Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус международных организаций




Понятие, история, признаки международных организаций.

Международные организации сравнительно молодой субъект МП. Очень не многие орг-ии отметили 100-й юбилей. В целом МО как некий идеал наиболее разумной организации социальной жизни рассматривались уже в средневековыми философами. Первую наиболее полную концепцию МО создал И. Кант, который предлагал создать мировое правительство в виде лиги для свободных государств.

Первые межправительственные организации стали создаваться в середине XIX в. но эти организации являлись региональными, и существовали непродолжительный период времени. Первая универсальная организация 1919 г. – Лига Наций. Нормы права МО преимущественно являются договорными нормами, а само право организация в настоящее время является наиболее кодифицированной отраслью МП. Число источников этой отрасли входят все учредительные документы всех МО во главе с уставом ООН. Венская конвенция «О представительстве государств в их отношениях с МО универсального характера» 1975 г., Венская конвенция «О праве договоров между государствами и МО или между МО» 1976 г.

В целом право МО образует совокупность норм, регулирующих правовое положение, деятельность организации, а также ее взаимодействие с другими субъектами МП. Любая МО обладает следующими признаками:

1. Организация должна быть создана в соответствии с МП. Если МО создана неправомерно или ее деятельность противоречит принципам МП, то учредительный акт такой организации признается ничтожным.

2. Организация всегда учреждается на основе международного договора. Сторонами могут быть суверенные государства либо МО, обладающие соответствующей компетенцией.

3. Организация создается для осуществления сотрудничества в конкретных областях деятельности. Следовательно, деятельность любой организации носит целевой характер.

4. Любая МО имеет организационную структуру. Факт наличия постоянно действующих органов организации подтверждает ее постоянный характер и тем самым отличает ее от других форм международного сотрудничества.

5. Организация имеет права и обязанности, которые в общей форме закреплены в ее УА.

6. МО выступает как самостоятельный субъект международного публичного и частного права. При этом организация в праве избирать наиболее рациональные, с ее точки зрения, средства и методы деятельности, осуществляемые в уставных целях.

В науке МП МО классифицируются по различным критериям:

1. По характеру членства:

· Межгосударственные;

· Неправительственные: оказывают влияние на развитие международные отношения, но не являются субъектами МП.

2. По кругу участников:

· Универсальные: открытые для участия всех государств мира;

· Региональные: государства только одного региона.

3. По компетенции:

· Общей компетенции: их деятельность затрагивает все или большинство сфер отношений между государствами-членами.

· Специальной компетенции: сотрудничество только в одной области.

4. Порядок вступления:

· Открытые: членом может стать любое государство по своему усмотрению;

· Закрытые: членом может стать только то государство, согласие на которое дали учредители этой организации.

5. По характеру полномочий:

· Межгосударственные: целью является межгосударственное сотрудничество;

· Наднациональные: целью является международная интеграция.

Порядок создания и прекращения организации.

МО как вторичные производные субъекты МП создаются государствами. При этом процесс создания новой МО проходит в три этапа:

1. Принятие учредительного документа. В данном случае государства выражают согласованное волеизъявление о создании новой МО, которое выражается в МД. Разработка и принятие данного договора происходит путем созыва международной конференции. Этот этап может быть проведен в упрощенном порядке путем принятия решения другой международной организации.

2. Создание материальной структуры организации. В этих целях используются специальные подготовительные органы. Они учреждаются либо на основе отдельного международного договора, либо в виде приложения к Уставу создаваемой организации. В этих документах определяются состав подготовительного органа его компетенция и функции. Деятельность такого органа направлена на подготовку проектов правил процедуры будущей организации, решение вопросов о штаб-квартире организации, подготовка к первому созыву организации.

3. Созыв главных органов, которые свидетельствуют о начале функционирования организации.

Прекращение существование организации также происходит путем согласованного волеизъявления государств-членов. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске.

Органы международной организации.

Органы МО – это ее составная часть, которая создается на основании учредительного или иных актов МО. Данный орган наделен определенной компетенцией, всегда обладает внутренней структурой и имеет особый порядок принятия решения. Компетенция органа организации зависит от компетенции самой организации, носит договорный характер, не может быть изменена без согласия государств-членов. Органы МО условно классифицируются на:

· Межправительственные. В большинстве, в которые государства-члены направляют своих представителей, имеющих соответствующие полномочия действовать от имени гос-ва;

· Межпарламентские: характерны для региональных организаций, их участники либо назначают парламентами государств-членов, либо избираются населением государств-членов. Как правило, не вправе принимать обязательные юридически решения;

· Административные: состоят их международных должностных лиц, которые заключают контракт с самой международной организацией и несут ответственность только перед ней.

Исходя из числа членов органы подразделяются на:

· Пленарные: принимают участие все государства-члены. Как правило, эти органы являются высшими в организации, определяют основные направления ее политики;

· Органы ограниченного состава: формируются из отдельных представителей государств-членов с учетом каких-либо критериев. При этом в первую очередь должен быть использован принцип справедливого географического распределения и учета специфических интересов отдельных групп стран. Носят характер исполнительных органов, которые исполняют решение пленарных органов.

Объем правосубъектности международных организаций.

Правосубъектность любой МО включает в себя 4 элемента:

· Правоспособность – способность иметь права и обязанности. Возникает с момента создания организации и не зависит от каких-либо факторов.

· Дееспособность – способность осуществлять права и обязанности. Возникает с момента вступления в силу устава организации и ограничивается целями деятельности этой организации.

· Способность участвовать в процессе международного правотворчества. Возникает с момента формирования органов организации и зависит от уставных целей.

· Способность юридическую ответственность за свои действия. Возникает вместе с правоспособностью, а объем ответственности всегда прописывается в уставе.

В рамках правосубъектности МО можно выделить следующие особо значимые права и обязанности.

· Право на свободное выполнение своих функций. При этом при выполнении своих функций организация вступает в отношения с государствами-членами на правилах подразумеваемой компетенции.

· Право на заключение договоров. П ри этом МО имеет право заключать договоры как с государствами и иными субъектами МП, так и с частными лицами. Но в любом случае такие договоры должны приниматься либо для реализации уставных целей организации, либо для обеспечения его функционирования.

· Право обладать привилегиями и иммунитетами. МО обладает иммунитетом от действия норм национального законодательства любого из государств-членов. Это означает, что на МО не распространяется налоговое и таможенное законодательство соответствующей страны, нельзя предъявить иск к организации в суде страны-члена, имущество организации обладает статусов неприкосновенности. Все привилегии и иммунитеты каждой организации закрепляются либо в ее учредительном документе, либо в специальном договоре, который становится приложением к учредительному договору.

Организация Объединённых Наций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.