Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Это отмечает судья Абу Бакр ибнуль-Араби в шархе к сборнику Тирмизи. 1 страница




"Из мнений относительно хариджитов верно то мнение, которое считает их неверными, ибо посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: "Выходят из Ислама". В другом месте: "Я убил бы их так, как убивал бы адитов".

В другом хадисе упоминается о самудитах. Оба эти племени погибли по причине своего куфра. Об этом же свидетельствует следующее слово посланника Аллаха (с.а.в.): "Они худшие из творений".

Как известно таким качеством могут обладать только неверные (муслимы, хоть и грешные не могут считаться худшими из творений, ибо они в любом случае лучше неверных - прим. пер.). Кроме этого имеются следующие слова посланника (с.а.в.): "Поистине, они - более всех творений заслужили гнев Аллаха ".

С другой стороны они выносили такфир муслимам и пророчили им вечный ад. Поэтому они сами более всего заслуживают этого суждения. Одним из последующих (не салаф) ученых, кто выносит такфир хариджитам, это - Таки ад-дин ас-Субки.

В своих фатвах он говорит следующее:

"Одним из доказательств тех, кто выносит такфир хариджитам и крайним рафидъитам, является то, что они (хариджиты и рафидъиты) выносят такфир выдающимся сахабам. По моему мнению это верно, ибо такфир сахабов означает опровержение пророка (с.а.в.), который пророчил сахабам Рай".

Те же, кто не выносят им (хариджитам) такфир говорят следующее:

"Для того, чтобы выносить хариджитам такфир, нужно обладать абсолютно достоверными знаниями о них. А те свидетельства и предания (о их куфрах), которые до нас дошли недостаточны для устранения всех сомнений относительно их деяний".

Мы же говорим, что для нас необязательны сведения о всех их куфрах. Для нас достаточно того, что они вынесли такфир сахабам. При этом, нам достоверно известно, что те сахабы были абсолютно чисты от куфра. Нашим доказательством является хадис:

"Кто скажет своему брату (муслиму): "Эй кафир!", то поистине это слово обратится одному из двух". (Бухари)

Вариант Муслима выглядит следующим образом: "Кто обвинит муслима в куфре и скажет ему: "Эй, враг Аллаха!", и если это не так, то это возвращается к нему самому". (Муслим).

Итак, нам точно известно, что они (хариджиты) вынесли такфир сахабам, в чьей вере нет сомнений. Поэтому согласно суждению законодателя (Аллаха), мы обязаны вынести суждение об их куфре. Утверждения и оправдания хариджитов не играют роли, ибо арабские мушрики тоже имели свои якобы оправдания. Поэтому если хариджиты и на самом деле искренне верят в то, что сахабы неверные - это им не поможет. То, что они веруют в некоторые Исламские верования и выполняют некоторые Исламские приказы не спасает их от того, чтобы им быть неверными. Ведь и мушрики тоже могут выполнять некоторые приказы и верить в некоторые Исламские истины и думать при этом, что они на истинном пути; но это не спасает их от того, чтобы продолжать быть мушриками.

Хафизъ (Ибн Хаджар) продолжает:

"Одним из тех, кто склоняется к такфиру хариджитов это Табари. В книге "Тахзиб" он, приведя хадисы по этой теме, говорит следующее:

"В этом (этих хадисах) есть доказательство-опровержение тем, кто утверждает следующее: "Тот, кто заслужил право называться сторонником къиблы, тот не выйдет из Ислама, пока сознательно и намеренно не захочет выйти из Ислама". Принятие такого утверждения сводит эти хадисы на нет". (Имам Табари особенно уделяет внимание опровержению этого ложного утверждения; при каждом удобном случае он старается указать на это. Например, см. главу c.3.1.1).

В хадисе говорится: "Они говорят слова истины и читают Коран, но выходят из Ислама; и ничто из Ислама не пристает к ним ".

Как известно, помимо того, что они считали разрешенным покушение на жизнь и имущество муслимов, они также толковали Коран толкованием, которое там не подразумевается. В связи с этим имеется следующее предание от Ибн Аббаса: "Они веруют в мухкам (однозначные аяты) Корана, но гибнут в муташабихе (неоднозначных аятах) Корана".

