КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прекращение права частной собственности и иных прав на земельные участки 2 страница
Реквизиция земельного участка происходит по решению исполнительных органов государственной власти (причем без уточнения, только федеральных органов либо и органов власти субъектов РФ), а не по решению суда и может иметь для собственника два варианта правовых последствий. В первом случае происходит возврат реквизированного земельного участка с возмещением причиненных убытков; во втором случае участок не возвращается, но выплачивается его рыночная стоимость либо предоставляется иной равноценный земельный участок. На первый взгляд, второй вариант развития событий противоречит Конституции РФ, которая устанавливает, что никто «не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда» (ч. 3 ст. 35). Однако в силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ данное право не отнесено к числу прав и свобод, не подлежащих ограничению ни при каких обстоятельствах, а потому может быть правомерно ограничено при установлении режима чрезвычайного положения. Как следует из ст. 3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», в числе обстоятельств введения указом Президента РФ режима чрезвычайного положения названы чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ. Реквизицию не следует путать с изъятием за выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ибо последнее есть не что иное, как разновидность национализации. Различия заключаются в перечне оснований для проведения соответствующих процедур, влекущих прекращение права собственности. В случае национализации такие причины носят чисто экономический характер в условиях стабильного правопорядка; при реквизиции принудительное прекращение права собственности происходит в чрезвычайной ситуации в целях, которые могут и не иметь ничего общего с экономикой. При национализации земельный участок меняет форму собственности, при реквизиции это далеко не обязательно. Возмещение убытков при изъятии земельного участка происходит в соответствии со ст. 57 ЗК РФ; при реквизиции действуют общие правила ст. 15 ГК РФ. Невозвращение участка может иметь самые разнообразные причины, начиная от уничтожения земельного участка (затопление) и вплоть до появления оснований для его изъятия либо ограничения в обороте (например, по причине загрязнения радиоактивными веществами). Если участок не возвращается собственнику, ему выплачивается предусмотренная п. 3 ст. 51 ЗК РФ компенсация, а участок переходит в собственность Российской Федерации либо субъекта РФ. Использование участка в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации органами публичной власти может осуществляться в рамках специально предусмотренной п. 5 ст. 51 ЗК РФ процедуры «временного занятия» земельного участка, не являющейся реквизицией и не влекущей прекращения права частной собственности. Отказ лица от права собственности на земельный участок является односторонней сделкой и не влечет сам по себе прекращение соответствующего права. Для этого необходимо совершение указанных в законе процедур. Отказ от права является действием, а потому не будет являться отказом неиспользование земельного участка его собственником (бездействие). Как следует из ст. 236 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения им без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом. Применительно к земельным участкам данная норма конкретизирована в ст. 225 ГК РФ, определяющей статус бесхозяйной недвижимой вещи. Согласно данной статье бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. По общему правилу бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580). Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от соответствующего права собственности осуществляется на основании заявления собственника земельного участка или земельной доли. К заявлению прилагается правоустанавливающий документ на земельный участок либо документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельную долю. При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены такой земельный участок или такая земельная доля. В течение пяти дней с даты государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан направить уведомление об этом в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такой земельный участок или такую земельную долю. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Права и обязанности (включая уплату земельного налога) собственника либо иного правообладателя земельного участка, от которого он отказался, прекращаются с момента внесения в Единый государственный реестр прав записи о новом правообладателе этого участка. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником. либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. 6.2. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком Перечень оснований прекращения ограниченных вещных прав на земельные участки во многом совпадает с основаниями прекращения права собственности. Действительно, уничтожение «юридическая гибель» земельного участка прекращает любые виды прав на него; банкротство юридического лица либо изъятие участка для государственных или муниципальных нужд влечет аналогичные последствия и т.д. Но существует и ряд отличий в перечне оснований прекращения права собственности и ограниченных вещных прав на земельные участки. Например, землепользователь или землевладелец не может произвести отчуждение своего земельного участка посредством продажи, дарения, мены и т.д. Есть и специальные основания прекращения права землевладения и землепользования. В их числе добровольный отказ от прав на землю, переоформление (приватизация) земельных участков по процедурам, указанным ЗК РФ (ст. 20, 21, 36 и т.д.). В последнем случае прекращается право землевладения (землепользования) и приобретается право частной собственности на земельный участок. Однако особое место среди процедур прекращения права землепользования и землевладения занимает принудительное прекращение прав на землю (ст. 45 ЗК РФ). Фактически данная статья посвящена определению оснований применения земельно-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности. Данный правовой институт был предусмотрен, например, еще Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г., которые содержали в ст. 15, 16, 50 земельно-правовые санкции, фактически выступавшие в качестве самостоятельных мер юридической ответственности за нарушения земельного законодательства. Сформулированная в советском земельном праве конструкция земельно-правовой ответственности (Т. Т. Тагиров, В. А. Чуйков, А. А. Рябов, О. В. Измайлов и др.) была воспринята ЗК РСФСР (ст. 39, 40, 42, 44 и т.д.), однако указанные статьи были отменены Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации». В результате центральное место в правовом регулировании рассматриваемых отношений долгое время занимали нормативные правовые акты субъектов РФ. Земельно-правовая ответственность применяется в форме принудительного изъятия у лица земельного участка, принадлежащего ему на праве землепользования или землевладения, за совершение земельного правонарушения и является отдельным, самостоятельным видом юридической ответственности. Основания принудительного прекращения права землевладения и землепользования сформулированы с учетом обязанностей указанных правообладателей земельных участков, предусмотренных ст. 42 ЗК РФ (причем приведенный в данной статье перечень обязанностей не носит исчерпывающего характера). Как следует из п. 2 ст. 45 ЗК РФ, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно: 1) при использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель. Целевое назначение земельного участка является основанием для отнесения его к одной из категорий, указанных ст. 7 ЗК РФ. В ст. 8 ЗК РФ определена процедура отнесения земельных участков к категориям и изменения категорий земель. Самовольное изменение целевого назначения и категории земель не допускается; 2) использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки. В отличие от предыдущего состава земельного правонарушения, имеющего универсальный характер для всех категорий земель, снижение плодородия имеет значение лишь для земель сельскохозяйственного назначения. Ухудшение экологической обстановки важно для всех категорий земель и имеет родовой характер по отношению к нижеследующим составам земельных правонарушений: — отравлению, загрязнению, порче или уничтожению плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшим за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Вопросам возмещения вреда окружающей среде посвящены ст. 77—79 Закона об охране окружающей среды. Для привлечения к ответственности за данное деяние достаточно причинения вреда и одному человеку; — нарушению установленного режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению. В данном подпункте мы наблюдаем один из немногих случаев, когда законодатель объединил в один состав оба варианта нарушения особого эколого-правового режима земельного участка, обусловленного наличием особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ) или территории экологического неблагополучия. Нарушить режим особой охраны экологически ценных земель (и расположенных на них объектов) можно в двух случаях. Во-первых, если участок землепользователя (землевладельца) находится в границах ООПТ (не был выкуплен в момент организации заповедника, национального парка и т.д.), и, во-вторых, находится в охранной зоне ООПТ; — систематическому невыполнению обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв. В земельном законодательстве не раскрывается критерий «систематичности» невыполнения обязательных мероприятий и не указывается на связь между таким невыполнением и причинением вреда почвам (размером такого вреда). Следовательно, налицо оценочная категория. Это означает, что в каждом конкретном случае судом будет даваться оценка данным обстоятельствам исходя из материалов конкретного дела; — систематической неуплате земельного налога. Обоснованность включения в ЗК РФ данной санкции вызывает сомнения. Дело в том, что неуплата земельного налога является налоговым правонарушением. Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Данное деяние, совершенное умышлено, влечет взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченных сумм налога. Как следует из п. 1 ст. 108 НК РФ, никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренном НК РФ. Сам НК РФ за неуплату земельного налога санкций в виде принудительного прекращения прав на участок не предусматривает. Согласно п. 1, 2 ст. 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями гл. 16 НК РФ; 3) неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Порядок принудительного прекращения права землевладения и землепользования как санкции за земельное правонарушение выглядит следующим образом. Первоначально на лицо, нарушающее требования п. 2 ст. 45 ЗК РФ, налагается административное взыскание (штраф). Одновременно виновному физическому или юридическому лицу выносится предупреждение, содержание которого изложено в п. 3 ст. 54 ЗК РФ, с последующим уведомлением органа государственной власти РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления, предоставившего такой земельный участок. Перечень органов государственного земельного контроля, налагающих административные взыскания за земельные правонарушения, указан в п. 2 Положения о государственном земельном контроле (утв. постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 689). В их число входят Росреестр, Росприроднадзор, Россельхознадзор и их территориальные органы. В предупреждении указывается на сущность правонарушения и устанавливается срок для его устранения (зависит от характера, наступивших вредных последствий правонарушения и т.д.). При этом если штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (п. 1 ст. 32.2 КоАП РФ), то упомянутый срок для устранения последствий правонарушения должен являться разумным и обоснованным. Если правонарушитель устраняет допущенное нарушение земельного законодательства, процедура на этом прекращается. Если длящееся правонарушение не устранено (либо не устранены последствия оконченного правонарушения), орган государственного земельного контроля, документально зафиксировав данный факт, направляет материалы о прекращении прав на участок в орган публичной власти, его предоставивший, а уже данный орган направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. Суд может как продлить срок устранения последствий правонарушения, так и вынести решение о прекращении прав на земельный участок исходя из материалов дела. Если суд принимает решение о прекращении прав на земельный участок, соответствующий орган публичной власти (предоставивший участок) направляет по истечении 10-дневного срока с момента принятия такого решения заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта (копии решения суда) в Росреестр (его территориальное подразделение), который производит регистрацию прекращения права землевладения (землепользования). С момента такой регистрации прекращаются обязанности бывших правообладателей земельных участков. Учитывая, что изъятый земельный участок и ранее находился в публичной собственности, изменение формы собственности не происходит. Прекращение прав на участок не освобождает от возмещения вреда. 6.3. Прекращение права аренды земельного участка Договор аренды земельного участка носит срочный характер, в связи с чем типичным основанием его прекращения будет являться истечение срока аренды, указанного в договоре. Если срок аренды в договоре не определен, он считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за три месяца. Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается (ст. 610 ГК РФ). Указанные предельные сроки установлены в ряде случаев и для аренды земельных участков. Так, земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год; согласно п. 3 ст. 28 Закона о приватизации по желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, он может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем 49 лет. Аналогичный срок для аренды земель сельскохозяйственного назначения предусматривает п. 3 ст. 9 Закона об обороте земель. Согласно ст. 617 ГК РФ договор аренды сохраняет силу при изменении сторон. Это означает, что переход права собственности на переданный в аренду земельный участок к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды. В случае смерти гражданина, арендующего земельный участок, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное. Арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением случая, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора. Согласно п. 10 ст. 22 ЗК РФ в случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия. Поскольку договорные отношения носят свободный характер, стороны вправе их изменить или расторгнуть в любое время по взаимному согласию. Если такое согласие не достигнуто, договор аренды земельного участка может быть расторгнут по решению суда. Для этого необходимо наличие существенного нарушения условий договора одной из сторон, т.е. нарушения, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (ст. 450 ГК РФ). Например, по требованию арендатора договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда: арендодатель не предоставляет участок в пользование арендатору либо создает препятствия пользованию им; переданный арендатору участок имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены арендодателем при заключении договора, не были заранее известны арендатору и не должны были быть им обнаружены во время осмотра земельного участка при заключении договора; земельный участок в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования (ст. 620 ГК РФ). Арендатор вправе требовать уменьшения размера арендной платы или расторжения договора аренды, возмещения причиненных ему убытков в случае предоставления ему арендодателем заведомо ложной информации об участке (п. 3 и 4 ст. 37 ЗК РФ). По инициативе арендодателя договор может быть расторгнут в случае использования земельного участка с существенным нарушением условий договора либо с неоднократными нарушениями; при существенном ухудшении состояния земельного участка; при невнесении арендной платы более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа (ст. 619 ГК РФ). Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок. Данный перечень оснований конкретизирован и дополнен п. 2 ст. 46 ЗК РФ. Указанные в нем земельно-правовые основания прекращения договора аренды земельного участка носят как универсальный характер (т.