Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Международные экологические правоотношения




 

Международные экологические правоотношения — урегу­лированные правом отношения между государствами и иными субъектами международного права по поводу взаимодействия человека, народов, международного сообщества с окружающей природной средой.

Выделение в самостоятельную юридическую категорию этого широкого круга общественных отношений отражает воз­растающую заинтересованность человечества в их обособлен­ном, всесторонне согласованном и эффективном правовом регу­лировании.

По содержанию к данной категории принадлежат отноше­ния по: определению юридического статуса и правового режи­ма природной среды в целом и ее составляющих элементов; изу­чению и контролю ее физического, химического, биологичес­кого состояния (мониторинг); использованию всеми допустимы­ми способами природных ресурсов; преднамеренному преоб­разованию природы; воспроизводству природных объектов; охране — поддержанию природной среды в благоприятном со­стоянии, а также иные отношения, прямо или косвенно связан­ные с воздействием на окружающую природу человека и чело­веческой жизнедеятельности. К этой категории принадлежат и отношения по предотвращению и устранению вредных стихий­ных влияний на людей, на общество со всеми его материальны­ми и духовными ценностями.

Международные экологические правоотношения харак­теризуются традиционными элементами структуры — субъ­ектами, объектами, взаимными правами и обязанностями участников.

Субъектами, в первую очередь, являются государства. Но наряду с ними в международных экологических правоотноше­ниях могут участвовать, когда это предусмотрено правовыми нормами, нации и народы, международные правительственные и неправительственные организации, юридические и физичес­кие лица, действующие на международной арене.

Объектами международных экологических правоотноше­ний являются природная среда в целом, составляющие ее эле­менты, отдельные природные объекты, которые в большинстве случаев являются также объектами природопользования и природоохранения. Объектами международных экологических правоотношений могут быть материальные процессы и явления, вытекающие из самого факта существования людей и их жиз­недеятельности и олицетворяющие взаимодействие общества и природы.

Взаимные права и обязанности участников международ­ных экологических правоотношений образуют обширную об­ласть юридически опосредованных связей внутри человечества и могут быть охарактеризованы применительно к сферам и пред­метам природоохранной деятельности.

В самом общем представлении объектом международно-правовой охраны является вся природа планеты Земля и око­лоземного космического пространства в пределах, в которых человек реально воздействует на материальный мир. Но поскольку природная среда имеет ряд внутренних структурных подразделений, различаются ее элементы и охраняемые объ­екты. В том числе:

Мировой океан, который занимает 2/3 площади поверхнос­ти земного шара. Понятием «Мировой океан» охватываются все четыре имеющихся на земле океана — Атлантический, Индий­ский, Тихий и Северный Ледовитый, а также все связанные с ними моря. Не относятся к Мировому океану изолированные моря, находящиеся внутри материков, например, Каспийское море.

Материки, которые составляют основное и непосредствен­ное жизненное пространство для развития человечества. Тра­диционно этим понятием охватывается весь природный ком­плекс, прочно связанный с сухопутной поверхностью Земли, т.е. почвы, недра земли, водные ресурсы, растительный и живот­ный мир. Однако за последние годы происходит дифференциа­ция природных объектов в сфере международно-правовой ох­раны и постепенно получают самостоятельное признание в ка­честве охраняемых объектов международные реки и другие материковые водоемы, мигрирующие животные, которые про­водят отдельные периоды жизни на территории различных стран и в международных пространствах, другие природные богатства, принадлежащие двум или нескольким странам.

Атмосферный воздух — газообразная оболочка земного шара, лежащая между поверхностью Земли и космическим про­странством. Состав газов атмосферного воздуха является отно­сительно постоянным, содержит в определенных пропорциях кислород, азот, углекислый газ, благодаря чему обеспечивает­ся одна из основных физиологических потребностей живых ор­ганизмов — дыхание, а также ряд процессов обмена веществ в природе.

Космос — все материальное пространство, лежащее за пре­делами Земли и ее атмосферы. Космическое пространство бес­конечно. Но сфера влияния людей ограничена ближайшим к Земле районам. Поэтому при современном уровне развития про­изводительных сил, который обусловливает процессы проник­новения человека в космос, в международно-правовой охране нуждается лишь часть космоса, а именно, околоземное косми­ческое пространство, естественный спутник Земли — Луна, планеты Солнечной системы, поверхности которых достигают космические корабли.

Независимо от приведенной классификации природные объекты с учетом различий в их правовом режиме подразделя­ются на находящиеся под национальной юрисдикцией или контролем отдельных государств — внутригосударственные природ­ные объекты и находящиеся вне национальной юрисдикции или контроля — международные, интернациональные природные объекты.

К объектам, находящимся под национальной юрисдик­цией или контролем, принадлежат природные богатства мате­риков на территории отдельных государств, богатства, находя­щиеся в пределах прибрежных территориальных морских вод, континентального шельфа и исключительных экономических зон. Правовой режим внутригосударственных природных объ­ектов определяется внутренним правом каждой страны. В соот­ветствии с нормами внутреннего права решается вопрос о соб­ственности на природные объекты: они могут принадлежать государству, частным лицам, государственным, кооператив­ным, общественным организациям, а иногда и международным сообществам. Внутреннее право устанавливает порядок владе­ния, распоряжения и пользования природными объектами. В правовом регулировании использования и охраны внутриго­сударственных природных объектов есть доля участия и норм международного права. Здесь существует соотношение и взаи­модействие норм внутреннего и международного права. Обыч­но выработанные мировой практикой, получившие всеобщее признание и закрепленные в международно-правовых актах прогрессивные принципы трансформируются в нормы внутрен­него права и таким путем проводятся в жизнь.

К числу природных объектов, находящихся вне нацио­нальной юрисдикции и контроля, за пределами сферы исклю­чительного суверенитета отдельных государств, относятся в ос­новном те из них, которые находятся в интернациональных пространствах: Мировой океан со всеми его богатствами, за пределами территориальных вод, континентального шельфа и экономических зон, отдельные материки, например, Антарк­тида, часть атмосферы Земли и космос. Правовой режим меж­дународных природных объектов определяется в основном нормами международного права. Вопрос о собственности на эти объекты продолжительное время вообще не возникал. Господ­ствовало молчаливое признание интернациональных природ­ных объектов ничьей вещью и согласие с правом любой стра­ны на захват этих объектов. Но в современных условиях такое положение все меньше стало отвечать интересам и потребнос­тям народов мира. Были выработаны и постепенно внедрены в практику некоторые международно-правовые принципы, ограничивающие возможность произвольных действии в отно­шении международных природных объектов.

Так, правовая охрана Мирового океана, его ресурсов и мор­ской среды обеспечивается сложной системой конвенций, согла­шений, договоров глобального и регионального характера.

Загрязнение нефтепродуктами, другими производствен­ными и бытовыми отходами представляет наибольшую угрозу Мировому океану. Поэтому еще в 1954 г. была подписана в Лон­доне международная конвенция по предотвращению загрязне­ния моря нефтью. Действие Конвенции было ограничено срав­нительно небольшой площадью запретных зон и не охватывало всей акватории океана. Такая охрана оказалась недостаточной. В 1973 г. Конвенция 1954 г. была заменена Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов. Конвен­ция 1973г. касается не только нефти, но и других перевозимых вредных веществ, а также отходов (сточные воды, мусор), обра­зующихся на судах в результате их эксплуатации. В приложе­ниях к основному тексту изложены международные стандарты допустимых сливов. Установлено, что каждое судно обязано иметь сертификат — свидетельство о том, что корпус, механиз­мы и прочая оснастка соответствует правилам предотвращения загрязнения моря. Выполнение этого требования контролиру­ется путем специального инспектирования при заходах судов в порты. К нарушителям применяются строгие санкции. Кроме того, в отличие от Конвенции 1954 г., ее действие распростра­няется на всю акваторию Мирового океана. Для некоторых осо­бо чувствительных к загрязнению районах (Балтийское, Сре­диземное, Черное моря) установлены повышенные требования. Установлено также, что любое судно, обнаружившее виновни­ка загрязнения, обязано сообщить об этом своему правительст­ву, которое, в свою очередь, доводит об этом до сведения того государства, под чьим флагом плавает нарушитель, даже если он находится вне пределов национальной юрисдикции.

Кроме Конвенции 1973 г., вопросам охраны Мирового океа­на от загрязнения посвящено большое число других правовых актов: Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбро­сами отходов и других материалов (из любых источников), при­нятая на межправительственной конференции в Лондоне 13 ноября 1972 г., Конвенция о предотвращении загрязнения моря из источников, расположенных на суше, подписанная на конференции западноевропейских государств в Париже 4 июня 1974 г.; Международная конвенция о вмешательстве в откры­тое море в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью от 29 ноября 1969 г. (Брюссель); Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью от 29 ноября 1969 г. (Брюссель); Конвенция о создании между­народного фонда для возмещения ущерба от загрязнения неф­тью от 18 декабря 1971 г. (Брюссель), Протокол о вмешательст­ве в открытое море в случаях загрязнения моря веществами, не относящимся к нефти от 2 ноября 1973 г. (Лондон) и другие.

Представляет определенный интерес для теории и практи­ки международно-правового регулирования охраны Мирового океана от загрязнения Соглашение об ответственности за загряз­нение моря, связанное с бурением скважин на нефть в откры­том море, которое подписали 12 международных нефтяных ком­паний в Лондоне 4 сентября 1974 г. Его основная цель состоит в обеспечении гарантий выплаты компенсаций лицам и государ­ствам, потерпевшим в результате разливов нефти при авариях на морских буровых скважинах.

Сложный характер взаимодействия человечества с Миро­вым океаном и неупорядоченность правового регулирования в этой области привели к необходимости кодификации морского права. В 1982 г. после длительной подготовки была подписана Конвенция ООН по морскому праву, состоящая из 320 статей и 9 приложений, которая всесторонне регламентирует использо­вание и охрану Мирового океана. Более 50 статей этой Конвен­ции касаются охраны морской среды и морских ресурсов. Кон­венция вступила в силу 16 ноября 1994 г.

Загрязнение материковых вод — рек, озер, водохранилищ и т.п. не менее опасно, чем загрязнение Мирового океана. Борь­ба против этого отрицательного явления все более энергично ведется в каждой отдельной стране. Но в ряде случаев для до­стижения положительных результатов требуется и международ­ное сотрудничество. Международно-правового регулирования требует также судоходство, рыболовство и иная деятельность на международных реках, озерах и иных водоемах, поскольку это затрагивает интересы различных стран и представляет опреде­ленную опасность для состояния окружающей среды. В этой области отношений появилось также большое число договоров, соглашений, конвенций, предусматривающих комплексное ис­пользование и охрану водных ресурсов, доля которых в общей массе актов международного экологического права составляет 18 процентов.

Сравнительно долгую историю имеет международно-пра­вовое регулирование режима таких крупных рек Европы, как Рейн и Дунай. В конечном счете по Дунаю были приняты два важных правовых акта — Конвенция о режиме судоходства на Дунае (1948 г.) и Соглашение о рыболовстве в водах Дуная (1958 г). Но эти акты не решили всех вопросов использования и охраны вод Дуная, поэтому они впоследствии уточнялись и дополнялись.

Что касается Рейна, то в целях его охраны принято не­сколько более широких соглашений. Например, Соглашение о регулировании использования и охраны реки Мозель (приток Рейна) (1956 г.); Соглашение по предотвращению загрязнения озера Констанца (1960 г.) (из этого озера Рейн берет начало); Конвенция относительно управления верхним течением Рейна (1956 г.); Соглашение о создании международной комиссии по борьбе с загрязнением Рейна (1960 г).

Многие вопросы охраны континентальных водных объек­тов, имеющих международное значение, решаются в договорах о режиме государственной границы. Вместе с тем имеются и специальные соглашения, направленные на регулирование ис­пользования и охрану различных видов международных вод­ных объектов: Соглашение между Австрией и Югославией об использовании реки Мур (1954 г.); Соглашение между Италией и Швейцарией об охране вод от загрязнения (1972 г.); Соглаше­ние между США, Канадой о качестве воды в Великих озерах (1972 г.); Договор между Аргентиной и Уругваем относительно реки Ла-Плата (1973 г.) и др.

Наконец, возникла потребность кодификации норм об ох­ране и использовании пресных вод, которая привела к появле­нию Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, подписанной 17 марта 1992 г. в Хельсинки и вступившей в силу (для России) 13 апреля 1993 г. Участники Конвенции взаимно обязались принимать все меры к тому, чтобы исключить или максимально снизить отрицатель­ные воздействия на любые трансграничные воды. Водопользо­вание должно строиться таким образом, чтобы потребности нынешнего поколения удовлетворялись без ущерба для возмож­ности будущих поколений удовлетворять свои собственные по­требности.

Широко используются международно-правовые средства в целях охраны животного мира, суши, особенно тех видов жи­вотных, которые являются мигрирующими. Еще в 1902 г. в Париже была подписана Конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве. Но она не дала положительных результа­тов. В ее содержании отсутствовали критерии видов птиц, подле­жащих охране, а ее исполнение не контролировалось. В 1960 г. была принята новая, более широкая по содержания междуна­родная конвенция по охране птиц в пределах европейского ре­гиона. Участники Конвенции согласились охранять не только полезных для сельского хозяйства, но всех птиц, а также их гнезда, яйца, птенцов, запретить весеннюю охоту на перелет­ных птиц, предоставить круглогодичную охрану вымирающим видам и видам, представляющим интерес для науки, прекра­тить массовое уничтожение и отлов птиц. В 1979 г. к этому до­бавилась Европейская конвенция об охране диких животных и мест их обитания, подписанная в Берне (Швейцария).

На американском континенте сначала действовала Конвен­ция по охране перелетных птиц (1916 г.), которая регулирова­ла отношения между США и Канадой, а затем в 1936 г. был под­писан договор между США и Мексикой. За последние годы по­явились и другие акты, а также вступила в силу глобальная Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979г.).

Специальные меры принимаются в целях охраны видов животных, находящихся под угрозой исчезновения. В Рамсаре (Иран) в 1971 г. была подписана Конвенция об охране водно-болотных угодий, имеющих международное значение, особен­но в качестве мест обитания водоплавающих перелетных птиц. В марте 1973 г. в Вашингтоне подписана Конвенция об охране водно-болотных угодий, имеющих международное значение, особенно в качестве мест обитания водоплавающих перелетных птиц. В марте 1973г. в Вашингтоне подписана международная Конвенция по торговле видами дикой фауны и флоры, находя­щимися под угрозой исчезновения. Все большее значение при­обретают международные мероприятия по охране отдельных видов животных и растений. Например, Соглашение от 15 но­ября 1973 г. об охране белого медведя (Россия, США, Канада, Дания, Норвегия), соглашения между США, Россией, Японией об охране мигрирующих видов птиц и птиц, находящихся под угрозой вымирания, а также среды их обитания; Конвенция о шиншилле (Боливия, Перу, Чили); согласованные программы по охране волка в Европе, тигра в странах Азии, европейского зубра (Россия, ПНР) и т.д.

В охране растительных ресурсов первоначально преобла­дали международные карантинные мероприятия, направлен­ные на предотвращение распространения заболеваний и вреди­телей растений. Соответственно этому были приняты и продол­жают действовать многочисленные соглашения, договоры, конвенции, определяющие деятельность государств в этой области отношений. Некоторые из них являются многосторонними и имеют универсальное значение, например, Конвенция по защи­те растений, принятая в Риме 6 декабря 1951 г., Соглашение о сотрудничестве в области карантина и защиты растений от вре­дителей и болезней от 14 декабря 1959 г. Однако за последние годы наметилась тенденция к принятию более широких мер по охране лесов и отдельных категорий растительных сообществ как на территориях отдельных стран, так и на интернациональ­ных пространствах.