То, что их необходимо убивать, подтверждает также и следующий хадис от Ибн Масъуда: "Убийство муслима разрешено только в следующих трех случаях. Третье, это если он покинет религию и отделится от джамаата (остальные два это блуд и возмездие за убийство)".

Куртуби в своем "Муфхим"е говорит:

"Точка зрения, предусматривающая такфир хариджитов, подкрепляется также и художественным образом в хадисе от Абу Саъида. Хадис свидетельствует о том, что они на самом деле выходят из Ислама, подобно тому, как стрела выходит из дичи, без остатков каких-либо следов".

Автор книги "Аш-Шифа" Судья Иядъ говорит:

"Опираясь на эти хадисы, мы без каких-либо сомнений выносим такфир всем, кто скажет такое слово, которое подразумевало бы, что (вся) умма в заблуждении или, что сахабы - неверные".

Автор книги "Ар-Равда" привел от него это слово и подтвердил его.

Многие ученые-методологисты признали хариджитов муслимами, хотя и заблудшими, ибо они все-таки принимают два свидетельства и выполняют Исламские положения. Единственное что есть против них, это то, что они, опираясь на неправильное умозаключение, считают муслимов неверными, и это побудило их считать разрешенными их жизнь и имущество.

Хаттаби сказал:

Мусульманские ученые соединяются в следующем: "Хариджиты, несмотря на то, что у них имеются заблуждения, являются все же мусульманской группой. Поэтому разрешено заключать с ними браки, и есть то, что они зарежут. Все эти ученые утверждают, что им нельзя выносить такфир, пока они не покинут основы религии (т.е. те, из хариджитов, которым вынесли такфир, покинули одну (или несколько) из основ религии - прим. пер.)".

Иядъ сказал:

"Этот вопрос (о такфире хариджитов) стал одним из сложнейших и запутанейших вопросов среди ученых. Так, что когда Абуль-Ма1али спросили об этом, он посетовал на головоломность вопроса и сказал: "Поистине, включение кафира в Ислам и исключение муслима из Ислама велико в религии (ошибка в них чревата губительными последствиями)".

Выше мы приводили слова судьи Абу Бакра аль-Бакъиллани, который запнулся в этом вопросе и сказал:

"Эти люди не совершили открытого деяния куфра. Быть может, просто сказали некоторые слова, которые могут истолковываться как куфр (а могут истолковываться и в другом смысле, не влекущем за собой куфр - прим. пер.)".

Газали в своей книге "Разница между верой и неверием" говорит следующее:

"По мере возможности нужно избегать такфира (если смысл определенного слова или деяния можно истолковать смыслом, который не является куфром, то нужно предпочитать именно тот, смысл, который куфром не является - прим. пер.). Если мы по ошибке сделаем такфир муслима - обладателя таухида, совершающего намаз, то мы убьем мусульманина, что является большим делом. Если же мы истолкуем (не в ущерб Шариату и здравомыслию) деяние неверного в его пользу и ошибочно примем его за муслима, то его жизнь сохранится (что не явдляется правильным). Но убийство одного муслима намного опаснее, чем ошибочное сохранение жизни тысячи кафиров".

Также одним из доводов, на который опираются те, кто не выносит такфир хариджитов, это одно выражение в хадисе, где приводится пример со стрелой и дичью: " …Он (охотник) смотрит на наконечник, есть ли там следы... ".

В связи с этим Ибн Батталь говорит:

"Большинство ученых сказало, что хариджиты не за пределами Ислама, ибо в хадисе говорится: "есть ли на (наконечнике)". Слово "есть ли" выражает сомнение (есть или нет?). А раз здесь появилось сомнение, то нельзя выносить суждение о том, что они вышли из религии, ибо если для кого-нибудь было установлено, что он ранее вошел в Ислам (а для хариджитов это установлено), то для того, чтобы вынести суждение о выходе его из религии, необходимо абсолютная уверенность.

Когда Али спросили о жителях возле реки (хариджиты), он ответил: " Они избежали куфра".

Я (Ибн Хаджар) говорю: "Если предположить, что эти слова переданы от Али, то это объясняется тем, что Али не знал их верований, за которые им выносится такфир".

Что касается выражения "есть ли", то это спорное доказательство. В других вариантах предания передается просто: "к нему ничего не пристало". Это можно объединить следующим образом. Сначала он засомневался, остались ли там следы, но затем понял, что там ничего не осталось. Возможно и следующее объяснение. На некоторых хариджитах остались следы, а на некоторых не остались.

Куртуби сказал в "Муфхим"е:

"Из хадиса больше следует, что они неверные. По другому хадис толковать сложно (хадис не дает такой возможности). Если принять такфир хариджитов, то отсюда следует, что с ними нужно сражаться и убивать, а имущество брать как добычу. Это и является мнением одной части ахлю-сунны. Те, кто не принимает их такфир, те считают, что война с ними ведется как с непокорными. Если они будут пытаться отделяться, то им объявляется война. Внутри этого мнения есть и другие разногласия. После того, как они будут побеждены, нужно ли будет убивать тех, кто не покаялся в своем бидъате, или ему нужно обязательно покаяться. Такфир хариджитов запутанный вопрос, сложно придти к какому-то удовлетворительному мнению".

Из этого можно извлечь следующий поучительный урок. Человек может выйти из Ислама, не имея такого намерения. Для того, чтобы войти в другую религию не обязательно, намеренно выходить из Ислама. Судя по хадисам, хариджиты худшие из творений, то есть хуже иудеев и христиан, несмотря на то, что они вышли из уммы Мухаммада (и считают себя муслимами и усердны в поклонении). То, что хариджиты хуже всех, даже иудеев и христиан это соответствует мнению о такфире хариджитов. (Фатхуль-Бари, Бабур-Ридда, 12/295-313)

Относительно хариджитов Ибн Касир сказал следующее:

"Это очень удивительный тип людей. Субханаллах, как же различны бывают люди. Аллах пожелал и предопределил существование таких людей. Как верны замечания некоторых салафов относительно хариджитов. Они (некоторые салафы) сказали, что хариджиты это люди, про которых Аллах сказал:

"Скажи: "Не поведать ли вам о тех, кто в деяниях своих потерпел наибольший убыток? Тех, чьи усилия в этой жизни были тщетны, а ведь они думали, что поступают хорошо". (Пещера, 103-104)

Здесь подразумеваются невежественные, заблудшие люди, которые оказались в убытке. Для того, чтобы сражаться с муслимами, они порвали со своими отцами, матерями, дядями и тетями и разорвали родственные связи. По причине невежества, недостатка знаний и глупости, они поверили, что это угодно Господу земли и небес. Они не поняли, что их поступки величайший грех и смута, которую им украсил шайтан. Он поклялся сбивать людей с пути и враждовать с ними и это он обманул нашего отца Адама, мир ему, после чего он был изгнан из Рая с небес. Да хранит нас Аллах. Сила и мощь только у Него и на молитвы отвечает только Он. Часть людей попыталась убедить хариджитов, среди которых были их сыновья и братья, и им удалось вернуть одну часть от хариджизма. Но эта часть разделилась на две. Одна группа продолжила идти прямым путем. Другая снова сбежала и вернулась к хариджитам. Они собрались в Нахраване и образовали самостоятельную армию. Конечно, среди них были смелые войны. Воюя против муслимов, они полагали, что приближаются этим к Аллаху, удаляются от Ада, что Аллах не будет им мстить и будет им помогать на их пути. (Аль-Бидая ва-ннихая, 7/286-287)

Приведенные отрывки из слов ученых показывают следующее:

Положение, в которое попали хариджиты, обусловлено их невежеством (не злым умыслом), тем, что они (подобно христианам) говорили от имени Аллаха, то чего не понимали, толковали аяты по собственному усмотрению. Вместе с этим, они полагали, что это они являются носителями Корана, что это они возвышают его и претворяют в жизнь. Когда они воевали с муслимами, они думали, что воюют с вероотступниками, вышедшими из законодательства Корана. Поэтому они жертвовали жизнями и имуществом на этом пути. Как верно то, что про них сказал посланник Аллаха (с.а.в.): "Читают Коран, думают, что он за них; на самом же деле, он против них".

Одновременно с этим передано много преданий, где говорится, что они выходят из Ислама, причем без какого-либо остатка, подобно тому, как стрела выходит из дичи без всяких остатков крови и внутренностей. Вся умма соединилась в том, что хариджиты нововведенцы и заблудшие, заслуживающие порицания. Но в такфире их, имеются известные разногласия.

Ибн Таймия в связи с этим сказал:

"По истине, умма единогласна в том, что хариджиты заблудшие и заслуживают порицания. Но по поводу такфира (в умме) имеется два мнения. Имам Малик, Ахмад и Шафии сказали, что в такфире хариджитов есть разногласия. (Маджмуъуль-Фатауа, 28/518)

Глава шестая. Доказательства неверия хариджитов.

Поистине, большое количество имамов - исследователей придерживаются мнения такфира хариджитов. Как, например имам хадисоведов: Бухари; имам толкователей корана: Табари; Субки; судья Абу Бакр ибн Араби; Рафии и др.

Куртуби сказал, что хадисы более свидетельствуют в сторону такфира хариджитов; что предания от Абу Саъида показывают, что сам он считал хариджитов неверными.

Одновременно с этим, основное, преобладающее мнение имамов Малика, Ахмада и Шафии - в сторону такфира хариджитов. Кроме этого логический ход хадисов не дает возможности не выноситья им такфир. Тем ученым, которые не принимают такфир хариджитов, ничего не остается как истолковывать хадисы по другому. Но толкования эти не опираются на какие-нибудь разумные доказательства. Этих ученых (не принимающих такфир) поставил в затруднение тот факт, что хариджиты не сделали ничего такого, что нарушало бы основы религии. Одним из таких ученых является Абу Сулайман аль-Хаттаби.

С другой стороны если человек нарушает что-нибудь из основ религии, то в такфире такого человека никаких разногласий нет (и быть не может). Принимать кого-нибудь за муслима, уже предусматривает в себе, что тот человек обладает основами религии. Если он их нарушит, то становится вероотступником.

 

Одним из доказательств, за которое уцепились ученые, не признающие такфир это одно выражение в хадисе: "тaмaaрa фaвкa" - "засомневался (есть или нет) остатки на наконечнике".

Хафизъ отвечает на это следующим образом:

В других преданиях говорится прямо: "К нему ничего не пристало". Эти предания можно и объединить. Вначале он засомневался, но затем, хорошенько исследовав стрелу, убедился, что на ней ничего нет. Также эти ученые приводят в доказательство некоторые предания, где говорится, что хариджиты из этой уммы.

Вот как это объяснил Хафизъ:

В тех преданиях, где говорится, что хариджиты не из этой уммы, под уммой подразумевается община, последовавшая за Мухаммадом (с.а.в.), то есть в эту умму входят только муслимы. В тех преданиях, где говорится, что хариджиты из этой уммы, под словом умма подразумевается община призыва, то есть такая община, к которой Мухаммад послан со своим призывом. Сюда входят также мушрики и кафиры.

Также необоснованны их толкования выражения "они выходят из Ислама". Они говорят, что одно из значений слова Ислам это подчинение. Они берут не техническое значение слова Ислам (какое мы знаем), а лингвистическое и говорят, здесь может подразумеваться любое подчинение. Возможно, что они просто выходят из подчинения амиру, а это не делает их неверными. Но другие варианты хадиса опровергают такое толкование, ибо в других версиях говорится: "Они выходят из религии".

Что касается того, что они приводят доказательством слова Али, то объяснение этому такое, какое дал Хафизъ. То есть эти слова относятся к тому периоду, когда Али еще не знал о их куфрах. Или же это было тогда, когда нововведения хариджитов не дошли до степени куфра.

Вообще методология салафов не разрешает делать иное толкование (толкование религиозного текста в обход явного, прямого смысла; толкование принимающее во внимание не основной смысл, а нераспространенные, малоупотребительные смыслы), кроме тех случаев, когда для этого есть крайняя необходимость; например когда нужно устранить "противоречие" между двумя, на первый взгляд нестыкующимися, текстами; или когда явный смысл текста противоречит общим Шариатским принципам и основам религии. Или если в самом тексте есть намек на этот неявный смысл. В данном же случае нет ничего такого, что заставляло бы нас идти на такой шаг. Наоборот весь контекст хадисов, общий ход мысли, все другие предания дружно указывают на куфр хариджитов, и нет ничего такого, что заставляло бы нас думать иначе. Например, такие выражения как:

"В этой умме - обратите внимание посланник (с.а.в.) сказал: "в этой умме", не "из этой уммы".

"Они выходят из религии как стрела пробивает дичь".

"Они читают Коран, но он не проходит дальше их глоток".

"Они читают Коран и думают, что он на их стороне. На самом деле, он против них".

"Их намазы не проходят дальше их горла".

А ведь известно, что Коран как доказательство не против, а за муслимов. Намаз же не принимается только от неверных. Или же при отсутствии некоторых условий как-то омовение и т.п. Но хариджиты соблюдали все условия намаза, ведь их намазы по усердию превышали намазы сахабов (как это следует из хадисов), но, несмотря на это не принимались. Поэтому из причин непринятия намазов остается только куфр.

"Они выходят из религии, как стрела из дичи, и обратно не возвращаются".

Если бы хариджиты были в религии (Исламе), то слова посланника (с.а.в) "обратно не возвращаются" были бы бессмыслены.

"Вера не проходит дальше их глоток".

Это показывает, что они лишены веры, а вера является условием действительности Ислама.

"Они худшие из творений".

"Они худшие худшие из тварей. Их будут убивать лучшие из творений".

"Эти люди - творения, которых Аллах больше всего не любит".

"Они самые худшие из тех, над которыми небо и которых носит земля".

Все эти предания ясно доказывают неверие хариджитов. Такие выражения неприменимы ни к кому другому, кроме как к неверным. Некоторые могут возразить: "Эти предания не должны пониматься абсолютно, их нужно брать в относительном смысле, в контексте уммы. То есть хариджиты это не худшие из всех людей, а худшие из уммы". (мусульманской)

На это мы говорим следующее: "Из Шариата неизбежно следует, что некоторые группы из этой уммы (после веры) впали в грязь ширка, вероотступничества и религии предков. Это сообщается в следующих аятах:

"Вошли ли вы в неверие, после веры? Вкушайте теперь мучение за то, что вы были неверными". (Семья Имрана, 3/106)

"Не извиняйтесь! Вы вошли в неверие, после того как уверовали". (Покаяние, 9/66)

"И не установили (переменили) мы къиблу, на которой ты сейчас находишься, ни для чего другого, кроме как для того, чтобы отделить тех, кто последует за посланником от тех, кто обращается вспять". (Корова, 2/143)

(После перемены къиблы часть людей не захотела поворачиваться на новую къиблу и стала вероотступниками - прим. пер.)

Кроме этого есть хадис, переданный Бухари. Абу Хурайра передает, что посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: "Не наступит конец света, пока задницы женщин племени Даус, не будут колебаться вокруг зуль-Халаса (то есть пока племя Даус не вернется в ширк). А зуль-Халаса это тагут племени Даус, которому они поклонялись во времена джахилии. (Это предложение возможно объяснение самого Абу Хурайры - прим. пер.)". (Бухари, Фитан, 23; Муслим, Фитан, 51). (Касталлани сказал, что этот хадис доказателство того, что Ислам станет одиноким и покинутым, что и раньше как это передается в другом хадисе от Муслима - прим. пер.)

Хафизъ в шархе этого хадиса сказал: Кроме этого имеется хадис от Саубана, переданный Муслимом и имамом Ахмадом: "Не наступит конец света до тех пор пока некоторые племена из моей уммы не присоединятся к мушрикам, и пока некоторые племена из моей уммы нестанут поклоняться идолам". (Фатх аль-Бари, 14/314)

Также есть хадис, Саубан передает, что посланник Аллаха (с.а.в) сказал: "Я боюсь для моей уммы сбивающих с пути предводителей. Как только в умме появится меч (распри и войны меж муслимами), то он не исчезнет уже до конца света. Не настанет конец света, пока некоторые племена из моей уммы не присоединятся к мушрикам. Из моей уммы выйдут тридцать лжецов и все будут утверждать, что они посланники. А ведь я печать (последний из) посланников и после меня посланников нет". (Муслим, Имара, 170; Абу Дауд, Фитан, 1; Тирмизи, Фитан, 32 (2203, 2220, 2230); Рази)

Этот хадис подкрепляет рассуждения Хафизъа о разных значения слова умма. Слово умма может применяться в широком смысле; не только для муслимов. Несмотря на то, что те племена поклоняются идолам, присоединяются к мушрикам они входят в состав уммы призыва. Сюда же относятся случаи вероотступничества племен сразу после смерти посланника (с.а.в.).

Теперь перейдем к хариджитам. Даже если считать хариджитов худшими из уммы, то в умму входят и вероотступники и мушрики. Таким образом, они (хариджиты) хуже тех вероотступников, а значит остается в силе то, что они неверные.

Об этом также свидетельствуют слова посланника (с.а.в.), что он убивал бы их как адитов и самудитов. Кроме этого есть предание, что следующий аят сниспустился по поводу родоначальника хариджитов:

"Среди них есть и такие, что укоряют тебя по поводу (раздела) милостыни". (Покаяние, 9/58)

Известно, что тот проклятый стал вероотступником из-за того, что порицал посланника в вопросе разделе добычи. Этот аят распространяется и на его сторонников. Поэтому они равны с ним в неверии. Поэтому то Сарахси приведя этот хадис (о причине сниспущения аята), сказал:

"Эй тот, кто обладает соображением Абу Саъида, соображения Абу Саъида показывает, что он считал их неверными. Он объединяет их в сферу действия этого аята наряду с Зуль-Хувайсирой (человек, порицавший посланника,с.а.в.) и вероотступниками".

Все это также подтверждает хадис от Асима бин Шамиха, переданный Имамом Ахмадом и Абу Даудом: "Асим бин Шамих сказал: "Я видел, как Абу Саъид дрожащими руками произнес такбир, и затем сказал: "По мне, сражаться с хариджитами лучше, чем сражаться с таким же количеством турков". (Аль-Бидая ва ннихая, 7/299)

Причина такфира сахабов - Аллах знает лучше - состоит в том, что они вынесли такфир (именно) сахабам (а не другим). Ибо такфир сахабов влечет за собой недоверие к переданному ими Корану и Сунне. Ведь известно, что свидетельство распутного (муслима) не принимается. А раз так, то, что уже говорить о свидетельстве неверных. В Коране говорится:

"О вы, которые уверовали! Если придет к вам распутник с вестью, то расследуйте (изучите весть), чтобы по неведению не поразить каких-нибудь людей и не оказаться потом кающимися в том, что вы сделали". (Комнаты, 6)

Абу Бакр бин аль-Араби в тафсире этого аята говорит:

"Если у кого-нибудь обнаружится его распутность, то всеобщему единогласию его свидетельство в вестях не принимается, ибо весть это то, чему доверяют, а распутность нарушает доверие". (Ахкам аль-Къурьан, 4/1715; то же самое с теми же словами, говорит Куртуби в тафсире этого аята)

Кроме этого есть следующее обстоятельство. Во многих аятах Корана упоминается справедливость и добродетель Корана. Это также установлено Сунной. Предания на эту тему дошли до нас мутаватиром. Поэтому выносить такфир сахабам, означает опровержение Корана и Сунны. Но все-таки главным фактором является то, что, вынеся такфир сахабам, они подорвали доверие к Корану и Сунне, которые нам передали именно сахабы.

В связи с этим судья Иядъ говорит следующее:

Мы, без всякого сомнения, выносим такфир тем, кто обвиняет всю умму в заблуждении. Например (крайняя) группа аль-Камилийя из рафидъитов обвиняет всю умму в том, что она не дала Али его законное право быть халифом после смерти посланника (с.а.в.), что они якобы совершили несправедливость и незаконно передали право халифства Абу Бакру и Умару. Какой бы довод они не приводили, любой, кто посчитает сахабов неверными, мы обязательно выносим ему такфир. Ибо принятие такого утверждения, полностью аннулирует Шариат. Ведь раз передатчики Корана неверные, то значит, передача Корана нарушилась. Имам Малик сказав в одном из своих мнений, что следует убивать тех, кто выносит такфир сахабам, указал именно на это обстоятельство. (Китаб аш-Шифа, 5/427-428)

В Коране говорится:

" Образ их (верующих) - посев, который извел свой побег и укрепил его; он стал твердым и выровнялся на стебле, восхищая сеятелей, - чтобы разъярить ими неверных". (Комнаты, 48/29)

Куртуби в тафсире этого аята говорит следующее:

Аз-Зубайр бин аль-Аввам передает: "Как-то мы были возле Малика бин Анаса. Ему рассказали об одном человеке, который относился с пренебрежением к сахабам посланника (с.а.в.). Тогда Малик прочитал аят: "Мухаммад - посланник Аллаха, и те, которые с ним, - яростны против неверных, милостивы между собой. Ты видишь их преклоняющимися, падающими ниц. Они ищут милости от Аллаха и благоволения. Приметы их - на их лицах от следов падения ниц. Таков образ их в Торе, но в Евангелии образ их - посев, который извел свой побег и укрепил его; он стал твердым и выровнялся на стебле, восхищая сеятелей, - чтобы разозлить ими неверных. Обещал Аллах тем из них, которые уверовали и творили благое, прощение и великую награду! " Затем Малик сказал: "Кто бы из людей не провел утро с неприязнью в сердце хотя бы против одного сахаба, того поражает этот аят". Это передал аль-Хатиб Абу Бакр.

Я (Куртуби) говорю: "Ответ Малика действительно превосходен и точен. Тот, кто отнесется с пренебрежением к одному из сахабов или отзовется о нем неодобрительно, тот отвергнет суждение Аллаха - Господа миров и аннулирует мусульманский Шариат. Во многих местах Корана Аллах хвалит сахабов и описывает их как верных и спасшихся. 48/29; 48/18; 33/23; 59/8-9. Аллах сниспослал эти аяты, зная все их деяния и намерения.

Далее Куртуби приводит ряд хадисов и затем говорит:

"И таких хадисов еще много. Поэтому нужно опасаться того, чтобы не отозваться о них неодобрительно или пренебрежительно, как это делают некоторые, говоря следующее:

"Якобы суры Му1авизатайн не входят в Коран. Дескать, до нас не дошло ни одного достоверного предания о том, что эти суры из Корана; мол, есть только одно предание от Укбы бин Амра, а он, мол, слабый (недостоверный) передатчик и к нему, мол, никто не присоединился и, мол, поэтому это предание не берется в рассчет.

Утверждать такое, означает опровергать те доказательства (о добродетели сахабов), что мы привели выше, а также разрушать то, что нам передали сахабы в качестве религии.

На самом деле Укба бин Амир бин Иса аль-Джухани такой передатчик, которого взяли Бухари и Муслим и другие в свои сборники достоверных хадисов для передачи нам некоторых положений Шариата. Поэтому он из тех, кого Аллах похвалил, обещал прощение и великую награду. Тот, кто утверждает, что один сахабов говорит ложь, тот вышел за пределы Шариата, опроверг Коран и обругал посланника (с.а.в.). Говорить, что один из них сказал ложь, равнозначно тому, чтобы ругать и порицать их. Ведь обвинение во лжи одно из самых серьезных обвинений после обвинения в куфре, ибо ложь самый большой порок и стыд после куфра (если же это будет ложь от имени посланника (с.а.в.), то это уже куфр).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.