Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фонетика




1) Система звуковых единиц образует его звуковую сторону. Различаются линейные и нелинейные звук единицы. Линейные или сегментные – звуки, нелинейные или суперсегментные – ударение и интонация.
Главное отличие суперегмнтных единиц заключается в том что они не не существуют отдельно от материальных оболочек яыковых единиц,, они характеризуют эти материальные оболочки в целом. Суперсегментные единицы не могут произносится отдельно, они не могут быть выделены из состава слов или предложений.

 

2) Фонема- единица фонематического уровня. Парадигматические отношения фонем.

 

Фонема- минимальная, далее не делимая, линейно выделяемая, сегментная, односторонняя единица языка, представленная в морфемах или словах и служащая для отождествления или разграничения слов или морфем.

Парадигматические отношения существуют на уровне языка- это отношения тождества и различия фонетических единиц.

 

3) Система гласных и согласных фонем. Спорные случаи в системе фонем.

Система- совокупность однородных единиц, взаимосвязанных и взаимообусловленных.

Гласные и согласные- два основных типа звуков, имеющихся во всех языках мира.

Система русских гласных фонем включает 6фонем: а,о,у,ы,и,э, связанных противопоставлением по трём дифференциальным признакам- ряду, подъёму и лабиализации. Противоречия в составе гласных фонем возникали между МФШ и СПФШ, по МФШ 5 гласных фонем (и,э,а,о,у), по СПФШ 6 гласных фонем (и,э,у,о,а,ы). Система русских согласных фонем включает 35 фонем: б,п,в,ф,д,т,з,с,ж,ш,ч,г,к,х,м,н,л,р,й и их мягкие формы. Они связаны противопоставлениями по пяти дифференциальным признакам. Эти пять признаков образуют три группы: конститутивные, коррелятивные и относительные признаки. Конституционные- место и способ образования. Коррелятивные- звонкость-глухость, твёрдость-мягкость. Относительные признаки- шумность, сонорность. Противоречия в составе согласных фонем возникали также между МФШ и СПФШ, по московской 34 согласных фонемы, Кь,Гь,Хь- несамостоятельные, Шь,Жь- самостоятельные, по петербургской 35 фонем, Кь,Гь,Хь- самостоятельные, Щ(долгий) и Ж(мягкий,долгий) – бифонемные образования.

 

4) Артикуляционная характеристика гласных.

При характеристике звуков всегда ведущим началом была их артикуляционная сторона. Гласные с точки зрения их артикуляционной классификации различаются по ряду, подъёму и лабиализации. Треугольник Л.В.Щербы отражает эту классификацию. Ряд-это работа языка по горизонтали, т.е вперёд-назад. Подъём-работа по вертикали, т.е вверх-вниз. Лабиализация- огубленность (о,у). Различают также передний (и,э), средний (ы,а) и задний (у,о) ряд. Подъём- нижний (а), средний (э,о) и верхний (и,ы,у).

 

5) Артикуляционная характеристика согласных.

Данная характеристика учитывает следующие признаки: 1) место образования, 2) способ образования, 3) работа голосовых связок, 4) положение средней части спинки языка, 5) положение нёбной занавески.

По месту образования согласные делятся на губные и язычные. Губные в свою очередь делятся на губно-губные (б,п,м) и губно-зубные (в,ф). Язычные делятся в зависимости от того какая часть спинки языка включается в работу на переднеязычные, которые делятся на зубные (с,л) и передненёбные (ш,ч); среднеязычные, которые делятся на средненёбные (единственный- й); заднеязычные, которые делятся на средненёбные (х,кь) и задненёбные (г,к).

По способу образования согласные делятся на щелевые, которые делятся на срединные (в,ф) и боковые (л); смычные, они подразделяются на взрывные (б,п,к), слитные (ц,ч) и носовые (м,н); дрожащие (р).

По работе голосовых связок создаётся различие звонких и глухих. При сомкнутом подожении голосовых связок возникает голос, характерные для звонких. При расслабленном положении голосовых связок образуются глухие.

От положения задней части спинки языка зависит различие твёрдых и мягких. При образовании мягких средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу. Это дополнительное движение как бы накладывается на основную артикуляцию, процесс- палатализация.

Положение нёбной занавески обусловливает различие носовых и неносовых согласных. Когда нёбная занавеска опущена и воздушная струя вследствии этого проходит в полость носа, возникает носовой резонанс, так образуются носовые м,н. Когда нёбная занавеска поднята воздушной струе закрыт доступ в полость носа, так образуются неносовые согласные.

 

6) Акустическая классификация звуков. Соотношение акустической и артикуляционной классификации.

Акустическая классификация была разработана в 1955 году учёными Р.Якобсоном, Г.Фантом, М.Халле. Акустическая классификация универсальна, она характеризует разные языки мира. Включает 12 бинарных признаков. По отношению к русскому языку выделяют 9 признаков: 1) вокальность-невокальность, 2) консонантность-неконсонантность, 3) высокая тональность- низкая тональность, 4) диффузность- компактность, 5) бемольность- небемольность, 6) диезность- недиезность, 7) преванность- непрерванность, 8) резкость- нерезкость, 9) зконкость- глухость.

Соотношение. Артикуляционная рассматривает движение языка, губ; противопоставляет гласные и согласные; ряды признаков многочлены. Акустическая рассматривает признаки звука; анализирует все звуки по одним и тем же признакам; дихотомическая классификация; позволяет устранить противоречия в фонологии.

 

7) Действия фонетических законов в области гласных и согласных.

Звуковые законы- законы функционирования и развития звуковой материи, управляющей её устойчивым сохранением и регулярным изменением. Звуковые законы характеризуются всеобщностью и обязательностью.

Звуковые законы в области гласных: 1) закон количественной редукции (все гласные в безударном положении), 2) закон качественной редукции (а,о,э в безударном положении), 3) закон перехода И в Ы на стыке морфем после твёрдых согласных (сыграть).

Звуковые законы в области согласных: 1) оглушение звонких согласных на конце слова (дуб), условие- парные звонкие; 2) ассимиляция согласных по глух-звонк, условие-глухие перед звонкими, звонкие перед глухими; 3) ассимиляция зубных перед передненёбными – ассимиляция по природе (сшить), изменяется место образования; 4) смягчение твёрдых согласных перед гласным Э; 5) ассимиляция по мягкости (снизить), связано с историей языка; 6) ассимиляция по твёрдости (Конт-конский), касается позиции стыка корня и суффикса 7) упрощение групп согласных (постных- т выпадает), непроизносимые согласные; 8) сокращение групп согласных (рассориться- с), не позволяется появиться тройной долготе.

 

8) Понятие сильной и слабой позиции. Сильные и слабые позиции гласных фонем.

Позиция- условия произношения звуков. Условия: 1) качество соседних звуков; 2) положение вначале, середине и конце слова; 3) для гласных- положение по отношению к ударному слогу. Сильны позиции гласных- произношение не зависит от качества рядом стоящих звуков. Слабые позиции- произношение звука изменяется под влиянием соседних звуков.

Перцептивные позиции гласных: Сильные (1.между твёрдыми неносовыми согласными- сок; 2.в начале слова не перед носовым или мягким- уха) и Слабые (1.соседство с мягкими согласными- петь; 2. с носовыми согласными- мак)

Сигнификативные позиции согласных: сигнификативно сильными для гласных являются все позиции под ударение и для гласных У,Ы,И, т.к они не подвергаются качественной редукции. Слабые- позиции для А,О,Э в безударном положении.

 

9) Понятие сильной и слабой позиции. Сильные и слабые позиции согласных фонем.

Позиция- условия произношения звуков. Условия: 1) качество соседних звуков; 2) положение вначале, середине и конце слова; 3) для гласных- положение по отношению к ударному слогу. Сильны позиции гласных- произношение не зависит от качества рядом стоящих звуков. Слабые позиции- произношение звука изменяется под влиянием соседних звуков.

Перцептивно слабые позиции для согласных: 1) для всех согласных перед лабиализованным гласным происходит лабиализация согласных (сок); 2) для сонорных- на конце слова или перед глухим согласным происходит частичное оглушение (пар,манка); 3) для аффрикат Ц,Ч и согласного Х- перед звонким согласным на стыке слов образуются следующие звуки (дз,дж- ключ дай). Остальные позиции сильные.

Сигнификативные позиции делятся на позиции по глухости- звонкости, твёрдости- мягкости. По глухости- звонкости: Сильные позиции 1) перед гласными, 2) перед сонорными, 3) перед в,вь. Слабые 1) конец слова, 2) перед глухими, 3) перед звонкими.

По твёрдости- мягкости: Сильные 1) конец слова, 2) перед гласными, 3) перед заднеязычными. Слабые 1) зубной перед мягким зубными (бант- банты), 2) зубной перед мягким передненёбным ч,ш (барабан- барабанщик), 3) на стыке корня и суффикса перед твёрдым (дверь- дверной)

 

10) Позиционные чередования гласных фонем. Параллельные и перекрещивающиеся.

Чередования- это закономерная меня звуков под влиянием фонетических законов. Бывают чередования исторические и позиционные. Позиционные чередования осуществляются в результате существующих на данном этапе звуковых законов, вступают варианты и вариации фонем, не меняют фонемный состав морфем, не отражаются на письме. Позиционные чередования гласных немногочисленны. К ним относятся чередования о-а, э-и, а-и, а-э, и-ы. 1) чередование о-а это чередование ударного о с безударным а после твёрдых согласных (нос-носы). 2) чередование э-и, а-и это чередования ударных гласных с предударным после мягких согласных, имеет место только в корнях (лес-леса, тянешь- тяну). 3) чередование а-э это чередование ударного гласного с заударным в корнях слов после мягких согласных (тряс- вытрес, тянешь- вытенешь). 4) чередование э-и это чередование заударного гласного с предударным в корнях слов после мягких согласных (вынесу- понесу). 5) Общей чертой является то, что все они связаны с ударением. Чередование и-ы с ним никак не связано (играть-сыграть)

Параллельные чередования вступают вариации фонем, вариации образуются в перцептивных позициях, параллельные чередования рассматриваются на уровне разных морфем, называются параллельными т.к вариации одной фонемы никогда не совпадут с вариациями другой фонемы.

Перекрещивающиеся чередования вступают варианты одной и той же фонемы, варианты образуются в сигнификативно слабых позициях, перекрещивающиеся чередования рассматриваются на уровне одной морфемы, называются перекрещивающимися т.к варианты одной фонемы совпадают с вариантами другой.

 

11) Позиционные чередования согласных фонем. Параллельные и перекрещивающиеся.

В русском языке они многообразны. Их можно разбить на 4 типа: 1) чередования по глухости- звонкости; 2) по твёрдости- мягкости; 3) по месту и способу образования; 4) чередования с нулём звука.

По глухости- звонкости подразделяются на три типа: чередование звонких с глухими на конце слова (голуби- голубь), чередование звонких с глухими перед глухими (вложить- впустить), чередование глухих со звонкими перед звонкими (отбит, молотьба)

По твёрдости- мягкости подразделяются на два типа 1) чередование твёрдых с мягкими, 2) мягких с твёрдыми. Твёрдые согласные чередуются с мягкими в трёх случаях: перед е,и в суффиксах окончаний (рука- на руке), перед суффиксальным й (тряпка- трепьё), перед соответствующим мягким (группа- в группе, п мягкий)

По месту и способу образования согласные представлены лишь отдельными парами фонем: з-ж, с-ш, т(д)-ц, т(д)-ч. Чередования з-ж, с-ш имеет место в корнях и приставках. Переднеязычные зубные с,з чередуются с нёбными ш,ж перед ш,ж,ч (згореть-жжарить), чередование т(д)-ц чередование взрывных с аффрикатами происходит в корнях перед суффиксом ц (братец- брацца), чередование т(д)-ч происходит в корнях и приставках перед ч (навоттка- навоччик)

Явление так называемых непроизносимых согласных есть не что иное как чередование согласных с нулём звука.

Параллельные чередования вступают вариации фонем, вариации образуются в перцептивных позициях, параллельные чередования рассматриваются на уровне разных морфем, называются параллельными т.к вариации одной фонемы никогда не совпадут с вариациями другой фонемы.

Перекрещивающиеся чередования вступают варианты одной и той же фонемы, варианты образуются в сигнификативно слабых позициях, перекрещивающиеся чередования рассматриваются на уровне одной морфемы, называются перекрещивающимися т.к варианты одной фонемы совпадают с вариантами другой.

 

12) Понятие фонемного ряда. Варианты и вариации.

Фонемный ряд- это ряд звуков, находящихся в перекрещивающихся чередованиях, возглавляемый фонемой в сигнификативно сильной позиции (основной вариант) в пределах одной и той же морфемы.

Варианты это значительные изменения фонем, образуются в сигнификативно слабых позициях, регулируются фонетическими законами, вступают в перекрещивающиеся чередования. Вариации это менее значительные изменения фонем, образуются в перцептивно слабых позициях, вступают в параллельные чередования.

 

13) Исторические чередования. Отличия позиционных и исторических.

Исторические чередования происходят как результат действия функционировавших в истории языка законов, вступают самостоятельные фонемы, меняют фонемный состав морфемы, отражаются на письме. Позиционные же чередования осуществляются в результате действующих на данном этапе звуковых законов, вступают варианты и вариации, не меняют фонемный состав морфем и не отражаются на письме.

 

17) Слог как фонетическая единица.

Слог- фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом. Это минимальная произносительная единица. С артикуляционной точки зрения сло- сочетание звуков, произносимых одним выдыхательным толчком. Слог- это цельный артикуляционный комплекс, т.е единый блок нейрофизиологических команд к мышцам.

С акустической точки зрения слог- это группа звуков, характеризующихся чередованием более звучных и менее звучных звуков, т.е слог представляет собой волну звучности.

С функциональной точки зрения слог- это минимальная произносительная единица.

По начальному звуку слоги делятся на прикрытые (с согласного- трава) и на непрекрытые (с гласного- ум). По конечному на открытые (на гл- брала) и закрытые (майка)

 

18) Характеристика русского словесного ударения.

Ударение- выделение в речи той или иной единицы среди однородных единиц с помощью фонетических средств. В зависимости от того с какой линейной единицей функционально соотносится ударение выделяют три его типа: словесное, синтагматической, фразовое. Словесное ударение является обязательным признаком слова. Один слог в слове ударный, остальные- безударные.

Русское словесное ударение. Ударный слог выделятся большей длительностью, т.е является количественным, произносится с большей силой, т.е ударение силовое, является качественным, ударный слог произносится более отчетливо.

 

19) Орфоэпические нормы СРЯ.

Орфоэпия- совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений. Среди таких норм различаются произносительные нормы и нормы суперсегментной фонетики.

 

21) Интонация. Типы интонационных конструкций.

Интонация- суперсегментная единица, была впервые открыта Шарлем Балли. До недавнего времени считалось, что вербальный компонент несёт большую нагрузку, чем невербальные, но теперь считается, что как слова, так и жесты в зависимости от ситуации могут играть главенствующую роль.

Интонация- это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывания и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели и передают субъективное отношение к высказанному. Всего выделяют 7 интонационных конструкций.

ИК-1: повествовательное предложение утвердительной интонации, на гласном центре тон понижается, уровень тона постцентра ниже уровня предцентра

ИК-2: вопросительное предложение с вопросительным словом, на гласном центре движение тона ровное или нисходящее

ИК-3: вопросительное предложение без вопросительного слова, в центре тон резко повышается

ИК-4: вопросительное предложение с сопоставительным вопросом, в центре тон резко понижается затем повышается

ИК-5: восклицательное предложение, 2 центра, на гласном первого центра тон повышается, на гласном второго центра тон понижается. Обычно это оценочные предложения

ИК-6: восклицательное предложение, центр повышается, высокий уровень держится до конца конструкции при выражении недоумения оценки.

ИК-7: восклицательное, в центре тон повышается далее понижается, экспрессивное отрицание.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.