Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые меры защиты воздуха




Тема XII. Охрана атмосферного воздуха

Темы рефератов

 

Животный мир как объект охраны окружающей среды. Собственники и пользователи животного мира. Гуманное отношение к животным.

 

Литература

 

Федеральный закон "О животном мире" от 24 февраля 1995 г.

Постановление Правительства РФ "О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания" от 19 января 1998 г.

Постановление Правительства РФ "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов" от 2 февраля 1998 г.

Комментарий к Закону о животном мире // Законодательство и экономика. 1996. № 1/2.

Емельянова В. Г., Заславская Л. А. Судебное рассмотрение дел о нарушении законодательства об охране животного мира. М.: Юридическая литература, 1982..

Новый гражданский кодекс России и отраслевое законодательство. М.: ИЗиСП, 1995.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Проблемы. Теория. Практика / Отв. ред. А. Л. Маковский. М., 1998.

Панкратов И. Ф., Сыродоев Н. А. Законодательство об охране и использовании животного мира. М., 1983.


Правовые меры защиты воздуха. — Шум и радиация. Озоновый слой Земли.

 

(законодательство об охране атмосферного воздуха;

предельно допустимые концентрации и выбросы

вредных веществ; ограничение деятельности

и прекращение выбросов; иные направления

регулирования вредных воздействий на атмосферу)

 

Среди объектов охраны окружающей среды упоминались атмосферный воздух и озоновый слой атмосферы. Законодательства о регулировании их использования пока не существует в целостном виде. Двести лет назад А. Н. Радищев в "Путешествии из Петербурга в Москву" писал: единственное, чего нельзя отнять у христианина, так это воздух. Однако научно-технический прогресс проделал такой путь, что вопрос об охране воздуха встал на повестку дня.

Законодательство об охране атмосферного воздуха

 

Задачами законодательства об охране атмосферного воздуха является регулирование общественных отношений в этой области. Цели регулирования — сохранение в чистоте и улучшение состояния атмосферного воздуха; предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и иных воздействий на атмосферу, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, народного хозяйства страны, для растительного и животного мира; укрепление законности и правопорядка в области охраны атмосферного воздуха.

Головным законом является Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" 1982 г. В соответствии с ним изданы иные акты законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Ими регулируются компетенция государственных и иных органов в области охраны атмосферного воздуха, государственный учет вредных воздействий на него, наблюдение, контроль, разрешение споров и ответственность в области охраны атмосферного воздуха.

К ведению Федерации, в частности, относятся определение общих мероприятий и установление основных положений в области охраны атмосферного воздуха, установление стандартов и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в воздухе и уровней вредных физических воздействий на него, установление единой системы государственного учета вредных воздействий на воздух, государственный контроль за охраной атмосферного воздуха и установление порядка его осуществления.

Предельно допусти- мые концентрации и выбросы вредных веществ

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется согласно законодательству исполнительными органами государственной власти и специально уполномоченными на то государственными органами.

 

Для оценки состояния атмосферного воздуха Министерством здравоохранения России устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Они предусматривают 479 загрязнителей воздуха и состоят из двух величин: предел кратковременного, разового воздействия и среднесуточный предел, возникающий при длительном поступлении вредных веществ в организм.

Нормативы являются едиными для всей территории страны. Но с учетом природно-климатических особенностей и повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных и иных рекреационных зон) могут устанавливаться более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на воздух.

Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения устанавливаются органами Комитета по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РФ и Минздрава РФ. При этом учитываются производственная мощность конкретных объектов и их совокупность в пределах города или иного населенного пункта так, чтобы сумма их выбросов с учетом перспектив развития данного района не привела к превышению ПДК и ПДВ вредных веществ в атмосферном воздухе.

Выброс вредных веществ стационарным источником загрязнения допускается в каждом конкретном случае на основании разрешения, где предусматриваются ПДВ и другие условия и требования, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха. Предприятия обязаны соблюдать эти условия и требования — проводить организационно-хозяйственные и технические мероприятия для их выполнения, добиваться снижения выбросов, обеспечивать бесперебойную работу и поддержание в исправном состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и контроля за ними, осуществлять постоянный учет количества и состава вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу.

Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. определен порядок разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов1. Разработку указанных нормативов координирует Госкомэкологии совместно с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора и специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды и иными исполнительными органами государственной власти.

Ограничение деятельности и прекращение выбросов

Проекты нормативов разрабатывают сами предприятия с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных объединений, мнения населения. Конкретным предприятиям нормативы выбросов утверждают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды.

 

В случаях нарушения условий и требований, предусмотренных разрешениями, либо когда возникает угроза здоровью населения, выброс вредных веществ должен быть ограничен, приостановлен или запрещен по решению органа, осуществляющего государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Для этого может быть прекращена деятельность отдельных промышленных установок, цехов, предприятий.

При превышении в результате аварийной ситуации установленных нормативов ПДВ собственники предприятий обязаны немедленно сообщить об этом органам государственного контроля за охраной атмосферного воздуха и принять меры к охране атмосферного воздуха и ликвидации причин и последствий загрязнения: при необходимости предприятие прекращает работу.

При получении предупреждения о возможном повышении концентрации вредных веществ в воздухе (от неблагоприятных метеорологических условий, от аварий на соседних производствах, от неудачного стечения климатических и антропогенных обстоятельств) предприятия и организации проводят специально разработанные мероприятия по снижению выбросов в атмосферу.

Если возникает угроза здоровью людей, то органы общегосударственной службы наблюдения и контроля за уровнем загрязнения природной среды обязаны немедленно сообщить об этом соответствующим исполнительным органам государственной власти, органам местного самоуправления, заинтересованным предприятиям и организациям.

По получении таких сообщений предприятия и организации переходят на специальный режим работы или временно приостанавливаются с целью снижения интенсивности выбросов и устранения других вредных воздействий на атмосферу; в крайнем случае осуществляется временная эвакуация населения.

Иные направления регулирования вредных воздействий на атмосферу

 

При проектировании, производстве и эксплуатации автомобилей, самолетов, судов и других передвижных средств и установок разрабатываются и осуществляются меры по предотвращению и сокращению выбросов в атмосферу этими средствами и установками. Количество вредных веществ, выбрасываемых транспортными средствами, не должно превышать нормативов ПДВ.

Все транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, подвергаются контролю за соблюдением ПДВ. Не допускается производство и эксплуатация транспорта, в выбросах которого содержание вредных веществ превышает установленные нормативы. В противном случае наступает юридическая ответственность за загрязнение атмосферного воздуха.

Соблюдение нормативов вредных воздействий обеспечивается при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий и сооружений, при совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов и оборудования. При этом предусматриваются улавливание, утилизация, обезвреживание вредных веществ и отходов, полное исключение выбросов.

Предприятия и организации, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, независимо от времени ввода их в действие должны быть оснащены сооружениями, оборудованием и аппаратурой для очистки выбросов и средствами контроля за количеством и составом выбрасываемых веществ.

При планировании размещения и развития городов должны учитываться состояние в них атмосферного воздуха и прогнозы его изменения. Проектирование, застройка и реконструкция городов проводятся в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами; должны приниматься меры к улучшению благоустройства и озеленению территорий населенных пунктов и производственных площадей.

Размещение в населенных пунктах терриконов, отвалов, складирование промышленных отходов, производственного, бытового мусора, являющихся источниками загрязнения воздуха пылью, вредными газообразными и дурнопахнущими веществами, сжигание отходов на территориях запрещаются, кроме случаев, когда сжигание осуществляется с соблюдением требований по охране атмосферного воздуха.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.