Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14 правовые основы деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций 3 страница




Банк и небанковская кредитно-финансовая организация не несут ответственности за ущерб, причиненный вкладчикам и иным кредиторам неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств перед ними, если такое неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств было вызвано действием непреодолимой силы.

Должностные лица банка и небанковской кредитно-финансовой организации несут ответственность за нарушение ими установленной процедуры заключения сделок.

Если банкротство банка или небанковской кредитно-финансовой организации вызвано его (ее) учредителем (участником, собственником имущества) или другими лицами, в том числе руководителем банка или небанковской кредитно-финансовой организации, имеющими право давать обязательные для этого банка или этой небанковской кредитно-финансовой организации указания либо иным образом определять их действия, то в случае недостаточности имущества банка или небанковской кредитно-финансовой организации на указанных лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по их обязательствам.

Банк или небанковская кредитно-финансовая организация несут материальную ответственность за ущерб, причиненный клиентам банка или небанковской кредитно-финансовой организации в случае наложения ареста на имущество этого банка или этой небанковской кредитно-финансовой организации.

Национальный банк, банки и небанковские кредитно-финансовые организации не несут ответственности за ущерб, причиненный в результате приостановления операций по счетам, наложения ареста или обращения взыскания на денежные средства и иное имущество физических и юридических лиц.

Меры воздействия к банкам применяются по решению Правления Национального банка Республики Беларусь.

К компетенции Правления Национального банка Республики Беларусь относится принятие решения о применении следующих мер воздействия:

изменение перечня банковских операций, указанных в лицензии на осуществление банковской деятельности;

отзыв лицензии на осуществление банковской деятельности, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций;

требование об отстранении руководителя банка от занимаемой должности;

передача банка во временное управление Национального банка либо назначение временной администрации;

приостановление лицензии на осуществление банковской деятельности в части осуществления отдельных банковских операций;

требование о принятии мер по улучшению финансового состояния банка, в том числе изменению структуры активов;

внесение предложения о замене руководителя банка либо о проведении повторной оценки соответствия руководителя, главного бухгалтера банка квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации;

предложение участникам (собственнику имущества) банка предпринять действия, направленные на увеличение нормативного капитала банка до размера, обеспечивающего соблюдение им нормативов безопасного функционирования;

изменение для банка нормативов безопасного функционирования на срок до одного года либо до устранения нарушений;

запрет на открытие филиалов (отделений) и (или) создание структурных подразделений банка на срок до одного года либо до устранения нарушений.

Применение Национальным банком Республики Беларусь мер воздействия осуществляется с учетом характера нарушения, степени его влияния на финансовое состояние банка, наличия положения, которое может повлечь за собой его неплатежеспособность либо создает угрозу интересам вкладчиков и иных кредиторов, исходя из следующих критериев:

значительности (незначительности) основания для применения меры воздействия;

количества, систематичности однородных оснований для применения меры воздействия;

сферы законодательства, в которой совершены нарушения;

причин, обусловивших возникновение основания для применения меры воздействия;

общего финансового состояния банка и его положения на рынке банковских услуг;

осуществления (неосуществления) банком мероприятий по устранению основания для применения меры воздействия;

эффективности применения мер воздействия;

адекватности применяемой меры воздействия основаниям ее применения.

При определении значительности (незначительности) основания для применения меры воздействия учитывается степень его влияния на:

создание положения, которое может повлечь за собой неплатежеспособность банка либо создает угрозу интересам вкладчиков и иных кредиторов;

финансовое состояние банка;

деловую репутацию банка;

полноту соблюдения банком требований актов законодательства, в том числе нормативных правовых актов Национального банка.

Национальный банк вправе применить за одно нарушение несколько мер воздействия (одновременно либо последовательно) в случаях, если для достижения целей и наибольшей эффективности их применения необходимо применение соответствующих мер воздействия в совокупности.

