КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль экологического права в жизни общества
Конференция ООН 1992 года в Рио-де-Жанейро пришла к главному выводу: «Экономическоеразвитие в отрыве от экологии ведет к превращению планеты в пустыню. Сосредоточение внимания на проблемах окружающей среды приведет к нищете. Новая модель развития должна создать больше экономических и экологических интересов». Значит, если человечество хочет выжить, оно должно отказаться от потребительского отношения к природе. Оно должно реализовывать политику ресурсосбережения, а не бездарное ресурсопотребление ради охраны сво его жизненного пространства — природы Земли. Экология — постоянно развивающаяся наука о наиболее важных, естественных процессах на планете Земля с точки зрения развития человечества как биологического вида в условиях естественного планетарного развития и искусственных изменений, вызванных деятельностью человека во всех земных сферах (суша, вода, атмосфера). Это обусловливает необходимость упорядочивания вновь возникающих или получающих новое качество экологическихобщественных отношений. Современное экологическое право России относится к динамично развивающимся отраслям российского права. Основное назначениеэкологического права — обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, получение достоверной информации о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ). Принимая во внимание объективное состояние природной среды в России, можно утверждать, что развитие экологического права как самостоятельной отрасли в нашей стране приобретает все большее значение. По данным санитарно-эпидемиологической службы Минздрава РФ, из 148 млн российских граждан 109 млн проживают в неблагоприятных экологических условиях. Экологическое право прошло многовековой путь эволюции от единичных упоминаний о сбережении общинных лесов в источниках древнероссийского права к санитарному и лесному законодательству Российской империи, затем от советских декретов «О земле», «О лесах», «О недрах» к кодифицированному и текущему законодательству об использовании и охране отдельных природных объектов. В 60-х — начале 70-х гг. во всех союзных республиках были приняты законы об охране природы. Содержавшиеся в них нормы были достаточно декларативны, поскольку не устанавливали конкретные формы юридической ответственности за экологические правонарушения. Тем не менее эти законы стали важной вехой в формировании систематизированного природоохранного законодательства. Нормы об охране окружающей природной среды содержатся в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Земельном, Водном, Лесном, Воздушном, Градостроительном кодексах РФ и многих других нормативных правовых актах РФ, среди которых, например, Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (ред. от 29 мая 2002 г.), Федеральные законы: от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 10 января 2003 г.); от 9 января 1996 г. № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения»; от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. от 30 декабря 2001 г.); от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 10 января 2003 г.); от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (ред. от 15 апреля 1998 г.). Основные направления экологической политики России определены Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развитая». Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешн его и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, в соответствии с законом, являются земли, недра, почвы; поверхностные и под земные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию! Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы; исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации; объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко- культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное юшое ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания. В целях охраны природы и окружающей среды каждый должен руководствоваться при осуществлении хозяйственной и иной деятельности положениями Федерального закона от 10 января 2002г. Приоритет обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; о сочетании экологических и экономических интересов; рациональном использовании природных ресурсов; соблюдении требований природоохранного законодательства. 3адачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Взаимоотношения общества с природой не исчерпываются природоохранительными задачами. За счет природы человечество активно удовлетворяет свои многочисленные потребности в продуктах питания, среде обитания, рекреации и др. При этом человечество активно использует природные объекты, ресурсы и экологические системы, вольно или невольно нанося им вред своей деятельностью. С целью ограничения негативного воздействия человека на окружающую природную среду природоресурсное законодательство предписывает определенные правила рационального, щадящего или неистощительного пользования природными ресурсами. 2. Государственное регулирование экологопользование
Государственное регулирование экологопользования рассматривается с помощью моделей, объединяющих функции регулирования, методы и формы. Формы управления представляют собой внешнее проявление регулирующей деятельности, имеющее применительно к праву правовую и неправовую формы. Неправовые формы регулирования выражаются в двух основных видах: 1) оперативно-хозяйственное распорядительство, осуществляемое в вопросах экологопользования и охраны окружающей среды, решение которых не носит правовой природы, а значит, находится за пределами правового регулирования. Например, отнесение земель к той или иной категории является экономическим вопросом. При обращении недовольных этим решением лиц, например, в прокуратуру, прокурор не сможет принести протест на это решение, поскольку оно находится за пределами закона; 2) обеспечение исполнителей необходимыми средствами для выполнения ими своих функций. В подавляющем большинстве формы регулирования по своей природе бывают неправовыми, т.к. правовые формы применяются там, где возникают противоречия, устраняемые только правовым путем. Правовые формы выражаются в трех основных видах: 1) в правотворческой – в принятии таких решений, которые имеют значение закона и его форму; 2) в правоприменительной – в принятии правоприменительных актов, посредством которых правотворческий акт реализуется в жизнь; 3) в правоохранительной – в применении санкций правовых норм в случаях, когда эти нормы нарушаются. Правовые методы регулирования бывают следующих видов: а) метод обязательных предписаний (императивный метод). Он предполагает точное, неукоснительное выполнение управленческого решения, не допуская каких-либо отступлений от него. Такой метод применяется, когда не требуется учет местных условий и особенностей при выполнении решения; б) метод рекомендаций выражается в вынесении таких управленческих решений, в ходе реализации которых допускается учет местных условий и особенностей; в) метод санкционирований, или метод ограниченного самоуправления, при котором управленческие решения принимает сам управляемый орган, однако они обретают юридическую силу лишь после утверждения этих решений компетентным органом. В отличие от государственного регулирования экологопользования, функции которого носят периодический характер (реализуются по мере возникающей необходимости), организационно-правовое обеспечение характерно непрерывностью действия, поддерживающей постоянное функционирование созданной системы производственных отношений и взаимодействие этой системы с экологическими системами страны. Одновременно с этим все элементы организационно-правового обеспечения экологопользования и сохранности экологической системы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, т.к. представляют единую систему. Основные направления данной государственной деятельности: а) экологизация законодательства представляет собой разработку и совершенствование действующего законодательства с учетом объективных законов природы и отражение этих законов в механизме действия правовых норм; б) нормирование качества окружающей среды и стандартизация хозяйственной деятельности при условии непротиворечивости естественным законам природы; в) контроль за хозяйственной деятельностью и ее экологической совместимостью, т.е. экологическая экспертиза хозяйственной деятельности; г) государственный, ведомственный и общественный контроль, основанный на мониторинге экосистем, вызванный взаимным влиянием производственных отношений и экологических систем друг на друга.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |