Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базы данных правовой информации




Классификация законов.

Все нормативные правовые акты в теории права подразделяются на две группы законы и подзаконные акты.

Закон – это нормативный правовой акт, который принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

Закон Республики Беларусь - нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. В зависимости от значимости содержащихся в них норм законы подразделяются на конституционные и обыкновенные.

Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений.

Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

После включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь правовые акты помещаются в эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь (далее - ЭБДПИ), представляющий собой полное систематизированное собрание законодательства Республики Беларусь в электронном виде. Основой систематизации при этом является Единый правовой классификатор Республики Беларусь, разработанный НЦПИ и утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1 «Об утверждении Единого правового классификатора Республики Беларусь».

В настоящее время в ЭБДПИ содержится более 50 000 документов. Создание эталонного банка данных правовой информации - ярчайший пример успешного симбиоза юридической и компьютерной мысли. Компьютерные технологии, которые ранее произвели переворот во многих сферах деятельности, активно внедрены и в белорусскую юриспруденцию.

Для обеспечения сбора правовых актов, их юридической обработки, систематизации и обновления в НЦПИ создана уникальная в своем роде технология, которая базируется на новейших информационных технологиях.

Ведение центром ЭБДПИ играет решающую роль в организации распространения достоверной правовой информации. Помимо НЦПИ ее распространением занимаются еще 8 организаций. Тем не менее отличия между их компьютерными базами данных правовой информации не касаются содержания баз. Суть в том, что согласно законодательству правовая информация во все прикладные компьютерные базы попадает из одного источника - эталонного банка данных правовой информации. Поэтому ошибки или расхождения в базах практически исключены.

Литература

1. Глыбовская Н.А., Лебедев А.Д., Трахименок С.А. Общая теория права: учеб.-метод. Комплекс. 4-е изд. / Н.А. Глыбовская, А.Д. Лебедев, С.А. Трахименок; под общ. Ред. Д-ра юрид. Наук, проф. С.А. Трахименка; Минский институт управления. – Минск: Изд-во МИУ, 2009. – 260 с.

2. Глыбовская Н.А. Мазарчук Д.В. Общая теория государства и права: ответы на экзаменационные вопросы / Н.А. Глыбрвская, Д.В. Мазарчук. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 128 с.

3. Общая теория права. Учебник для юридических вузов.Под общ. Ред. Д-ра юр. наук. Проф. А.С. Пиголкина. Издание 2-е, перераб. и доп. – Москва: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1995. – 383с.

 

Тема 18: Правотворчество.

18.1. Правотворчество, правообразование, правоустановление: понятие, содержание, соотношение.

18.2. Виды правотворчества.

18.3. Стадии правотворчества в Республике Беларусь.

18.4. Стадии законотворческого процесса.

18.5. Субъекты правотворчества.

18.6. Принципы правотворчества.

18.7. Способы изложения норм права в статьях законодательства.

18.8. Коллизии в праве, способы их разрешения.

18.1. Правотворчество, правообразование, правоустановление: понятие, содержание, соотношение.

Правотворчество – это деятельность компетентных государственных органов по формированию нормативных правовых актов.

Правотворчество следует отличать от процесса правообразования. Правотворчеством не ограничивается весь сложный процесс образования права. Многие правила поведения до того, как они были выражены в тексте нормативных правовых актов, уже сложились в общественных отношениях, в реальном правовом поведении субъектов права, либо сформировались в правосознании народа.

Правообразование — социально обусловленный процесс формирования (фактического складывания) права, складывающийся под влиянием комплекса разнородных причин объективного и субъективного характера.

Это «процесс фактического складывания и признания тех или иных общественных отношений и взаимосвязей людей и их объединений в качестве «нормальных» и «правильных» (с точки зрения господствующих в данном обществе материальных жизненных отношений и соответствующих им идей, ценностей и т.п.), процесс социально-исторического формирования общих критериев, правил, масштабов, образцов и стандартов этой «нормальности» и «правильности» и в конечном счете их кристаллизация в соответствующие нормы поведения, действия и взаимоотношения людей. Правообразование с указанной точки зрения «есть процесс становления права как формы» (В. С. Нерсесянц). Это объективная сторона правообразования. Правообразование, можно сказать, в этом смысле есть создание правовых норм помимо участия законодателя; это стихийная деятельность социального субъекта, в процессе которой формирующийся правообразующий интерес находит выражение в фактических правовых нормах (т.е. нормах, которые по своим объективным характеристикам уже приобрели правовую окраску, нормативность, но еще не получили государственно-правового признания и в силу этого не обладают свойством формально-юридической определенности).

Однако правообразование в действительности не означает, что право формируется «самопроизвольно», без участия социального субъекта. И в том случае, когда речь идет об объективном правообразования, и в случае, когда право есть следствие («продукт») специализированной деятельностью государства, право создается людьми, совокупным субъектом — индивидами, общностями людей, обществом в целом. В правообразовании поэтому следует выделять две стадии: 1) стадия объективного правотворчества, в которой главным действующим лицом является совокупный общественный субъект (социальная группа, общность людей, общество в целом). На этой стадии формируется и получает фактическое (не юридическое) выражение в соответствующей форме правообразующий интерес; 2) стадия правообразования с участием специализированных правотворческих органов. На этой стадии правообразующий интерес должен быть обнаружен и «объявлен» всеобщим интересом, т.е. выражен официально в правотворческом акте. Можно сказать, что правообразование есть процесс формирования, обнаружения и юридического закрепления правообразующего интереса.

Правоустановление — это форма (и направление) государственной деятельности, связанная с официальным выражением и закреплением норм права, которые составляют нормативно-правовое содержание всех действующих источников позитивного права.

Понятие «Правоустановление» точнее выражает смысл и содержание той специфической деятельности, которая обычно именуется «правотворчеством». Легистско-позитивистское отождествление права и закона (позитивного права) сопровождается смешением-(и отождествлением) понятий «законотворчество» («законодательство») и «правотворчество».

С позиций либерарно-юридического правопонимания очевидно, что государство (соответствующие государственные органы) действительно осуществляет законотворческую (законодательную) деятельность, создает (и в этом смысле — творит) законы, но это вовсе не означает, будто государство творит (порождает) само право как таковое. Право как объективное социальное явление (особый регулятор, специфическая форма общественных отношений), принципом которого является формальное равенство, — это не творение государства и не продукт государственно-властной воли, а особая духовная форма выражения совокупных итогов сложного и многофакторного социально-исторического процесса общественной жизни людей, результат достигнутой соответствующим обществом (и народом) ступени развития в общецивилизационном прогрессе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.