е. распространяются на все категории земель), так и более локальный, распространяясь на одну или более две категории. Например, подп. 2, 3 п. 2 ст. 46 ЗК РФ предусматривают прекращение договора аренды в случае использования земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки, а также в случае неустранения совершенного умышленно земельного правонарушения, выражающегося в отравлении, загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Очевидно, что данные основания применимы лишь в случае аренды земельных участков в составе категории земель сельскохозяйственного назначения. Другие основания прекращения аренды земельных участков распространяются на все категории земель (реквизиция, изъятие участка для государственных или муниципальных нужд, использование его не по целевому назначению) либо на две и более (неиспользование участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства). Руководствуясь последним основанием, арендодатель (администрация г. Саратова) обратился в арбитражный суд с иском о расторжении договора аренды земельного участка с ООО «ГиМ» (арендатором). Суд первой инстанции, исходя из документов, имеющихся в материалах дела, установил факт неиспользования ООО «ГиМ» земельного участка, предназначенного для строительства стационарной АЗС в течение трех лет. В силу подп. 4 п. 2 ст. 46 ЗК РФ аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае неиспользования земельного участка, предназначенного для строительства, в указанных целях в течение трех лет. Суд апелляционной инстанции неправомерно применил п. 9 ст. 22 ЗК РФ и отказал в иске, не признав допущенное ответчиком нарушение условий договора аренды земельного участка существенным. Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 17.02.2004 № А57-676/03-30 отменил решение апелляционной инстанции, признав правомерность решения суда первой инстанции. 6.4. Прекращение сервитута земельного участка Основания прекращения (как, впрочем, и установления) частного сервитута предусмотрены гражданским законодательством (ст. 276 ГК РФ). Согласно данной статье по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением земельного участка, собственник вправе требовать в судебном порядке прекращения сервитута. Указанные правила имеют массу практических примеров. Например, в связи с появлением новой дороги правообладателю сервитута становится не нужна прежняя, проходящая через соседний участок; необходимость в использовании соседнего участка в целях размещения трубы для полива зеленых насаждений прекратилась в связи с появлением колодца и т.д. Кроме указанных ст. 276 ГК РФ оснований, сервитут также прекращается в связи с уничтожением «юридической гибелью» земельного участка (в результате обрушения берега или в иных случаях), со слиянием в одном лице правообладателя сервитута и собственника участка, при судебном расторжении соглашения об установлении сервитута (например, правообладатель сервитута не вносит установленную в соглашении плату), истечении срока действия (если сервитут срочный) и т.д. В любом случае прекращение действия сервитута подлежит государственной регистрации. Прекращение действия публичного сервитута (ст. 23 ЗК РФ) осуществляется в том же порядке, что и установление, т.е. посредством принятия органом публичной власти соответствующего нормативного правового акта. Основанием его прекращения является отпадение общественных нужд, повлекших его установление, поэтому данный перечень оснований не совпадает с основаниями прекращения частного сервитута. Согласно п. 7 ст. 23 ЗК РФ в случаях если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, его собственник, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков. Как и в случае прекращения частного сервитута, прекращение публичного сервитута подлежит государственной регистрации. В случае уклонения органа публичной власти от такой регистрации (если общественные нужды отпали) правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом (либо иные заинтересованные лица), вправе обжаловать данное бездействие в суд. Земельный кодекс РФ не предусматривает обязательность проведения общественных слушаний при прекращении действия публичного сервитута (а только при установлении), хотя это в ряде случаев и предусматривается региональными и муниципальными нормативными правовыми актами. Представляется логичным проведение общественных слушаний только в случае прекращения действия постоянного сервитута; для срочного публичного сервитута достаточно истечения срока его действия и акта соответствующего органа публичной власти, его установившего. 6.5. Прекращение права безвозмездного срочного пользования земельным участком Как следует из ст. 24 ЗК РФ, существуют пять вариантов предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование (гражданам и юридическим лицам), включая предоставление служебных наделов. Представляется логичным говорить об общих правилах прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком (в основном, они предусмотрены ГК РФ) и особенностями прекращения права пользования служебным земельным наделом. Общие правила заключаются в том, что договор может быть прекращен по истечении его срока либо расторгнут досрочно в добровольном (при отказе от участка) или принудительном (судебном) порядке. Основания для последнего указаны в ст. 698 ГК РФ и конкретизированы п. 2 ст. 45 ЗК РФ, причем последние не все применимы к прекращению права безвозмездного срочного пользования (например, в силу п. 2 ст. 388 НК РФ не признаются плательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования). Каждая из сторон договора вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения. Если иное не предусмотрено договором, ссудополучатель вправе во всякое время отказаться от договора, заключенного с указанием срока (ст. 699 ГК РФ). Срок договора безвозмездного срочного пользования в ряде случаев прямо указан ЗК РФ. Например, согласно п. 3 ст. 30 ЗК РФ участки для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставляются религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения — в безвозмездное срочное пользование на срок их строительства.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |