Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.6 Субъективная сторона преступления




Задачи

Тема №6. Объект преступления.

I. Задания для самостоятельной работы

1. Углубленное изучение учебной темы в целом по вопросам, основные сведения по которым были изложены в лекции.

2. Подготовка к семинарскому занятию по вопросам плана семинарского занятия (изучение и конспектирование учебной и научной литературы, отдельных статей периодических изданий).

3. Письменный ответ на вопросы (1,5)

:

1. Совпадают ли понятия объекта преступления и объекта уголовно-правовой охраны? (0,1)

2. Можно ли считать объектом преступления любое общественное отношение? (0,1)

3. Ознакомьтесь со ст. 2 УК. Какие виды объектов в ней названы? Следует ли таковыми считать те, что названы в ч. 1 и 2 данной статьи? (0,2)

4. Глава 16 УК озаглавлена "Преступления против жизни и здоровья". О каком виде объекта (по вертикали) идет здесь речь? Один или два объекта данного вида присутствуют? (0,1)

5. Что такое непосредственный объект и в чем его отличие от видового объекта и от предмета преступления? (0,2)

6. Попытайтесь в составе разбоя выделить основной и дополнительный объекты (ч. 1 ст. 162 УК). (0,1)

7. Что понимается под факультативным объектом? Приведите примеры составов, предполагающих существование факультативных объектов. (0,2)

8. На примере ч. 2 ст. 129 УК попытайтесь разграничить предмет и средства совершения преступления. (0,2)

9. Можно ли считать чужое имущество, о котором идет речь в ч. 1 ст. 167 УК, непосредственным объектом уничтожения или повреждения? (0,2)

10. Существуют ли беспредметные преступления? (0,1)

 

Письменное решение задач (0,4x10)

Задача 1

Укажите объекты (общий родовой, видовой, непосредственный (основной и дополнительный, если имеется)), а также предмет и потерпевшего в составах преступлений, предусмотренных ст. 105, ч. 1 ст. 111, ч. 4 ст. 111,ч. 1 ст. 123, ч. 2 ст. 143, ст. 149 УК. Если объект, предмет, потерпевший являются альтернативными — укажите это.

Задача 2

Прилепский явился с работы домой в нетрезвом состоянии. Жена, сделав ему замечание, просила его не скандалить и лечь спать. В ответ Прилепский избил жену, причинив ей вред здоровью средней тяжести (ст. 115 УК).

Определите родовой, видовой и непосредственный объект преступления, совершенного Прилепским.

 

Задача 3

Зубарев был задержан сотрудниками милиции за незаконное хранение огнестрельного оружия (автомат) (ст. 222 УК).

Определите родовой, видовой, непосредственный объект и предмет преступления, совершенного Зубаревым.

Задача 4

Михайлов С. во время ссоры со своим братом Михайловым М. из чувства мести топором нанес ему удар по голове, от чего тот, не приходя в сознание, скончался в больнице (ст. 105 УК).

Проанализируйте объект совершенного преступления. Кто в данном случае является потерпевшим?

Задача 5

Егоров и Щукин, предварительно сговорившись, проникли в загородный дом Виноградова и, похитив телевизор, два магнитофона и норковую шубу, всего на сумму 140 тыс. руб., скрылись (ст. 158 УК).

Определите непосредственный объект и предмет данного преступления. Кто является потерпевшим от этого преступления?

Задача 6

Голышев, ворвавшись во время обеденного перерыва в магазин бытовой химии, приставил нож к лицу продавщицы Цаплиной и потребовал от нее передачи всех денежных средств, находящихся в помещении (ст. 162 УК). Испугавшись угроз, Цаплина отдала всю выручку магазина в общей сумме 25 тыс. руб.

Определите видовой, а также основной и дополнительный непосредственный объект преступления, совершенного Голышевым. Укажите его предмет и орудие совершения.

 

Задача 7

Степанов на рынке приобрел в крупном размере наркотическое вещество — кокаин (ст. 228 УК). После этого по пути домой он был задержан сотрудниками милиции.

Определите родовой, видовой, непосредственный объект и предмет преступления, совершенного Степановым.

Задача 8

Мастер производственного цеха Захаров, выступая на собрании трудового коллектива, в неприличной форме унизил честь и достоинство заместителя генерального директора Панина (ст. 130 УК).

Определите родовой, видовой и непосредственный объект преступления, совершенного Захаровым. Существует ли предмет в данном преступлении?

Задача 9

Шилкин и Пастухов, предварительно сговорившись и вооружившись пистолетом «ПМ», совершили с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, нападение на оружейную комнату частного охранного предприятия «Сумарай», похитив 6 пистолетов «ПМ» и 55 патронов к нему (ст. 226 УК).

Определите родовой, видовой, основной и дополнительный непосредственный объект, предмет преступления. В чем разница между предметом преступления и орудием совершения преступления?

Задача 10

Сотрудниками таможни аэропорта «Домодедово» был задержан Панкратов, пытавшийся контрабандным путем вывезти за пределы РФ икону, представляющую историческую и культурную ценность (ст. 188 УК).

Определите родовой, видовой, непосредственный объект и предмет преступления.

Формы контроля качества самостоятельной работы студентов:

1. Устный контроль (заслушивание и оценка на семинарском занятии ответов и сообщений студентов по вопросам плана семинарского занятия).

2. Ознакомление с конспектами и рабочими тетрадями студентов.

 

II. План семинарского занятия

Продолжительность – 2 часа

1. Понятие объекта преступления.

2. Виды объектов преступлений.

3. Предмет преступления и потерпевший от преступления.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

В течение последнего десятилетия обострилась научная дискуссия по вопросу об объекте преступления. Наряду с традиционным пониманием объекта в качестве охраняемых законом общественных отношений предложено его более абстрактное понимание как правового блага (от немецкого «rechtsgut») и, напротив, более конкретное — как охраняемых законом интересов личности, общества и государства. Существуют и иные подходы, так, некоторые ученые считают объектом любого преступления человека (людей) как необходимых участников общественных отношений.

Изучая объект преступления как общественное отношение, необходимо уяснить его структуру (субъект, объект, содержание) и его тип (ценностный характер). Именно такое отношение можно называть правовым благом (объектом правовой охраны) и охраняемым законом интересом (объективно существующим субъективным благом, а не интересом в психологическом понимании). Необходимо также уяснить, что же является объектом преступления, общественное отношение как таковое или же правоотношение (общественное отношение, урегулированное нормой права, т.е. «норма права в ее реальном бытии» по Н.С. Таганцеву).

Рассматривая виды объектов, нужно обратить внимание на то, что основной объект отличается от дополнительного не своей особой значимостью, а отношением к видовому объекту.

Необходимо отметить, что предмет и потерпевший являются факультативными признаками объекта, они имеются только в некоторых составах преступлений.

При изучении предмета преступления необходимо уяснить его связь с объектом, его место в структуре объекта. Следует отметить тенденцию в науке к распространению понятия предмета на информацию (вопрос о «материальности» которой остается дискуссионным), символы и т. п.

Характеризуя потерпевшего, следует отметить отличие в понимании потерпевшего в материальном и процессуальном праве. Например, в процессуальном праве потерпевшим может быть признан родственник убитого. В материальном праве потерпевший понимается как факультативный признак объекта преступления, который содержится в составах только тех преступлений, в которых квалификация содеянного зависит от наличия или отсутствия тех или иных признаков, характеризующих лицо, которому непосредственно причиняется вред этим преступлением.

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2006.

3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. / Отв. ред. В.М. Лебедев. М., 2005.

4. Сборник Постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам. / Сост. С.Г. Ласточкина, Н.Н. Хохлова. М., 1999.

5. Комментарий к Постановлениям Пленума Верховного Суда РФ по уголовным делам. / Под общей ред. В.М. Лебедева и Б.Н. Топоркина. М., 1999.

6. Уголовное право России. Часть Общая: учебник для вузов. / Отв. ред. профессор Л.Л. Кругликов. М.: Волтерс Клувер, 2005.

7. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник. / Под ред. А.И. Рарога. М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2005.

8. Бойко А.И. Римское и современное уголовное право. СПб., 2003.

9. Полный курс уголовного права России в таблицах и схемах. Учебное пособие. / Под ред. проф. В.П. Ревина. М., 1999.

 

Дополнительная литература

Литература

Глистин В.К. Проблема уголовно-правовой охраны общественных отношений (объект и квалификация преступлений). Л., 1979.

Коржанский НИ. Объект и предмет уголовно-правовой охраны. М., 1980.

Никифоров Б.С. Объект преступления по советскому уголовному праву. М., 1960.

Новоселов Г.П. Учение об объекте преступления. М., 2001.

Таций В.Я. Объект и предмет преступления в советском уголовном праве. Харьков, 1988.

 


Тема №7. Объективная сторона преступления.

I. Задания для самостоятельной работы

1. Углубленное изучение учебной темы в целом по вопросам, основные сведения по которым были изложены в лекции.

2. Подготовка к семинарскому занятию по вопросам плана семинарского занятия (изучение и конспектирование учебной и научной литературы, отдельных статей периодических изданий).

3. Решение задач (6 баллов):

 

Задача 1 (0,5)

76-летняя Тотова, стоя на подоконнике, пыталась повесить шторы на кухне в коммунальной квартире. Потеряв равновесие, она упала и сломала кости бедра, что лишило ее возможности самостоятельно передвигаться. Ее единственные соседи по коммунальной квартире супруги Жбановы перенесли Тотову в ее комнату, уложили на кровать. Однако они отказались выполнить ее просьбы вызвать скорую помощь или сообщить по телефону о произошедшем родственникам Тотовой, не давали ей пищи и воды. В ответ на эти просьбы Жбанова ответила: «Ты и так уже пожила много. Пора и честь знать!» Мотивом бездействия Жбановых была корысть, целью — ускорить приобретение комнаты Тотовой после ее смерти. Через два дня Жбановы, утомленные жалобами Тотовой, уехали на дачу. По прошествии несколько дней сосед Тотовой по лестничной клетке Лукин, услышав стоны Тотовой, вошел в квартиру (дверь была не заперта) и вызвал скорую помощь. Спасти Тотову не удалось, она умерла в результате общего обезвоживания организма.

Совершили ли Жбановы убийство?

Задача 2 (0,5)

Энергетик Чубатый по распоряжению начальника путем физического воздействия на выключатель отключил электроэнергию в больнице в связи с неоплатой. В результате остановки работы медицинской техники в реанимации погибли два человека. Последствия его деяния Чубатому были безразличны.

Является ли совершенное деяние бездействием или действием? Подлежит ли Чубатый ответственности за убийство?

Задача 3 (0,5)

Ромалова на муниципальном рынке, применив методы гипноза, потребовала у продавца ООО «Фрукты» Техиной передать ей выручку от продажи товаров. Техина передала Романовой 23 тыс. руб., принадлежавших 000.

Подлежит ли Техина ответственности за растрату?

Задача 4 (0,5)

Хирург Квартов делал сложную операцию по удалению опухоли спинного мозга. Рука его дрогнула, причинив телесное повреждение, в результате чего больному был причинен тяжкий вред здоровью, его парализовало.

Имеется ли в действиях Квартова состав преступления?

Задача 5 (0,5)

Водитель автомобиля Баков запарковал автомобиль на тротуаре, что препятствовало проходу пешеходов. Утром 8-летняя девочка по дороге в школу вынуждена была сойти с тротуара на проезжую часть, где она была сбита автомобилем, которым управлял Баков. От полученных телесных повреждений она скончалась. Установлено, что Баков правил дорожного движения не нарушал и не мог предотвратить наезд.

Имеется ли в действиях Бакова состав преступления?

Задача 6 (0,5)

Коротов (совершеннолетний и вменяемый) решил покончить жизнь самоубийством. С этой целью он попросил Федина продать ему яд, сообщив о своих намерениях. Федин продал Коротову яд, посоветовав ему не торопиться с самоубийством. Коротов выпил яд, однако выжил, его здоровью был причинен тяжкий вред.

Являются ли действия Федина причиной тяжкого вреда здоровью?

Задача 7 (0,5)

Васенцев, управляя автомобилем, не превысил установленной максимальной скорости движения на данном участке дороги, однако совершил наезд на переходившего дорогу пешехода Полухина (Полухин был пьян и переходил улицу в нарушение правил). В результате полученных травм Полухин скончался. В соответствии с п. 10. 1 ПДД: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства». Каково фактическое содержание действия (или бездействия) Ва-сенцева? Какие факты нужно установить, чтобы констатировать наличие причинной связи между деянием Веревкина и смертью Полухина? Из какой концепции причинной связи вы исходили, отвечая на этот вопрос?

Задача 8 (0,5)

Завидов в драке ударил Сколкова ножом в область сердца. Полагая, что Сколков умер (тот не подавал признаков жизни), Завидов бросил труп в канал, чтобы скрыть следы преступления. Однако Сколков в это время был еще жив и утонул в реке.

Опишите объективную сторону преступления. Как квалифицировать содеянное?

Задача 9 (0,5)

Терракотов, Калинин и Гусев, угрожая пистолетом и взрывным устройством, захватили автобус с пассажирами (36 человек), потребовав предоставить им крупный выкуп и самолет. С целью освобождения заложников было принято решение штурмовать автобус. Во время штурма были применены автоматы АКС-74У с укороченным стволом и низкой кучностью боя. Выстрелами из этих автоматов были убиты Терракотов, Калинин и 3 заложника. Гусеву и шестерым заложникам был причинен вред здоровью разной тяжести.

Какое действие является причиной смерти людей и вреда их здоровью?

 

Задача 10 (0,5)

Следователь Каюгина применила к обвиняемому меру пресечения в виде залога. Залог в виде 50 тыс. руб. она позаимствовала для собственных нужд, приобщив к делу подложную квитанцию о внесении денег в депозит суда. В установленный срок она вернула залог родственникам обвиняемого, однако был выявлен подлог квитанции. За содеянное Каюгина осуждена по ч. 1 ст. 285 УК и ст. 292 УК. Каюгина в кассационной жалобе просит исключить из приговора ст. 285 УК, поскольку ее деяние не причинило никому вреда. Подлежит ли жалоба удовлетворению?

Задача 11 (0,2)

Вагулов осужден за незаконную охоту (п. «г» ч. 1 ст. 258 УК). На место охоты он приехал на принадлежавшем ему автомобиле, который оставил на опушке леса недалеко от дороги. Выследив и незаконно добыв зверя, он погрузил добычу в автомобиль и пытался вывести ее, но был задержан. В приговоре суд постановил конфисковать автомобиль Вагулова как орудие преступления на основании п. 1 ч. 3 ст. 81 УПК РФ.

Вагулов обжаловал приговор в части конфискации автомобиля, ссылаясь на то, что автомобиль не является орудием незаконной охоты, так как он стрелял в зверя из ружья, а не давил его автомобилем. Подлежит ли удовлетворению жалоба Вагулова?

Задача 12 (0,2)

Охарактеризуйте признаки объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 274 УК.

Задача 13 (0,2)

Охарактеризуйте признаки объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 177 УК.

Задача 14 (0,2)

Охарактеризуйте признаки объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 163 УК.

Задача 15 (0,2)

Охарактеризуйте признаки объективной стороны преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 167 УК.

 

4. Самоконтроль (ответы на вопросы для самоконтроля):

1. Можно ли утверждать, что объективная сторона - это то, без чего немыслимы ни одно преступление, ни один состав преступления?

2. Относятся последствия преступления к числу обязательных признаков состава?

3. Каково соотношение деяния и объективной стороны преступления?

