Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 4: Субъекты современного международного права




1. Понятие и виды субъектов международного права

2. Институт признания в международном праве

3. Правопреемство государств

4. Институт правопродолжательства в международном праве

5. Виды государств как субъектов международного права

6. Нации и народы, борющиеся за независимость

7. Государство подобные образования

8. Международные межправительственные организации

9. Нетрадиционные субъекты международного права

1. Субъект международного права – это носитель международных прав и обязанностей; это лицо (в собирательном смысле), поведение которого регулируется международным правом и которое может вступать в международные публичные правоотношения, защищать свои права путем непосредственного заявления претензий в международные органы.

Традиционно международное право рассматривается как регулятор исключительно межгосударственных отношений порождающих привязку субъекта именно к этим отношениям.

Субъект международного права ранее понимался как самостоятельное образование, которое благодаря своим юридическим свойствам способно обладать равными правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации его норм. В соответствии с этим представлением понятие субъекта в старом международном праве ассоциировалось исключительно с государством. Современное понимание международного права расширяет предмет его регулирования, что влечет за собой трансформацию понятие субъекта международного права, наблюдается тенденция расширения круга субъекта международного права. Исходный принцип для возможности появления других субъектов - это отсутствие в международном праве запрета на появление новых субъектов.

В основе квалификации субъектов международного права лежат различные критерии.

Главные деления в современном международном праве - это деление на традиционные и нетрадиционные субъекты.

К традиционным субъектам относятся:

1. Государство;

2. Нации, борющиеся за независимость;

3. Государство подобные образования;

4. Международные межправительственные организации.

К нетрадиционным субъектам относится:

1. Физические и юридические лица;

2. Международные не правительственные организации;

3. Субъекты федерации и др.

Определяющие качеством субъектов международного права служит наличие у него международной правосубъектности.

К элементам международной правосубъектности относится:

1. Участие в процессе создания и применения норм международного права;

2. Участие в работе международных конференций и членства международных организаций;

3. Право защищать свои права в международных органах;

4. Возможность привлекаться к ответственности международных органов на основе норм международного права.

2. Государство является традиционными, первичными, основными, универсальными, типичными, суверенными, правосоздающими и правоприменяющими субъектами международного права. Государство в качестве первичного субъекта международного права никем не создается, а его появление это результат естественного исторического процесса.

Основной принцип государства как субъект международного права, его основное качество - это государственный суверенитет.

Государство становится субъектом международного права с момента его появления на международной арене.

Международная правосубъектность государства не зависит от его признания другими государствами однако признание является фактом большого юридического и политического значения, оно позволяет новому государству эффективно реализовать свою международную правосубъектность. В международном правае выделяется традиционный и предварительный виды признания.

Традиционная заключается в признании государства, а предварительная заключается в признании нации борющаяся за независимость, восставшей и воюющей стороны организация сопротивления и т.д.

Существуют следующие формы признания государства:

1. Официально юридическая форма:

1.1. Де-юро – представляет собой признание в полном объеме, сопровождающийся установлением дипломатических отношений;

1.2. Де-факто – это особоя форма юридического признания, это не полное признание имеющий временный и переходной к деюре характер сопровождающийся устнановлением консульским отношением.(до уровня депломатических установленных отношений не доводится);

2. Неофициальное (фактическое), такое признание предполагает установление контактов на различных уровнях. Официальные отношения не устанавливаются. Разновидность фактического - признания это признание ad hoc (разовое на данном случае). Основная цель разового признания – это заключение международного договора.

В современной теории международного права наиболее популярное является доктрина эстрады (это Министр иностранных дел Мексики в 1930г): поскольку признание нового правительства можно истолковывать как одобрение его политики, то государства должны воздержаться от каких либо актов признания. Международное сообщество должно убедиться, что деятельность нового правительства поддерживается большинством населения, что новое правительство осуществляет эффективную власть, что в государстве установлен демократический режим и соблюдаются основные права и свободы человека, и что при приходе нового правительства к власти отсутствовало бы иностранное вмешательство.

Признание восставшей и воюющей стороны - это признание восстанцев в ходе гражданской войны или национальной освободительной войны. Основное юридическое последствие признание восставшей и воюющей стороны заключается в постановление на восстанцев законов, обычаев войны.

3. Международно правовое преемство или правопреемство государств это переход международных прав и обязанностей от одного государства к другому. Кодификация институтов правопреемства в МП произведена в Венских конвенциях о правопреемстве в отношении договоров от 23 августа 1978г и правопреемство в отношении государственной собственности, архивов, долгов от 8 апреля 1983г. Объектами отношения государств являются государственная собственность, государственная граница, государственные архивы, государственные долги, участие в международных договорах членства международных организаций. Основу правопреемства составляет юр факт возникновения нового государства как субъекта международного права.

Правопреемство при возникновении нового государства в результате социального революции:

а) В этом случае государство приходит территория государства предшественника по общему правилу государство-преемник наследует долги государство-предшественника, а также к нему переходит государственная собственность и государственные архивы;

б) Возникновение нового государства в результате деколонизации. В соответствии с Венской конвенцией о правопреемстве действует принцип, по которому новое независимое государство не связано не чем, что от его имени совершено правительство бывшей метрополии. Государственная собственность полностью переходит в распоряжение нового государства, государственные архивы это часть государственной собственности. Разделение архивов между бывшей метрополией и государством должно быть основано с учетом бывшего права на информацию. Государственный долг не переходит на бывшую колонию, так как считается что это обязательства бывшей метрополии;

в) Правопреемство при объединении государств. Данное правопреемство имеет место тогда, когда 2 или несколько государств объединяются и образуют 1 новое. Возникают государственные новые границы соответствующих территории объединившихся государств. Гос собственность и государственные архивы переходят новому государству. участие международных договоров и членства международных организаций возникают на в связи с одностороннем волеизъявлением государства;

г) правопреемство при частичных изменениях государственных территорий. На переданной территории начинает действовать международные договоры того государства, к которому она перешла. Государственные долги, как правило, за каждым государством остаются собственные. По общему правилу судьба госсобственности и государственных архивов передаваемой территории решается по взаимной договоренности между 2-мя государствами;

д) правопреемство при разделении государства и образование на его территории 2-х и более независимых государств. В Венскую конвенцию содержится общее правило когда часть территории отделяется и возникает новое независимое государство, при этом международные договор сохраняет свою силу и для нового государства и для того их состава которого она выделилась. Но международная практика показывает что старое (материнское) государство продолжает свое членство в организациях, а отделившееся государство вступает в них как новый субъект международного права.

4. Институт правопродолжательства в международном праве.Правопродолжательство (континуитет) представляет собой специфическую разновидность правопреемства, когда при разделении государства юридически, практически и политически возможность признания только одного государства в качестве правопреемника прежнего. Распад СССР в 1991г породил проблему правопродолжательства. Все проблему правопреемства были разрешены на основе континуитета России. Государственные границы были установлены в соответствии с существовавшими в СССР границами Союзных Республик.

Континуитет был обусловлен фактами:
1. Неделимостью статусом великой державы, ее международно правовой ответственности как постоянного члена совета безопасности ООН. Россия продолжила свое членство в ООН в том числе как постоянный член совета федерации;

2. Неделимостью статуса ядерной державы по этому вопросу было заключено соглашение о совместных мерах в отношении ядерных оружиях от 21 декабря1991г. По которому все ядерное оружие, ядерное технологии, находившиеся на территории Казахстана, Украины и Белоруссии были переданы России;

3. Неприменимостью норм к определенной категории договоров. Международный договор СССР участие, которого не делимо (мирный договор, договор об ограничении ядерных вооружений). Россия является единственным правопреемником СССР.

5.Виды государств как субъекты МП. Государство представляет собой сочетание 3-х элементов:

· Территории;

· Населения;

· Суверенной власти.

Унитарное государство характеризуется единой системой высшей законодательной власти которая полностью подчиняется власти на местах. Как субъект международного права выступает только унитарное государство в целом (Великобритания, Япония, Франция, большинство государств Африки и Латинской Америки). Сложные государства могут существовать в форме федерации и конфедерации(представляет собой международно-правовое объединение). Это не союзное государств, а союз государств, создающий общий законодательный орган для решения задач. Классическая конфедерация в целом не является единым субъектом международного права.

Уния – это устаревшая форма сложного государства. Реальная уния возникает в результате слияния 2-х или нескольких государств в одно, для возникновения нового государства.

Федерация– является основной формой сложных государств. Это не союз государств, а союзное государство.

Члены федерации принимаются собственной конституцией, имеют свои высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Современное федеративное государство это Россия, США, ФРГ малая Азия и др., как правило, самостоятельные члены федерации не влечет за собой самостоятельных субъектов международного права.

Среди государств как субъектов международного права выделяются:

· нейтральные государства (Швейцария, Австрия, Туркмения), этот статус никак не затрагивает статус суверенных государств.

6. Нации и народ, борющийся за независимость.

Нации борющиеся за независимость (НБН) – это традиционные первичные, производные, основные, универсальные, потенциально-суверенные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. НБН ничем не создаются а возникают в результате исторического развития. В отличие от государств которые постоянно функционируют на международной арене НБН далеко не всегда присутствуют в международной жизни поэтому они являются типичными субъектами международного права.

Право на отделение и образование самостоятельного государства обладают:

1. Население не самоуправляющихся территорий;

2. Народы, проживающие на территории, имеющие согласно конституции соответствующего государства право на отделение;

3. Народы, проживающие на территории государства, в котором имеет место нарушение права на самоопределение.

Не каждая нация и народ, борющиеся за свое освобождение вправе претендовать на право самостоятельного субъекта международного права.

Субъектом международного права могут быть только те НБН, которые в процессе освободительной борьбы создают властные структуры, способны выступать от имени всей нации межгосударственном общении.

Международная правосубъектность НБН – это правосубъектность государства находящегося в процессе формирования. НБН обладает способностью иметь международные права и обязанности и способностью самостоятельно их осуществлять. Эти способности составляют международную правосубъектность НБН.

Основная проблема международной правосубъектности НБН – это необходимость признания нации в качестве субъекта МП. В современном международном праве отсутствует нормативное международно-правовые регулирование этого вопроса.

Признание НБН по существу представляет собой признание органов национально освободительного движения возглавляющих национально освободительную борьбу. В настоящее время международной правосубъектностью обладает только одна НБН Организация Освобождения Палестины. Признание этой организации оформлено резолюцией генеральной ассамблеи ООН от 22 ноября 1974г.

7. Государство подобные образования (ГПО) представляет собой традиционное, вторичное производное основные частично суверенные не типичные универсальные правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. ГПО создаются государствами на основе международного договора, поэтому является вторичным субъектом. Объем их международной правосубъектности определяется государствами и имеет производный характер. На основе международного соглашения ГПО частично обладает суверенитетом. Как и НБН ГПО не всегда существует на международной арене поэтому также является не типичными субъектами.

ГПО являются полноправными субъектами международного права, но свою международную правосубъектность они получают по прямому волеизъявлению государств.

Высший юридический для ГПО это международный договор или акт международной организации.

Создание ГПО это один из наиболее эффективных способов замораживания территориальных претензий. По существу ГПО представляет собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью.

В настоящее время ГПО со специфическим международным правовым статусом является Ватикан (святейший престол). Ватикан – это город-государство, резиденция, административный центр католической церкви. Он имеет специфическую международную правосубъектность это правосубъектно имени святейшего престола а не католической церкви в целом.

