Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда и его гарантии. Обязанности работника в области охраны труда




Организация, финансирование охраны труда. Гос экспертиза условий охраны труда. Обязанности работодателя в области охраны труда, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Понятие охраны труда. Основные направления гос политики и нормативные требования в области охраны труда.

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В России государственный контроль и надзор за соблюдением требований охраны труда осуществляется федеральной инспекцией труда при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти (в пределах своих полномочий).

Федеральная инспекция труда контролирует выполнение законодательства, всех норм и правил по охране труда. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый органами Министерства здравоохранения Российской Федерации, проверяет выполнение предприятиями санитарно-гигиенических и санитарно - противоэпидемических норм и правил. Государственный энергетический надзор при Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации контролирует правильность устройства и эксплуатации электроустановок. Государственный пожарный надзор контролирует выполнение требований пожарной безопасности при проектировании и эксплуатации зданий и помещений.

Другими надзирающими органами являются: федеральный горный и промышленный надзор, федеральный надзор Российской Федерации по ядерной и радиационной безопасности, государственная инспекция безопасности дорожного движения, органы юстиции и т. д.

Каждым предприятием ежегодно разрабатывается планирование охраны труда (Определение охраны труда), а также производится ее финансирование. Данные мероприятия прописаны постановлением Министерства труда, поэтому обязательны для исполнения. Охрана труда на предприятии начинается с того, что в коллективном договоре прописывается соглашение, которое учитывает не только пожелания трудящихся, но и опирается на рекомендации инспекции по труду и других надзорных федеральных органов. Свои пожелания также может вносить работодатель.

Финансирование мер по охране труда происходит в соответствии с федеральным законом, который определяет порядок поступления средств. Так, финансирование поступает в первую очередь из средств федерального бюджета. Помимо этого, на охрану труда выделяются денежные средства из бюджетов субъектов Российской Федерации, а также из местных бюджетов.

Кроме того, в финансировании участвуют денежные суммы от штрафов и добровольных взносов. Оформить добровольные взносы могут как организации, так и физические лица.

Сумма, которая должна поступить на финансирование мероприятий по охране труда, не должна быть менее 0,1% от всей суммы на производство продукции. Это относится к организациям. Что касается предприятий, занимающихся эксплуатационной деятельностью, то минимальная сумма на охрану труда не может быть ниже 0,7% всех расходов на эксплуатацию. Кроме бюджетных средств и добровольных взносов предприятия вправе организовывать фонды по охране труда.

Таким образом, государство обеспечивает экономическую заинтересованность в области охраны труда.

Кроме того, уменьшается число рабочих мест на опасных участках производства и производится улучшение производственной среды. Все эти мероприятия призваны сократить число травматизма и несчастных случаев на производстве. Эффект от таких действий наблюдается не только экономический, но и социальный.

В финансирование мероприятий по охране труда также входит организация и проведение предварительного и регулярного медосмотра работников, а также проведение оздоровительных мероприятий. Эти действия обязательны для лиц моложе 21 года и сотрудников, занятых на тяжелых работах и опасных для здоровья сферах деятельности. Кроме того, работодатель обязан финансировать профилактические мероприятия по охране труда и выполнять государственные и отраслевые программы по улучшению безопасности и гигиены труда. Для этого выделяются средства, прописанные в бюджете на охрану труда отдельной строкой.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Государственная экспертиза условий труда проводится в соответствии:
с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2003 года N 244 "Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации".
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со статьей 216.1 ТК РФ перед государственной экспертизой условий труда стоят следующие задачи:
• контроль за фактическими условиями труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве;
• контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
• контроль за правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
• контроль за соответствием проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:

• на беспрепятственное, при наличии удостоверений установленного образца, посещение для осуществления экспертизы, в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, любых работодателей (организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе работодателей - физических лиц);
• запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию;
• проводить необходимые наблюдения, измерения и расчеты, привлекая в случае необходимости исследовательские (измерительные) лаборатории, аккредитованные в порядке, который установлен федеральными законами и другими нормативными актами Российской Федерации.

Обязанности лиц, проводящих государственную экспертизу условий труда:
• составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;
• обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
• обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяется в зависимости от сложности экспертных работ и от объема документов и материалов, представленных на экспертизу, но не может превышать одного месяца. Срок проведения государственной экспертизы условий труда в исключительных случаях может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), других обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда;

разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

 

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации и ст. 2 ТК РФ, каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Это право конкретизировано в ст. 219 ТК РФ и подкреплено гарантиями, содержащимися в ст. 220 ТК РФ. В частности, каждый работник имеет право на:

• рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

• обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;

• получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

• отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

• обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

• обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

• профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

• запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда работниками, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда;

• обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

• личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

• внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения оказанного медицинского осмотра (обследования);

• компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Следовательно, Трудовой кодекс РФ теперь легально закрепил широкое содержание право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены.

