Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Происхождение христианства. Славяне и христианство




Христианство возникло в Палестине в 1в. н.э.

Первоначально основой раннехристианских общин были рабы, вольноотпущенники, мелкие ремесленники, но во 2-3 вв. серьёзным влиянием начинают приобретать представители сенаторства и военных кругов, что способствовало ликвидации социального радикализма в христианстве. К 4 в. императорская власть Рима восприняло христианство, как идеологическую основу консолидации многоэтничной империи и средство успокоения трудящихся масс надеждами на воздаяние после смерти. Став государственной религией Рима, христианство начало приспосабливаться к политической жизни и политической децентрализации. Основные противоречия возникали между Римом и Константинополем.

Динамика распространения христианства в Евр:

1в.– зародилось в Палестине;

4в.–принято в качестве государственной религии в Римской империи;

5в.– христианство принимают франки, ирландские кельты;

6в.–христианизируется Шотландия;

7в.–приняли христианство англосаксы и алеманы;

8в.–фризы, даны, альпийские славяне;

9в.–южные и часть западных славян, шведы;

10в. поляки, венгры,восточные славяне (988г.);

Причины принятия христианства вост. славянами:

1.Христианство представляло идеологическую основу для централизации государства.

2.Христианство оправдывало и объясняло социальную иерархию, без чего не возможно развитие экономики.

3.Христианство способствовало росту внешнеполитического значения Руси в христианской Европе.

В отличие от Древнего Рима, где христианство распространялось из социальных низов к господствующим слоям, у восточных славян сначала христианство принимали представители правящей династии, стремящиеся утвердить свою власть над «соотечественниками», в том числе и над родственниками. Киевский князь Владимир стоял перед выбором между иудаизмом (Хазарский каганат), исламом (Волжская Булгария) и христианством. Выбор Владимира в пользу христианства был обусловлен тем, христианские государства представляли наиболее активную силу в Евр и путь из варяг в греки ориентировал на сотрудничество именно с ними. Выбор в пользу восточного христианства был обусловлен тем, что Византия представляла собой высокоразвитое государство, входившее в зону непосредственных экономических интересов Руси, кроме того, династический брак с Византией повышал влияние Руси в христианском мире. В 988 г. Владимир крестил Русь и женился на сестре Византийского императора Василия II — Анне. В 992 г. была основана православная епархия в Полоцке. Распространение христианства в Полоцком княжестве происходило мирно, в отличии от Новгорода и, возможно, Турова. В Новгороде знать и языческие жрецы подняли восстание, т.к. распространение христианства укрепляло власть Киева.

Распространению христ-ва способствовали такие деятели того периода как Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский, Авраамий Смоленский, а также князья, которые властью своей и средствами поддерживали строительство соборов, монастырей, дарили им земли.

Значение принятия христ-ва.

Христ-во способствовало не только культурному прогрессу, распространению письменности на славянском языке (в отличие от католической Европы, где господствовала мёртвая латынь), но и содействовало политической централизации и культурной консолидации восточных славян.

Принятие христианства привело к повышению международного статуса Руси. Были установлены широкие политические контакты, в частности посредством брачных связей с правящими домами Польши, Франции, Венгрии, Норвегии и др.

Также принятие христианства способствовало становлению основ феодализма. Именно с развитием феодализма, чему в Европе способствовало принятие христианства, связано понятие «Средних веков». Средневековье — условное название периода, который следует за рабовладельческим или первобытнообщинным строем и предшествует зарождению капиталистического общества.

Феодализм – общественный строй, основанный на сочетании крупной земельной собственности класса феодалов и мелкого индивидуального хозяйства основных производителей материальных благ того времени — крестьян, эксплуатируемых с помощью внеэкономического принуждения. Внеэк. принуждение — безвозмездное присвоение части результатов крестьянского труда по праву на феодальную земельную ренту. Земельная рента – натуральная, денежная или отработочная плата феодалу за пользование землёй. Формы феодальной ренты: барщина, натуральный или денежный оброк, церковная десятина.

Утвердившаяся в период феодализма относительная хозяйственная самостоятельность крестьянина (в сравнении с положением раба при рабовладельческом строе) создала условия для повышения производительности труда. Этим определяется историческая прогрессивность феодализма по сравнению с рабовладением и первобытнообщинным строем.

 

 

5.Создание объединенного древнего восточнославянского гос-ва (862 – 1125гг.) Княжества на территории Б. Зап Земли Руси и Киев.

Первые государственные образования на территории Беларуси относятся к Древнерусскому периоду (9-12 вв.) Они сложились на основе восточнославянских племенных союзов. Можно выделить 2 мощных восточнославянских государства-княжества, возникших на территории Беларуси, -- Полоцкое (кривичи) и Туровское (дреговичи).

Концепции происхождения Древнерусского государства.

1. Норманнская теория утверждает, что государственность у восточных славян была привнесена извне варягами (норманнами), а сами славяне находились на стадии родоплеменного строя, и только подчинение их варягами способствовало становлению государства.

Варяги — (от древнескандинавского vaeringjar – воин), собирательное обозначение скандинавов в древнерусских источниках. Термин “варяги” возник, видимо, в конце 9 - начале 10вв. В правовых текстах XI—XIII вв. варягами называются иноземцы вообще.

Норманны (заподноевропейский аналог термина «варяги»)— от скандинавского northman - северный человек, название, под кот в Зап Евр были известны народы Скандинавии в период их широкой экспансии конца 8- середины 11вв. (в самой Скандинавии участников походов называли викингами, т.е. воинами).

Варяги не могли оставить без внимания водный путь «из варяг в греки»: из Византии по Днепру, из верховьев Днепра волоком до Ловоти, по Ловоти до озера Ильмень, из него по Волхову в озеро Нево из того озера в море Варяжское (Балтийское).

Действительно, летописные и археологические источники подтверждают факты присутствия варягов в 9-10 вв. в Новгороде, Киеве, Полоцке и др. экономических и административных центров восточнославянских племенных союзов. "Повесть временных лет" указывает на призвание славянами Новгорода и Полоцка варяжских князей. Однако сам факт призвания говорит о существовании определённых общественных и политических институтов, характерных для ранней государственности (социальная иерархия (знать), вечевой сход, призвавший варягов, сам "пост" князя с соответствующими функциями). Таким образом, приход варягов не принёс славянам государственности, а лишь способствовал её развитию.

2.Антинорманские концепции — отрицают факт влияния варягов на образование древнерусской государственности, пытаются доказать, что варяги и сам Рюрик либо славяне (возможно полабские), либо отрицают реальность персоны «летописного Рюрика», либо утверждают, что варяги нанимались восточнославянскими землями-княжествами только как воины, для защиты интересов славянской знати. Однако есть доказательства реального существования Рюрика (в западноевропейских источниках – Рорих граф Ютландский).

3. Концепция Никольского утверждает, что государственность у восточных славян стала следствием принятия христианства (988г). Несомненно, в результате христианизации была установлена "освещённая Богом" централизованная власть Киевского князя (главного в роду Рюриковичей), укрепляется этно-религиозное самосознание, утверждавшее принадлежность различных княжеств Руси и их жителей к древнерусской государственной и этно-религиозной общности ("Земля русская" -- т.е. "земля восточнославянская, православная", русичи = христиане (восточные (православные) христиане)). Однако археологические раскопки в Киеве свидетельствуют о том, что языческое капище с идолом Перуна, первоначально располагавшееся в пределах городских укреплений в 10в, переносится на место, доступное всем прибывающим в землю полян (Киевское княжество). Таким образом, Киев, будучи политической столицей, превращается и в религиозный центр. В 980г. киевский князь Владимир проводит религиозную реформу. Это была идеологическая акция, с помощью которой Владимир пытался не только упорядочить иерархию божеств, но и возвысить над ними Перуна (покровителя воинов и лично самого князя). Это свидетельствовало о стремлении подвести идеологическую основу под социальную иерархию и утвердить главенство киевского князя, что само по себе свидетельствует о зарождении государственности ещё в дохристианский период. Таким образом, христианство может рассматриваться как один из факторов развития, но не появления гос-ти у восточных славян.

4. Концепции, пытающиеся учесть как объективное разложение родоплеменного строя у восточных славян с одной стороны, так и роль норманнов, бича Европы того времени, которых не мог не заинтересовать один из главных европейский трансконтинентальный торговый путь. Данные концепции являются наиболее объективными.

Основные этапы становления и развития древнего восточнославянского гос-ва.

1. Разложение родоплеменного строя у восточных славян, что в основном совпало с процессом колонизации ими Восточной Европы и создания племенных союзов – территориальных образований в которые могли входить и не славянские племена, признавшие доминирование славян.

2. С 862г., со времени призвания Рюрика с дружиной новгородцами на правление. В тот период это «правление» вероятнее всего ограничивалось правом руководства войском, сбора дани и подержанием порядка в интересах новгородской родовой аристократии, призвавшей Рюрика и его дружину. Известны и другие князья из варягов: в Хв. в Полоцке на Западной Двине — Рогволод (что свидетельствует о независимости Полоцкого княжества до 80-х гг. Хв.), в Киеве во времена Рюрика — Аскольд и Дир. Однако именно призвание Рюрика и деятельность его потомков в условиях становления феодальных отношений у восточных славян стали очередным шагом в становлении древнерусского государства.

3. Подчинение Киева. После смерти Рюрика в Новгороде остался его малолетний сын Игорь (Ингвар, Yngvar). Правителем при малолетнем князе стал один из дружинников или братьев Рюрика – Олег (Хельг, Helg). Олеги малолетний князьИгорь в 882г. пошли на Киев, свергли Аскольда и Дира и превратили Киев в эк. и полит. центр земель, подвластных Рюриковичам. Олег стал княжить в Киеве. Новое государство стало называться Великим княжеством Киевским. К началу X века все племена, за исключением живших по Оке вятичей, которые входили в сферу влияния Хазарского каганата, уличей, живших в междуречье Днестра и Прута, и кривичей-полочан, имевших собственных варяжских князей, были подчинены Киеву и платили ежегодную дань. В 912 году Олег умер, но оставил после себя феодальное государство, в которое были включены не только основная масса восточноевропейских славян, но и чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печёра, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова — финно-угорские и балтские племена.Преемник Олега — Игорь (правил в 912-945), сын Рюрика, продолжал объединение восточно-славянских племён.Нарушение сложившегося порядка сбора дани Игорем в 945 послужило причиной восстания древлян и убийства ими князя. Вдова Игоря, княгиня Ольга (правила в 945-969), жестоко подавила восстание древлян и упорядочила сбор дани в интересах государства.

Внешнеполитические позиции Киевской Руси упрочились в 3-й четверти 10в. в результате энергичной государственной и военной деятельности Святослава Игоревича (княжил в 945-972/973?/гг.), который вёл войны с Хазарским каганатом, Византией, болгарами, печенегами и др.

4. Окончание формирования Древнерусской государственности можно связать с Владимиром Святославичем (правил 980-1015гг.). Он завершил как территориальное, так и идеологическое оформление данного государства. Уничтожив полоцкую варяжскую династию и насильственно женившись на единственной её представительнице – Рогнеде дочери Рогволода, он присоединил это мощное восточнославянское княжество, находившееся на пути из варяг в греки.

В целях укрепления своей власти Владимир провёл административную реформу. Он рассаживает своих сыновей в наиболее значимых княжествах, что препятствует возникновению сепаратистских устремлений. Вышеслава он направил в Новгород, Изяслава в Полоцк, Святополка в Туров, Ярослава в Ростов и т.д. (Мстислав, Всеволод, Святослав, Борис, Глеб). Таким образом, после Владимира во всех княжества Руси княжили его сыновья-намесники и их потомки.

Для идеологического укрепления своей власти, укрепления государственности и дальнейшего социального и культурного прогресса, Владимир принимает христианство (988г.) и женитьба на сестре Византийского императора Василия II — Анне, чем была разгневана Рогнеда, т.к. она перестала быть женой князя.

После Владимира разразилась очередная династическая война среди его сыновей, что с одной стороны свидетельствовало о признании значения Киевского престола, с другой — об отсутствии единства княжеств, входивших в раннефеодальную Древнюю Русь, которая не являлась монолитным государством. В этой войне выиграл Ярослав Мудрый (правил в 1019-1054).

При Ярославе (сын Рогнеды и Владимира) Киевская Русь стала крупнейшим государством средневековой Европы. Она занимала огромную территорию— от Таманского полуострова на юге до верховьев Северной Двины на Севере, от Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Дона и Волги на востоке. Киев имел тесные торговые связи со многими государствами Востока и Запада. Были установлены широкие политические контакты, в частности посредством брачных связей с правящими домами Польши, Франции, Венгрии, Норвегии и др. Например, он сам был женат на шведской принцессе, его дочь Анна была замужем за французским королём, дочь Елизавета – за венгерским королём, дочь Анастасия – за норвежским королём, сын Ярослава Всеволод стал зятем византийского императора Константина Мономаха.

Однако по мере укрепления феодальной собственности на землю власть Киева превращалась во власть старшего в роду князей, которому при возможности можно не подчиняться. Например, в 11в. войска Полоцкого княжества, ходили с походами на Новгород, Псков, воевали с Киевом. Вместе с тем они признавали себя в качестве князей "русских" и признавали главенство Киева, хотя при возможности старались ему не подчинятся (особенно при Всеславе Чародее).

Завершающим этапом в полит. и соц.-эк. развитии Древней Руси является феодальная раздробленность. Активная тенденция к этому проявилась уже во 2-й половине 11в., после смерти Ярослава Мудрого (1054). Перед смертью Ярослав поделил Русь между 5 сыновьями в надежде, что это не вызовет братоубийственной войны за главный престол, а приведет к совместному правлению всего княжеского рода. Однако надежды не оправдались. Рост эк. мощи городов - центров земель (Новгород, Чернигов, Полоцк и др.) сопровождался борьбой князей с одной стороны за Киев, с другой стороны за полит. независимость от Киева.

Западные земли Руси и Киев.

Особое место в древнерусской феодальной федерации земель-княжеств занимало Полоцкое княжество. Во второй половине 11в., при Всеславе Чародее (1044-1101гг.), Полоцк начинает проводить самостоятельную политику, которая не всегда вписывалась в планы Ярослава Мудрого и других киевских князей. Поэтому киевские летописцы и присвоили Всеславу Полоцкому прозвище «Чародей», что указывало на то, что все его успехи не от Бога. Всеслав возводит в Полоцке Софийский собор, который на Руси был символом могущества и самостоятельности (по образу Константинополя, где София играла роль главного собора). На Руси Софии были только в Киеве, Новгороде и Полоцке — 3 центра, заявлявших о своём равенстве.

Всеслав Чародей начинает бороться за подчинение Северной Руси. В 1066г. полоцкие дружины захватили и ограбили Новгород. В 1067г. установили свой контроль над Новогородком (совр. Новогрудок), который давал возможность контроля над литовскими племенами. Чтобы воспрепятствовать усилению Полоцка сыновья Ярослава пошли войной на него. 3 марта 1067г. состоялась битва древнерусских дружин на реке Немиге с которой связано первое упоминание о Минске. Всеслав отступил. Этот этап борьбы закончился его пленением под Оршей. Оказавшись в киевском остроге, в 1068г. в результате народного восстания, вече его избрало князем киевским, но Всеслав отказывается и возвращается в Полоцк, понимая, что в ином случае нарушит порядок престолонаследования, против чего могут выступить все Рюриковичи (коим он сам и являлся).

Укреплению позиций Полоцкого княжества способствовало и то, что оно смогло подчинить своему политическому влиянию балтские племена Нижнего Подвинья (земгалов, корсь, нарому (латыголь)). Во второй половине 12в. в низовьях Западной Двины возникают 2 зависимых от Полоцка города—Герцике и Кукенойс. Однако дробление Полоцкого княжества в 12в. и усиление крестоносцев в Прибалтике привели к его ослаблению. В конце 20-хгг. 12в. сын Владимира Мономаха Мстислав Киевский совместно с черниговским и переяславльским князьями осуществил поход на Полоцк, всех князей полоцкой линии, сыновей и внуков Всеслава вместе с жёнами и детьми пленили и выслали в Константинополь. Император Иоанн направил этих князей в действующую армию на борьбу с сарацинами. Однако один из Полоцких князей находясь в землях литвы избежал пленения и его своим князем избрало Полоцкое вече (1132г.), а после его смерти на престол был избран Василий-Рогволод, вернувшийся из Византии.

Туровское княжество имело существенное эк. значение. По Припяти осуществлялась торговля с приграничными странами. Святополк (сын Рогнеды) получил в управление Туров. Во время своего княжения он женился на польской принцессе и начал потворствовать проникновению в своё княжество священников, признававших главенство Папы Римского. Однако сам он вероятнее всегооставался язычником, как и большинство егоподданных. После смерти Владимира он по праву занял Киевский престол, но против его выступает киевская христианизированная знать и Ярослав, сидевший тогда в Новгороде. Всё закончилось победой Ярослава (Мудрого).

 

 

6.Соц-эк развит западных земель Руси в 9 – 12 вв.

Княжества на территории Беларуси, как и другие княжества Древней Руси, были раннефеодальными восточноевропейскими государствами.

Феодализм – общ-ый строй, основанный на сочетании крупной земельной собственности класса феодалов и мелкого индивидуального хоз-ва крестьян, эксплуатируемых с помощью внеэк-го принуждения. Внеэк-ое принуждение — безвозмездное присвоение части результатов крестьянского труда по праву на феодальную земельную ренту, выступавшую в виде барщины, натурального или денежного оброка. Земельная рента – натуральная, денежная или отработочная плата феодалу за пользование землёй.

Основные классы-сословия:

- феодалы (светские и духовны);

- крестьяне;

- городское торгово-ремесленное население.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.