Кульминационным пунктом развития международной правовой охраны животного и растительного мира Земли стала Конвенция по биологическому разнообразию, подписанная представителями свыше 150 государств в период работы Кон­ференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жа­нейро и вступившая в силу 21 марта 1994 г. Конвенция, вклю­чающая преамбулу, 42 статьи и 2 приложения, провозгласила биологическое разнообразие непреходящей ценностью для со­хранения экологического благополучия Земли и признала, что государства, обладая суверенными правами на свои биологичес­кие ресурсы, несут ответственность за их сохранение и устой­чивое использование. Целями Конвенции являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равноправной основе выгод, связанных с использованием генетичес­ких ресурсов, в том числе путем предоставления необходимого доступа к генетическим ресурсам и путем надлежащей передачи„ соответствующих технологий с учетом всех прав на такие ресурсы и технологии,- а также путем должного финансирова­ния. Стороны, являющиеся развитыми странами, предоставля­ют новые дополнительные финансовые ресурсы, с тем, чтобы дать возможность Сторонам, являющимся развивающимися странами, покрывать согласованные полные дополнительные расходы, которые они будут нести в ходе осуществления мер во исполнение обязательств по Конвенции. В отношении стран, находящихся в процессе перехода к рыночной экономике, от­мечено, что они могут добровольно брать на себя обязательства Сторон, являющихся развитыми странами.

Конференция сторон будет следить за выполнением обяза­тельств участниками Конвенции. При этом каждый участник Конвенции представляет Конференции сторон доклады о мерах, принятых для ее осуществления. Правовая охрана памятников природы и уникальных природных объектов осуществляется в основном каждой отдельной страной на своей территории пу­тем создания национальных парков, резерваторов, заповедни­ков, заказников и т.п. Но и в этом деле возросло значение меж­дународного сотрудничества в целях координации политики и принятия согласованных мер. На Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 г. в Париже принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, кото­рая предусматривает охрану памятников культуры и природы. Под охраняемыми памятниками природы Конвенция понима­ет: природные достопримечательности, содержащие физичес­кие или биологические образования или их комплексы, кото­рые являются выдающимися с эстетической или научной точ­ки зрения; геологические или физико-географические образо­вания и точно очерченные районы, являющиеся местами оби­тания видов животных и растений, представляющих особую научную ценность и находящихся под угрозой вымирания; участки природы или точно обозначенные природные ландшаф­ты, обладающие особой полезностью для людей (с точки зрения здравоохранения, отдыха, туризма), а также красоты природы.

Необходимость международно-правовой охраны атмосфер­ного воздуха от загрязнения и других неблагоприятных изме­нений за последние годы стала очевидной. Правовое регулиро­вание охраны атмосферного воздуха, которое первоначально ограничивалось узкими рамками решения отдельных конфлик­тов между ограниченным кругом стран, возникавших на почве загрязнения атмосферы, теперь более всего направлено на раз­витие самого широкого международного сотрудничества в це­лях принятия согласованных организационных и технических мер по предотвращению такого загрязнения. Еще в 1964 г. во Франции была проведена Европейская конференция по пробле­ме атмосферных загрязнений, на которой был поставлен вопрос о принятии эффективных правовых мер по контролю за выбро­сами газов, пыли и т.п. в атмосферу. Два года спустя состоялся 1-й Международный конгресс по чистому воздуху. В 1968 г. Комитет Министров Европейского совета одобрил Декларацию принципов по контролю загрязнения воздуха, которая призы­вает государства — членов Совета предпринять необходимые правовые и административные меры с целью устранения и пред­упреждения загрязнения воздуха.

В европейском регионе действует Конвенция о трансгра­ничном загрязнении воздуха на большие расстояния, подписан­ная 13 ноября 1979 г. в Женеве. Эта Конвенция является первым международным правовым документом, имеющим обяза­тельную силу, призванным решать проблемы загрязнения воздуха на широкой многосторонней основе. Она содержит принципы, на основе которых договаривающиеся стороны вы­являют проблемы, вызываемые трансграничным загрязнением воздуха, и разрабатывают протоколы по конкретным загрязни­телям, устанавливая меры и этапы снижения загрязнений. Су­ществующие протоколы касаются ограничения выбросов соеди­нений серы, окислов азота и летучих органических соединений. Начата разработка второго поколения протоколов с целью со­гласования оптимальных решений и установления системы борьбы с загрязнением воздуха на основе концепции критичес­ких нагрузок в сочетании с системой постоянного физического контроля. Страны-участницы создали и технически оснастили постоянно действующую «Совместную программу наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе» (ЕМЕП), в рамках которой проводится основная работа по выполнению Конвенции.

