Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая часть




Читайте также:
  1. IV. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
  2. Вопрос 69. Порог рентабельности, запас финансовой прочности. Практическая значимость, определяющие факторы
  3. Выемная часть.
  4. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1. Учение о преступлении
  5. Курс уголовного права. Том 5. Особенная часть.
  6. ОБЩАЯ ЧАСТЬ.
  7. Общая часть.
  8. Общая часть.
  9. ОБЩАЯ ЧАСТЬ.
  10. Особенная часть.
  11. Практическая магия
  12. Практическая работа -2

Задание 1.

 

Составить схему пищевой цепи из перечисленных организмов, обозначить трофические уровни и дать им определения, указать, к какому типу относится пищевая цепь:

а) мертвое животное (детрит) - личинки падальных мух (редуценты) – лягушка (второй консумент) – уж (третий консумент).

детритная пищивая цепь.

 

б) трава (продуцент) – кролик (консумент 1-го порядка) – лиса (консумент 2-го порядка)

пастбищная пищевая цепь

 

в) листовая подстилка (детрит) – дождевой червь (редуцент) – черный дрозд (второй консумент ) – ястреб перепелятник (третий консумент).

детритная пищевая цепь.

 

г) фитопланктон (продуцент) - береговая улитка (второй консумент) – кулик – сорока (третий консумент);

пастбищная пищевая цепь

 

Задание 2.

На рис. 1.5 показаны потоки энергии, проходящей через небольшую часть луговой экосистемы:

 

ВВП-Валовая первичная продукция.

ЧПП – Чистая первичная продукция.

R – дыхание и т.д.

 

ВПП=ЧПП+R; ЧПП = ВПП-R

Потреб.продукция = обновление клеток + R + Rост.

 

Рис. 1.5. Поток энергии через небольшую часть луговой экосистемы (кДж / м2 . год) [2]  

 

а) какова валовая первичная продукция злаков и разнотравья;

ВПП=24*106

 

б) чему равна продукция паукообразных;

ЧПП=700-500=200 кДж.

 

в) чему равна продукция саранчовых;

ЧПП=444*103-374,3*103=69,7*103

 

г) сколько энергии теряется при дыхании и выделении фекалий у полевых мышей;

R=ВПП-ЧПП

R=116*103-2*103=114*103

 

д) какие организмы являются продуцентами;

Продуценты – это травянистые растения.

 

е) какие организмы являются первичными консументами;

Первичные консументы: полевая мышь, саранча, птицы.

 

ё) какие организмы являются вторичными консументами;

Вторичными консументы: Пауки.

 

ж) какие организмы относятся к автотрофам, гетеротрофам?

Растения – гетеротрофы.

Все остальные – автотрофы.

 

Задание 3.

Для экосистем, указанных в табл. 1.1 рассчитать чистую первичную продукцию, продуктивность сообщества. Сравнить экосистемы. Пояснить какие сообщества являются стабильными и почему?

 

Продуктивность сообщества = ЧПП - Rгетеротрофов

Таблица 1.1

Годовая продукция в экосистемах, ккал/ м2 в год [3]

 

Показатели потока Экосистемы  
энергии в экосистемах Поле люцерны Посадки сосны Сосновый лес Большой ручей Дождевой лес Прибреж-ный пролив
Валовая первичная продукция
Дыхание автотрофов
Дыхание гетеротрофов
ЧПП
Продуктивность сообщества            

 



Ответ: Стабильными (стационарными) сообществами являются дождевой лес и прибрежный пролив.

Задание 4.

С помощью рис. 1.6 выполнить следующие задания.

б) Жгутиковые простейшие Leptomonas паразитируют на мелких насекомых, тысячи их могут быть найдены в одной блохе. Постройте пирамиду численности на основе следующей пищевой цепи: трава - травоядное млекопитающее - блоха - Leptomonas.

Ответ:

 
 

 

 


Задание 5.

Пользуясь правилом экологической пирамиды, подсчитайте, какая площадь соответствующего биогеоциноза может выкормить одну особь последнего звена в цепи питания:

г) растения300кг. – беспозвоночные30кг. - карп 3 кг.

Задание 6.

По данным, приведенным в табл. 1.2 определить, какой из видов более эффективно использует энергию пищи на рост и накопление жировых запасов.

 

Таблица 1.2

Продукция, тыс. кал/ га [8]

Вид Корм Вторичная продукция
потребленный усвоенный
Малый суслик
Степной суслик

 

Ответ: Более эффективно использует энергию пищи на рост и накопление жировых запасов суслик степной.

Решение:

535=40+x+108 (40x %) 278 = 100%

X=R 278 =54x %

 

Задание 7.

По данным табл. 1.3 рассчитать количество усвоенной пищи и ту часть усвоенной пищи, которая идет на метаболизм и на прирост биомассы. На что расходуется большая часть энергии пищи?

Таблица 1.3

Показатели трофической деятельности сусликов

в полупустыне Прикаспия, кг/га сухой массы [8]

 

Год Урожай растений Изъято сусликами Кормовые остатки Экскре- менты Прирост биомассы популяции
4,2
3,0
2,0

 

Решение:

 

1973 год. 340-247=93 потребленная пища.

93-13-2,0=78 метаболизм

 

Задание 8.

Зная правило десяти процентов, рассчитайте:

A. Сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг. Уровни пищевой цепи: орел, трава, заяц.

 

Трава500кг.-заяц50кг.-орел 5кг.

 

 

Б. Сколько понадобится фитопланктона, чтобы выросла одна щука весом 10 кг. Уровни пищевой цепи: зоопланктон, мелкие рыбы, щука, окунь, фитопланктон.

