Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СОЗНАНИЯ. Человек (индивид, популяция, этнос, человечество) постоянно находится в очень сложных взаимоотношениях с окружающей средой




ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

 

Человек (индивид, популяция, этнос, человечество) постоянно находится в очень сложных взаимоотношениях с окружающей средой, которые предполагают с его стороны осуществление определенных действий, в результате чего устанавливается (или должен установиться) новый баланс между человеком и средой и между элементами этой среды. Этот баланс определяет во многом условия жизнедеятельности и работоспособности человека, а также сохранение и воспроизведение объектов среды и их параметров.

Эти взаимоотношения имеют многоуровневый характер. Взаимоотношения субъекта с природой не ограничиваются непосредственными контактами: выступая как личность, он включает в сферу своего сознания и отношения, не связанные с ним непосредственно и касающиеся других людей, составляющих вместе с ним какую-то общность. Эта общность может формироваться на уровне рода, племени, популяции, этноса, нации, государства и человечества в целом.

Общность может образовываться и по иным критериям, например по месту жительства (дом, улица, город и т. п.), профессиональным обязанностям (профессия и место в ней) и т. п. Сознание человека отражает всю эту сложную иерархию общности и, что особенно важно, отражает существующие противоречия между различными уровнями общности, создающие иногда конфликтную ситуацию.

Рассматривая природные факторы, определяющие взаимоотношения человека и среды, можно также выделить несколько типов взаимоотношений: человек и Земля (почва, атмосфера, вода, климат, ландшафт, минеральные ресурсы), человек и биосфера (флора и фауна), человек и техносфера (вся совокупность используемых человеком технических средств и предприятия, их производящие и обеспечивающие удовлетворение потребностей человека), человек - человек (общество и общественные группы, социальные условия, создаваемые при разных формах общественных отношений). Включение в понятийный аппарат экологических отношений связей «человек - 'человек» обычно упускается исследователями, хотя в ряде случаев, особенно на современном этапе развития, именно они во многом определяют стратегию и тактику отношения человека к природе, глубину его вмешательства в экологическую ситуацию. Изучая историю, можно заметить, что развитие экологического сознания в значительной мере зависело от характера и особенностей развития общественных отношений, поскольку именно они определяли формы и объем вмешательства человека в установившиеся природные отношения. Это положение и является главным в концепции ноосферы, в которой человеку принадлежит решающая роль.

Конечно, нельзя понимать экологическое сообщество как нечто постоянное и незыблемое, так как экологические связи и без вмешательства человека постоянно находятся в развитии, определяемом законами эволюции, но вмешательство человека в экосистему обычно приводит к катастрофе. Нельзя однозначно ответить, хорошо это или плохо, прежде всего потому, что в природе не существует понятий «хорошо» или «плохо» (к этому мы еще вернемся в главе 4).

Весь комплекс взаимодействующих с человеком природных факторов обычно называется средой обитания, а возникающие отношения человека с этими факторами - обитаемостью. Отражение этой ситуации в сознании человека и формирует то, что обозначено нами как экологическое сознание. Столь подробное перечисление различных факторов, участвующих в формировании экологической ситуации, было сделано для того, чтобы показать правомерность данного в главе 1 наиболее широкого определения экологического сознания.

Из приведенного определения следует, что в экологическом сознании существуют два основных аспекта или две составляющие единого целого. Первый - осознание вещного, предметного, материального мира, осознание отношений между объектами мира и второй - представление о месте и роли человека в этих связях. Именно второй аспект, определяющий антропоморфизм экологического сознания, отличает его от мировоззрения, хотя и мировоззрение также может быть антропоморфным.

Представление экологического сознания как понятийной системы может встретить некоторые возражения, так как, по мнению некоторых исследователей, в основе формирования отношения человека к природе лежат бессознательные процессы. Не отрицая возможности их участия, необходимо подчеркнуть, что экологическое сознание формируется на основе знания, полученного в результате активного и пассивного опыта общения с объектами внешнего мира, анализа как ситуаций, так и результатов прогнозирования. В то же время многие стороны экологического сознания не вербализуются и появляются в виде того или иного чувства или даже действия, которое выглядит как бессознательное.

Понятия в экологическом сознании формируют единую систему, обладающую четкой структурой и имеющую определенную цель, которая в предельном виде формулируется как нахождение своего места в структуре природы. Взаимодействие понятий позволяет провести научный анализ того или иного явления или события во внешней среде или действия по отношению к объектам среды, осуществить их классификацию, т. е. найти место и в имеющейся структуре знаний. Именно суждения и умозаключения раскрывают связи, определяют их значимость, последствия вмешательства в эти связи и их оценку.

Определение экологического сознания связано с одним важным обстоятельством - выявлением возможности распространения на природу ряда концепций, вытекающих из характера и структуры общественных отношений. Направленное изменение связей, существующих в природе, все больше и больше становится подвластно человеку, который может использовать всю мощь современной техники, в том числе и для навязывания природе чуждых ей отношений, например таких, как главенство, приоритет, ценность и т. п.

Наличие таких возможностей нарушения экологического равновесия требует формирования в экологическом сознании решения о праве человека на такие воздействия. Включение в экологическое сознание категории права, а как показывает исторический опыт, эти категории присутствовали уже на ранних этапах сознания, является источником многих, иногда благоприятных, а иногда и катастрофических для природы и человека решений. В главе 5 мы постараемся более подробно рассмотреть проблему правовых отношений в экологическом сознании.

Данное нами определение экологического сознания позволяет сделать один очень важный для дальнейшего вывод: обязательными элементами экологического сознания является представление о себе самом как об одной из взаимодействующих сторон и преломление в сознании всех обнаруженных в природе отношений и связей через призму значимости их для субъекта.

Строго говоря, этот антропоцентризм экологического сознания, с одной стороны, обусловил активный поиск человека в мире природы, а с другой - привел к ряду ошибок.

Подводя итог всему сказанному об антропоцентризме экологического сознания, мы вправе дать следующее, не альтернативное ранее высказанному, но делающее несколько иной акцент определение экологического сознания как знание о взаимных связях человека и среды, их значимости для человека и для сохранения устойчивого баланса между ними; понимание и оценку человеком своих возможностей по использованию этих связей для удовлетворения потребностей и определения границ допустимого антропоген-ного воздействия.

В категорию «знания» включается и знание самого себя как элемента системы, поэтому важным компонентом экологического сознания являются и такие элементы, как самооценка состояния, т. е. то, что в индивидуальном сознании отражается как самочувствие, самооценка возможностей и действий. Такая оценка не является только следствием воздействия на организм тех или иных природных факторов, она отражает и результаты воздействия организма на среду, а также интуитивные или основанные на научном анализе выводы о возможных последствиях той или иной предполагаемой динамики экологических отношений, т. е. учитывает и прогноз событий. Самооценка физиологического состояния (по-видимому, для общественного сознания его аналогом является общественный потенциал) связана с прогнозным компонентом так же отчетливо, как и самооценка психологического состояния, что хорошо проявляется при изучении эмоциональных характеристик человека и общества. Далее будет показано, что такие состояния в определенном диапазоне изменений функционального состояния человека отражают не реальную ситуацию, а представление, концептуальную модель этой ситуации.

Вовлечение в экологическое сознание понятия человека как предметного звена экологической системы позволяет несколько иначе взглянуть на уже затронутый вопрос о месте права, нравственности, морали, этики в экологическом сознании. Их присутствие как элемента экологического сознания окажется оправданным в том случае, если объектом приложения этих категорий будет человек. Несмотря на кажущуюся тривиальность этого положения, оно является очень важным.

Подход к анализу экологического сознания через категорию «знание» оказывается достаточно плодотворным, поскольку позволяет обнаружить и описать целый ряд составляющих этого сознания и объяснить многие действия человека, направленные на среду.

Следует еще раз напомнить читателю, что, используя понятие «человек», мы имели в виду и одного человека, и группу различной иерархии, вплоть до человечества, в иных случаях говорится о субъекте, индивидууме или личности. Это делается для того, чтобы показать те общие понятия, общие компоненты, которые обязательно присутствуют в экологическом сознании независимо от того, кто является носителем сознания - человек, группа, этнос или человечество в целом. Могут быть различия в смысловом содержании этих понятий, различия в удельном весе, значимости этого понятия в общей структуре сознания, но они всегда будут присутствовать в экологическом сознании.

Анализируя общую структуру экологического сознания, мы уже упоминали о том, что в нем всегда в той или иной степени присутствует прогнозный компонент. В принципе это можно и не доказывать, поскольку формирование в сознании человека любого понятия, любого умозаключения несет в себе прогнозную составляющую. Сформировав на основе опыта понятие «лес», мы тем самым предполагаем его применение к любой большой группе живых деревьев.

Конечно, по мере развития экологического сознания роль прогноза в нем была различна. На ранних этапах становления экологического сознания прогноз включал лишь знание непосредственных результатов того или иного акта воздействия на природу или явления природы на человека, позже появился прогноз, основанный на опыте катастроф, особенно тех, которые протекали на глазах одного поколения. Однако прогноз отдаленных последствий до сих пор слабо присутствует в обыденном экологическом сознании, особенно там, где изменения экологического баланса растянуты на долгие годы. Более того, использование научного аппарата прогноза встречает определенные затруднения, поскольку слишком велика вероятность ошибки, как это видно на примере некоторых прогнозов Римского клуба, посвященных анализу глобальных последствий антропогенного вмешательства в экологическое равновесие.

Подчеркивая связь экологической ситуации с характером антропогенного воздействия и его последствиями, а также роль прогнозных элементов, можно дать еще одно определение экологического сознания как знание и понимание человеком своих возможностей воздействия на природу, определение целей такого воздействия, оценку вариантов предполагаемого поведения в экологической среде, учет последствий такого поведения и познания самого себя как элемента экологической системы.

Следует указать, что формируемые в экологическом сознании знания или предположения о результатах своих действий, о ближайших и отдаленных последствиях вмешательства в экологическую структуру, об изменениях природного происхождения (например, похолодание климата) приводят вначале к интуитивным действиям и операциям экологической экспертизы, которая в ряде случаев является толчком для проведения целевой научной экологической экспертизы. Обычно интуитивная экологическая экспертиза осознается как чувство удовлетворенности или неудовлетворенности экологической ситуацией, тревоги или настороженности и т. п.

Отраженные в сознании научные данные, накладываясь на результат интуитивной экологической экспертизы, формируют научную экспертизу, в результате которой возникает экологическое ожидание, т. е. общий прогноз ожидаемых последствий того или иного изменения экологической обстановки или воздействий на нее. Для научного экологического ожидания, в отличие от интуитивного, характерно определение причин и механизмов появления прогнозируемых результатов. Экологическое ожидание как элемент экологического сознания играет очень важную роль, поскольку именно оно определяет решения, их характеристику и направленность предпринимаемых человеком действий, которые могут быть нацелены на сохранение или возврат экологической системы в исходное состояние, на формирование новой экологической структуры, в том числе и с заранее заданными свойствами. Экологическое ожидание, вероятно, несет некоторую функцию акцептора действия и может по текущим результатам корректировать предпринимаемые действия, концептуальную модель прогнозируемой ситуации и само себя, перестраиваясь по ходу событий.

Независимое индивидуальное экологическое сознание в его наиболее чистом виде если и существует, то, очевидно, только на самых ранних этапах развития человечества; современное индивидуальное экологическое сознание, конечно, всегда учитывает все особенности общественных отношений, социальных установлении. Это позволяет рассматривать экологическое сознание неким отражением в сознании процессов взаимодействия между человеком как организмом и человеком как личностью, с одной стороны, и обществом и окружающим миром - с другой, в тех аспектах биологической и социальной жизни, которые обусловлены природными факторами. Такое, может быть несколько неуклюжее, определение позволяет подчеркнуть отличие экологического сознания от мировоззрения.

Экологическое сознание не является лишь фотографией, слепком с познанных законов биогеоценоза, оно включает не только импрессивную составляющую, а обязательно формирует на основе полученной информации планы и структуры поведения, позволяющие адекватно прореагировать на окружающую обстановку и ее изменение. Иными словами, в экологическом сознании всегда присутствует активный компонент, предусматривающий организацию и проведение не только ответных, но и «инициативных» действий по отношению к природе. Побуждающей причиной для этих действий является экологическое ожидание, связанное с необходимостью удовлетворения потребностей и защиты от опасных, вредоносных и повреждающих факторов.

С этих позиций экологическое сознание можно рассматривать как очень сложную, саморегулирующуюся (т. е. имеющую возможность самой менять цели, функции и звенья) систему, сформированную для решения задач установления, стабилизации или изменения взаимоотношений с природой и ее объектами, возникающих в процессе удовлетворения человеком своих потребностей.

Экологическое сознание включает в формируемые им планы поведения такие свойства, как настойчивость, инициативность, убежденность в возможности и результативности активных действий, или противоположные им. Оно реализуется через разум, чувства, мотивы, интересы, позиции, поступки, действия и деятельность.

На основе индивидуального и общественного опыта в виде мнений, знаний, концепций и т. п. экологическое сознание формирует свои ценности, отражающие двойственность человека как субъекта, противопоставляющего себя природе, и как субъекта, являющегося неразрывной частью этой природы. В пространстве экологического сознания постоянно происходит столкновение этих ценностей, итоги которого реализуются в действиях.

Направленность экологического сознания формируется на основе опыта взаимодействия с объектами и явлениями природы, случайного, обыденного или полученного как решение научной задачи. Критерии оценки этого опыта бесконечны, как бесконечны проявления жизни, однако всегда присутствуют критерий влияния на здоровье, жизнедеятельность и работоспособность человека, критерии представления о должном (оптимальном или субоптимальном) состоянии тех экосистем, в которые включен человек, критерии, обусловленные имеющимися в распоряжении человека средствами и способами поддержания или направленного целевого изменения экологического баланса. Во многих случаях учитывается и возможность человека адаптироваться к изменившимся экологическим условиям. Возможности адаптации касаются не только физиологических и психологических механизмов, но и использования других методов активной или пассивной защиты - одежды, жилых и рабочих помещений, вплоть до применяемых иногда (в крайних ситуациях) фармакологических средств защиты.

Экологическое сознание направлено не только на человека, но и на окружающую среду. Эта вторая сторона направленности сознания заключается в формировании правовых, этических, эстетических понятий, которыми руководствуется человек при взаимодействии с экосистемами природы. Понятийный аппарат права, морали, нравственности имеет целый ряд особенностей, и ему посвящена специальная глава книги, поскольку содержание именно этих понятий определяет многие стороны поведения человека по отношению к природе. Следует отметить и важную роль эстетики экологического сознания как особого, независимого от потребления элемента сознания.

Очень важна еще одна особенность экологического сознания, связанная с тем, что элементом окружающего мира стала информационная среда, и, пожалуй, правы те исследователи, которые говорят об информационной экологии. Здесь нам важно лишь подчеркнуть, что именно она определяет содержание тех концептуальных моделей, которые формируются в сознании.

В едином экологическом сознании можно выделить определенную иерархию понятий и отношений: глобальное экологическое сознание, отражающее общие законы взаимодействия человечества, биосферы и неживой природы; региональное, связанное с климатическими и геологическими условиями региона, где живет и работает человек (оно иногда называется географическим экологическим сознанием), и локальное, под которым понимается экологическое сознание, направленное на условия проживания или деятельности, различающиеся по своей экологии, - мегаполисы, районы интенсивной урбанизации, технополисы и, конечно, зоны экологических катастроф. Так, например, экологическое локальное сознание жителей Москвы резко отличается от сознания жителей Подмосковья, но, судя по литературным данным, схоже с локальным экологическим сознанием жителей знанием жителей других мегаполисов, в частности Берлина. Общими чертами характеризуется сознание жителей Украины и Белоруссии, проживающих в зонах радионуклидного заражения, но оно отлично от локального экологического сознания других жителей этих республик.

Эта иерархия отражает некоторую двойственность экологического сознания. С одной стороны, глобальное сознание отражает мировоззренческие концепции, свойственные данному человеку или коллективу, что в большинстве случаев отражается в понятиях, суждениях и умозаключениях. С другой стороны, региональное, особенно локальное, экологическогое сознание, формирующееся в процессе непосредственных контактов с внешней средой, как стабильной, так и меняющейся под влиянием антропогенно-го воздействия, чаще проявляется в виде чувств, среди которых особенно следует выделить чувства тревоги или комфортности, перенесенные на конкретную ситуацию или, вернее, на концептуальную модель ситуации. Иными словами, рассудочное глобальное экологическое сознание может сосуществовать с эмоциональным локальным.

Естественно, в понятийный аппарат экологического сознания входит и ряд описательных терминов, характеризующих, с одной стороны, процессы и явления, протекающие в сознании, а с другой - объекты природы и их отношения. Эти понятия заимствованы из общей психологии или же из природоведческих наук, в том числе и из экологии как научной дисциплины, и их содержание практически одинаково. Лишь в некоторых единичных случаях содержание понятий, вкладываемых в те или иные термины, могут несколько различаться. В этом случае по ходу изложения будут даны соответствующие разъяснения.

Экологическое сознание как таковое не выделяется его носителем в какую-то особенную область, оно является как бы голо-графическим отражением сознания вообще и отделяется от него лишь в процессе научного анализа. Индивид, будучи носителем экологического сознания, подобен господину Журдену, не знающему, что говорит прозой. Именно в этом и заключается трудность анализа экологического сознания и необходимо использовать иногда тонкие и трудоемкие приемы, чтобы выявить экологические аспекты сознания.

Являясь частью сознания вообще, экологическое сознание охватывает область, в которой развертывается целый ряд процессов - синергических и антагонистических, с различной направленностью и динамикой. Поэтому к расшифровке содержания экологического сознания можно подходить с различных позиций. Так, анализ экологического сознания можно проводить исходя из предположения, что оно является полем, где развертываются многочисленные конфликты и происходит поиск путей и методов ликвидации конфликтной ситуации или ее стабилизации. Возможен и подход, при котором экологическое сознание рассматривается как система, предназначенная для удовлетворения потребностей за счет имеющихся возможностей природы. Весьма плодотворен, на наш взгляд, анализ экологического сознания с позиций когнитивной психологии.

Наши представления о содержании экологического сознания были бы неполными, если бы мы отказались от рассмотрения таких сторон его, как отражение, учет отношений и процессов, протекающих в обществе. Экологическое сознание можно также исследовать как поле проблемных ситуаций, в котором происходит поиск решений.

При рассмотрении экологического сознания как отражения процессов, связанных с воздействием среды на человека, конечно, следует выявить и связь физиологических изменений функционального состояния с содержанием сознания и его направленностью.

В заключение этой главы следует напомнить, что мы неоднократно обращали внимание читателя на близость определений экологического сознания и такой характеристики сознания, как мировоззрение, на общность понятийного аппарата сознания и экологического сознания и т. п. В связи с этим возникает вопрос, не является ли представление об экологическом сознании искусственным, поскольку существует единая структура сознания с едиными механизмами формирования и функционирования, которая включает в себя различные области, в том числе и отношения с окружающим миром.

В принципе можно принять такую точку зрения и считать, что анализ экологического сознания лишь частный аспект изучения общих психологических законов, где объектом рассмотрения является природа, и экологического сознания как самостоятельного явления не существует.

Однако есть два возражения против такой позиции. Первое заключается в том, что имеется целый ряд особенностей протекания психических процессов, которые характерны только для экологического сознания и определяют его специфику. Второе возражение связано с тем, что понятие «сознание» как единое целое, существующее в философии, в психологии выступает лишь как некая общая совокупность психических процессов, позволяющая формировать различные области сознания - общественное сознание, научное сознание и т. п.

Есть еще и чисто дидактическое возражение. Как и любая новая область науки, психология экологического сознания должна определить свое место в общей системе знаний, свои особенности взаимодействия с пограничными знаниями, найти свой объект и способы его изучения. Поэтому первый этап развития науки всегда составляют попытки определить область своих интересов и область своего применения.

По мнению авторов, в будущем Понятие экологического сознания должно охватывать ту область человеческих знаний и действий, которая связана с воздействием человека на объекты и процессы в природе, приводящие к изменениям самой структуры природы. Это позволяет нам дать последнее определение экологического сознания после тех, которые мы уже приводили: экологическое сознание - это отношение к природе.

Изложение последующих глав не подчиняется принципу логической последовательности, а лишь отражает ход размышлений авторов, и поэтому рассмотрение глав может быть проведено в любом порядке.


Глава 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.