Первая из указанных возможностей - получить безопасное рабочее место, отражает также и требование дифференциации труда женщин и молодежи - не допускать их труд на противопоказанных для них по медицинским основаниям работах, а поэтому запрещенных по специальным спискам таких работ. Работник имеет гарантии права на охрану труда. Основная гарантия данного труда - это планомерное, непрерывное улучшение охраны труда на производстве. Ныне же с кризисом и падением производства во многих организациях этого не происходит, охрана труда не улучшается.

Обязанности работника в области охраны труда

 

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

В статье 214 ТК РФ регламентированы обязанности самого работника в области охраны труда. Работник обязан:

«соблюдать требования охраны труда;

- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи, пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами».

Все лица, участвующие в производственной деятельности организации являются ее работниками, начиная от руководителя организации и заканчивая простым рабочим. Отсюда следует, что обязанности работника, регламентируемые нормами статьи 214 ТК РФ, распространяются на все названные категории работников.

Но для каждой категории работников объем обязанностей в сфере охраны труда различен и зависит от занимаемой должности.

Так, например, работники, выполняющие организационно-распорядительные функции, обязаны соблюдать межотраслевые и отраслевые правила охраны труда, санитарные нормы и правила, а также перечень их обязанностей определен в должностных инструкциях этой категории работников.

Для работников, занятых производственной деятельностью, перечень обязанностей определен инструкциями по охране труда, которые разрабатываются на основе межотраслевых и отраслевых инструкций по охране труда.

Руководящие работники, специалисты и другие категории работников в случае осуществления работы в условиях с вредными и (или) опасными условиями труда также обязаны выполнять требования, содержащиеся в инструкциях по охране труда.

Все работники, начиная от руководителя и заканчивая любым простым работником, обязаны исполнять свои обязанности в сфере охраны труда, внося, таким образом, свой вклад в создание безопасных и благоприятных условий труда.

Работники, соблюдая требования охраны труда; правильно применяя средства индивидуальной и коллективной защиты; проходя обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи, пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; проходя обязательные предварительные и периодические и внеочередные медосмотры; немедленно извещая своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

Выполнение указанных обязанностей позволит уменьшить риск возникновения ситуаций, создающих угрозу жизни и здоровью работников, количество несчастных случаев на производстве, а также даст возможность работодателю принять меры для профилактики подобных ситуаций.

На некоторые категории работников возложены законодательством дополнительные обязанности в области охраны труда. Так, например, согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» работники опасного производственного объекта обязаны:

«в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте».

Несоблюдение работником этих обязанностей в отдельных случаях является дисциплинарным проступком и может повлечь за собой не только дисциплинарное взыскание, но и отстранение от работы.

Статьей 76 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя отстранить от работы или не допустить к ней работника, не прошедшего предварительный или периодический медосмотры, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, не прошедшего обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Согласно части 2 статьи 76 ТК РФ работодатель отстраняет от работы или не допускает к работе работника на весь период времени до устранения обстоятельств, ставших основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.

На весь период недопущения к работе (отстранения) работник и работодатель освобождаются от выполнения своих обязанностей по трудовому договору.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 121 ТК РФ время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 ТК РФ в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включаются. Заработная плата за этот период согласно части 3 статьи 76 ТК РФ не начисляется за исключением предусмотренных федеральными законами случаев.

Однако это не относится к работнику, который допустил вышеуказанные нарушения не по своей вине. Ему производится оплата за период отстранения как за вынужденный простой, а время отстранения включается в стаж работы, дающий право на отпуск.

Отстранение, согласно ТК РФ, – это недопущение работника к выполнению его основных трудовых обязанностей по основаниям, предусмотренным статьей 76 ТК РФ.

Работодатель в соответствии с нормами той же статьи также обязан отстранить от работы или не допустить к работе в этот день работника, появившегося в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

В том случае, когда нарушение работником правил охраны труда, установленное комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда, повлекло тяжкие последствия такие как: несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу, либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий, работодатель согласно подпункту «д» пункта 6 части 1 статьи 81 ТК РФ имеет полное право уволить такого работника.

Работник обязан соблюдать требования охраны труда в интересах самого себя и находящихся с ним рядом людей, поскольку это является одной из основных гарантий того, что с ним и работающими рядом не произойдет несчастный случай на производстве.

Основные требования к работнику по соблюдению им требований охраны труда указываются в трудовом договоре.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.