КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическая часть
Задание 1.
Составить схему пищевой цепи из перечисленных организмов, обозначить трофические уровни и дать им определения, указать, к какому типу относится пищевая цепь: а) мертвое животное (детрит) - личинки падальных мух (редуценты) – лягушка (второй консумент) – уж (третий консумент). детритная пищивая цепь.
б) трава (продуцент) – кролик (консумент 1-го порядка) – лиса (консумент 2-го порядка) пастбищная пищевая цепь
в) листовая подстилка (детрит) – дождевой червь (редуцент) – черный дрозд (второй консумент) – ястреб перепелятник (третий консумент). детритная пищевая цепь.
г) фитопланктон (продуцент) - береговая улитка (второй консумент) – кулик – сорока (третий консумент); пастбищная пищевая цепь
Задание 2. На рис. 1.5 показаны потоки энергии, проходящей через небольшую часть луговой экосистемы:
ВВП-Валовая первичная продукция. ЧПП – Чистая первичная продукция. R – дыхание и т.д.
ВПП=ЧПП+R; ЧПП = ВПП-R Потреб.продукция = обновление клеток + R + Rост.
а) какова валовая первичная продукция злаков и разнотравья; ВПП=24*106
б) чему равна продукция паукообразных; ЧПП=700-500=200 кДж.
в) чему равна продукция саранчовых; ЧПП=444*103-374,3*103=69,7*103
г) сколько энергии теряется при дыхании и выделении фекалий у полевых мышей; R=ВПП-ЧПП R=116*103-2*103=114*103
д) какие организмы являются продуцентами; Продуценты – это травянистые растения.
е) какие организмы являются первичными консументами; Первичные консументы: полевая мышь, саранча, птицы.
ё) какие организмы являются вторичными консументами; Вторичными консументы: Пауки.
ж) какие организмы относятся к автотрофам, гетеротрофам? Растения – гетеротрофы. Все остальные – автотрофы.
Задание 3. Для экосистем, указанных в табл. 1.1 рассчитать чистую первичную продукцию, продуктивность сообщества. Сравнить экосистемы. Пояснить какие сообщества являются стабильными и почему?
Продуктивность сообщества = ЧПП - Rгетеротрофов Таблица 1.1 Годовая продукция в экосистемах, ккал/ м2 в год [3]
Ответ: Стабильными (стационарными) сообществами являются дождевой лес и прибрежный пролив. Задание 4. С помощью рис. 1.6 выполнить следующие задания. б) Жгутиковые простейшие Leptomonas паразитируют на мелких насекомых, тысячи их могут быть найдены в одной блохе. Постройте пирамиду численности на основе следующей пищевой цепи: трава - травоядное млекопитающее - блоха - Leptomonas. Ответ:
Задание 5. Пользуясь правилом экологической пирамиды, подсчитайте, какая площадь соответствующего биогеоциноза может выкормить одну особь последнего звена в цепи питания: г) растения300кг. – беспозвоночные30кг. - карп 3 кг. Задание 6. По данным, приведенным в табл. 1.2 определить, какой из видов более эффективно использует энергию пищи на рост и накопление жировых запасов.
Таблица 1.2 Продукция, тыс. кал/ га [8]
Ответ: Более эффективно использует энергию пищи на рост и накопление жировых запасов суслик степной. Решение: 535=40+x+108 (40x %) 278 = 100% X=R 278 =54x %
Задание 7. По данным табл. 1.3 рассчитать количество усвоенной пищи и ту часть усвоенной пищи, которая идет на метаболизм и на прирост биомассы. На что расходуется большая часть энергии пищи? Таблица 1.3 Показатели трофической деятельности сусликов в полупустыне Прикаспия, кг/га сухой массы [8]
Решение:
1973 год. 340-247=93 потребленная пища. 93-13-2,0=78 метаболизм
Задание 8. Зная правило десяти процентов, рассчитайте: A. Сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг. Уровни пищевой цепи: орел, трава, заяц.
Трава500кг.-заяц50кг.-орел 5кг.
Б. Сколько понадобится фитопланктона, чтобы выросла одна щука весом 10 кг. Уровни пищевой цепи: зоопланктон, мелкие рыбы, щука, окунь, фитопланктон.
Фитопланктон100000кг. – зоопланктон10000кг.- мелкие рыбы1000кг.- окунь100кг. - щука 10 кг.
B. Сколько понадобится фитопланктона, чтобы вырос один медведь весом 300кг. Уровни пищевой цепи: лосось, мелкие рыбы, медведь, зоопланктон, фитопланктон.
Фитопланктон3000000кг. – зоопланктон300000кг. - мелкие рыбы30000кг. – лосось3000кг. – медведь 300 кг.