Национальный банк вправе приостановить действие лицензии на осуществление банковской деятельности в части осуществления отдельных банковских операций на новый срок либо отозвать ее, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций, если выявленные в деятельности банка нарушения, явившиеся основанием для приостановления действия названной лицензии, не были устранены им в указанный срок, а при наличии оснований - применить к банку иные меры воздействия.

Решение о применении к банку меры воздействия принимается Правлением Национального банка Республики Беларусь с учетом заключения структурного подразделения центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь, инициирующего рассмотрение вопроса о применении к банку меры воздействия. Указанное заключение может быть подготовлено с учетом заключений иных заинтересованных структурных подразделений центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь в пределах их компетенции, а также главных управлений по областям.

В заключение структурного подразделения центрального аппарата Национального банка, инициирующего рассмотрение вопроса об изменении для банка нормативов безопасного функционирования, должно быть включено мотивированное суждение о деятельности банка. Мотивированным суждением о деятельности банка является профессиональное мнение работника (работников) Национального банка о деятельности банка, сформированное с учетом обстоятельств и исходя из критериев, указанных в законодательстве.

В случае выявления главным управлением по области в деятельности банка оснований для применения меры воздействия, в том числе по результатам проводимой им тематической проверки, оно направляет в центральный аппарат Национального банка заключение, содержащее указание на основание для применения к банку меры воздействия и обоснование необходимости ее применения.

К заключению главного управления по области прилагается проект решения о применении меры воздействия.

Структурное подразделение центрального аппарата Национального банка в пределах своей компетенции обязано рассмотреть заключение главного управления по области, инициирующего рассмотрение вопроса о применении к банку меры воздействия, и проинформировать его о принятом решении.

В случае выявления в деятельности банка оснований для применения меры воздействия по результатам комплексной или тематической проверки, проводимой с привлечением главных управлений по областям, они направляют заключения, содержащие указание на основание для применения к банку меры воздействия и обоснование необходимости ее применения, в структурное подразделение центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь, работник которого является руководителем рабочей группы по проведению проверки.

Решение о применении меры воздействия оформляется постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь.

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь о применении меры воздействия к банку должно содержать указание на применяемую меру воздействия, основание ее применения, порядок и срок (в случае его установления) исполнения решения.

Решение о применении меры воздействия доводится до сведения банка письмом за подписью Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь или его заместителя с приложением соответствующего постановления Правления Национального банка Республики Беларусь. Указанные письмо и постановление о применении меры воздействия направляются в банк для исполнения заказной почтой или вручаются лицу, уполномоченному банком, в пятидневный срок со дня принятия соответствующего решения.

При необходимости осуществления контроля за исполнением постановления Правления Национального банка Республики Беларусь о применении к банку меры воздействия его копии направляются соответствующим структурным подразделениям центрального аппарата Национального банка, главным управлениям по областям.

К банку не могут быть применены меры воздействия, если истекли следующие сроки:

два года со дня совершения нарушения;

три месяца со дня выявления нарушения.

Началом течения указанных сроков является день, следующий за днем совершения или выявления нарушения.

Днем выявления нарушения считается день составления акта проверки (сводного акта проверки), в котором отражен факт выявления нарушения, либо день представления в Национальный банк отчетности или (и) иной информации, по результатам анализа которой были выявлены основания для применения меры воздействия.

Днем совершения нарушения считается день фактического совершения нарушения. При этом при длящемся нарушении сроки исчисляются с момента прекращения нарушения или составления акта проверки (сводного акта проверки), в котором отражен факт выявления нарушения.

Решение о применении меры воздействия банк вправе обжаловать в хозяйственный суд.

В случае применения меры воздействия к банку на срок до устранения нарушений мера воздействия может быть отменена по ходатайству банка. Ходатайство банка должно содержать информацию об устранении выявленных нарушений. При этом Национальный банк вправе назначить проверку устранения нарушений, повлекших применение меры воздействия.

