Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кроссворд

1. Раздел науки о русском языке, изучающий слово и его лексическое значение. Лексика изучает …

2. Часть речи, которая обозначает действие.

3. Фонетика изучает …

4. Раздел науки о русском языке, который изучает словосочетание и предложение.

5. Сегодняшняя …

6. Содержание, по-другому ….

7. Раздел науки о русском языке, изучающий правильное написание слов.

8. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположное лексическое значение.

9. В слове имеется …

10. Слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое лексическое значение.

11. Раздел науки о русском языке, изучающий звуки речи ….- Давайте посмотрим, что у вас получилось?

ТЕМА. ФОНЕТИКА.

Вопросы:

· Что называется алфавитом?

· Почему важно знать алфавит?

· Напиши алфавит.

· Сколько гласных букв в русском языке? (10)

· Сколько согласных букв в русском языке? (21)

· Чего больше в русском языке букв или звуков?

Докажите. (Для 30 согласных звуков, твердых-мягких парных в алфавите есть только 15 согласных букв, кроме того, есть непарные согласные; основных гласных звуков 6: [а],[о],[э],[и],[у],[ы]; гласных букв! 0: а, о, э, и, у, ы,е,ё,ю,я)

- Чем отличаются ь и ъ от остальных букв?

 

 

В Б Е Е и   л
А Г д Ж и к м
Н П   Т   X ч
О Р с У ф ц ш
Щ ъ ы ь э ю я

 

 

Задание: рассмотри таблицу, быстро и правильно назови буквы по алфавиту, одновременно показывая их на таблице.

 

Прочитайте. Из истории.

 

Русский алфавит произошел от древнерусской кириллицы, которая, в свою очередь, была заимствована у болгар и получила распространение на Руси после принятия христианства (988 г.).

На этот момент в ней было, по видимости, 43 буквы. Позже добавились 4 новые буквы, а 14 старых были в разное время исключены за ненадобностью, так как соответствующие звуки исчезли. Раньше всего исчезли йотированные юсы, затем большой юс, возвращавшийся в XV веке, но вновь исчезнувший в начале XVII века, и йотированное Е; остальные буквы, порой несколько меняя свое значение и форму, сохранились до наших дней в составе азбуки церковнославянского языка, которая долгое время считалась тождественной с русской азбукой. Орфографические реформы второй половины XVII зека (связанные с «исправлением книг» при патриархе Никоне) зафиксировали следующий набор букв: А, Б, В, Г, Д, Е (с орфографически отличным вариантом, который иногда считался отдельной буквой и ставился в азбуке на месте нынешнего Э, т. е. после Ъ), Ж, 3, 3, И (с орфографически отличным вариантом И для звука Ш, который отдельной буквой не считался), I, К, Л, М, Н, О (вдвух орфографически различавшихся начертаниях: «узком» и «ши­роком»), П, Р, С, Т, У (в двух орфографически различавшихся начертаниях:), Ф, X, (в двух орфографически различавшихся начертаниях: «узком» и «широком», а также в составе лигатуры «от» (), -обычно считавшейся отдельной буквой), Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Ъ, Ю, Я (в двух начертаниях: IA и А, которые иногда считались разными буквами, иногда же нет), Иногда в азбуку включались также большой юс () и так называемый «ик» (в виде нынешней буквы «у»), хотя они звукового значения не имели и ни в одном слове не употреблялись.

В таком виде русская азбука пребывала до реформ Петра I 1708-1711 гг. (а церковнославянская такова и поныне), когда были ликвидированы надстрочные знаки (что между делом «отменило» букву И) и упразднены многие дублетные буквы и буквы, использовавшиеся для записи чисел (что стало неактуальным после перехода на арабские цифры). Впоследствии некоторые упраздненные буквы восстанавливались и отменялись вновь. К 1917 году алфавит пришел в 34-буквенном (официально; фактически букв было 37) составе: А, Б, В, Г,Д, Е, (Ё отдельной буквой не считалась), Ж, 3, И, (И отдельной буквой не считалась), I, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т,У, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь,, Э, Ю, Я,, (V считалась более не входящей в русский алфавит).

Последняя крупная реформа письменности была проведена в 1917—1918 г. — в ее результате появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв

 

Прочитай стихотворение С.Я. Маршак «Багаж» Запиши вещи дамы в алфавитном порядке.

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собаченку.

Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции ДНО: -
Потеряно место одно
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
- Товарищи! Где собачонка?

Вдруг видят: стоит у колес Огромный, взъерошенный пес.

Поймали его - и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.

Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везет на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.
Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
- Разбойники! Воры! Уроды!
Собака - не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку...
- Отдайте мою собачонку!

- Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!

 

Задание.

1.Записать в тетрадь слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

2. Записать в тетрадь слова, в которых количество букв больше, чем звуков.

Капитан, корабль, ручьи, долина, речь, калач, борщ, помощь, рожь, гараж, камыш, ветошь, строишь, видишь, обозначьте, беречься.

 

Звукобуквенный анализ слова:
ежи – е-жи [й’ижы] – 2 слога, 3 б., 4 зв., 2 согл., 2 глас.

Медведь – мед – вéдь [м‘идв’эт’] – 2 сл., 7 б., 6 зв., 2 глас.зв., 4 согл.зв.


- Почему разное количество букв и звуков в слове?

 

морковь – 2 слога, второй слог ударный.

м - [м ] - согл., зв., тв.

о - [ а ] - гласн., безударн.

р - [р] - согл., зв., тв.

к - [к] - согл.,, глух., тв.

о - [о] – гласн., ударн.

в - [ф'] – согл., глух., мягк.

ь - [ ] ___________________________________

7 букв, 6 звуков.

Сделай звукобуквенный анализ слов: журавль, радостный, марка, пчела, мышь.


Тест по теме "Фонетика"

1)

1. Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков

Разлил листья ярко радостный меч

 

2. Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие

доклад докладчик часов мышей молоко

 

3. Найдите слово, в котором буква «е» обозначает один звук

речной еловый пьеса съезд здание

 

4. Найдите слово, где буква «ё» обозначает два звука

жёлудь печёт пьёт перевёл копчёный

 

5. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв

клочья местный полиция святой зелёный

 

6. Найдите слово, где количество букв равно количеству звуков

лестный книга заяц рожь лают

 

7. Найдите слово, где все согласные звуки – глухие

майка свеча кружка каток заговор

 

8. Найдите слово, в котором все согласный звуки – мягкие

щавель зелёный лыжи юг шинель

 

2)

 

1. Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие:

1) испуг 3) гриб

2) тягач 4) жест

 

1) песня 3) жук

2) шубка 4) помощь

 

2. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв:

1) полет 3) южный

2) ехать 4) подъём

 

1) юнга 3) ездить

2) ружьё 4) письмо

 

3. Укажите, в каком столбике слова расположены строго по алфавиту:

 

1) журавль 2. ежевика 3. ежевика 4. игра

2) ежевика журавль журавль инспектор

3) игра инспектор игра ежевика

4) инспектор игра инспектор журавль

 

1) кабинет 2) застежка 3) застежка 4) кабинет

2) кубышка кабинет кубышка кубышка

3) застежка кубышка кабинет марка

4) марка марка марка застёжка

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Les rapports | Deutsche Artikulationsbasis
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.