КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статья 80 1 страница
Конституционный статус человека и гражданина Российской Федерации. Роль государства в обеспечении прав человека и гражданина. В Конституции Российской Федерации предусмотрены необходимые гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина. В системе основных прав и свобод следует различать права человека и гражданина. Права человека – это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, которыми человек обладает в силу рождения и которые не зависят от его принадлежности к государству (например, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т.п.). Права гражданина – это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству. Следует различать понятия «права» и «свободы». Права – это обеспечиваемая и охраняемая государством возможность что-то делать, осуществлять, иметь, быть гарантированным от чего-либо. Свободы – это отсутствие каких-либо ограничений в чем-то (например, поведении, деятельности), что не запрещает закон. Правам и свободам человека и гражданина посвящена самая большая в Конституции глава 2. Она включает 48 статей, подавляющее большинство которых выражает конкретные права и свободы. В этой главе зафиксированы также конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. естественные права человека и гражданина – совокупность политико-правовых норм, основанных на признании существования универсальных норм поведения, принципов, ценностей, вытекающих из фундаментальных законов бытия, образующая естественное право в отличие от сознательно установленных людьми норм позитивного права; свод правовых норм, связанных с утверждением человеческой свободы. В концентрированном виде изложены во "Всеобщей декларации прав человека", провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. В ней указаны такие права человека и гражданина, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, равенство перед законом; право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства; право на гражданство, вступление в брак и создание семьи; право владеть имуществом; право на свободу мысли, совести и религии, свободу убеждений и свободное выражение их; право на свободу мирных собраний и ассоциаций; право на социальное обеспечение, труд, свободный выбор работы, справедливое вознаграждение за свой труд, отдых и досуг, жизненный уровень, способный поддерживать здоровье и благосостояние человека и его семьи; право на образование. В Декларации указывается, что "каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами... без какого бы то ни было различия, как в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения". конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в субъектах РФ Наряду с выявлением понятия и сущности прав и свобод человека и гражданина закрепленных в Конституции РФ 1993г., важно иметь представление об их структуре. Права человека имеют сложную структуру: существуют определенные различия в понятиях «права человека» и «права гражданина», и «права и свободы» человека, «основные (фундаментальные) и иные права человека», «права индивида», «коллективные права», - считают авторы учебника «Права человека» под редакцией Е. А. Лукашевой. - Права человека различаются по времени возникновения («поколения прав человека»), по сферам жизнедеятельности – личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы, в единстве своем образующие комплекс (каталог) прав и свобод человека и гражданина. Система прав и свобод человека имеет свою логику развития, распадаясь на ряд последовательных этапов. В историческом контексте современные исследователи в последнее время все чаще говорят о так называемых трех поколениях прав человека. Права человека являются базовым, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Мы не будем останавливаться здесь на определение категории «права человека» и «права гражданина», а также различий «прав и свобод» так как подробнее об этом говорилось в 2.1 и 2.2 Для нашего рассмотрения существенно то, что основные, фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим они и структурируются по категориям и наименованиям. Однако эти права различаются не только по сферам жизнедеятельности, но и по времени возникновения. Отсюда – появление понятия «поколения прав человека». Основные права и свободы можно подразделить на три группы в зависимости от характера отношений, возникающих между индивидуумом и государством, а также между самими индивидуумами. Во-первых, личность, как член гражданского общества, наделяется определенными социально-экономическими правами и свободами; во-вторых, личность, как член политической общности, наделяется определенными политическими правами и свободами. И наконец, в-третьих, как физическое лицо, личность наделяется определенными личными правами и свободами. Хотя это деление и нельзя признать исчерпывающим, оно, тем не менее, облегчает анализ конкретных прав и свобод. Каждая группа образует относительно самостоятельный конституционно-правовой институт, охватывающий определенную сферу жизнедеятельности человека. Перечень прав и свобод внутри каждой группы, как и порядок их размещения в Конституции, ныне значительно изменены по сравнению с советскими конституциями. Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения (ст. 17 ч. 2). Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью. Политические права и свободы нацелены на активное включение человека в жизнь страны, в управление ее делами. Они создают условия для укрепления связей между человеком и обществом, гражданином и обществом. От реальности и обеспеченности политических прав и свобод во многом зависит прочность устоев конституционного строя, его демократизм, уровень политической культуры широких слоев населения, их заинтересованность в участии в политическом процессе. Социальные права обеспечивают человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность. Одним из главных является право на социальное обеспечение, включая социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание. Экономические права обеспечивают человеку свободное распоряжение основными факторами хозяйственной деятельности. К ним относятся: право на труд; право на собственность; право на предпринимательство; право на забастовки и др. Кроме того, трудящиеся и работодатели имеют право на заключение коллективных договоров; право на свободное объединение в национальные или международные организации для защиты своих интересов. Правовое государство (от нем. Rechstaat) — демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека. Признаки (принципы) правового государства.
Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе правовых ценностей является закон. На первом месте в таком государстве стоит право, что и означает верховенство права в обществе, во всех его сферах.
В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социально-культурной, личной. Чем шире эти права, чем больше они гарантированы, тем свободнее личность. Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя неуверенно, униженно, теряет способность к творчеству, ограничивая таким образом собственное развитие и развитие общества. Правовое государство провозглашает и конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека.
Самоограничение государства правом, закрепляющим свободу личности, не является односторонней привилегией личности. Последняя, в свою очередь тоже соглашается не определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности — это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Следовательно, в правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности государства и личности.
Это принцип разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом — вместе с тем, если одна из трех ветвей (отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения и развития, а торможения. Поэтому верховное положение занимает законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Конституция РФ (1993 г.) провозгласила Россию правовым государством (ст. 1, ч. 1). Его формирование — сложный процесс. Он связан с необходимостью преодоления в стране правового нигилизма, совершенствования судебной системы и пр.
Государство, по Конституции (ст. 19), гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Конституция запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Конституция (ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Ряд статей Конституции (ст. 47—54) посвящен уголовно-правовым и процессуальным гарантиям прав и свобод человека и гражданина. При этом Конституция гарантирует право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Существенное значение имеет закрепление в Конституции (ч. 1 ст. 49) принципа презумпции невиновности: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором». Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина является по Конституции (ч. 2 ст. 80) Президент Российской Федерации. Он вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод Современная судебная система России — это упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем от правления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на еди ных демократических принципах. Основа построения судебной системы — Конституция РФ. Судебная система РФ устанавливается Конституцией (ст. 118, 125—127) и Законом о судебной системе (ст. 4). Она строится в соответствии с национально-государственным и административно-территориальным делением страны. Согласно п. «о* ст. 71 Конституции вопросы судоустройства, в том числе установление системы судов в ее полном объеме, находятся в ведении РФ. Это означает, что субъекты РФ не могут по своему усмотрению произвольно учреждать виды судов, не предусмотренные Законом о судебной системе, не вправе устанавливать порядок организации и деятельности существующих на их территории федеральных судов. Установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности относится к ведению РФ (п. «г» ст. 71 Конституции РФ). Согласно ч. 2 ст. 5 Конституции РФ субъекты РФ вправе иметь свое законодательство. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся кадры судебных и правоохранительных органов (п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). В судебную систему страны входят федеральные суды и суды субъектов РФ. Федеральный суд — орган государственной власти, человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
9. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Разграничение предметов ведения Российской Федерации и её субъектов. Федерация - это такая форма устройства государства, в котором территориальная организация власти осуществляется на нескольких уровнях, при этом составные части государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами. Административно-территориальная и территориально-политическая организация Российской Федерации, способ существования ее субъектов. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации федерации выражается прежде всего в том, что субъектами Российской Федерации провозглашаются не только национально-государственные образования (21 республика, 1 автономная область и 10 автономных округов), но и соответствующие административно-территориальные единицы (6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения). Такая конструкция федеративного устройства России уникальна, так как всякая федерация как форма национально-государственного устройства является выражением и воплощением определенных общественных отношений. Например, в Индии, Китае, Нигерии федерация является выражением межнациональных отношений, а в США, Мексике, Бразилии, Аргентине и т.д. она основывается исключительно на территориальном принципе разграничения своих субъектов. Совмещение же сугубо территориального и национального принципов построения федерации (ст. 5 Конституции РФ 1993 г.) означает нетрадиционный подход к способу ее существования и функционирования. Свободное региональное развитие Российской Федерации закреплено в статьях 72, 73, 76-78 Конституции РФ 1993 г и позволяет субъектам федерации решать самостоятельно или совместно с федеральными органами широкий круг вопросов. Равноправие и самоопределение народов. Равноправие народов Российской Федерации включает в себя комплекс организационных, правовых и экономических, условий, позволяющих, прежде всего, малым народам и народностям России чувствовать себя равноправными среди народов РФ. В соответствии с Конституцией тот или иной народ на основе своего волеизъявления вправе самоопределяться в различных формах национальной государственности (в виде автономных округов, автономной области или республики). Государство гарантирует всем народам России право на свободное функционирование национального языка и создание условий для его развития и изучения. Наконец, важным условием, обеспечивающим равноправие народов Российской Федерации, является способ решения вопросов об изменении территории их национально-государственных образований: лишь с согласия субъектов федерации границы между ними могут быть изменены. Субъектов в феврале 2008 года их стало 85, а именно из 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов (девять из них входят в состав краев и областей, а чукотский - непосредственно в состав Российской Федерации). Сейчас Россия является мировым лидером среди государств с федеративным устройством по количеству субъектов федерации.Республики — субъекты РФ — это государства в составе Российской федерации, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской федерации. Они образованы как формы национальной государственности, воплощают самоопределение соответствующих наций. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Республика имеет государственно-правовые признаки государства в составе РФ. Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа — это государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Автономии образованы по национально-территориальному принципу, а остальные из перечисленных — по территориальному. Автономные образования были созданы как формы национальной государственности соответствующих народов, способы их самоопределения. Статус данных видов субъектов федерации: края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Устав принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта. Для конституционного статуса субъектов федерации характерно наличие следующих элементов: . устава; . своего законодательства; . системы органов государственной власти соответствующего субъекта федерации, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом; . территории, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ. В отечественной литературе принято различать две главные формы автономии: национально-территориальную (этнотерриториальную) и культурно-национальную. Обе они, как видно из их названий, связаны с этническими характеристиками. Симметричная федерация — федерация, которая характеризуется равноправием субъектов. Симметричной является федерация, в основу устройства которой положено полное равноправие субъектов федерации, однородных по природе и разных по статусу. Субъекты такой федерации имеют одинаковое название (земли, республики), одинаковую систему органов государственной власти и не отличаются какими-либо особенностями юридического статуса. Наблюдаются тенденции эволюционирования некогда классически симметричных федераций в асимметричные (или симметричные с элементами асимметрии). Примером такого рода федерации являются США и Германия. Предполагается, что провозгласившая себя по Конституции 1994 года абсолютно симметричной федерацией Эфиопия в таком виде может просуществовать лишь непродолжительное время. Большинство современных федеративных государств являются симметричными федерациями с элементами асимметрии. Это федерации, в которых все их субъекты признаются однородными по природе и статусу. В то же время конституции таких федераций допускают некоторые исключения из общего правила, не касающиеся различий государственного устройства. Симметричными федерациями являются Австрия, Германия и США. "АСИММЕТРИЧНАЯ" ФЕДЕРАЦИЯ - модель федеративного устройства, при которой субъекты федерации имеют неравный конституционно-правовой статус и соответственно объем полномочий. К "А."ф. относятся РФ, а также индийская, канадская, бразильская, танзанийская и некоторые другие федерации. Российская Федерация является асимметричной. В нее входят как края, области и города федерального значения, не имеющие национального статуса, так и национальные республики, и автономные округа.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |