Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности правового регулирования муниципальных отношений (муниципально-правовой метод правового регулирования)




Понятие и предмет муниципального права как отрасли права.

Примерные вопросы для подготовки к зачёту.

Муниципальное право - отрасль российского права, регулирующая правовые отношения, складывающиеся в области местного самоуправления. Понятие муниципального права, как и любой другой отрасли права, представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений. Предметная определенность - главное условие формирования и развития муниципального права. Предметом муниципального права является круг общественных отношений, складывающихся в сфере местного самоуправления. При определении предмета муниципального права и особенностей его метода необходимо учитывать целый ряд обстоятельств. Прежде всего это комплексный характер отрасли права. Местное самоуправление не изолировано от иных общественных отношений, на муниципальный уровень влияют нормы иных отраслей права.

Например, реализация прав и свобод человека и гражданина, осуществление основных обязанностей граждан защищены конституционным правом; при осуществлении бюджетных прав муниципальные образования используют нормы бюджетного законодательства; при совершении сделок гражданско-правового характера органы местного самоуправления руководствуются нормами гражданского права и т.д.

Таким образом, предмет муниципального права включает часть отношений, регулируемых комплексно несколькими отраслями права. Поэтому часть норм различных отраслей права становится одновременно и нормами муниципального права.

Кроме того, нормы муниципального права регулируют сложную систему отношений как публично-правового, так и частноправового характера. К первым можно отнести отношения, возникающие между государственными и муниципальными органами, а также муниципалитетами. Ко вторым - предпринимательскую деятельность муниципальных предприятий, гражданско-правовые отношения органов местного самоуправления с иными юридическими и физическими лицами.

Метод – совокупность приемов, способов, средств воздействия на участников общественных отношений, возникающих в процессе осуществления МСУ.

 

МП, как и другие отрасли права, воздействует на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, дозволение, запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования.

 

В зависимости от преобладания в системе юридических способов регулирования общественных отношений, которые используются в отрасли права, того или иного правового приема, различают два основных метода правового регулирования:

 

· Императивный метод – преобладание предписаний; предполагает правовое положение субъектов, построенное на субординации, прямом подчинении; юридическим фактом для возникновения правоотношений в данном случае является – властное предписание

 

· Диспозитивный метод – преобладание дозволения; предоставляет субъектам право самостоятельного выбора своего поведения, признает их равноправие; основание возникновения правоотношений – договор (присущ отраслям частного права – гражданскому, семейному);

 

Запрет – способ юридического воздействия на поведение субъектов права, может быть использован как в императивном, так и в диспозитивном методе.

 

Использование в МП запретов – статья 133 Конституции РФ содержит запрет на ограничение прав МСУ; статья 12 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» от 28.08.1995 № 154-ФЗ запрещает лишать население городского, сельского поселения независимо от его численности права на осуществление МСУ.

 

Предмет МП охватывает сферы и публичного, и частного права. Так, например, отношения субординации характерны для муниципальных служащих. Таким образом, при регулировании властной деятельности органом МСУ, отношений в сфере муниципальной службы используется императивный метод.

 

Использование в МП диспозитивного метода – органы МСУ реализуют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования (сдают в аренду, отчуждают и т.д.).

 

Метод гарантий – широко применяется, прежде всего, на Федеральном уровне правового регулирования МСУ; государство, признав МСУ особым уровнем власти народа, установив, что органы МСУ не входят в систему органов государственной власти, что МСУ самостоятельно решает вопросы местного значения, взяло на себя обязанность обеспечить не только судебную защиту от нарушений прав МСУ, но и его организационную, финансовую, экономическую самостоятельность;

 

Метод рекомендаций – в связи с тем, что Конституция РФ гарантирует самостоятельность МСУ в пределах его полномочий, государство оказывает влияние на муниципальную деятельность также путем рекомендаций. Рекомендации в адрес МСУ обычно содержатся в Указах Президента, постановлениях Правительства РФ, а также в актах органов государственной власти субъектов РФ.

 

Метод саморегулирования – содержится в локальных законодательных нормах.

 

Правовое регулирование деятельности органов МСУ, как показывает зарубежный опыт, может осуществляться на основе двух главных принципов:

 

1. Согласно одному их них муниципальные органы могут делать лишь то, что им разрешено законом;

 

2. Другой принцип правового регулирования компетенции муниципальных органов исходит из признания за данными органами права осуществлять деятельность, прямо не запрещенную законом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.