С охраной атмосферного воздуха тесно связано человечес­кое воздействие на климат и погодные условия. Это воздейст­вие происходит в результате выбросов в атмосферу так называ­емых парниковых газов — углекислого газа, метана и других. Под влиянием этих газов нарушается тепловой баланс планеты, отдача излишнего тепла в космос уменьшается, что приводит к глобальному потеплению и другим многочисленным отри­цательным последствиям. Учитывая эти обстоятельства, меж­дународное сообщество приняло Рамочную конвенцию ООН по изменению климата от 9 мая 1992 г., участники которой взяли на себя обязательства по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов в течение ряда лет и учредили взаимный контроль.

С охраной атмосферного воздуха на международном уров­не связана еще одна проблема — сохранение озоновой оболочки Земли, расположенной в верхних слоях атмосферы на высоте примерно 15 — 20 километров над земной поверхностью.

Озон, сконцентрировавшийся в этой оболочке, защищает экосистему планеты от опасного для всего живого интенсивно­го ультрафиолетового излучения, являвшегося частью солнеч­ного света. Выяснилось, что происходит уменьшение плотнос­ти озоновой оболочки из-за того, что туда проникают частицы химических веществ, производимых и используемых челове­ком, — хлорфторуглеродов, бромфторуглеродов и ряда других. Под влиянием этих веществ в верхних слоях атмосферы появились озоновые дыры, создающие опасность для человека и дру­гих живых существ. В связи с этим были приняты международ­ные правовые акты и меры, направленные на предотвращение и устранение разрушения озоновой оболочки.

22 марта 1985 г. в Вене принята Конвенция об охране озо­нового слоя, определившая общие обязанности государств по защите озонового слоя от разрушения. Затем, 16 сентября 1987 г. принят Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, которым определены конкретные пути и мето­ды выполнения этих обязанностей.

Во второй половине XX века человечество столкнулось с опасностью радиационного загрязнения окружающей природ­ной среды, которая поставила под угрозу существование всего живого на Земле. О последствиях радиоактивного загрязнения международная общественность хорошо информирована. Опи­сания трагических последствий атомных взрывов в Японии, выступления против испытаний ядерного оружия широко из­вестны. Принятие международно-правовых мер против испы­таний ядерного оружия встречает активную поддержку.

Основным актом, решающим задачу предотвращения ра­диоактивного загрязнения среды является Договор о запреще­нии испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, который был подписан 5 августа 1963 г. в Москве и в котором в настоящее время участвует более 10 государств. Московский Договор оказал благоприятное воздейст­вие на состояние радиоактивного фона Земли, радиоактивность нашей планеты снизилась. Однако после серии взрывов в атмо­сфере, проведенных в 1969—1970 гг. Францией и КНР содер­жание стронция-90 в атмосфере вновь поднялось на 20 процен­тов. Дают о себе знать и подземные ядерные взрывы, которые еще не запрещены. Явления, сопутствующие взрывам атомных и водородных бомб, влияют на погоду, являются причиной из­менения направления ветров, внезапных ливней, бурь и павод­ков. По мнению ученых, ядерные взрывы изменяют напряжен­ность электрического поля атмосферы и могут стать серьезной причиной климатических нарушений, в частности неожидан­ных похолоданий в районах, где обычно низкие температуры не наблюдались. Доказано, что ядерные взрывы на поверхнос­ти Земли и в атмосфере не только отрицательно отражаются на здоровье ныне живущих людей, но и угрожают последующим поколениям. Все эти обстоятельства диктуют необходимость дальнейшей последовательной борьбы за полное запрещение ядерных испытаний, а также принятие необходимых мер защи­ты окружающей среды от загрязнения в результате мирного использования атомной и ядерной энергии.

Проблема предотвращения и устранения радиоактивного загрязнения природной среды проявилась в новых драматичес­ких чертах после аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. Авария подтолкнула и правовую сферу ядерной безопасности, вызвав к жизни, помимо прочего, большой комплекс новых международных экологических правоотношений.

