![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Наблюдение и эксперимент, как методы изучения естествознания и химии
Знания о природе человек получает с помощью такого важнейшего метода, как наблюдение.
С помощью наблюдения человек накапливает информацию об окружающем мире, систематизирует ее и ищет закономерности в этой информации. Следующий важный шаг – поиск причин, которые объясняют найденные закономерности. Для того чтобы наблюдение было плодотворным, необходимо соблюдать ряд условий. 1. Нужно четко определить предмет наблюдения, то есть то, на что будет обращено внимание наблюдателя – конкретное вещество, его свойства или превращение одних веществ в другие, условия осуществления этих превращений и т.д. 2. Наблюдатель должен знать, зачем он проводит наблюдение – то есть четко сформулировать цель наблюдения.
Слово «эксперимент» имеет латинское происхождение и на русский язык переводится как «опыт», «проба». Эксперимент позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу, которая родилась из наблюдения. Так формулируется вывод. ![]()
![]() ![]()
Возникает вопрос, будет ли пламя спиртовки или сухого горючего иметь такое же строение, как и пламя свечи? Ответом на этот вопрос могут служить два предположения – гипотезы: 1) строение пламени будет таким же, как и пламя свечи, потому что в его основе лежит один и тот же процесс горения; 2) строение пламени будет различным, так как оно возникает в результате горения различных веществ. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть ту или иную гипотезу, обратимся к эксперименту – проведем опыт. Исследуем с помощью спички или лучинки строение пламени спиртовки (с устройством этого нагревательного прибора вы познакомитесь при выполнении практической работы) и сухого горючего. Несмотря на то, что язычки пламени в каждом случае отличаются формой, размерами и даже окраской, все они имеют одинаковое строение – те же три зоны: внутреннюю темную (самую холодную), среднюю светящуюся (горячую) и внешнюю бесцветную (самую горячую). Следовательно, выводом к проведенному эксперименту может быть утверждение о том, что строение любого пламени одинаково. Практическая значимость этого вывода состоит в следующем: для того, чтобы нагреть в пламени какой-либо предмет, его надо вносить в самую горячую, то есть в верхнюю часть пламени. Оформлять эксперименты принято в специально журнале, который называют лабораторным. В качестве него подойдет обыкновенная тетрадь, а вот записи в ней делают не совсем обычные. Отмечают дату проведения эксперимента, его название, а ход опыта часто оформляют в виде таблицы.
Попробуйте таким образом описать эксперимент по изучению строения пламени. Великий Леонардо да Винчи говорил, что науки, которые не родились из эксперимента, этой основы всех познаний, бесполезны и полны заблуждений.
1. Что такое наблюдение? Какие условия необходимо соблюдать, чтобы наблюдение было результативным? 2. Чем различаются гипотеза и вывод? 3. Что такое эксперимент? 4. Какое строение имеет пламя? 5. Как следует проводить нагревание? 6. Какое лабораторное оборудование вы применяли при изучении биологии и географии? 7. Какое лабораторное оборудование используется при изучении химии?
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 2116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |