Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальное право как новая правовая реальность




Современный глобализм рассматривается как новейшее проявление тенденций социального универсализма, и в этой связи глобализм может идти двумя путями: демократическим путем с опорой на принципы гуманизма, плюрализма, автономии и партнерства; недемократическим путем полной открытости и беспощадной конкуренции, монополизма транснациональных лидеров экономики. Второй путь во многом враждебен культуре и универсальной сущности человека, он ведет к хаосу в отношениях цивилизаций. Лишь первый путь глобализации рассматривается в качестве такого, который способен привести существующий мир к более высокому порядку, а эта глобализация тождественна универсализации человеческого общества и не противоречит универсальности человека [1, с. 17-25].

Представляется, что сегодня глобализация соединяет эти два пути своего движения. Не случайны столь противоречивые оценки как самой глобализации, так и формирования глобального общества, глобального порядка, глобального права.

В сфере юриспруденции В. С. Нерсесянц в рамках современной глобализации рассматривал юридическую глобализацию как ее важную составляющую. По его мнению, успех в сфере юридической глобализации (во внутригосударственном и международном праве) будет зависеть от готовности и способности участников к предстоящим преобразованиям мирового правопорядка, сохранности правовых достижений прошлого и обеспечения их более развитыми правовыми нормами, формами, институтами и процедурами.

В этой связи В. С. Нерсесянц отмечал значение таких присущих праву свойств и характеристик как абстрактная всеобщность (универсальность), формализованность (формальная определенность), системность, общезначимая и общеобязательная конкретизированность источников. Его вывод: чем более социально-исторически развито право, тем более оно универсально (глобально). Важнейшая идея выдающегося теоретика юриспруденции состоит в том, что формирование и развитие права от древнейших времен до современности представляет собой историю все большей универсализации и унификации права, историю движения к все более глобальному праву [2, с. 38-40].

И действительно, сегодня под влиянием процессов глобализации складываются универсальные представления о развитии миропорядка, формирования межцивилизационных нормативов и происходит выход за рамки традиционной (государственно-центричной) организации и международных институций. При этом определяющими факторами современных отношений рассматриваются локальные цивилизации, взаимодействие которых составляет суть смыслового поля мировой политики. Взаимодействие локальных цивилизаций предстает в двух получивших распространение конструктах, таких как «столкновение цивилизаций (С. Хантингтон) и как «диалог цивилизаций» (А. Тойнби).

С 2001 года Генеральная ассамблея ООН утвердила «Глобальную повестку дня для диалога между цивилизациями» и признала диалог между цивилизациями в качестве развернутой концепции «поощрения культуры мира и диалога между цивилизациями». В принятом документе дано определение диалога между цивилизациями как процесса, который развертывается внутри цивилизаций и на их стыке, и который основан на всеобщности участия и коллективности желания учиться, открывать для себя и изучать цивилизации, выявлять сферы общего понимания основных ценностей и сводить разные подходы в единое целое с помощью диалога [3, с. 142]. Объединяя в себе элементы прагматизма и утопизма (И. В. Следзевский), концепция диалога цивилизаций связана с формированием нового миросознания, направленного на изменение мировой политики как смысловой реальности. Реальным основанием межцивилизационного диалога рассматривается глобальная этика (Г. Кюнг) как согласованное и постепенное соединение в их базовых ценностях великих религиозных и культурных традиций мира. Отсюда становление особой сферы в идеологии глобализма – концепции этической глобализации и нормативно-ценностного измерения глобального управления. Глобальное управление связывается не с международным правом (как правом договоров суверенных государств между собой), а с приобретающей эффективность (успешное решение глобальных проблем человечества) глобальной этикой. Здесь глобальное управление выражает квазимеждународный смысл, не связанный с суверенитетом государств, а опирается на авторитет этических учений и духовных традиций [3, с. 155]. И если на этом этапе диалога цивилизаций такое состояние «бесправия» еще допустимо, то, по-видимому, в ближайшее время можно прогнозировать развитие процессов формирования норм и ценностей глобального права, которое и должно выступить основанием становления будущего глобального правопорядка.

В юридической литературе уже делаются первые попытки осмысления понятия, отображающего процессы глобализации в категориях юриспруденции и применяющегося к праву, проводятся разграничения правовой глобализации и глобализации в правовой сфере [4, с. 368, 371]. Допуская возможность создания и функционирования глобального права, Л. Удовика отмечает, что оно не может быть сведено к системе норм и правил поведения, а предстает как специфический образ права, основанный на европейской модели и отображающий современное буржуазное мировоззрение, социальные устои, традиции. Глобализация в праве – это продукт развития Западной цивилизации, и в своей основе это дальнейшая европеизация мира [4, с. 360-361]. Однако здесь могут быть высказаны некоторые возражения автору.

Во-первых, многие исследователи глобализации отмечают, что глобализация – это американизация мира; и, во-вторых, сомнительно, что становление глобального права – это целенаправленная деятельность. Этот процесс протекает стихийно и пока можно отметить только робкие попытки включиться в формирование глобального права со стороны некоторых международных организаций и транснациональных корпораций.

Различие между национальным, интегративным и международным правом, основанным на идеях верховенства права, иначе именуемым жестким правом, и глобального права как новой правовой реальности, в его характеристике как мягкого права, которое не может быть подходящим инструментом для реализации идеи верховенства права, связано не только с негосударственными участниками, от которых исходит это право, но также с «мягкой» нормативной реальностью, составляющей его содержание. В условиях глобализации, поверх установленных государственных границ идет процесс социального взаимодействия, который предполагает становление специфической (мягкой) правовой нормативности, выражающей, в частности, особенности правовой глобализации.

Среди проблемных областей междисциплинарных исследований, которые имеют прямой выход на становление глобального права, процессы дальнейшего развития национального права, является проблематика адаптации государств к нарушениям их суверенитета, участие государственных и негосударственных факторов в формировании новой политической модели мира [5, с. 552].

Происходящее сегодня соревнование между национальными правопорядками с целью привлечения транснациональных корпораций, туристов или других участников глобализации, с одной стороны, создает условия для того, чтобы представить свой правопорядок как «юридический рай» [6, с. 39] для участников глобальных отношений а, с другой стороны, сближает правовые системы, создавая условия для формирования единообразия нормативного содержания правовых систем.

Формирующееся глобальное право содержит нормы, которые во многом связаны с координацией и кооперацией, нежели с конфликтом интересов, этой традиционной сферой для становления права как такового и национального права в частности.

Проблематика взаимосвязи глобализации и права уже сегодня представлена в различных ракурсах. Так, влияние глобализации на право охарактеризовано М. Н. Марченко посредством выделения тенденций развития права в условиях глобализации, среди которых: универсализация и унификация права; широкое использование принципов права как регуляторов общественных отношений; усиление роли судейского права и таких его источников как прецедента и судейской практики; расширение прав человека и гражданина; постепенное стирание границ между публичным и частным правом; политизация права [7, с. 6-10].

В этом перечне стоило бы в качестве самостоятельной тенденции выделить тенденцию формирования глобального права как новой правовой реальности. По сути же речь идет о складывающемся новом уровне бытия права. Иными словами, наряду с национальным уровнем (национальное право), международным уровнем (международное право), интегративным уровнем (интегративное право), на глобальном (межцивилизационном) уровне формируется глобальное право.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.