Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональное и социальное развитие




Физические характеристики.

1. Одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.

2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может развивать их несамостоятельность.

3. Развитие одаренных детей часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).

 

1. Одарённые дети имеют обострённое чувство справедливости, опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие познания.

2. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

3. Живое воображение, творчество, фантазия весьма характерны для одарённых детей.

4. Они обладают хорошим чувством юмора. Восприятие смешного у них нередко отличается от восприятия сверстников

5. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чувствительны к неречевым сигналам окружающих.

6. Нередко у таких детей развивается негативное самовосприятие. Возникают трудности в общении со сверстниками.

 

 

С целью выявления одаренных детей необходимо:

 

1) комплексно оценивать с разных сторон поведение и деятельность ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2) проанализировать поведение ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включать ученика в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлекать его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
3) дать экспертную оценку продуктов деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения математических задач и пр.) с привлечением экспертов — специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, химиков и т.д.);

4) выявить признаки одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка).

5) многократно и многоэтапно обследовать с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;
6) проводить диагностическое обследование в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб и т.д.);
7) использовать такие предметные ситуации, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
8) анализировать реальные достижения учащихся в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п.;.
9) делать опору на методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, — анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей.

Однако следует учесть, что и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу таковых может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза)..

 

При выявлении одаренных детей рекомендуется дифференцировать:


1) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;
2) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;
3) потенциальные возможности ребенка к развитию.

Поскольку об одаренности ребенка нередко судят по его достижениям, прежде всего в учебе, то по перечисленным далее особенностям можно отличить одаренного ребенка от просто очень способного и хорошо обученного ученика, у которого определенный объем знаний, умений и навыков превышает обычный средний уровень.

Одаренный ребенок:

- стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, не утрачивает к ней интереса;

- получает удовольствие от самого процесса познания;

- достаточно легко признается в своем непонимании, просто говорит, что он чего-то не знает;

- отдает приоритет содержанию деятельности, а не оценке.

Способный ученик с высокой мотивацией достижений:

- любую новую ситуацию воспринимает как угрозу своей самооценке, своему высокому статусу. Для способного ребенка с внешней мотивацией – это всегда стрессовая ситуация, ситуация неудачи;

- важен результат и его оценка.

Ничто так не губит способности ученика, как стандартный, усредненный подход, репродуктивные задания, бесконечная фронтальная работа. Одаренность не развивается в узко заданных рамках. Для того чтобы способности развивались, их нужно постоянно тренировать, необходим простор для личностного роста. Ребенок должен учиться преодолевать трудности, проявлять настойчивость в достижении цели, принимать на себя ответственность.

Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей.

Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Достижения одаренного ученика оказывают положительное влияние на весь коллектив, и это не только помогает росту остальных детей, но и укрепляет авторитет данного ученика и, что не мало важно, формирует у него ответственность за своих товарищей. Такая форма работы позволяет избежать ранней специализации и обеспечивает универсальное образование детей. Однако привлечение одаренных учащихся к работе исследовательских объединений предполагает предварительную подготовку, целью которой является развитие интересов и общих навыков исследовательской работы. Этот подготовительный этап, особенно значимый для младших школьников и подростков, может, осуществляется во время кружковых занятий.

Следует выделить необходимость повышения профессиональной компетентности педагогов школ для работы с одаренными детьми. Рассмотрим основные компоненты профессиональной компетентности педагога:

 

1. Базовый компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми составляют:
а) общая профессиональная педагогическая подготовка — предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки;
б) основные профессионально значимые личностные качества педагога.


2. Специфический компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми образуют:.
а) знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления; знания о психологических особенностях одаренных детей, их возрастном и индивидуальном развитии; знания о направлениях и формах работы с одаренными детьми, о принципах и стратегиях разработки программ и технологий обучения одаренных детей;

б) умения и навыки в области разработки и реализации методов выявления одаренных детей на основе признаков одаренности; умения и навыки в области методики обучения одаренных детей с учетом видов и особенностей одаренности учащихся, их контингента и конкретных условий обучения; умения и навыки психолого-педагогического консультирования одаренных детей, их родителей;
в) профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая
— не столько успешно реализовывать традиционный тип обучения для одаренных детей, сколько успешно активизировать и развивать детскую одаренность;
— не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу учиться;
г) личностные качества педагога: высокий уровень развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации; высокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту и т.д.

Такие качества вырабатываются индивидуально и коллективно. Надо проводить выставки, конкурсы методических находок, портфолио учителя, УМК для дополнительного образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.