Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Попечительства




Правоотношения, касающиеся международного усыновления, опеки и

Как и в других вопросах брачно-семейных отношений международного характера, в рассматриваемой области имеется большое разнообразие материально-правовых норм во внутреннем праве государств, что закономерно обусловливает появление коллизий. Брак и семья — это один из ярких примеров наслоений исторических, культурных, этнических, религиозных и др. традиций и особенностей, отразившихся в правовом регулировании

соответствующих отношений.

Немало их возникает и в области усыновления, опеки и попечительства: с какого возраста разрешается усыновление; кто может быть усыновителем; возможно ли усыновление совершеннолетнего; необходимо ли согласие на усыновление между усыновителем и усыновляемым или его законным представителем; сохраняется ли правовая связь усыновляемого с кровными родственниками; каковы конкретные обстоятельства и основания, которые могут составить правовые предпосылки для установления опеки и попечительства и т.д.?

Отмечая особенности отечественного законодательства в этой области, следует сказать, что Семейный кодекс РФ являлся значительной вехой на пути создания развитой правовой системы, соответствующей складывающимся в нашей стране иным, чем прежде, экономическим и социальным отношениям.

Действовавший ранее КоБС РСФСР перестал в полной мере удовлетворять современным потребностям регламентации семейных отношений с учетом произошедших изменений в международном и внутригосударственном социальном, экономическом и политическом климате.

Расширение сферы международных контактов коснулось в первую очередь такого института, как усыновление, и именно «иностранное» усыновление.

В ходе разработки и принятия Гражданского кодекса РФ в него впервые включены нормы об опеке и попечительстве. (До этого они содержались в Кодексе о браке и семье). Правовая регламентация соответствующих отношений ныне содержится в ст. 31—40 ГК РФ, которые не дают определения «опеки» и «попечительства», а лишь регулируют общие вопросы: цели опеки и попечительства, правовое положение и функции опекунов и попечителей (ст. 31—33); органы опеки и попечительства (ст. 34); назначение опекунов и попечителей, а также освобождение или отстранение их от обязанностей (ст. 35, 39); исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей (ст. 35, 36); прекращение опеки и попечительства (ст. 40). Таким образом, нормы ГК РФ ограничиваются перечислением условий, при которых данные институты имеют место.

Нормы, посвященные опеке и попечительству, которые содержатся в Семейном кодексе РФ, распространяют свое действие только на ту часть общественных отношений, в которой они регулируют права и обязанности опекунов и попечителей по воспитанию несовершеннолетних (п. 1 ст. 31 ГК РФ). Правовая регламентация указанных институтов содержится в главе 20 (ст. 145—150 СК РФ), а также а некоторых других нормах, в частности в ст. 121 СК РФ, обеспечивающих материально-правовое регулирование отношений по

опеке и попечительству. Коллизионные нормы, касающиеся этого института, помещены в ст. 1199 ГК РФ. В то же время правила выбора законов, относящиеся к усыновлению, содержатся в Семейном кодексе РФ. Опека устанавливается над малолетними (до 14 лет); гражданами,

признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Из сказанного становится очевидным различие между категориями «опека» и «попечительство»: разграничение между этими понятиями возможно провести именно по субъектному составу. Решения, зафиксированные в российском праве, в принципе отражают мировую практику регулирования.

Усыновление детей гражданами другого государства является широко распространенным во всем мире. Масштабным оно стало после окончания Второй мировой войны. Ни одно государство в то время не имело специального законодательства, регулирующего «иностранное» усыновление, вследствие чего его процедура не могла быть законодательно оформлена и зачастую осуществлялась стихийно, с массой нарушений как моральных, так и правовых норм. Усыновление могло быть оформлено у нотариуса как обычная гражданско-правовая сделка, а об этических нормах такой «продажи» говорить не приходится. Роль своеобразного «фактора упорядочения» процедуры усыновления в разное время играли и играют созданные для этих целей организации, в частности: Национальный комитет по усыновлению (Румыния), лицензированные агентства (Северная Корея), независимые посредники (Италия), суды (Южная Корея). В России деятельность иностранных общественных и частных организаций, не получивших аккредитацию, запрещена. В то же время в РФ органами, дающими разрешение на усыновление детей, являющихся гражданами России, выступают органы исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок.

