Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие правила проведения выездной налоговой проверки. В-третьих, камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов авансовых платежей) и документов




В-третьих, камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов авансовых платежей) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщик обязан приложить к налоговой декларации (расчету), а также документов имеющихся у налогового органа.

Общие правила проведения камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка — это проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст. 88 НК РФ). Камеральные проверки проводятся как в отношении организаций, так и в отношении физических лиц. Камеральная налоговая проверка является формой текущего налогового контроля и позволяет налоговым органам оперативно реагировать на нарушения налогового законодательства.

Общие правила проведения камеральной налоговой проверки заключаются в следующем.

quest4 Во-первых, проверка проводится по месту нахождения налогового органа. С 1 января 2007 года в соответствии с новой редакцией ст.89 НК РФ допускается проведение выездных налоговых проверок по месту нахождения налогового органа. В связи с этим может возникнуть проблема разграничения между камеральной проверкой и выездной проверкой в тех случаях, когда и та и другая проверка проводится по месту нахождения налогового органа. Различия между камеральной и выездной налоговыми проверками значительно глубже и для установления вида проверки, которая проводится налоговым органом, необходимо оценивать не только место ее проведения, но и характер исследуемых документов (первичные документы, регистры бухгалтерского учета или только налоговые декларации), глубину проверяемого периода времени, вопросы проверки и т.п.

Во-вторых, проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без специального решения руководителя налогового органа.

quest5При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы. Исключениями из этого правила являются следующие случаи истребования документов (ст.88 НК РФ):

· при использовании налогоплательщиком налоговых льгот - документы, подтверждающие право на эти льготы;

· при проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов - иные документы, являющиеся основанием для уплаты таких налогов;

· при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, - документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

· иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.

В остальных случаях, специально не определенных Налоговым кодексом, налогоплательщик вправе, но не обязан, предоставлять дополнительные документы.

В-четвертых, установлен специальный порядок исправления ошибок и искажений в представленной налоговой декларации (расчетах) и документах. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, а также несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля,

Об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Налоговый орган обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренномст.100 НК РФ.

В-пятых, c 1 января 2007 года законодателем не устанавливается ограничения по давности проверки тех или иных документов ("глубина" камеральной проверки). Очевидно, что это связано с тем, что камеральной проверкой должен охватываться только текущий отчетный или налоговый период, за который предоставляется отчетность. Однако в ряде случаев при осуществлении камеральных проверок могут возникнуть ситуации, связанные с необходимостью проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации, поданной за период, отстоящий более чем на 3 года от момента ее представления. В таких случаях проведение камеральной проверки формально не ограничивается определенным количеством предшествующих периодов, но в то же время проведение проверки должно быть реально возможным с учетом ограничения по срокам хранения тех или иных документов.

В-шестых, срок проведения камеральной проверки составляет три месяца со дня представления налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если налоговым законодательством не предусмотрены иные сроки.

Началом проведения камеральной налоговой проверки является день представления налогоплательщиком налоговой декларации, определяемый законодателем по каждому налогу. Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях или дата отправки почтового отправления (заказного письма) с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. В случаях сдачи налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщиком лично (через представителя) на остающихся у него копиях налоговых деклараций налоговый орган по просьбе налогоплательщика проставляет отметку о принятии и дату ее представления.

В судебной практике возник вопрос о пресекательном характере срока проведения камеральной проверки. По мнению судебных инстанций, поскольку законодатель не связывает сроки, установленные ст. 88 и 70 НК РФ, с прекращением обязанности по уплате налога, эти сроки не являются пресекательными относительно уплаты налога и пеней.

Проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного ст. 88 НК РФ, само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней, предъявленного с соблюдением срока, предусмотренного п. 3 ст. 48 НК РФ (пункт 9 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса РФ, утв. информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71), являющегося пресекательным сроком. Поэтому следует исходить из того, что установленный в ст. 88 НК РФ срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.

Однако с 1 января 2007 года законодатель изменяет порядок оформления результатов камеральных налоговых проверок и принятия решений по итогам камеральной налоговой проверки, устанавливая единый порядок производства по делу о налоговом правонарушении как по результатам камеральной, так и выездной налоговой проверки. В связи с этим после истечения срока камеральной налоговой проверки и составления акта камеральной проверки никакие мероприятия налоговой проверки, за исключением дополнительных мероприятий налогового контроля, производится не могут и исчисление сроков для составления акта камеральной проверки и принятия решения по нему производятся в соответствии со ст.100 и ст.101 НК РФ со дня окончания камеральной налоговой проверки. Именно поэтому после 1 января 2007 года можно вновь ставить вопрос о пресекательном характере срока камеральной налоговой проверки.

quest6 В-седьмых, в случае установления факта совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, обязано составить акт камеральной проверки по установленной форме (приказ ФНС РФ от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 20 февраля 2007 г. N 8991) "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки"), в случаях отсутствия таких нарушений составление акта проверки обязательным не является.

Акт камеральной налоговой проверки должен быть составлен не позднее чем в течение 10 дней со дня окончания камеральной проверки.

После составления и вручения акта камеральной налоговой проверки налоговым органом осуществляется процедура производства по делу о налоговом правонарушении в порядке, установленном ст.101 НК РФ, по итогам которой налоговый орган выносит решение и на основании вступившего в законную силу решения направляет требование (форма требования утвержденаприказом ФНС РФ от 1 декабря 2006г. (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 19 декабря 2006 г. N 8633) "Об утверждении форм требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему российской федерации") об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.

Выездная налоговая проверка — это налоговая проверка, осуществляемая налоговыми органами на основе изучения и оценки первичных документов, документов бухгалтерского и налогового учета, а также иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, по месту нахождения налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Помимо места проведения выездная проверка отличается сущностью вопросов проверки, объемом проверяемых документов, проверяемым периодом времени деятельности плательщика, порядком назначения выездной налоговой проверки, кругом участников данной проверки, порядком проведения отдельных мероприятий налогового контроля, документальным оформлением результатов выездной проверки.

Общие правила проведения выездной налоговой проверки состоят в следующем.

quest7Во-первых, выездная налоговая проверка проводится в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (организаций, их филиалов и представительств, физических лиц)

В соответствии со ст.87 НК РФ целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Выездная налоговая проверка должна проводиться в отношении организаций (их филиалов или представительств) или индивидуальных предпринимателей, включая лиц, имеющих лицензии на занятие частной практикой (нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет). В отношении физических лиц, которые уплачивают налоги, в основном на основании налоговых уведомлений, выездная налоговая проверка не может проводиться в связи с отсутствием обязанности ведения учета у таких физических лиц и исчислением суммы налогов непосредственно налоговыми органами, тем более что доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения без согласия проживающих в них лиц не допускается (ст. 91 НК РФ).

Однако в практике деятельности налоговых органов могут возникать ситуации, связанные с необходимостью проведения выездных проверок в отношении тех физических лиц, которые в нарушение норм законодательства осуществляют предпринимательскую деятельность без государственной регистрации.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что выездная налоговая проверка проводится только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Тем не менее, в связи с необходимостью осуществления налогового контроля за исполнением обязанностей иными лицами (например, банками) налоговые органы осуществляют проверки этих лиц (например, ст. 333.42 НК РФ предусматривает проверки организаций, взимающих государственную пошлину), которые также должны признаваться налоговыми проверками, исходя из их задач, вопросов и предмета. Очевидно, что в этой части необходимо дополнительное урегулирование данного вопроса и более четкое установление круга проверяемых в ходе выездной налоговой проверки субъектов.

Выездные проверки могут проводиться в отношении филиалов и представительств налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Данное положение по сути означает проверку организации в части деятельности ее филиала или представительства. Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

Заметим, что в ст.89 НК РФ допускается проведение самостоятельной выездной проверки, независимо от проверки самой организации, только таких обособленных подразделений организации, как филиалы или представительства (ст. 55 ГК РФ). Однако в правоприменительной практике возникли вопросы о возможности проведения выездных проверок иных видов обособленных подразделений; например, обособленных подразделений филиалов, которые выполняют обязанности организаций по уплате конкретных видов налогов (например, при уплате ЕСН), отдельно от проверки организации. По нашему мнению, в целях осуществления эффективного налогового контроля должны допускаться выездные налоговые проверки самой организации по месту нахождения ее обособленных подразделений, не являющихся филиалами или представительствами, особенно в случаях, когда эти подразделения исполняют обязанности организаций по уплате конкретных налогов. Заметим, что ст.100 НК РФ устанавливает, что акт проверки может оформляться и в случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения (без указания на филиал или представительство). При этом в акте указывается наименование проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения.

Во-вторых, выездная проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа (Форма решения о назначении выездной налоговой проверки утверждена приказом ФНС РФ от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@). quest8Решение о проведении выездной налоговой проверки вправе принимать налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на учете по следующим основаниям:

1. по месту нахождения организации;

2. по месту жительства физического лица;

3. по месту постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика;

4. по месту нахождения филиала или представительства.

Налоговые органы, в которых налогоплательщики стоят на учете по иным основаниям не вправе принимать решения о назначении выездных налоговых проверок.

Решение о проведении выездной налоговой проверки обязательно должно содержать определение предмета проверки, то есть указание на налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке; периоды, за которые проводится проверка; должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.