Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О.А. Трубникова, ст. преподаватель каф. ГПП




Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

(заочная, очно-заочная формы обучения)

Самостоятельная работа студентов – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время.

Это особая форма обучения по заданиям преподавателя, выполнение которых требует активной мыслительной деятельности.

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.

Моделирование самостоятельной работы студентов [1]:

1. Ознакомление с новым учебным материалом или повторение пройденного теоретического материала.

2. Установление главных вопросов темы.

3. Определение глубины и содержания знаний по теме, составление тезисов или написание рефератов по теме.

4. Решение учебных задач.

5. Выполнение контрольной работы.

6. Анализ выполняемой деятельности и ее самооценка.

Формы руководства выполнением самостоятельной работы студентов:

· Текущее собеседование и контроль в рамках практических и семинарских занятий

· Консультации

· Проверка контрольной работы

 

Дифференциация заданий:

· Обзор литературы; подбор литературы для написания реферата, контрольной, дипломной работ

· Систематизирование учебного материала (составление схем, таблиц)

· Решение учебных задач, самостоятельное составление учебных задач

· Научная работа студента (выступление на конференциях и др.)

 

 

Методические рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям

 

Цель семинарских и практических занятий, проводимых по дисциплине «Экологическое право», - углубление и закрепление теоретического материала, знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков применения экологического законодательства. Практические и семинарские занятия должны служить средством постановки, рассмотрения и решения проблемных ситуаций, встречающихся в экологическом праве и при применении экологического законодательства.

Успеху проведения семинарских и практических занятий способствует тщательная предварительная подготовка к ним студентов. При подготовке к занятиям студенты могут воспользоваться основным учебным материалом и дополнительной литературой. Примерный перечень федерального законодательства, основной и дополнительной литературы представлен в программе учебной дисциплины. Кроме того, студент может воспользоваться для поиска новых и измененных нормативно-правовых актов справочно-правовыми системами «Консультант Плюс» и «Гарант» или правовыми порталами сети Интернет (например, http: // www. legal.ru; http: // www. minjust.ru).

На семинарских занятиях студенты обсуждают сложные и проблемные темы курса с целью углубленного изучения теоретических вопросов. Семинарские занятия также могут служить этапом подготовки студентов к научным исследованиям, студенческим конференциям. Семинарские занятия могут проходить в форме диспутов, дискуссий, сообщений и обсуждения отдельных вопросов по темам курса. При подготовке к семинарским занятиям (согласно учебной программе) студенты могут выбирать темы сообщений и рефератов из перечня тем, представленных ниже или по своему усмотрению, предварительно согласовав тему с преподавателем.

Основное отличие практических занятий от семинарских состоит в том, что практические занятия помимо изучения студентами литературы, нормативных материалов, уяснения роли и социальной ценности соответствующей отрасли права, имеют своим назначением научить студентов понимать смысл правовых норм и правильно применять их к конкретным жизненным ситуациям.

В этой связи большое значение имеет решение на практических занятиях учебных задач. Важнейшей функцией учебных задач является активизация познавательной деятельности учащихся. Любая учебная задача обладает той или иной степенью информационной неопределенности, и процесс решения учебной задачи предполагает оперирование уже имеющимися знаниями, а также необходимость поиска новых знаний (новой информации), поэтому справедливо предположить, что любая учебная задача способствует в той или иной степени активизации познавательной деятельности учащихся.

Однако большее внимание при решении задач следует уделять так называемым творческим учебным задачам. Творческая учебная задача в большей или меньшей мере включает в процесс своего решения преобразование ее структурных компонентов [условие задачи (дано) и характер требования (вопрос]. Отличие творческой задачи от нетворческой определяется характером преобразования ее основных структурных компонентов: в какой мере этот процесс является формализованным, предопределенным готовыми правилами (алгоритм решения), или, наоборот, требующим самостоятельных, опосредованных, поисковых форм деятельности (отсутствие алгоритма).

Все учебные юридические задачи, предусматривающие переформулировку условий, а также задачи с информационной неполнотой содержания, задачи, по характеру требования предлагающие изменить условие (например, «изменится ли решение, если…»), задачи сугубо практической направленности («составьте мотивированное заключение», «дайте консультацию», «подготовьте проект договора» и т.п.) являются по своей сути творческими и не предполагают определенного алгоритма.

Конструирование задачи, исходя из проблемной ситуации, является важным элементом в построении такого типа задач, как творческие. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, (способность варьировать способы решения), критичность, (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия.

Под системой задач, формирующих теоретическое мышление у учащихся, следует понимать такое множество связанных между собой задач, в процессе решения которых у обучающихся развивается рефлексия, внутренний план действия и теоретический анализ как необходимые компоненты теоретического мышления.

Приемлемыми для учебных целей будут такие классификации, в основе которых лежат следующие признаки:

- характер требования задачи;

- содержание задачи;

- способ решения;

- целевое назначение.

По первому основанию, характер требования задачи, применяя существующие классификации можно выделить три группы (типа) задач:

задачи на оценку или квалификацию (действий, правоотношения, правонарушения) – на распознавание, нахождение искомого;

задачи на решение проблемной ситуации – на объяснение и доказательство (решить дело, объяснить законность и обоснованность предложенного решения и т.п.);

задачи на моделирование ситуации – на конструирование, преобразование (составить проект юридического документа, нормативно-правового акта; заключение эксперта, исковое заявление; дать консультацию).

Соответственно такие задачи отличаются по степени сложности, что следует учитывать при освоении курса.

Применение задач должно соответствовать конкретной цели практического занятия: например, когда студенты только начинают осваивать материал и приобретают необходимые навыки в решении задач, применении правовых норм, или напротив, когда освоение материала подходит к завершению, требуется закрепить или проконтролировать полученные знания.

По второму основанию: содержанию задачи (включению в нее определенных условий) задачи также могут отличаться степенью сложности. Содержание задачи может быть с полным и неполным условием. Если в содержании отсутствуют какие-то компоненты, то студент должен самостоятельно привнести недостающие компоненты условия. Полнота-неполнота условия влияет на способ решения задачи.

По способу решения задачи можно подразделить на два основных типа: алгоритмизированные и неалгоритмизированные. Алгоритм обозначает точное предписание о выполнении в определенном порядке действий и операций, приводящих к решению задач определенного класса. Характерными признаками алгоритма являются: разбиение процесса на отдельные шаги; элементарность, т.е. относительная простота выполнения каждого отдельного шага; заданность порядка шагов и указание на начало и окончание процесса.

Наиболее распространенный алгоритм для решения учебных юридических задач предлагается во многих практикумах по юридическим дисциплинам и сводится к следующему:

Для устного решения задач:

1. кратко изложить обстоятельства дела;

2. пояснить, к чему сводится спор;

3. дать юридическую оценку доводам сторон;

4. обосновать с обязательными ссылками на конкретные правовые акты свое решение по делу.

Для следования таким предписаниям студентам предлагается: уяснить содержание задачи, сущность возникшего спора и обстоятельства дела, внимательно проанализировать доводы сторон, дать им оценку с точки зрения действующего законодательства.

В некоторых случаях, когда в требовании к задаче помимо практических вопросов («решите дело»), содержаться и теоретические, то следует сначала отвечать на теоретические вопросы, которые помогут сориентироваться в условии.

Однако некоторые задачи нерационально или нельзя решать алгоритмическим путем. В одних случаях для решения задачи вообще не имеется алгоритма, а в других случаях применение алгоритма лишь усложняет решение, предполагая перебор большого числа возможных вариантов. Сказанное относится также к творческим задачам, к задачам, построенным на неполноте условия, требующим преобразования содержания.

Таким образом, необходимость существования учебных задач различных типов может быть обусловлена их различными ролями в учебном процессе.

Приступая к решению задачи, студенту необходимо определить место задачи в системе задач, руководствуясь предложенной классификацией, тип задачи и возможность применения к ее решению алгоритма.

Вдумчивый и систематизированный подход с применением классификации позволит студентам правильно подойти к решению задач, а также будет способствовать развитию, как практических навыков решения проблемных ситуаций, так и творческому мышлению.

Кроме учебных задач в материалах для самостоятельной работы представлены темы для подготовки рефератов (презентаций).

К подготовке реферата предъявляются те же формальные требования, что и к написанию курсовой работы (См. Положение о подготовке курсовых работ в ААЭП, сайт ААЭП), за исключением объема, который может быть меньше: план, введение, заключение, список источников.

Содержание реферативной работы должно соответствовать заявленной теме и соответствующим пунктам плана. Содержание реферата значительно отличается от курсовой работы по объему и характеру изложения. Использование практических материалов может быть по желанию автора. Однако изложение теоретических положений должно быть логически выдержанным и также следовать заданной теме и плану, сноски на теоретические положения и научные позиции, используемые в работе, должны делаться в обязательном порядке. Объем реферата может составлять от 15 до 25 страниц.

В качестве форм работы на семинарских и практических занятиях предусмотрены две основные формы: индивидуальная (защита презентации или реферата, беседа по вопросам темы, выступление с предложенным решением задачи и т.п.) и коллективная (участие в обсуждении по вопросам темы, результатам сообщений и презентаций, совместное решение задач и выполнение заданий, работа в малых группах).

Вопросы для самоконтроля по темам курса и широкий перечень нормативно-правовых актов, а также дополнительной литературы, дополнительные казусы, которые также можно использовать для самоконтроля, содержатся в практикуме: Адиханов, Ф.Х. Практикум по экологическому праву: практикум/ Ф.Х. Адиханов, Н.В. Карлова. АГУ. – Барнаул: Азбука, 2010. -186 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.