В частности 26 сентября 1986 г. в Вене были приняты Кон­венция об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвен­ция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной ава­рийной ситуации. Участники конвенций взяли на себя обяза­тельства строго следить за состоянием ядерных объектов, а в случае возникновения ядерных аварий или аварийных ситуа­ций, наряду с принятием защитных мер, немедленно оповещать другие договаривающиеся стороны. Они обязались также ока­зывать разнообразную техническую, социальную и иную по­мощь (оперативно и в долгосрочном контексте) тем государст­вам и народам, которые оказались жертвами ядерной аварии или аварийной ситуации. Было принято и осуществляется мно­жество программ, связанных с реализацией международных экологических правоотношений в этой области развития атом­ной энергетики и обеспечения радиационной безопасности.

Среди многих важных направлений международного со­трудничества в области охраны окружающей среды все большее значение при обретает научно-техническое сотрудничество, по­зволяющее организовать эффективный обмен опытом, обеспе­чить быстрое внедрение достижений науки и техники, разраба­тывать всесторонне обоснованные и согласованные политичес­кие, экономические и технические решения в целях предупреж­дения загрязнения и других отрицательных воздействий на ок­ружающую среду.

Эффективное сотрудничество в области охраны окружаю­щей среды проводится странами СНГ на основе многосторонне­го Соглашения о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, которое было подписано в Мос­кве 8 февраля 1992 г. представителями Азербайджана, Арме­нии, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана.

Участники соглашения договорились, что они будут выра­батывать и проводить согласованную политику в области экологии и охраны окружающей среды, осуществляя на своей тер­ритории все необходимые мероприятия природоохранного на­правления. Они будут, в частности, гармонизировать экологи­ческое законодательство, нормы и стандарты, разрабатывать и осуществлять межгосударственные программы и проекты в об­ласти природопользования и охраны окружающей природной среды, применять общие подходы, критерии, методы и проце­дуры оценки качества и контроля состояния окружающей при­родной среды и антропогенных воздействий на нее, обеспечи­вая сопоставимость данных о состоянии природной среды в меж­дународном масштабе, поддерживать межгосударственную эко­логическую информационную систему, предоставляя информа­цию на взаимной основе, руководствоваться общими методоло­гическими требованиями при проведении экологической экс­пертизы программ и прогнозов развития производительных сил, инвестиционных и других проектов, вырабатывать условия и порядок использования специальных сил и средств для оказа­ния взаимной помощи при возникновении чрезвычайных эко­логических ситуаций, ликвидации их последствий и участия в соответствующих международных акциях и т.п.

Для организации выполнения этих обстоятельств участни­ки Соглашения договорились создать Межгосударственный Экологический Совет и при нем Межгосударственный Эколо­гический Фонд. В развитие Соглашения принят ряд положений, правил и процедур, касающихся функционирования Совета и Фонда.

 

Заключение

 

Современное международное экологическое право — фор­мирующаяся отрасль общего (публичного) международного пра­ва. Она представляет собой совокупность норм, направленных на регулирование межгосударственных и иных международных отношений в целях обеспечения рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных природных условий жизни людей на Земле в интересах современного и бу­дущих поколений.

Цель международного экологического права — служить юридическим инструментом регулирования человеческого поведения через установление взаимных прав и обязаннос­тей государств и других субъектов международных отноше­ний в сфере взаимодействия общества с окружающей его при­родной средой.

Предметом регулирования международного экологическо­го права являются международные экологические отношения, то есть отношения, прямо или косвенно связанные с природной средой.

Зарождение и развитие международного экологического права имеет сравнительно недолгую историю. Но в современ­ный период дальнейшее формирование этой отрасли междуна­родного права происходит весьма интенсивно.

В начальной стадии правовое регулирование международ­ных отношений по использованию и охране природных ресур­сов развивалось на основе двусторонних межгосударственных договоров. Одной из первых была Конвенция о ловле устриц и рыболовстве у берегов Великобритании и Франции от 2 августа 1839г.

Во второй половине XX века человечество столкнулось с опасностью радиационного загрязнения окружающей природ­ной среды, которая поставила под угрозу существование всего живого на Земле. О последствиях радиоактивного загрязнения международная общественность хорошо информирована. Опи­сания трагических последствий атомных взрывов в Японии, выступления против испытаний ядерного оружия широко из­вестны. Принятие международно-правовых мер против испы­таний ядерного оружия встречает активную поддержку.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 4191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.