Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные основы судебной власти в России




Член СФ вправе иметь помощников по работе в СФ и по работе в субъекте РФ. Депутат ГД вправе иметь помощников по работе в ГД и по работе на территории. Они могут иметь до пяти помощников, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору.

Члену СФ, депутату ГД на весь срок полномочий выдается дипломатический паспорт.

Депутатский иммунитет

Право законодательной инициативы члена Совета Федерации, депутата ГД

Лист регистрации изменений

Номер измене­ния Номера листов Основание для внесения изменений   Подпись Расшифровка подписи   Дата Дата введения изменения
заменен­ных новых аннулиро­ванных
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним.

группа численностью не менее одной пятой членов СФ или депутатов ГД может вносить предложения о поправках к Конституции и пересмотре положений

2. Парламентский запрос от СФ и ГД к члена Правительства, ген прокурору, председателю СК, ЦБ, ЦИК, счетной палаты…(ответ через 15 дней)

3. Депутатский запрос – от члена СФ, депутата ГД (ответ через 30 дней)

Право члена СФ, депутата ГД на отказ от дачи свидетельских показаний

На общественных началах – до 40 помощников

 

 

19.Законодательный процесс в РФ: общая характеристика

Законодательный процесс в РФ – это совокупность определенных действий Федерального Собрания РФ, направленных на принятие нормативно-правовых актов.

Стадии законодательного процесса: 1) законодательная инициатива; 2) предварительное рассмотрение законопроектов; 3) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе; 4) принятие закона; 5) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации; 6) подписание Президентом РФ и обнародование закона.

Сущ особая стадия законотворч процесса – преодоление разногласий между Советом Федерации и ГД РФ. Эта стадия не всегда присутствует в законотворческом процессе, а только в случае возникновения таких разногласий по содержанию текста закона.

Правом законодательной инициативы обладают субъекты, перечисленные в КРФ. Все субъекты законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ вправе вносить законопроекты по вопросам, относящимся к их ведению, и в пределах своей компетенции. Законопроект считается внесенным в ГД со дня его регистрации в управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы, где заводится электронная регистрационная карта, в которой отражаются все стадии законодательного процесса.

Предварительное рассмотрение законопроекта в ГД начинается по истечении 14 дней. Предварительное рассмотрение законопроекта осуществляется спец комитетом по рассмотрению законопроекта. На этой стадии законопроект должен пройти правовую экспертизу.

После предварительного рассмотрения законопроект представляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Думы не позднее чем за 14 дней.

Рассмотрение законопроекта может проходить в трех чтениях. Законопроект может быть принят в первом же чтении, только если не возникает никаких разногласий по тексту законопроекта. В противном случае должна быть проведена процедура урегулирования разногласий.

После прохождения всех согласительных процедур (либо при их отсутствии после первого же чтения) законопроект должен быть принят. С этого момента законопроект считается федеральным законом.

Федеральный закон, принятый Государственной Думой, не может быть подписан Президентом РФ и обнародован, если не был одобрен Советом Федерации.

Одобрение Совета Федерации может быть в выраженной (в виде постановления Совета Федерации) и молчаливой формах (в виде отсутствия какого бы то ни было ответа на законопроект в течение 14 дней со дня его поступления на рассмотрение Совета Федерации).

Подписание и обнародование фз, принятого ГД и одобренного Советом Федерации, осуществляется Президентом РФ в течение 14 дней со дня его поступления.

Президент РФ обладает правом отлагательного вето в отношении

на следующих принципах: поступивших к нему на подпись федеральных законов. Отлагательное вето означает, что Президент РФ обладает не абсолютным правом в отношении воспрепятствования обнародованию «неугодных» федеральных законов, а ограниченным, так как Федеральное Собрание может в установленной форме преодолеть вето Президента РФ (в этом случае Президент обязан подписать закон в течение 7 дней).

 

Конституция РФ закрепляет: «Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Правосудие же достигается деятельностью судов.

Судебная власть в РФ согласно принципу разделения властей является самостоятельной ветвью власти. Задача судебной власти – отправление правосудия.

Отправление правосудия – установленная законом процессуальная деят-ть судов, направленная на разреш-е споров о действительном или предполагаемом нарушении норм права в порядке гр, админ, уг судопроизводства.

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конст, гр, админ и уг судопроизводства в коллегиальном или единоличном (в суде первой инстанции) составах.

Непосредственно отправление правосудия осуществляют судьи, кот в своей деят-ти независимы, подчиняются только КРФ и фз и обладают особым статусом судьи.

Судьи в РФ осущ деятельность в соответствии с принципами: 1) правосудие осуществляется только судом; 2) отправление правосудия осуществляется только от имени РФ.

КРФ устанавливает основные пр-пы судопроизводства в РФ: 1) гласность судопроизводства; 2) непосредственное рассмотрение дел судами; 3) состязательность и равноправие сторон.

Гласность означает, что суды рассматривают дела открыто, т. е. в зале суд заседания при рассмотрении дела могут присутствовать все желающие лица, если слушаемое дело не затрагивает личную, служеб, коммерч, госуд и иную охраняемую законом тайну (в этих случаях проводится закрытое заседание).

Конституционный принцип непосредственного рассмотрения судом дел означает недопустимость проведения заочного разбирательства уголовных дел и гражданских в том случае, если рассмотрение дела не назначено в отсутствие заинтересованных в качестве санкции за их виновное поведение.

Принцип судебного разбирательства на основе состязательности и равноправия сторон означает, что стороны в своих правах на защиту и обязанностях по доказыванию равны.

КРФ устанавливает особое право лиц, обвиняемых в совершении преступления и привлекаемых к уголовной ответственности, на рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. Рассмотрение дела с участием присяжных заседателей осуществляется на основании ходатайства подсудимого.

Суды РФ образуют судебную систему РФ, которая представляет собой совокупность федеральных судов и судов субъектов РФ.

Федеральные суды: 1) Конституционный Суд РФ; 2) Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; 3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Суды субъектов РФ: 1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ; 2) мировые судьи.

Еще пр-пы:

• законности,
• права граждан на судебную защиту,
• равенства граждан перед судом и законом,
• независимости судей и подчинении их только Конституции и федеральному закону,
• сочетания коллегиального и единоличного осуществления правосудия,
• принципа государственного языка судопроизводства,
• презумпции невиновности,
• недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление,
• право на пользование квалифицированной юридической помощи.

Инстанционное (в судебных инстанциях) рассмотрение дел предполагает обязательную последовательность перехода дела из одной инстанции в другую.

В суде первой инстанции дело рассматривается впервые, и суд, рассматривая его, выносит приговор по уголовному делу, решение — по гражданскому, постановление — по делу об административном правонарушении.

Далее заинтересованные лица — осужденный, потерпевший и другие лица могут принести в суд кассационную жалобу (прокурор — протест). В этом случае состоится кассационное производство. При отсутствии жалобы (протеста) приговор (решение) вступает в силу и обращается к исполнению.

После этого судебный акт может быть проверен в суде надзорной инстанции (в порядке надзора рассматриваются приговоры, решения суда, вступившие в законную силу по протестам прокурора или по вновь открывшимся обстоятельствам).

Общие конституционные требования к судьям:
• наличие гражданства РФ,
• достижение 25-летнего возраста,
• наличие высшего юридического образования,
• наличие стажа работы по юридической профессии не менее 5 лет.

25 Конституционные основы местного самоуправления в РФ   Европейская хартия МСУ. ФЗ об общих принципах организации МСУ в РФ, Постановление КС РФ 2002 г. №7-П (субъект МСУ – население), 2000 г. №15-П (МСУ должно быть учреждено на всей территории РФ, это право населения в силу К РФ) Аспекты понятия МСУ: - как одна из основ конституционного строя - как одна из основных форм народовластия (форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных К РФ и ФЗ, возможность решать самостоятельно и под свою ответственность населением непосредственно или через органы МСУ вопросы местного значения, исходя из интересов населения с учетом традиций) - как фундаментальное конституционное прав граждан (признаваемое и гарантированное конституцией право населения соответствующей территории самостоятельно и под свою ответственность решать непосредственно или через органы МСУ вопросы местного значения, исходя из исторических и иных местных особенностей) - как структура, совокупность публичных институтов, посредством которых решаются вопросы местного значения, удовлетворяются потребности и законные интересы населения соответствующей территории
  1. МСУ в пределах своих полномочий самостоятельно
  2. Органы МСУ не входят в систему органов гос власти
  3. МСУ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью
  4. Осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления
  5. Структура органов определяется населением самостоятельно
Органы МСУ самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Принципы: - многообразие форм реализации МСУ (собрание, сходы граждан, тер общественное самоуправление, общ слушания) - гарантированность МСУ (юр, финансово-эк, организационно-правовые) - самостоятельность МСУ – мун собственность, мун бюджет, мун налоги и сборы Функции: 1) обеспечивает участие населения в самостоятельном решении местных вопросов 2) обеспечивает социально-экономическое развитие соответствующей территории; 3) управляет муниципальной собственностью; 4) обеспечивает потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах; 5) осуществляет защиту интересов и прав местного самоуправления; 6) обеспечивает охрану общественного порядка, реализацию законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования. Законодательство наделяет органы местного самоуправления (районные, городские) правом принимать решения (устанавливать правила) по вопросам соблюдения общественного порядка и устанавливать административную ответственность за его нарушение (при условии, что эти вопросы не урегулированы региональными и федеральными актами). Муниципальное образование – населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. - сельское поселение —один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов. - городское поселение —город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления - муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления. - городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления. - внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения. Права граждан: - избирать и быть избранными в органы МСУ, равный доступ к муниципальной службе - вправе индивидуально или коллективно обращаться в органы МСУ (могут знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающие права и свободы человека и гражданина, получать полную и достоверную информацию об органах МСУ)

 

 

24.СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ

СОВЕ́Т ФЕДЕРА́ЦИИ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.