Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетные правоотношения




Несмотря на то, что наукой финансового права предлагаются различные определения бюджетного права в контексте объемно-структурных характеристик регулируемых им отношений, большинство авторов придерживается точки зрения, что бюджетное право, являясь подотраслью финансового права, занимает в его системе ведущее место.

В настоящее время в финансово-правовой науке доминирует точка зрения о бюджетном праве как подотрасли финансового права.

Бюджетное право, являясь подотраслью финансового права, имеет соответствующий предмет правового регулирования, через который, как правило, и дается научно-доктринальное и легальное определение данного правового образования.

В соответствии со ст. 1 БК предметом бюджетного права являются отношения между участниками бюджетного процесса, возникающими при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Как правило, предмет бюджетного права в интерпретации большинства ученых, придерживающихся точки зрения несовпадения системы бюджетного права и системы бюджетного законодательства, трактуется в виде поступательного методологического движения от понимания предмета бюджетного права в самом общем виде как разнообразных отношений, возникающих в связи образованием, распределением и использованием государственного централизованного фонда (бюджета) к системному структурированию этих отношений на определенные группы в сфере бюджетного устройства, структуры доходов и расходов, порядка их распределения между различными видами бюджетов, источников финансирования дефицита бюджета, а также в сфере бюджетного процесса.

Несмотря на различия в определении объема общественных отношений, входящих в круг бюджетно-правового регулирования, можно сделать вывод о сходности позиции ученых в том, что отношения, составляющие предмет бюджетного права, подразделяются на материальные (имущественные) и процессуальные, которые в совокупности являются бюджетными правоотношениями, под которыми следует понимать урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения по образованию, распределению и использованию денежных средств государственного и местных бюджетов. Бюджетные отношения, являясь производными от финансовых правоотношений, отличаются от последних более узкой сферой применения.

Бюджетные правоотношения, являясь одним из видов финансовых правоотношений, характеризуются всеми признаками, свойственными любому финансовому правоотношению. В то же время им присущи и некоторые особенности, свойственные только этому виду финансовых правоотношений, касающиеся их содержания и субъектного состава:

- они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного фонда денежных средств;

- в бюджетных правоотношениях обязательно участвуют государство и соответствующие органы местного управления и самоуправления;

- бюджетные правоотношения, как правило, не могут длиться более одного года и прекращаются в конце соответствующего года, что обусловлено ежегодностью принятия такого основополагающего акта в бюджетной сфере как закон о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. В то же время нельзя с формально-догматической точки зрения подходить к постулированию данного признака. В рамках наличия такого правового института бюджетного права как бюджетный процесс, опосредованного понятием бюджетного цикла, который, как правило, длиться около двух лет, можно вести в некоторых случаях и о более длительном временном аспекте бюджетных правоотношений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.