Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины




V. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценить успеваемость студентов преподаватель может в ходе проведения семинарских занятий, рейтингового контроля, а также на итогом экзамене по дисциплине.

Проведение семинарских занятий основано на сочетании как традиционного опроса, так и на применении активных и интерактивных методик.

Опрос студентов на практических занятиях имеет целью проверку полученных ими основных теоретических знаний по изучаемой теме, владение юридическими понятиями и категориями, понимание сущности проблем правового регулирования, умений публичного выступления, формулировать собственные суждения и умозаключения.

Совершенствование знаний сопровождается интенсивным формированием умений их практического использования, что развивает субъективную активность, в том числе учебно-познавательную, показывает, что большинство проблем имеет многозначные решения.

Важной составляющей семинарских занятий является решение задач (казусов), которое призвано помочь обучаемым уяснить смысл нормативно-правовых актов, закрепить теоретические знания, приобрести практические навыки по применению норм муниципального законодательства к конкретным ситуациям, выработать самостоятельность в решении вопросов, возникающих в ходе правоприменительной деятельности. Предлагаемые для решения студентов задачи (казусы) составлены преимущественно из реальных правовых ситуаций. Их выполнение должно вызвать интерес у студента, желание разобраться в проблеме, научиться составлять разнообразные юридические документы, а в конечном итоге – получить прочные знания по изучаемой дисциплине.

Работа по решению задач предполагает соблюдение ряда методических правил. Под методикой решения учебных задач понимается система методических положений и приемов разбора конкретной учебной задачи, которая должна обеспечить: а) правильное решение дела по существу; б) юридическую обоснованность решения со ссылкой на конкретные правовые нормы; в) учет сложившейся судебной практики; г) логичность и последовательность изложения доводов, каждый из которых должен отталкиваться от предыдущего (базироваться на нем, быть связанным с ним и т.п.); д) максимально краткую и точную формулировку промежуточных выводов и итогового решения. Приступая к решению задачи, необходимо усвоить нормативный материал и специальную литературу, рекомендованную по теме, ознакомиться с опубликованными материалами судебной практики. Задача должна быть прочитана внимательно, необходимо точно определить, на какие конкретные вопросы должен быть дан ответ.

Решение задач должно быть развернутым и обоснованным, а не сводиться к односложным ответам на поставленные вопросы.

Текущий контроль включает выполнение студентами заданий в рамках проводимых на практических занятиях деловых (ролевых) игр, заданий по систематизации законодательства и судебной практики, составление письменных юридических консультаций, проектов юридических документов, интерактивные выступления, презентации с использованием мультимедийного проектора, выполнение творческих заданий, например, составлении кроссвордов, тестов в рамках изучаемых тем.

Проведение семинарских занятий включает обсуждение докладов, подготовка которых так же относиться к формам самостоятельной работы студентов. Тема доклада заранее согласовывается с преподавателем и должна соответствовать изучаемой теме. По продолжительности доклад должен быть не более 10 минут, затем студенты обсуждают его содержание, задают вопросы, высказывают собственные суждения. При подготовке к докладу необходимо более глубокое изучение теоретических основ и муниципального законодательства, что позволит обозначить пробелы правового регулирования, сформулировать собственные выводы. Целесообразно структурировать доклад и письменно зафиксировать его основные тезисы. Доклад способствует выработке навыка по публичному выступлению, умению обосновывать свою точку зрения.

 

Формы осуществления контроля за текущей работой:

1. Опрос студентов по вопросам, вынесенным на практическое занятие.

2. Проверка решения задач, выполненных заданий, их обсуждение.

3. Проверка составленных проектов юридических документов.

4. Оценка выступлений с докладами, презентациями по муниципальному праву.

5. Проверка письменной работы по систематизации законодательства и судебной практики.

Допускается выполнение и иных творческих заданий по согласованию с преподавателем.

Контроль за самостоятельной работой студентов

Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью учебного процесса. Самостоятельная работа осуществляется студентами при подготовке к лекциям, семинарским занятиям, при выполнении ими творческих заданий, подготовку к экзамену, при написании рефератов, подготовке докладов, выполнении курсовых и дипломных работ.

Для того, чтобы добиться глубоких знаний, усвояемости учебного материала, студентам необходимо правильно организовать самостоятельную работу. Если по определенной теме в соответствии с рабочей программой не осуществляется чтение лекции, то данная тема обязательно выносится для обсуждения на семинарское занятие. Кроме того, некоторые вопросы отдельных тем, как правило, не относящиеся к проблемным и достаточно простые для понимания их сущности, также будут предложены студентам для самостоятельного изучения.

Самостоятельную работу целесообразно начинать с ознакомления содержания учебника, учебного пособия. При этом вопросы, которые необходимо изучить, указаны в учебной программе. После этого необходимо изучить рекомендованные по теме законодательные и иные нормативно-правовые акты, что является обязательным, так как студент должен свободно ориентироваться в современном муниципальном законодательстве, знать содержание правовых норм, уметь их анализировать. После каждой темы указана также научная литература, изучение которой способствует более глубокому пониманию муниципальных правоотношений. Важное значение имеет и изучение судебной практики. Для закрепления полученных знаний студенты должны выполнить задания: решить задачи, выполнить работу по систематизации законодательства и т.п. Совершенствование знаний сопровождается интенсивным формированием умений их практического использования, что развивает субъективную активность, в том числе учебно-познавательную, показывает, что большинство проблем имеет многозначные решения. Предлагаемые для решения студентов задачи (казусы) составлены преимущественно из реальных правовых ситуаций. Их выполнение должно вызвать интерес, желание разобраться в проблеме, научиться составлять разнообразные юридические документы, а в конечном итоге - получить прочные знания по изучаемой дисциплине.

Проведение семинарских занятий может включать обсуждение докладов, подготовка которых так же относиться к формам самостоятельной работы студентов. Тема доклада заранее согласовывается с преподавателем и должна соответствовать изучаемой теме. По продолжительности доклад должен быть не более 10 минут, затем студенты обсуждают его содержание, задают вопросы, высказывают собственные суждения. При подготовке к докладу необходимо более глубокое изучение теоретических основ и муниципального законодательства, что позволит обозначить пробелы правового регулирования, сформулировать собственные выводы. Целесообразно структурировать доклад и письменно зафиксировать его основные тезисы. Доклад способствует выработке навыка по публичному выступлению, умению обосновывать свою точку зрения.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Задача № 1

Окружная избирательная комиссия отказала в регистрации в каче­стве кандидата в депутаты городского совета заместителю главы город­ской администрации на том основании, что в соответствии с законода­тельством о муниципальной службе муниципальный служащий не может быть депутатом представительного органа.

Правомерен ли отказ в регистрации окружной избирательной ко­миссии? В каком порядке и на основании каких документов осуществля­ется регистрация кандидатов в депутаты?

Задача № 2

При определении итогов голосования по выборам главы местного самоуправления района территориальная избирательная комиссия ус­тановила, что из общего количества избирателей 98 тыс. человек в выборах приняло участие 24 тыс. избирателей. Кандидат Васильев по­лучил 3700 голосов, Силантьев — 2150, Маслов — 4120, Решетов — 4980, Савин — 3950. Против всех кандидатов проголосовало 5100 из­бирателей.

Какое решение должна принять территориальная избирательная комиссия?

Задача № 3

Директор совместного российско-финского предприятия Михай­лов решил баллотироваться кандидатом в депутаты городского совета. Из сотрудников предприятия он образовал группу по сбору подписей в поддержку своей кандидатуры. Членам группы были предоставлены двухнедельные оплачиваемые отпуска, после окончания сбора подпи­сей каждому была выплачена премия в размере месячного должност­ного оклада. Совет учредителей предприятия выделил Михайлову ма­териальную помощь на проведение избирательной кампании, а также разрешил использовать множительно-копировальную технику пред­приятия для изготовления агитационных материалов.

Соответствует ли данная ситуация законодательству о выборах? Каким образом должна финансироваться избирательная кампания кан­дидатов в депутаты?

Задача № 4

В соответствии с постановлением администрации области было на­чато строительство дороги областного значения, которая проходила
через село Степное. Часть домов в связи с этим было решено снести.
Однако жильцы домов, подлежащих сносу, решили выступить с народной правотворческой инициативой о строительстве дороги в обход
села. Их подержали и другие жители села. Письменное заявление по
этому вопросу было направлено в администрацию области. '*

Прокомментируйте сложившуюся ситуацию. Что понимает закон под народной правотворческой инициативой?

Задача № 5

Комитет территориального общественного самоуправления Вое-* ' точного микрорайона представил в городскую администрацию в каче­стве народной правотворческой инициативы проект положения «О по­рядке проведения благоустроительных работ на территории Восточно­го микрорайона» с просьбой' направить его на рассмотрение городского совета. Однако глава городской администрации посчитал, что пред­ставленный проект требует дополнительного финансирования, не предусмотренного городским бюджетом, поэтому не может быть рас­смотрен городским советом. Получив отказ главы администрации, члены комитета территориального общественного самоуправления об­ратились за разъяснениями в прокуратуру.

От имени прокуратуры подготовьте ответ членам комитета.

Задача № 6

Устав Андреевского сельсовета был принят на местном референду­ме и направлен для государственной регистрации в управление юсти­ции области. Однако управление юстиции в регистрации устава сель­совета отказало, ссылаясь на несоответствие отдельных его положений федеральному и областному законодательству. На своем очередном заседании депутаты сельсовета привели устав в соответствие с законо­дательством и вновь направили его на регистрацию.

Может ли управление юстиции зарегистрировать данный устав'?

Задача № 7

Один из депутатов областной думы при обсуждении проекта закона области о порядке государственной регистрации уставов о местном самоуправлении муниципальных образований внес предложение о том, что регистрацию уставов должна производить" областная дума в целях осуществления более эффективного контроля за законностью принимаемых уставов. Присутствовавший на заседании представитель администрации области возразил против этого, отметив, что полномочие по регистрации уставов относится к числу полномочий исполни­тельных органов государственной власти, поэтому оно должно быть отнесено к компетенции администрации области. Председатель об­ластной думы обратился за разъяснением по этому поводу к прокурору области, также присутствовавшему на заседании областной думы.

Какое разъяснение должен дать прокурор? Какой орган вправе осу­ществлять государственную регистрацию уставов о местном самоуп­равлении муниципальных образований? Может ли быть этим органом областная дума?

 

Промежуточная аттестация студентов при изучении «Муниципального права Российской Федерации» проводится в виде тестирования. Тесты способствуют объективности оценки результатов, обусловленной конкретностью измерителей ответа. С их помощью возможно проверить знания по компонентам (понятия, концепции и пр.), либо в комплексе. Использование тестов фронтально и индивидуально, на всех этапах обучения способствует не только контролю и оценке знаний, но и первичному закреплению, обобщению, систематизации нового материала; развитию специальных умений.

Ответ на вопрос в рамках тестирования может содержать один либо несколько правильных вариантов ответа.

 

Примерные (типовые) тесты по муниципальному праву:

 

1. Что составляет предмет муниципального права как отрасли?

1.1 общественные отношения в системе местного самоуправления;

1.2 история возникновения государства и права;

1.3 отношения в сфере производства и потребления материальных благ в муниципальном образовании.

 

2. Какой из перечисленных ниже методов правового регулирования характерен для муниципального права?

2.1 императивный;

2.2 диспозитивный;

2.3 комплексный.

 

3. Какая из перечисленных ниже теорий является теорией местного самоуправления?

3.1 договорная;

3.2 патриархальная;

3.3 теория свободной общины.

 

4. Чем обусловлена необходимостью сочетания государственного и общественного начал в самоуправлении?

4.1 необходимостью подчинения населения сильной централизованной власти;

4.2 устранением дуализма власти, способного вызывать политическую нестабильность;

4.3 потребностью "разгосударствления" общественных организаций.

 

5. В какой из перечисленных стран впервые было дано научное толкование понятия "местное самоуправление"?

5.1 Германия;

5.2 Англия;

5.3 Россия.

 

6. Что понимается под местным самоуправлением?

6.1 форма демократии, заключающаяся в самостоятельном разрешении гражданами вопросов местного значения;

6.2 исполнение государственных директив выборными чиновниками на местах;

6.3 способ формирования местных учреждений законодательной, исполнительной и судебной власти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.