4. Ознакомьтесь с содержанием ч. 1 ст. 124 УК. Попытайтесь определить, о каком виде деяния идет в ней речь и каковы условия наступления за этот вид деяния уголовной ответственности.

5. Входят ли в структуру деяния орудия и средства совершения преступления?

6. Какова роль факультативных признаков объективной стороны преступления?

7. Ознакомьтесь с ч. 1 ст. 322 УК и выделите признаки объективной стороны преступления. Проиллюстрируйте на примере описанного здесь состава отличие орудий, средств и предмета преступления.

8. Обратитесь к диспозиции ч. 3 ст. 285 УК. Определите виды последствий, охватываемых понятием "тяжкие последствия".

9. Есть ли беспоследственные преступления?

10. Назовите основные теории причинной связи.

 

Формы контроля качества самостоятельной работы студентов:

1. Устный контроль (заслушивание на семинарском занятии сообщений студентов по вопросам плана семинарского занятия).

2. Ознакомление с рабочими тетрадями студентов, содержащих письменные ответы на задачи.

 

II. План семинарского занятия

Продолжительность – 2 часа

Семинар 1.

1. Понятие, содержание и юридическое значение объективной стороны преступления.

2. Преступное деяние.

3. Преступные последствия.

Семинар 2.

1. Причинная и иные детерминирующие связи.

2. Факультативные объективные признаки состава преступления.

3. Решение задач:

Задача 1

Утром около 7 часов Зотова вышла из дома с грудным ребенком на руках. На улице был гололед. Зотова поскользнулась и упала. В результате падения ребенку причинены телесные повреждения, от которых он скончался. Ночью шел дождь, который перешел в снег и тротуар замерз. Дворник не успел посыпать ту часть тротуара, где упала Зотова, пескосмесью.

Имеется ли в действиях Зотовой или дворника состав преступления?

Задача 2

Упавшей с карниза многоэтажного дома сосулькой убит прохожий. Установлено, что техник-смотритель ЖЭО не выполнил должным образом свою обязанность выявлять опасные места и выставлять ограждения для обеспечения безопасности прохожих.

Имеется ли в действиях техника-смотрителя состав преступления?

Задача 3

Борзин, нарушив установленные правила, провозил незачехленные коньки в переполненном вагоне пригородного электропоезда, в непосредственной близости от головы Петровой. Просьбу Петровой убрать коньки он игнорировал. Во время резкого торможения поезда, вызванного технической необходимостью, Борзин инстинктивно выбросил руку вперед, ударив лезвием конька Миронову в висок, причинив в результате тяжкий вред ее здоровью.

Существует ли причинная связь между осознанным деянием Борзина и тяжким вредом?

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Рассматривая объективную сторону преступления, следует учитывать, что не все факты объективного мира познаваемы с помощью органов чувств, имеются и умопостигаемые факты (например, неприличная форма при оскорблении).

Сопоставляя значение объективной и субъективной стороны, нужно отметить, что в силу принципа вины при несоответствии объективной и субъективной стороны преступления (фактической ошибке) квалификацию определяет не объективная, а субъективная сторона преступления. Однако при этом следует учитывать, что общественная опасность, которая имеет принципиальное значение при применении ч. 2 ст. 14 УК, является объективным признаком преступления (поэтому, например, «покушение» на убийство путем колдовства не влечет уголовной ответственности).

Ответственность за бездействие наступает только при наличии двух условий: обязанности и реальной возможности совершить действие. При характеристике такой обязанности следует рассмотреть вопрос о том, может ли она быть основана не на законе, а на элементарных и общепризнанных нормах морали. В уголовном праве отсутствие возможности совершить действие нельзя толковать как гражданско-правовую непреодолимую силу. Лицо не подлежит уголовной ответственности и в том случае, когда оно не исполнило обязанность в силу обстоятельств, не являющихся чрезвычайными (например, в связи с расстройством здоровья). Отсутствие возможности совершить действие следует также отличать от крайней необходимости, когда лицо имеет такую возможность, но не использует ее для предотвращения большего вреда.

