Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обычное право и закон




Обычное право – это древнейшая форма образования рп. Обычное право – неписаное право, восходящее к обычаям первобытного общ-ва. С развитием цивилизации возникает писаное право в такой его форме как закон, например, «Законы XII таблиц» (Vв. до н.э.). Законами были некоторые постановления народного собрания («Закон Петелия» и т.д.). К числу законов следует относить и постановления принцепцов (императоров). Эти постановления носили название «конституции» и были четырех видов: а) эдикты – общие распоряжения, обращенные к населению; б) рескрипты – распоряжения по отдельным делам; в) мандаты – инструкции императоров своим чиновникам; г) декреты – решения по поступающим на рассмотрение императора спорным делам.

С усилением законодательной деятельности государства обычай в значительной мере потерял свое значение. С течением времени обычай стал выполнять новые задачи - именно функцию отмены и преодоления явно устаревших норм цивильного, квиритского права, обычай осуществлял задачи расчистки места для новых норм и имел большое значение для обновления права.

Наряду с прежним обычаем появляется новый - судебный, и судебная практика.

В эпоху принципата значение обычая как живого и отмечено Юлианом. Он признавал за ним такую же силу и такое же основание, как и за законом.

В начале домината в практике законодательства оформилась тенденция, противоположная теории Юлиана, и было запрещено действие обычаев, которые отменяют законы. В 319 г. н.э. Вышла конституция, в которой было прописано ограничение местного обычая, с другой стороны она выдвигает на вид общие смысл и цели закона. Его не могут изменять местные пережитки и состояние права, иногда в его первобытной форме. Закон. Понятие закона в республиканском Риме. В Древнем Риме законом являлось решение комиций - народного собрания. Для полной силы закона требовалось содействие трех органов римского государства. Такими являлись:

(1) Магистрат, имевший право созывать народное собрание, должен был сначала выработать письменный проект закона, испрошение закона. (2) Народ, собранный магистратом в комиции, мог принять или отвергнуть проект целиком, но не обсуждал его, так что весь процесс прохождения закона сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и положительного или отрицательного ответа со стороны народа. (3) Наконец, закон, предложенный магистратом и принятый народом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената.

Виды законов по их санкции. Формулировка принятых законов распадалась на три части: а) надпись, указывавшая собрания и обстоятельства, б) содержание самого закона и в) санкция-гарантия соблюдения самого закона. Первая категория - совершенные законы - воспрещавшие к-л юр акт и объявляли его ничтожным. Вторая категория – несовершенные - не предусматривали никакой санкции. Третья категория – менее совершенные - боролись с нежелательными актами угрозой негативных последствий, не объявляя ничтожным самих актов. Четвертая категория – более совершенные - содержали только воспрещение актов, без угрозы невыгодных последствий. Отмирание республиканского законодательства в эпоху принципата.К концу I в. н.э. народные собрания перестали проводить законы, хотя их законодательная власть не была упразднена. Последнее упоминание о народных собраниях находится в аграрном законе конца I в. н.э. Окончательное укрепление императорской власти привело к тому, что единоличное распоряжение императора стало признаваться законом: «что угодно императору, то имеет силу закона», а сам император «законами не связан». В период абсолютной монархии императорские законы стали именоваться leges; встречаются и новые термины: leges generates, sanctio pragmatica и др.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.