Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естественное и позитивное право




Право и цивилизация

ПРАВО В НАШЕМ МИРЕ И В РОССИИ

Возникновение права в юридическом значении этого понятия (объективного и субъективного), как и возникновение государст­ва, связано с переходом общества из первобытного состояния в цивилизацию.

В первобытном обществе регулирование складывавшихся в нем отношений осуществлялось едиными нормами-обычаями, мононормами (в частности, такими, как табу), основанными на естественно-природной необходимости, исторически сложивши­мися традициями и имеющими значение для всех сторон жизни общины, рода, племени — на регламентации хозяйственной жиз­ни и быта, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятель­ности.

Появление же избыточного продукта, частной собственности, автономной личности, других факторов, характерных для цивили­зации, повлекло за собой наряду с возникновением государства формирование особого нормативного регулятора, более сильного, чем просто нормы-обычаи, традиции.

Главное, что оказалось необходимым на первых же стадиях цивилизации, — это не только прямое формулирование, «творче­ство» юридических норм-регуляторов, но и твердое, обеспеченное регулирование. Следовательно, юридические нормы должны были быть обязательными для всех (общеобязательными, всеобщими), четкими по содержанию строго проводиться в жизнь, в соответ­ствии с потребностями цивилизации обеспечивать регулирование общественных отношений через дозволения, субъективные права, т. е. через известную свободу поведения.

Таким нормативным регулятором, когда нормы могли бы формулироваться людьми, были всеобщими, четкими по содержа­нию, строго проводились в жизнь, и стало право, действующее во многом через субъективные права, через дозволения, через право в объективном смысле. В силу тех же причин, которые вызвали к жизни право, возникло и государство — организация власти, способная и устанавливать (санкционировать) юридические нор­мы, и обеспечивать проведение их в жизнь.

На первых стадиях цивилизации право в виде законов и су­дебных актов существовало как своеобразный придаток, инстру­мент и продолжение государственной власти (в основном как «право законодателя» и «право судей»). Вместе с тем определен­ный круг юридических норм, связанных главным образом с эко­номикой, товарно-рыночными отношениями, частным оборотом, складывался непосредственно в жизни из обычаев, которые при­знавались судами, другими органами государства (обычное право).

В каждом политически организованном обществе наряду с правом в юридическом значении (субъективным и объектив­ным) существует естественное право, которое охватывает такие права, как, например, право на первенство по признаку старшин­ства, право на равный эквивалент при товарном обмене.

Права, относящиеся к естественным, существуют как таковые независимо от того, закреплены они где-либо или нет; они непо­средственно и императивно вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе экономиче­ских, духовных и даже естественно-природных факторов. В силу этого естественные права, хотя в известной мере и зависят от ус­ловий общественной жизни, ее динамики, в своей основе явля­ются «природными», «прирожденными», т. е. абсолютными, неиз­менными.

Естественные права, существуя в качестве объективных требо­ваний, вытекающих из самой жизни, выступают в виде идей, представлений, а затем отражаются и в определенных нормах, особенно в наиболее близких к ним нормах-обычаях, а также в моральных и — что особенно существенно — юридических нор­мах.

В отличие от естественного права право в юридическом значе­нии (субъективное и объективное) предстает как позитивное пра­во, выраженное в законах и других источниках. Как позитивное право оно:

во-первых, создается людьми, общественными образования­ми — законодателями, судами, самими субъектами права и т.д., является результатом их творчества, целенаправленной волевой деятельности;

во-вторых, существует в виде законов, иных источников, т. е. особой, внешне выраженной реальности (а не просто в виде мыс­ли, идеи).

Отграничивая позитивное право от естественного права, нуж­но учитывать и то, что юридические нормы могут быть одновре­менно воплощением естественного права, носителем естествен­но-правовых ценностей. И именно это придает позитивному пра­ву с древнейших времен весьма высокий статус. В настоящее время к естественному праву относится такая важнейшая катего­рия современной государственно-правовой жизни, как категория прав и свобод человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.