Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Параллельные и перекрещивающиеся чередования




Типы фонетических позиций. Сигнификативно сильные и слабые позиции. Понятие варианта и вариации.

В Разных позициях одна и та же фонема может быть реализована разными звуками, различия между которыми позиционно обусловлены. Позиция, в которой данная фонема противопоставлена другим фонемам, называется сильной. В сильной позиции раззные фонемы реализованы разными звуками; зв, представленные в сильной позиции, назыв основным видом фонемы. Позиция, в кот 2 и более фонемы не противопоставлены друг другу, назыв слабой. Звук, в кот совпадают 2 и более фонемы, называются выриантом этих фонемю Одна и та же позиция для одной и той же фонемы может быть сильной по одному дифференциальному признаку и слабой по другому.( позиция конца слова в срляможжет быть сильной по дп твёрдость/мягк и слабой по ДП глухость/звонкость. Позиция, в которой фонемы противопоставлены друг другу по всем ДП, называются абсолютно сильной позицией. По абсолютной позиции определяется состав фонем конкретного языка. В русском языке такими позициями являются: Для согл-положение перед гл; длягл-позиция под ударением. Сильные и слабые позиции фонем получили название сигнификативносилльных и слабых позиций вследствие того, что в них по-разному проявляется смыслоразличительная функция фонемы: в слабых позициях смыслоразличительная способоность фонем ослабевается ввиду меньшего числа дифференциальных признаков по сравнению с фонемой в сильной позиции. Сигнификативно слабые позиции фонем возникают в результате перекрещивающихся чередований. Фонетические чередования назыв перекрещивающимися, если они приводят к нейтрализации фонем. Сигнификативно сильные и слабые позиции-это позиции фонем, иначе –фонологические позиции. Другой тип фонетических чередований, в результате которого не происходит нейтрализации фонем, назыв параллельным. На основании параллельных чередований выделяются перцептивно сильные и слабые позиции. Позиция, в кот зв не испытывает влияния соседних звуков, назыв перцептивно сильной. Позиция, вкот звук испытывает влияние соседних сегментов, называется перцептивно слабой. Перцептивно слабая позиция явл следствием параллельного чередования, не приводящего к мене звукотипов и нейтрализации фонем. Реализация фонемы в перцептивно слабой позиции назыв вариацией фонемы. Перцептивно сильные и слабые фонемы-это позиции звуков, а не фонем, иначе –фонетические позиции.

 

 

А. Типы фонетических позиций. Б. Сигнификативно сильные и слабые позиции. Понятие варианта и вариации.

А. Позиции фонетических единиц подразделяются на фонетические и фонологические. Фонетические позиции – это описание фонетических условий, в которых находится та или иная фонетическая единица.

Фонетические позиции согласных определяются в русском языке правым контекстом (т.е. теми сегментами, которые следуют за согласным), соответственно выделяются, например, позиции: 1. Перед гласными. 2. Перед сонорными согласными. 3. Перед мягким переднеязычным согласным. 4. На конце стова перед паузой и т.д.

Фонетические позиции гласных в русском языке определяются левым контекстом (т.е. теми сегментами, которые предшествуют гласным) и положением относительно ударения, следственно выделяются, например позиции: 1. Под ударением после гласного. 2. В первом предударном слоге после парного твердого; после мягкого согласного. 3. В заударном слоге после мягкого.

Все фонетические позиции бывают либо слабыми, либо сильными.

 

Б. сигнификативно сильные и слабые позиции.

Фонемы обладают такой функцией, как сигнификативная или смыслоразличительная. Если смыслоразличительная функция реализовывается слабо, то позиция, к которой применяется данная функция, слабая, если же эта функция реализуется хорошо, то позиция сильная. В сильной позиции фонемы сохраняют противопоставления и различают значимые единицы языка. В слабой же позиции фонемы совпадают в звучании, переставая различаться, например, в слове *труб* *б* стоит в сигнификативно слабой позиции, как и *п* в слове *труп*. Фонемы в сигнификативно слабой позиции называются вариантом

Помимо сигнификативной функции фонемы обладают и перцептивной (опознавательной), (возможность воспринять звуки). Если эта функция выражена четко, то это сильная позиция. В сильной позиции фонема выступает в основном виде, например, мал, игр. Если перцептивная функция выражена слабо, то это слабая позиция. В слабой позиции фонема выступает в виде оттенка (ы-и). фонемы в перцептивно слабой позиции называются вариацией.

 

 

. В Разных позициях одна и та же фонема может быть реализована разными звуками, различия между которыми позиционно обусловлены. Позиция, в которой данная фонема противопоставлена другим фонемам, называется сильной. В сильной позиции раззные фонемы реализованы разными звуками; зв, представленные в сильной позиции, назыв основным видом фонемы. Позиция, в кот 2 и более фонемы не противопоставлены друг другу, назыв слабой. Звук, в кот совпадают 2 и более фонемы, называются выриантом этих фонем.. Сильные и слабые позиции фонем получили название сигнификативносилльных и слабых позиций вследствие того, что в них по-разному проявляется смыслоразличительная функция фонемы: в слабых позициях смыслоразличительная способоность фонем ослабевается ввиду меньшего числа дифференциальных признаков по сравнению с фонемой в сильной позиции. Сигнификативно слабые позиции фонем возникают в результате перекрещивающихся чередований. Фонетические чередования назыв перекрещивающимися, если они приводят к нейтрализации фонем. Сигнификативно сильные и слабые позиции-это позиции фонем, иначе –фонологические позиции. Другой тип фонетических чередований, в результате которого не происходит нейтрализации фонем, назыв параллельным. На основании параллельных чередований выделяются перцептивно сильные и слабые позиции. Позиция, в кот зв не испытывает влияния соседних звуков, назыв перцептивно сильной. Позиция, вкот звук испытывает влияние соседних сегментов, называется перцептивно слабой. Перцептивно слабая позиция явл следствием параллельного чередования, не приводящего к мене звукотипов и нейтрализации фонем. Реализация фонемы в перцептивно слабой позиции назыв вариацией фонемы. Перцептивно сильные и слабые фонемы-это позиции звуков, а не фонем, иначе –фонетические позиции.

 

Чередование – смена звуков, занимающих одно и то же место в одной и той же морфеме, но в разных словах или разных словоформах. (ко[з]а-ко[з]е)
Позиционное чередование – такое чередование, которое происходит в какой-либо позиции. (подру[г]а – подру[к])

У фонетических чередований позиции, т. е. условия появления того или иного звука, фонетические – начало и конец слова ([о]блако – [у]блака - во многих русских говорах) или слога (голо[в]а – голо[у] (неслоговое, с верху знак) – в некоторых русских говорах), соседство других звуков([и]гра – с[ы]грать, вя[з]ать – свя[с]ка), положение в ударном или безударном слоге (св[‘э]рху, [э] - ударный – нав[‘иэ]рху).

Фонетические позиционные чередования могут быть двух типов:

1.чередования, образующие параллельные ряды, не имеющих общих членов;

2.чередования, образующие пересекающиеся ряды, имеющие общие члены.


Схематическое изображение двух типов чередования в позициях Р1 и Р2:

 

1) Р1 Р2 2) Р1 Р2

 

Например, фонемы /р/ и /л/ образуют параллельные ряды звуков, чередующихся в разных позициях:

/р/ - смот[р]ы – смот[рº]у – смот[р];

/л/ - смыс[л]ы - смыс[лº]у - смыс[л]

Фонема /р/ представлена рядом позиционно чередующихся звуков
[р] - [рº] - [р].

Фонему /л/ представляет ряд [л] - [лº] - [л].

При этом в каждой позиции /р/и /л/ представлены разными звуками; эти фонемы различаются во всех позициях.

Фонемы /б/ и /п/образуют пересекающиеся ряды чередующихся звуков:

/б/ - стол[б]ы – стол[бº

стол[п].

/п/ - стол[п]ы - стол[пº

Фонема /б/ представлена рядом позиционно чередующихся звуков [б] - [бº] - [п], фонему /п/ представляет ряд [п] - [пº] - [п]. Эти фонемы, различаясь в позиции перед гласными, не различаются, совпадают на конце слова.

Совпадение двух или нескольких фонем определенной позиции называется нейтрализацией. В позиции нейтрализации эти фонемы реализуются одним и тем же звуком.

Среди гласных возможна нейтрализация и трех и четырех фонем, например:
/а/ - /о/ - /э/ во втором предударном слоге после твердого согласного совпадают в звук [ə]:
ж[а¢]рко – ж[ə]ркова¢то, ш[о¢]пот – ш[ə]потто¢к, ц[э]нтр – ц[ə]нтрово¢й.
(под вопросом, см. таблицу «младшая норма»)

/а/ - /о/ - /э/ - /и/ совпадают в безударных слогах, кроме конечного открытого слога, после мягкого согласного в звуке [иэ]:

вз[ʼа]л – вз[иэ]ла¢, н[ʼо]с - н[иэ]сла¢, стр[ʼэ¢]лы – стр[иэ]ла¢, с[и¢]ла – с[иэ]ла¢ч.


Среди согласных возможна нейтрализация и большего числа фонем.

Нейтрализация фонем обязательно связана с их чередованиями в одних и тех же морфемах: в одних позициях фонемы в разных морфемах различаются, в других позициях (или хотя бы только в одной) эти фонемы в тех же морфемах не различаются, совпадают. Поэтому нейтрализация – это снятие противопоставления фонем в тех же морфемах.

(Касаткин)

Лекция*
1)шар – шары - чередование –а- ударного и –а- безударного,
чередование параллельное - чередование вариаций;

2)насыпь – насыпать - чередование –а- ударного и –а- безударного,
чередование перекрещивающего типа чередование вариации с вариантом
(там где идет чередование в ситуации нейтрализации, т.е. там где появляется вариант);

час – часы – перекрещивающее
дар – даровать - перекрещивающее
мясо – мясорубка – перекрещивающее
у окна – у болота – перекрещивающее
у плеча - у поля - параллельное (проверяется окончание)

 

 

21. Чередование гласных. Ударный вокализм.
Звуки, находящиеся в одной морфеме и взаимоисключающие друг друга – дополнительная дистрибуция.
Чередование гласных звуков зависит от:

1.Фонетических причин: положение гласного по отношению к ударению + от соседства твердых или мягких согласных.

2.Должна быть одна и та же фонема

 

Ударные гласные:

Под ударением после твердых согласных произносятся такие же гласные, как и после паузы. Сравнить: сон и он (одинаковые [о]).

 

Под ударением перед твердым согласным произносятся такие же согласные, как и перед паузой (так – та, лицо – лицом). Сказанное относится к реализации гласных фонем а, о, у, э. Для них позиция перед и после твердых согласных – абсолютно сильная, согласный не влияет на реализацию этих фонем.

 

Мягкие же согласные, наоборот, влияют на реализацию этих фонем. В соседстве с мягкими согласными каждая из этих фонем представлена более закрытым и более передним гласным звуком.

 

Если мягкие согласные примыкают к гласному с обеих сторон, то влияние сильнее, с одной стороны – слабее. Например: спать, артикуляция [а] сдвинута вперед и вверх, особенно значительно – в конечной части артикуляции, соседней с артикуляцией мягкого согласного. Спят – мягкий согласный воздействует сильнее всего на начальную часть главного. Спящий – у гласного [а] воздействие оказывает и на сало, и конец, и обычно – середину артикуляции гласного. В этой позиции появляются вариации перечисленных фонем.

Фонема и, наоборот, представлена в соседстве с мягкими согласными теми же звуками, которые встречаются рядом с паузой: вил – ил, чиж – ишь. Но после твердых согласных [и] меняется на [ы]: избы – вывоз, игры – разыгрывать. Последующий согласный, твердый или мягкий, на качество гласного, представляющего фонему и, заметного влияния не оказывает. Звук [ы] – вариация фонемы и.

 

Чередование в безударных слогах. «Старшая» норма.

Обозначим позиции:

1 – в неприкрытом безударном слоге

2 – в первом предударном слоге после прикрывающего твердого, но не [ш] и [ж]

3 – в первом предударном слоге после прикрывающих [ш] и [ж]

4 – в любом безударном с прикрывающим твердым (включая [ш] и [ж]), кроме первого предударного

5 – в первом предударном с прикрывающим мягким или [j]

6 – в любом безударном безударном с прикрывающим мягким или [j], кроме первого предударного

 

Как видно из примеров во всех безударных слогах нейтрализуются фонемы а и о. Такое произношение называется аканьем. Оно свойственно русскому литературному языку и многим диалектам.

Различением фонем а и о в безударных слогах называется оканьем. Оно свойственно многим другим диалектам, но чуждо фонетике общеупотребительных полнозначных слов литературного языка.

 

А – под ударением

Б – в первом предударном слоге

В – в непервом предударном слоге

Г – в заударном слоге

Первая строка – после твердых, но не [ш] и [ж]

Вторая строка – после мягких

Третья – после но не [ш] и [ж]

 

Фонема у не участвует в нейтрализациях.

 

Чередование в безударных слогах. «Младшая» норма.

«Младшая» норма произношения безударных гласных характерна: для лиц среднего или младшего поколения; для обычной речи, бытовой, но не для сценической или ораторской; для некоторых центров литературной речи. Например, в Москве «младшая» норма установилась уже в конце XIX века.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 9783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.