 

Фитопланктон100000кг. – зоопланктон10000кг.- мелкие рыбы1000кг.- окунь100кг. - щука 10 кг.

 

B. Сколько понадобится фитопланктона, чтобы вырос один медведь весом 300кг. Уровни пищевой цепи: лосось, мелкие рыбы, медведь, зоопланктон, фитопланктон.

 

Фитопланктон3000000кг. – зоопланктон300000кг. - мелкие рыбы30000кг. – лосось3000кг. – медведь 300 кг.

 

Г. Сколько понадобится фитопланктона, чтобы вырос один синий кит весом 150т. Уровни пищевой цепи: синий кит, фитопланктон, зоопланктон.

Фитопланктон15000т. – зоопланктон1500т. - синий кит 150т.

Задание 9.

Соотнесите понятия, обозначающие различные способы добывание пищи, с их определениями.

а) Паразит;

б) Фильтратор;

в) Хищник;

г) Собиратель;

д) Пасущийся организм.

Определения:

A. Организм, который активно разыскивает и убивает относительно крупные жертвы, способные убегать, прятаться или сопротивляться.

Б.Организм (имеющий, как правило, небольшие размеры), который использует живые ткани или клетки другого организма в качестве источника питания и среды обитания.

В. Организм, который поглощает многочисленные пищевые объекты, как правило, растительного происхождения, на которых он не тратит много сил.

Г. Водное животное, процеживающие через себя воду с многочисленными мелкими организмами, которые служат ему пищей.

Д. Организм, который разыскивает и поедает относительно мелкие, неспособные убегать и сопротивляться пищевые объекты.

Ответ: а) – Б; б) – Г; в) – А; г) – Д; д) – В;

Задание 10

Назовите тип пищевых отношений (паразитизм, фильтрация, хищничество, собирательство, пастьба), который соответствует следующим парам взаимодействующих организмов:

 

а) заяц - клевер (собирательство);

б) дятел – короеды (хищничество);

в) лиса – заяц (хищничество);

г) человек – аскарида (паразитизм);

д) медведь – лось (хищничество);

е) медведь - личинки пчел;

ж) синий кит - планктон;

з) корова - тимофеевка;

и) гриб-трутовик - береза;

к) карп - мотыль;

л) стрекоза - муха;

м) моллюск беззубка - простейшие;

н) тля - щавель;

о) гусеница сибирского шелкопряда - пихта;

п) кузнечик - злак мятлик;

р) губка - простейшие;

с) вирус гриппа – человек (паразитизм);

т) коала - эвкалипт;

у) холерный вибрион - человек;

ф) божья коровка - тля;

х) муравьед - термиты.

Задание 11

Прочитайте список организмов и укажите, к каким из перечисленных групп они относятся. Составьте таблицу.

Группы:

А.Фитофаги.

Б.Зоофаги.

В.Паразиты.

Г. Симбионты.

Д. Детритофаги

Список организмов: волк, палочка Коха, росянка, иксодовый клещ, щука, самка комара, слон, бычий цепень, дафния, дождевой червь, личинка навозной мухи, колорадский жук, кролик, рак, рысь, гриб-трутовик, овца, карп, клубеньковые бактерии, жук-скарабей, подберезовик.

Ответ:

б)зоофаги – животные ,питающиеся исключительно другими животными.

Волк,щука,рысь,росянка

Задание 12

Составьте таблицу, выбрав предлагаемые понятия и соответствующие им определения типов воздействия.

Типы взаимодействия организмов
Понятие Определение
   

Понятия:

а) мутуализм (симбиоз);

б) нейтрализм;

в) конкуренция;

г) аменсализм;

д) комменсализм;

е) комменсализм (нахлебничество);

ж) паразитизм;

з) хищничество.

Определения:

А. Взаимодействие двух или нескольких особей, последствия которого для одних отрицательны, а для других безразличны.

Б. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни используют остатки пищи других, не причиняя им вреда.

В Взаимовыгодное взаимодействие двух или нескольких особей.

Г. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором один предоставляет убежища другим и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы.

Д. Совместное обитание двух особей, непосредственно не взаимодействующих между собой.

Е. Взаимодействие двух или нескольких особей, имеющих сходные потребноти в одних тех же органических ресурсах, что приводит к снижению жизненных показателей взаимодействующих особей.

Ж. Взаимодействие двух или нескольких организмов, при котором одни пи­таются живыми тканями или клетками и получают от них место постоянного или временного обитания.

3. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни поедают других.

 

Задание 13.

Взаимодействие двух организмов теоретически можно представить в виде парных комбинаций символов «+», «-» и «О», где «+» обозначает улучшение положения для организма, «-» - ухудшение и «О» - отсутствие значимых изменений при взаимодействии. Обозначьте предлагаемые типы биотических взаимодействий (хищничество, мутуализм (симбиоз), паразитизм, нейтрализм, конкуренция, комменсализм (нахлебничество), аменсализм, комменсализм) соответственными парным комбинациям символов «+», «-», «О»). Приведите примеры этих взаимоотношений.

 

Задание 14.

Рассмотрите график зависимости численности божьей коровки от температуры окружающей среды.


Укажите следующие параметры:

А. Температура, оптимальная для этого насекомого.

Б. Диапазон температур зоны оптимума.

В. Диапазон температур зоны пессимума (угнетения).

Г. Две критические точки.

Д. Пределы выносливости вида.

 

Ответ:

а) 25°- температура, оптимальная для этого насекомого

б)15°-35°- диапазон температур зоны оптимума

в) 5°-15°, 35°-45°- диапазон температур зоны пессимума (угнетения).

г) 5° и 45°- две критические точки

д)5°- 45- пределы выносливости вида

 





Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 5772; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.012 сек.