При характеристике «осознанности» деяния следует учитывать, что речь идет об осознании лишь фактической стороны деяния, но не его общественной опасности (осознание общественной опасности является характеристикой лишь некоторых видов вины, деяние же должно быть осознанным при любой форме и любом виде вины, в том числе и при небрежности). Характеризуя «волевой характер» деяния, следует исследовать ситуации, когда воля человека подавлена (например, в результате принуждения, химического или иного воздействия). Следует учитывать, что в практике при отсутствии волевого характера или осознанности деяния (а иногда и причинной связи) суды нередко ссылаются на отсутствие вины, так как в законе признаки объективной стороны преступления не определены достаточно полным образом.

Понимание причинной связи и последствий в качестве факультативных или обязательных признаков состава преступления зависит от принятой концепции состава преступления. Последователи А.Н. Трайнина, исходя из того, что не бывает преступлений без вреда, относят их к обязательным признакам. Сторонники формального понимания состава — к факультативным, указывая на то, что в преступлениях с формальными составами вред и причинная связь находятся за рамками состава преступления и по общему правилу не влияют на квалификацию содеянного, хотя и могут иметь правовое значение, например, при применении ч. 2 ст. 14 УК, при назначении наказания (так, согласно со ст. 63 УК причинение тяжких последствий учитывается как отягчающее обстоятельство), уголовное преследование коммерческого подкупа зависит от причиненного вреда (ч. 2 и 3 Примечания к ст. 201 УК).

Рассматривая причинную связь, необходимо разъяснить основные ее концепции: condicio sine qua non, субъективную и объективную теории адекватной причинности, теорию необходимого причинения и др. Все они имеют свои достоинства и недостатки. Юрист должен видеть сложности с установлением причинной связи, возникающие в практике, и уметь грамотно аргументировать свою позицию.

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2006.

3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. / Отв. ред. В.М. Лебедев. М., 2005.

4. Сборник Постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам. / Сост. С.Г. Ласточкина, Н.Н. Хохлова. М., 1999.

5. Комментарий к Постановлениям Пленума Верховного Суда РФ по уголовным делам. / Под общей ред. В.М. Лебедева и Б.Н. Топоркина. М., 1999.

6. Уголовное право России. Часть Общая: учебник для вузов. / Отв. ред. профессор Л.Л. Кругликов. М.: Волтерс Клувер, 2005.

7. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник. / Под ред. А.И. Рарога. М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2005.

8. Бойко А.И. Римское и современное уголовное право. СПб., 2003.

9. Полный курс уголовного права России в таблицах и схемах. Учебное пособие. / Под ред. проф. В.П. Ревина. М., 1999.

 

Дополнительная литература

1. Бойко А.И. Преступное бездействие. СПб., 2003.

2. Землюков С.В. Уголовно-правовые проблемы преступного вреда. Новосибирск, 1991.

3. Козаченко И.Я., Курченко В.Н., Злоченко Я.М. Проблемы причины и причинной связи в институтах Общей и Особенной частей отечественного уголовного права: вопросы теории, оперативно-следственной и судебной практики. СПб., 2003.

4. Ковалев М.И. Объективная сторона преступления. Красноярск, 1993. Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. М., 1960.

5. Козлов А.П. Понятие преступления. СПб., 2004.

6. Малинин В.Б. Причинная связь в уголовном праве. СПб., 2000.

7. Мальцев В.В. Проблема уголовно-правовой оценки общественно опасных последствий. Саратов, 1989.

8. Панов Н.И. Способ совершения преступления и уголовная ответственность. Харьков, 1982.

9. Тер-Акопов А.А. Бездействие как форма преступного поведения. М., 1980.

10. Тимейко Г.В. Общее учение об объективной стороне преступления. Ростов-на-Дону, 1977.

11. Филимонов В.Д. Норма уголовного права. СПб., 2004.

12. Филимонов В.Д. Охранительная функция уголовного права. СПб., 2003.

13. Чечель Г.И. Жестокий способ совершения преступлений против личности. Нальчик, 1991.


I. Задания для самостоятельной работы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.