КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Естественное и позитивное право
Право и цивилизация ПРАВО В НАШЕМ МИРЕ И В РОССИИ Возникновение права в юридическом значении этого понятия (объективного и субъективного), как и возникновение государства, связано с переходом общества из первобытного состояния в цивилизацию. В первобытном обществе регулирование складывавшихся в нем отношений осуществлялось едиными нормами-обычаями, мононормами (в частности, такими, как табу), основанными на естественно-природной необходимости, исторически сложившимися традициями и имеющими значение для всех сторон жизни общины, рода, племени — на регламентации хозяйственной жизни и быта, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Появление же избыточного продукта, частной собственности, автономной личности, других факторов, характерных для цивилизации, повлекло за собой наряду с возникновением государства формирование особого нормативного регулятора, более сильного, чем просто нормы-обычаи, традиции. Главное, что оказалось необходимым на первых же стадиях цивилизации, — это не только прямое формулирование, «творчество» юридических норм-регуляторов, но и твердое, обеспеченное регулирование. Следовательно, юридические нормы должны были быть обязательными для всех (общеобязательными, всеобщими), четкими по содержанию строго проводиться в жизнь, в соответствии с потребностями цивилизации обеспечивать регулирование общественных отношений через дозволения, субъективные права, т. е. через известную свободу поведения. Таким нормативным регулятором, когда нормы могли бы формулироваться людьми, были всеобщими, четкими по содержанию, строго проводились в жизнь, и стало право, действующее во многом через субъективные права, через дозволения, через право в объективном смысле. В силу тех же причин, которые вызвали к жизни право, возникло и государство — организация власти, способная и устанавливать (санкционировать) юридические нормы, и обеспечивать проведение их в жизнь. На первых стадиях цивилизации право в виде законов и судебных актов существовало как своеобразный придаток, инструмент и продолжение государственной власти (в основном как «право законодателя» и «право судей»). Вместе с тем определенный круг юридических норм, связанных главным образом с экономикой, товарно-рыночными отношениями, частным оборотом, складывался непосредственно в жизни из обычаев, которые признавались судами, другими органами государства (обычное право). В каждом политически организованном обществе наряду с правом в юридическом значении (субъективным и объективным) существует естественное право, которое охватывает такие права, как, например, право на первенство по признаку старшинства, право на равный эквивалент при товарном обмене. Права, относящиеся к естественным, существуют как таковые независимо от того, закреплены они где-либо или нет; они непосредственно и императивно вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе экономических, духовных и даже естественно-природных факторов. В силу этого естественные права, хотя в известной мере и зависят от условий общественной жизни, ее динамики, в своей основе являются «природными», «прирожденными», т. е. абсолютными, неизменными. Естественные права, существуя в качестве объективных требований, вытекающих из самой жизни, выступают в виде идей, представлений, а затем отражаются и в определенных нормах, особенно в наиболее близких к ним нормах-обычаях, а также в моральных и — что особенно существенно — юридических нормах. В отличие от естественного права право в юридическом значении (субъективное и объективное) предстает как позитивное право, выраженное в законах и других источниках. Как позитивное право оно: во-первых, создается людьми, общественными образованиями — законодателями, судами, самими субъектами права и т.д., является результатом их творчества, целенаправленной волевой деятельности; во-вторых, существует в виде законов, иных источников, т. е. особой, внешне выраженной реальности (а не просто в виде мысли, идеи). Отграничивая позитивное право от естественного права, нужно учитывать и то, что юридические нормы могут быть одновременно воплощением естественного права, носителем естественно-правовых ценностей. И именно это придает позитивному праву с древнейших времен весьма высокий статус. В настоящее время к естественному праву относится такая важнейшая категория современной государственно-правовой жизни, как категория прав и свобод человека.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |