| Синтетический стиль
В общем смысле синтез (от греческого: соединение, сочетание, составление) — процесс практического или мыслительного построения из различных элементов, частей или сторон объекта единого целого (системы). Мы будем рассматривать процесс «синтезирования» как не просто складывание из маленьких «кирпичиков» одного большого, а как создание чего-то качественно нового и оригинального из вещей или идей, которые сами по себе подобными качествами не обладают и выглядят резко отличающимися друг от друга, а иногда совершенно несовместимыми.
Комбинирование несходных, часто противоположных идей, взглядов, позиций и т. д. именно то, что более всего нравится делать синтезаторам. Их излюбленной формой мышления является спеку я.тгивное (т. е. умозрительное, теоретизирующее), мысленный эксперимент. Девиз синтезатора: «Что если?..».
Синтезаторы всегда интеграторы. Там, где одни настойчиво отстаивают «лучшее» решение проблемы, а другие рады достижению консенсуса, провозглашенного высшей целью, заранее готовы пойти на компромисс, синтезаторы ищут способ «совместить несовместимое» в новой, творческой комбинации, следуя известной формуле: «тезис — антитезис — синтез». Иначе говоря, они ищут теоретическую перспективу, пытаются создать по возможности более широкую и обобщенную концепцию, позволяющую выработать решение, которое «сняло» бы противоречие и тем самым примирило противоположные позиции.
Без теории синтезаторы чувствуют себя неуютно, так как убеждены, что не найдется и двух человек, которым было бы легко прийти к согласию. В отличие от обладателей других стилей мышления, синтезаторы твердо признают лишь один факт: всегда существовали, существуют и будут существовать среди людей расхождения во мнениях по фактам. Поэтому не так важны факты, как их интерпретация или делаемые из них выводы. Выводы же не столь «упрямая вещь», как факты. При наличии хорошей теории появляется «оперативный простор» для полета мысли (и фантазии, когда о фактах забывают) и увеличиваются (по мнению синтезаторов) шансы найти среди множества вариантов взаимоприемлемое решение проблемы. Вот почему синтезаторы питают страстную любовь к теориям, преимущественно собственным, и нередко весьма сложным для других. Причем, когда большинство всю жизнь пользуются неявными, неосознанными теориями для оценки и интерпретации фактов, синтезаторы осознанно и открыто опираются на теорию в своих выводах и решениях. J Обладатели синтетического стиля чрезвычайно чувствительны к противоречиям в рассуждениях других, питают повышенный интерес к парадоксам и конфликтам идей. Более того, они нередко заинтересованы в возникновении таких конфликтов и могут даже провоцировать их, задавая неожиданные, острые вопросы для выяснения исходных посылок и позиций другой стороны.
Наблюдая за вежливо беседующими людьми, у которых как бы полное взаимопонимание, синтезатор видит, что на самом-то деле у них есть разногласия. Он указывает на них участникам беседы (иногда довольно бесцеремонно), а затем предстает перед ними во всем своем блеске: с новой оригинальной идеей, построенной на замеченных разногласиях.
Существует еще одна страсть, которая увлекает син
тезаторов в бурную стремнину жизненного потока и об
рекает на вечный поиск «синей птицы», это любовь к пе
ременам (часто ради самих перемен). Они склонны ви
деть мир постоянно меняющимся и одобряют такое виде
ние мира другими людьми. По этой причине нет ничего
более скучного для истинных синтезаторов, чем застыв
шие, никогда не изменяющиеся формы и вещи, общепри
нятые идеи и авторы, всегда соглашающиеся люди. Син
тезаторов не страшит неопределенность, а нехоженые
пути и неизвестность непреодолимо манят их к себе: а
вдруг за очередным поворотом покажется что-то новое?
Тем самым они нередко усложняют собственную жизнь.
Синтезаторы гордятся собой и склонностью к творчеству
в широком смысле слова, чувством нового, остротой взгля
да и языка и одаренностью (увы, не всегда признаваемой
другими).
|