Г. Сколько понадобится фитопланктона, чтобы вырос один синий кит весом 150т. Уровни пищевой цепи: синий кит, фитопланктон, зоопланктон. Фитопланктон15000т. – зоопланктон1500т. - синий кит 150т. Задание 9. Соотнесите понятия, обозначающие различные способы добывание пищи, с их определениями. а) Паразит; б) Фильтратор; в) Хищник; г) Собиратель; д) Пасущийся организм. Определения: A. Организм, который активно разыскивает и убивает относительно крупные жертвы, способные убегать, прятаться или сопротивляться. Б.Организм (имеющий, как правило, небольшие размеры), который использует живые ткани или клетки другого организма в качестве источника питания и среды обитания. В. Организм, который поглощает многочисленные пищевые объекты, как правило, растительного происхождения, на которых он не тратит много сил. Г. Водное животное, процеживающие через себя воду с многочисленными мелкими организмами, которые служат ему пищей. Д. Организм, который разыскивает и поедает относительно мелкие, неспособные убегать и сопротивляться пищевые объекты. Ответ: а) – Б; б) – Г; в) – А; г) – Д; д) – В; Задание 10 Назовите тип пищевых отношений (паразитизм, фильтрация, хищничество, собирательство, пастьба), который соответствует следующим парам взаимодействующих организмов:
а) заяц - клевер (собирательство); б) дятел – короеды (хищничество); в) лиса – заяц (хищничество); г) человек – аскарида (паразитизм); д) медведь – лось (хищничество); е) медведь - личинки пчел; ж) синий кит - планктон; з) корова - тимофеевка; и) гриб-трутовик - береза; к) карп - мотыль; л) стрекоза - муха; м) моллюск беззубка - простейшие; н) тля - щавель; о) гусеница сибирского шелкопряда - пихта; п) кузнечик - злак мятлик; р) губка - простейшие; с) вирус гриппа – человек (паразитизм); т) коала - эвкалипт; у) холерный вибрион - человек; ф) божья коровка - тля; х) муравьед - термиты. Задание 11 Прочитайте список организмов и укажите, к каким из перечисленных групп они относятся. Составьте таблицу. Группы: А.Фитофаги. Б.Зоофаги. В.Паразиты. Г. Симбионты. Д. Детритофаги Список организмов: волк, палочка Коха, росянка, иксодовый клещ, щука, самка комара, слон, бычий цепень, дафния, дождевой червь, личинка навозной мухи, колорадский жук, кролик, рак, рысь, гриб-трутовик, овца, карп, клубеньковые бактерии, жук-скарабей, подберезовик. Ответ: б)зоофаги – животные,питающиеся исключительно другими животными. Волк,щука,рысь,росянка Задание 12 Составьте таблицу, выбрав предлагаемые понятия и соответствующие им определения типов воздействия.
Понятия: а) мутуализм (симбиоз); б) нейтрализм; в) конкуренция; г) аменсализм; д) комменсализм; е) комменсализм (нахлебничество); ж) паразитизм; з) хищничество. Определения: А. Взаимодействие двух или нескольких особей, последствия которого для одних отрицательны, а для других безразличны. Б. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни используют остатки пищи других, не причиняя им вреда. В Взаимовыгодное взаимодействие двух или нескольких особей. Г. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором один предоставляет убежища другим и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы. Д. Совместное обитание двух особей, непосредственно не взаимодействующих между собой. Е. Взаимодействие двух или нескольких особей, имеющих сходные потребноти в одних тех же органических ресурсах, что приводит к снижению жизненных показателей взаимодействующих особей. Ж. Взаимодействие двух или нескольких организмов, при котором одни питаются живыми тканями или клетками и получают от них место постоянного или временного обитания. 3. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни поедают других.
Задание 13. Взаимодействие двух организмов теоретически можно представить в виде парных комбинаций символов «+», «-» и «О», где «+» обозначает улучшение положения для организма, «-» - ухудшение и «О» - отсутствие значимых изменений при взаимодействии. Обозначьте предлагаемые типы биотических взаимодействий (хищничество, мутуализм (симбиоз), паразитизм, нейтрализм, конкуренция, комменсализм (нахлебничество), аменсализм, комменсализм) соответственными парным комбинациям символов «+», «-», «О»). Приведите примеры этих взаимоотношений.
Задание 14. Рассмотрите график зависимости численности божьей коровки от температуры окружающей среды. Укажите следующие параметры: А. Температура, оптимальная для этого насекомого. Б. Диапазон температур зоны оптимума. В. Диапазон температур зоны пессимума (угнетения). Г. Две критические точки. Д. Пределы выносливости вида.
Ответ: а) 25°- температура, оптимальная для этого насекомого б)15°-35°- диапазон температур зоны оптимума в) 5°-15°, 35°-45°- диапазон температур зоны пессимума (угнетения). г) 5° и 45°- две критические точки д)5°- 45- пределы выносливости вида
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 16744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |