Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки сословного представительства в России. 3 страница




Гвардия – первое и наиболее совершенное создание Петра. Эти два полка – 6 тыс. штыков – по боевой выучке и военному духу могли посоревноваться с лучшими полками Европы.

К концу царствования Петра в стране обозначились две структуры управления – гражданская и военная. Элитой второй структуры была гвардия. Гражданский аппарат по сравнению с гвардией был неотлаженным, вороватым, лишенным сознания своей миссии, которое было так сильно в гвардии. Гвардия встала высоко над аппаратом и безжалостно контролировала его.

Управление вооруженными силами было возложено на Военную и Адмиралтейскую коллегии.

В 1719 г. был введен в действие Устав воинский, регламентировавший состав и организацию армии, отношения командиров и подчиненных, обязанности армейских чинов. В 1720 г. был принят Морской устав.

В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший Синод провозгласили Петра I императором всероссийским, великим и отцом Отечества. Россия стала империей. Император согласно положениям, содержащимся в Воинских артикулах, Морском уставе и Духовном регламенте, обладал более широкими полномочиями, чем царь в XVII в. Император был верховным главнокомандующим и стоял во главе орденской и наградной систем империи.

44. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных было большим шагом вперед в развитии уголовного законодательства Российской империи. Однако на нем по-прежнему висел большой груз феодальных принципов и предрассудков.

По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. преступление определяется как противоправное виновное деяние. Данным определением не установлено четкого разграничения между преступлением и проступком.

В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. определяются формы вины, условия освобождения от уголовной ответственности (такие как несовершеннолетие, душевная болезнь и др.).

По Уложению 1845 г. основаниями, устраняющими вменение, являлись: случайность; малолетство (до 10 лет вменение исключалось, с 10 до 12 было условным); безумие; сумасшествие; беспамятство; ошибка (случайная или результат обмана); принуждение; непреодолимая сила; необходимая оборона.

Субъективная сторона подразделялась на:

1) умысел: с заранее обдуманным намерением; с внезапным побуждением, непредумышленный;

2) неосторожность, при которой последствия деяния не могли быть с легкостью предвидены; вредных последствий невозможно было предвидеть вообще.

Уложение различало соучастие в преступлении: по предварительному соглашению участников; без предварительного соглашения. Соучастники делились на: зачинщиков, сообщников, подговорщиков, подстрекателей, пособников, попустителей, укрывателей.

Система преступлений включала двенадцать разделов, каждый из которых делился на главы и отделения. Важнейшими были преступления против веры, государственные, против порядка управления, должностные, имущественные, против благочиния, законов о состоянии, против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц, семьи и собственности.

Классификация преступлений (по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.):

1) религиозные (около 80 видов): богохульство, совращение православного в другую веру и др.;

2) государственные (около 20 видов): государственная измена, бунт, покушение на императора и др.;

3) преступления против порядка управления: неповиновение начальству и др.;

4) должностные преступления: взяточничество, опоздание на работу и др.;

5) преступления против личности: убийство и др.;

6) преступления против имущества: разбой, грабеж и др.

Система наказания составляла сложную иерархию наказаний уголовных и исправительных. Уложение предусматривало 11 родов наказаний, разделенных на 35 ступеней (от смертной казни до внушения).

Наказания (по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845):

1) уголовные, которые сопровождались лишением всех прав состояния: смертная казнь (назначалась только за политические преступления); каторжные работы (от 5 лет до пожизненных) с последующим поселением в Сибири; пожизненная ссылка в Сибирь; ссылка на Кавказ (назначалась за религиозные преступления, не назначалась военным);

2) исправительные, которые сопровождались лишением лишь некоторых прав состояния: телесные наказания (например, битье кнутом, клеймение); ссылка в Сибирь на определенный срок; кратковременное заключение, которое могло быть реализовано либо в крепости, либо в тюрьме); штраф; кратковременный арест; выговор.

45. Правовое положение Польши в составе Российской империи. Украинская автономия в XVII–XVIII вв

Польские и литовские земли вошли в состав России в результате третьего раздела Польши 1795 г. По итогам Венского конгресса 1815 г. в период, когда большая часть Варшавского великого герцогства была вновь присоединена к России, Александр I даровал Польше, получившей статус царства, Конституционную хартию. Император российский стал одновременно королем польским. С 1818 г. в Польше стал избираться шляхтой и горожанами законосовещательный Сейм. Он созывался в 1820 г., и в 1825 г. Исполнительная власть сосредоточивалась в руках наместника царя, при нем в качестве совещательного органа действовал Государственный совет.

В Польше сохранялось местное право, даже армия, бюджет и прочие атрибуты государственности. Например, Польша, как и прежде, делилась на воеводства, а не на губернии.

После польского восстания 1830 г.Николай I заменил Александровскую Конституционную хартию 1815 г. Органическим статутом 1832 г., в результате чего польский Сейм был упразднен, воеводства преобразованы в обычные российские губернии, в дальнейшем постепенно упразднялись прочие элементы автономности Польши, в 1866 г. Царство Польское было окончательно преобразовано в Варшавское генерал-губернаторство, хотя Всероссийский император сохранил в своем официальном титуле наименование царя польского.

Украинская автономия в XVII–XVIII вв.: в 1654 г. согласно решению Земского собора к России была присоединена Украина (прежде всего Левобережная Украина, а также Киев). В составе России Украине был предоставлен особый статус: сохранялись украинская система управления во главе с гетманом, избираемым войсковой (генеральной) радой, украинское право. При гетмане существовала генеральная старшина (украинское правительство). Территория Украины делилась на военно-административные единицы – полки. Во главе полков стояли выборные полковники.

До 1663 г. дела управления Украиной сосредоточивались в канцелярии по малороссийским делам Посольского приказа. Вопросы внешней политики Украины были подведомственны Посольскому приказу, а вооруженных сил – Разрядному приказу. С 1663 г. делами Украины стал заведовать Малороссийский приказ, который в 1722 г. был преобразован Петром I в Малороссийскую коллегию. После ликвидации Малороссийской коллегии в 1727 г. руководство управлением Украиной перешло к коллегии иностранных дел, а с 1750 г. – к Сенату.

Должность украинского гетмана была упразднена Петром I в 1722 г., затем должность украинского гетмана была восстановлена и вновь ликвидирована. Елизавета Петровна восстановила ее в 1750 г. для того чтобы наградить ею брата своего фаворита – К. Разумовского. Окончательно упразднила украинское гетманство Екатерина II, она же восстановила Малороссийскую (Украинскую) коллегию.

Помимо этого, Екатериной II ликвидируется украинская система самоуправления, учреждается должность малороссийского генерал-губернатора, в результате чего Украина становится почти рядовой губернией Российской империи.

Прежнее украинское право существовало вплоть до начала XIX в. (официально оно было упразднено Николаем I в 1842 г.). При Екатерине II в результате разделов Польши в состав России вошли Западная (Правобережная) Украина, кроме Галиции, которая принадлежала Австрии (Австро-Венгрии). Присоединенное к России Северное Причерноморье (в т. ч. Крым) стало называться Малороссией.

46. Гражданское право по своду законов 1833 г

Свод законов Российской империи – плод систематизации, проведенной сотрудниками Второго отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии под общим руководством М. М. Сперанского. Свод законов был составлен к 1832 г. и состоял из 15 томов, включавших только действующие узаконения. Все статьи Свода законов Российской империи содержат ссылки на соответствующие акты из Полного собрания законов Российской империи. Свод законов Российской империи получил статус закона с 1835 г.

Для каждой статьи Свода законов Российской империи составлялся комментарий, который носил значение толкования, но не имел силы закона.

Затем последовало 2 полных (1842 г., 1857 г.) и 6 неполных (1833 г., 1876 г., 1885 г., 1886 г., 1887 г., 1889 г.) изданий обновленного Свода законов Российской империи.

Развитие гражданского права проходило на основе кодификации старых форм права, что, соответственно, не могло не повлиять на характер этой отрасли: сохранились элементы сословного неравенства, ограничения вещных и обязательственных прав. Крестьянам запрещалось выходить из общины и закреплять за собой земельный надел. Помимо этого, крестьяне, которые не имели торговых свидетельств и недвижимой собственности, не могли выдавать векселя. Ограничивалась правоспособность и дееспособность духовных лиц, еврейского и польского населения.

Распоряжение землей подвергалось особым ограничениям: земля казенных и удельных крестьян не могла отчуждаться ни отдельными общинниками, ни общиной в целом. Продолжало существовать право родового купца и система майоратов, земельных владений, полностью изъятых из оборота и переходивших по наследству старшему в роду.

В сфере гражданского права широко применялись местные обычаи и традиции, уровень юридической техники был невысоким, что, соответственно, отразилось на терминологии: юридическое лицо определялось как «сословие лиц», сервитут определялся как «право участия частного», правоспособность и дееспособность не разграничивались.

Право собственности определялось следующим образом: «Собственность – власть в порядке, гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно» (ч. 1, т. X Свода законов Российской империи). Право собственности могло быть приобретено путем дарения, пожалования, выдела, завещания, наследования, приращения, присоединения, смешения вещей, переработки, мены, купли-продажи, других договоров и обязательств, вследствие давности «спокойного, бесспорного и непрерывного» владения в течение 10 лет, оккупации (для движимых вещей).

В обязательственном праве различались обязательства из договоров и обязательства из деликта (причинения вреда и недозволенных действий).

Среди договоров выделялись: договор мены, договор купли-продажи, договор запродажи (фьючерсный договор), договор имущественного найма (аренды), договор поставки, договор подряда, договор займа (не более 6 % годовых), договор ссуды имущества (безвозмездное временное разрешение пользоваться имуществом), договор личного найма.

Широкое распространение получил договор товарищества, предусматривались полное товарищество, товарищество на вере (по вкладам), товарищество по участкам (компания на акциях – прототип акционерного общества), трудовое товарищество (артель).

47. Фискалы и прокуроры в конце XVIII-первой половине XIX вв

Фискалат (фискалитет) был учрежден Петром I одновременно с Сенатом, в 1711 г. Абсолютная монархия вынуждена была внимательно надзирать за своими чиновниками, для этого и необходимы были фискалы, а чуть позже – прокуроры. В обязанности фискалов входило «тайное надсматривание» за всеми чиновниками, чтобы они не расхищали казенные средства, не брали взятки и не превышали свои служебные полномочия. Фискалов возглавлял обер-фискал, подчиненный непосредственно царю, обер-фискалу подчинялись губернские и городовые фискалы. Фискалы получали половину конфискованного по их доносу имущества или половину взысканного штрафа, поэтому фискалов очень не любили, само это слово стало ругательным.

В 1722 г. сначала для надзора за Сенатом была учреждена прокуратура, которая вскоре вытеснила фискалитет из сферы осуществления государственного надзора.

Разница между фискалами и прокурорами такова: фискалы осуществляли негласный, тайный надзор, в то время как прокурорский надзор осуществлялся гласно. С учреждением прокуратуры роль Сената заметно уменьшилась. Вместе с тем круг вопросов, рассматриваемых Сенатом, был достаточно широк: анализ материалов, представляемых государю, назначение и выборы высших государственных чинов и др.

В целях надзора за деятельностью администрации при Сенате была учреждена должность оберпрокурора, затем также прокуроры в коллегиях, обер-прокурор Синода, прокуроры при губернских надворных судах. Первым российским генералпрокурором был назначен П. И. Ягужинский (1683–1738 гг.), человек весьма деятельный и властный, сумевший сделать свою должность весьма престижной. Его заслуженно называли «оком Государевым». Помимо прокуроров, генерал-прокурору были также подчинены сохранившиеся фискалы. Но прокуроры в то время (так как еще не сложилась собственно судебная система) не занимались поддержкой государственного обвинения в суде, осуществляя лишь разнообразные надзорные функции.

Институт губернских прокуроров при судах был восстановлен при Екатерине II, в ходе реформы судебных учреждений. Губернский прокурор входил в состав губернского правления и осуществлял надзор за законностью в губернии, а также надзор за всеми должностными лицами губернского уровня, кроме губернатора и генерал-губернатора, подчиняясь непосредственно генерал-губернатору империи, который в свою очередь был подотчетен лишь монарху. Губернскому прокурору подчинялись прокурор верхнего земского суда, прокурор губернского магистрата, прокурор верхней расправы, губернские и уездные стряпчие. Ни одно решение суда не вступало в силу без подписи губернского прокурора.

В 1802 г.Александр I своим Манифестом об образовании министерств заменил коллегии министерствами. Соответственно, с 1802 г. прокуратура передавалась в ведение Министерства юстиции, должности министра юстиции и генерал-прокурора были совмещены. Министр юстиции контролировал всю судебную систему страны, осуществлял подбор кадров и надзорные функции. Он осуществлял надзор как за судебными инстанциями, подчиненными Сенату, так и за административными учреждениями самого Сената.

48. Предпосылки буржуазных реформ XIX в

Вторая половина XIX в. ознаменовалась проведением буржуазных реформ в сфере правового положения крестьян, структуры органов управления земствами и городами, судебной и полицейской систем.

Виды предпосылок буржуазных реформ 60—70-х гг. XIX в.:

1) социально-экономические;

2) политические;

3) идеологические.

Социально-экономические предпосылки: к середине XIX в. стал очевиден упадок феодального уклада производства, на промышленную арену все более открыто выступали буржуазные черты производства, появлялись и широко распространялись капиталистические формы хозяйствования, приходя на смену старым феодальным порядкам производства. Уже к 20-м гг. XIX в. все больше и больше применялись вольнонаемные рабочие, а к 1960-м гг. их число превысило 50 % рабочей силы на фабриках, вотчинная и посессионная мануфактуры прекращали свое существование, уступая место новым буржуазным отношениям. Промышленный переворот 30—40-х гг. XIX в. остро поставил проблему нехватки кадров, так как большинство населения находилось в крепостной зависимости и не имело возможности отлучиться от своих помещиков. Одновременно мельчало дворянское землевладение, земля начала стремительно переходить в руки других сословий, на этом фоне распространялась практика отходничества крестьян. В среде дворянства также появлялись сторонники буржуазных реформ, так как все меньше доходов поступало с земель, основными источниками существования дворянства становились предпринимательство и служба государю, а поместья скорее, наоборот, требовали значительных материальных затрат.

Политические предпосылки: основной предпосылкой реформ 60—70-х гг. XIX в. явилась предреволюционная ситуация, сложившаяся в те годы в России. Политическая обстановка 50-х гг. XIX в. была такова, что постоянно возрастала классовая борьба, разгоравшаяся на фоне противоречий между дворянством и крестьянами. Эта борьба резко обострилась после поражения в Крымской войне 1853–1855 гг., когда уже после застигшего волнения декабристского выступления вновь значительно оживилась деятельность общественно-политических кружков. Феодальные порядки полностью изживали себя, требовалось принятие скорейших мер по установлению некоторых гарантий гражданам, чтобы удержать в силе хотя бы саму абсолютную монархию. Перестройки требовал весь государственный аппарат, полицейские и судебные органы, так как везде царили взяточничество и беззаконие, резко возрастала преступность в стране.

На фоне такой неблагоприятной обстановки в России немаловажным фактором, послужившим предпосылкой для проведения реформ второй половины XIX в., явились собственно либеральные взгляды правившего в те годы Александра II.

Идеологические предпосылки: важнейшим идеологическим толчком к установлению буржуазных порядков во всем мире, в том числе и в России, послужили идеи Великой французской революции: свобода, равенство, братство, законность.

В России же непосредственно в тот момент сформировались 3 главных идейно-политических силы:

1) официально-правительственный;

2) либеральный;

3) революционный.

Все они одновременно считали необходимым проведение буржуазных реформ, хотя и расходились во мнениях о способе их проведения.

49. Крестьянская реформа 1861 г

1861 г. ознаменовался крестьянской реформой, в результате которой крестьянство России было освобождено от многовековой крепостнической кабалы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.