Не позднее десяти дней после принятия Правлением Национального банка Республики Беларусь решения об изменении перечня банковских операций, указанных в лицензии на осуществление банковской деятельности, или (и) об отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций, банк обязан возвратить оригинал указанной лицензии (ее дубликат) и ее копии в Национальный банк.

Национальный банк, за исключением случая отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности, выдает банку лицензию, оформленную на новом бланке, с указанием в ней измененного перечня банковских операций, которые этот банк вправе осуществлять.

В случае устранения банком нарушений, повлекших изменение перечня банковских операций, указанных в лицензии на осуществление банковской деятельности, такой банк вправе заявить в Национальный банк ходатайство о внесении соответствующих изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, которые он вправе осуществлять. При этом Национальный банк вправе назначить проверку устранения нарушений, повлекших применение соответствующих мер воздействия.

Внеплановая проверка банка или небанковской кредитно-финансовой организации (далее - банк), юридического лица, не являющегося банком и признаваемого входящим в состав банковского холдинга согласно статье 35 БК назначается Национальным банком в целях проведения им надзора за банковской деятельностью, в том числе на консолидированной основе, по следующим основаниям:

существенные изменения в структуре отчета о кассовых оборотах банка, его обособленного или структурного подразделения по сравнению с другими месяцами календарного года;

систематические (два и более раза в течение месяца) обращения банка в Национальный банк с заявками на оперативное изменение регламента работы системы межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь (системы BISS) в связи со сбоями в функционировании программно-технических комплексов и (или) средств телекоммуникаций банка;

необходимость проверки наличия технических возможностей для осуществления банковских операций у банка, его обособленного подразделения в случаях, предусмотренных законодательством;

непредставление, несвоевременное представление, представление недостоверной и (или) не в полном объеме отчетности, а также иной информации, обязательной для представления в Национальный банк в соответствии с законодательством, либо необходимость проверки их достоверности;

необходимость проведения проверки в соответствии с требованиями заключенных Национальным банком Республики Беларусь международных соглашений о трансграничном надзоре.

Литература:

 

Основная литература:

1. Вабищевич,С.С. Предпринимательское право: моногр. в 2 Т. / С.С. Вабищевич. – Минск: Молодежное, 2008 г. – Т. 1. – 498 с.

2. Вабищевич,С.С. Предпринимательское право: моногр. в 2 Т. / С.С. Вабищевич. – Минск: Молодежное, 2008 г. – Т. 2. – 498 с.

3. Вабищевич, С.С. Хозяйственное право (правовое регулирование хозяйственной деятельности) / С.С. Вабищевич, И.А. Маньковский. – Минск: Молодежное, 2010. – 300 с.

4. Вабищевич С.С., Маньковский И.А. Хозяйственное право.– 5-е изд, перераб. и доп. – Минск: Молодежное, 2011. – 304 с.

5. Кацубо, С.П. Хозяйственное право: курс лекций / С.П. Кацубо. – Минск: Дикта, 2009. – 272 с.

Дополнительная литература:

1. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовые основы предпринимательской деятельности): учеб. / Жилинский. – М.: НОРМА, 2007. – 944 с.

2. Зенин, И.А. Предпринимательское право: учеб. / И.А. Жилинский. – М.: Высшее образование, 2008. – 629 с.

3. Круглова, Н. Ю. Хозяйственное право: учеб. пособие / Н.Ю. Круглова. – М.: КНОРУС, 2009. – 496 с.

 

 

НПА:

См. Приложение № 1 к ЭУМК «Нормативные правовые акты по курсу Хозяйственное право».

Основные НПА по теме:

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. (с изм. и доп. от 03.07.2011 г.) // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999. № 7-9. Ст. 101.

2. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. (с изм. и доп. от 14.06.2010 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 106. 2/219.

3. О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000 г. № 82 (с изм. и доп. от 1 марта 2007г.).

4. Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 г.: Указ Президента Республики Беларусь от 19.11.2010 г. № 597.

5. Об утверждении правил совершения сделок с драгоценными металлами и камнями: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.