Ватикан обладает почти всеми атрибутами государства:

1. Территорией;

2. Населением;

3. Имеет собственные органы власти и управления.

Он поддерживает дипломатические отношения с более чем с 80 государствами мира. В ООН имеет статус наблюдателя.

Еще одно действующее ГПО это Мальтийский орден. Это официально истоико-религиозное формирование с международно-признанными благотворительными функциями. Мальтийский орден признан в качестве ГПО и самостоятельного субъекта международного права в 1889г. Имеет дипломатические отношения со многими государствами мира. Резиденция Мальтийского Ордена находится на острове Мальта.

8. Межденародные межправительственные организации (ММПО) – это традиционные, основные, типичные, вторичные, производные, отраслевые, не суверенные правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. Они создаются государствами (вторичные субъекты) и получают качество международной правосубъектности по прямому волеизъявлению государств (производные субъекты). ММПО - это субъекты международного права особого рода. ММПО не обладают не население и не территорией поэтому является своеобразными не суверенными субъектами международного права, и в силу объективных причин могут обладать только отраслевой правосубъектностью. ММПО постоянный участник международных отношений, их количество и роль имеют тенденцию к возрастанию. В связи с этим ММПО являются типичным субъектном МП.

Основы международной правосубъетности ММПО – это те полномочия которыми ее наделили государства-члены. В связи с этим правосубъетность ММПО имеет ограниченный и специальный характер. Как субъект международного права ММПО связан не только своим уставом, но и нормами международного права.

9. Нетрадиционный субъект международного права - это индивиды, национальные и международные юридические лица, транснациональные корпорации, международные не правительственные организации – это не традиционные, не основные не типичные вторичные производные не суверенные правоприменяющие субъекты международного права. Они обладают отраслевой, специальной ограниченной международной правосубъетностью не участвуют в международном правотрворческом процессе и не являются универсальными субъектами международного права.

Признание международной правосубъектности не традиционных субъектом МП исходят из презумпции многообразия субъектов в современном международном публичном праве. В международной практике отсутствует запрет наделять международной правосубъектностью любые образования управомоченные вступать в международные публичные правоотношения.

Индивид-это основой не традиционный субъект международного права. Впервые вопрос о возможности индивидов выступать субъектом международного права возник после первой мировой войны.

После окончания второй мировой войны на Нюрнбергском и Токийском процессе физические лица были привлечены к ответственности по нормам международного, а не национально-уголовного права. Их дела рассматривались не в национальных судах в порядке национального уголовного процесса а в международных военных трибуналах. Наказание было назначено в соответствии с международным договором, а не по нормам национального уголовного права. Приведение в исполнение приговора также было произведено в соответствии с международным, а не пенитенциарным правом. В 1990г были созданы международные уголовные трибуналы в Руанде и Югославии, в которых рассматривались обвинения против физических лиц совершивших преступление против человечества на территории других государств.

Национальные юридические лица признаются субъектами международного права по аналогии с индивидами, исходя из презумпции многообразия субъектов международного права. Национальные юридические лица имеют право непосредственно обраться с претензиями в международные органы, международные региональные суды.

Международные юридические лица создаются именно с целью проведения хозяйственной деятельности на международном уровне. Основой их создания это международное соглашение, либо законодательство двух и более государств. Объем и содержание международной правосубъектности подобных образований фиксируется в их учредительных документах.

Транснациональные корпорации (ТНК) в силу специфики свое организационной структуры и сферы деятельности нуждаются в особом правовом режиме и особом правовом статусе. Теоретически они являются юридическими лицами национального права, а на практике находятся не в сфере действия юрисдикции какого-либо одного государства, поскольку деятельность транснациональной корпорации неизбежно затрагивает интересов многих государств.

Международные неправительственные организации (МНПО) создаются с целью непосредственного участия в международных правоотношениях, решения международных правовых проблем. Основное отличие международных неправительственных организаций заключается в том, что они являются субъектами практически всех отраслей международного, публичного права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.