата и Совета.

Последовательное осуществление принципа подотчетности де­путатов избирателями рассматривалось как важнейшее средство обеспечения тесной связи представительных органов с избирате­лями, предоставляющее последним возможность постоянно вли­ять на работу Советов, участвовать в решении общественных дел.

Постоянный контроль со стороны населения за работой депу­татов и Советов, критика со стороны избирателей недостатков депутатской работы были призваны обеспечить активное влияние на всю практику местных органов государственной власти, акти­визировать их деятельность, помочь вести борьбу с проявлениями бюрократизма, волокиты, невнимательного отношения к нуждам и потребностям людей.

Вопросы о подотчетности сегодня органов местного самоуп­равления, выборных должностных лиц в соответствии со статья­ми 16 и 17 Федерального закона «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в Российской Федерации» и законами субъектов Российской Федерации решаются в уставе муниципального образования.

Другим институтом непосредственной демократии, представ­ляющим собой форму ответственности депутата перед избирате­лями, содержанием которой являлась возможность досрочного прекращения действия депутатского мандата по воле избирателей, был отзыв депутата.

Депутат мог быть отозван избирателями, если он не оправдал их доверие или совершил действия, не достойные высокого зва­ния депутата. При этом фактом неоправдания доверия избирате­лей являлось невыполнение депутатом любой из тех обязаннос­тей, которые возлагались на него законом, а действиями, не достойными высокого звания депутата, признавались действия, не обязательно связанные с его депутатской деятельностью, но нарушающие правовые или моральные нормы.

Право возбуждения вопроса об отзыве депутата местного Совета принадлежало общественным организациям в лице их районных, городских, районных в городах органах, трудовым коллективам, а также собраниям военнослужащих по воинским частям. При отзыве депутатов поселковых и сельских Советов это право принадлежало также общим собраниях граждан по произ­водственным подразделениям сельскохозяйственных предпри­ятий, по селам и другим сельским населенным пунктам.

Материалы о возбуждении вопроса об отзыве депутата пере­давались на рассмотрение соответствующего Совета. Если вопрос об отзыве депутата был возбужден с соблюдением требований закона, Совет назначал проведение голосования об отзыве депу­тата.

Обсуждение и решение вопросов об отзыве депутата осущест­влялось собраниями избирателей соответствующего избиратель­ного округа, которые созывались общественными организациями, наделенными правом возбуждения вопроса об отзыве депутата, в сроки, установленные Советом.

Депутат считался отозванным, если за отзыв проголосовало большинство избирателей данного избирательного округа.

Действующая Конституция Российской Федерации не уста­навливает каких-либо положений о праве избирателей отзывать избранных ими депутатов.

Вместе с тем в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 18) закреплено, что уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением де­путата представительного органа местного самоуправления.

Кроме того, статья 8 данного Закона предусматривает возмож­ность закрепления в уставе муниципального образования порядка отзыва, выражения недоверия населением органам местного самоуправления и выборным должностным лицам местного само­управления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 7193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.