С течением времени в различных странах стали появляться первые специальные законодательные акты об усыновлении. В цепях же противодействия созданию предпосылок для коммерческой деятельности, связанной с иностранным усыновлением, и пресечения противоправных действий по похищению детей 25 октября была заключена Гаагская конвенция о гражданских аспектах похищения детей, в которой участвуют Франция, Канада, ФРГ, Швейцария, США, Испания, Польша, Греция, Израиль, Грузия, Туркменистан и др., согласно положениям которой обеспечивается немедленное возвращение детей, незаконно перемещенных или удерживаемых в любом договаривающемся государстве, а также гарантируется, чтобы права опеки или доступа согласно праву одного договаривающегося государства эффективно соблюдались в других договаривающихся государствах (ст. 1).

Наиболее общей тенденцией в развитии международног частного права в области иностранного усыновления стало судебное производство соответствующих дел. Согласно, например, Закону Финляндии об усыновлении 1979 г. его порядок разделяется на два этапа: консультации и подтверждение усыновления решением суда. Целью консультаций является наблюдение за интересами ребенка и помощь ему, его родителям и усыновителям путем переговоров и действий до того, как суд подтвердит усыновление. Однако в случае

необходимости консультация может быть дана и после того, как усыновление произошло окончательно (§ 16).

В Шотландии по Закону 1978 г. суд соответствующей юрисдикции по заявлению усыновителей выносит приказ о передаче им родительских прав и обязанностей. Подобный приказ аннулирует все права и обязанности биологических родителей и опекунов, все взаимные права и обязанности родителей и детей. Однако он не прекращает прав и обязанностей опекуна, если в договоре или ином документе специально отмечено, что права опекуна не уничтожаются приказом об усыновлении. Заявление об усыновлении может быть подано как супругами, каждый из которых достиг 21 года и имеет местожительство в Великобритании, так и одним лицом, не состоящим в браке. Для усыновления необходимо согласие каждого из родителей или опекунов ребенка. Согласие родителей не требуется, если они не выполняют своих родительских обязанностей.

В Российской Федерации в семейном кодексе впервые в интересах детей был установлен судебный порядок усыновления, в рамках которого действует ряд материально-правовых правил. Усыновление считается правомерным, если: 1) ребенка не усыновили либо другие родственники, либо иная российская семья; 2) соблюдены все формальные процедуры (получено разрешение и т.п.); 3) осуществляется дееспособным лицом (усыновителем) в отношении несовершеннолетнего (усыновляемого) в целях его воспитания; 4) учтены правила о «близости» языка, культуры, обычаев и т.д.; 5) существуют условия для содержания детей и т.д. Как и ранее КоБС РСФСР российский закон допускает усыновление детей-граждан РФ

иностранными гражданами и лицами без гражданства. Такое усыновление производится на общих основаниях, однако с соблюдением ряда требований, которые с учетом п. 3 ст. 62 Конституции РФ установлены непосредственно федеральным законом — СК РФ.

До начала 90-х гг. в РФ случаи «иностранного» усыновления были достаточно редки; впоследствии они заметно участились. В результате из-за интереса иностранных граждан к усыновлению российских детей в этой сфере наметился сдвиг в сторону корректировки российского законодательства и практики, сначала в форме ненормативных разъяснений Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ о том, что в семьи иностранных граждан могут быть переданы дети, которых по тем или иным причинам не взяли под опеку (попечительство) российские граждане: это дети- инвалиды, дети с отклонениями в развитии, с отягощенной наследственностью, старшие школьники, затем — о порядке обязательного централизованного учета детей-сирот, подлежащих усыновлению; и наконец, о форме включения в ведущий акт семейного права — Семейный кодекс — специальных норм, регламентирующих иностранное усыновление. Собственно «иностранному» усыновлению отведена статья 165 СК РФ, часть 1 которой отправляет нас к

национальному законодательству, в котором устанавливаются порядок, условия осуществления этой процедуры, определяется круг лиц, имеющих право быть усыновителями, обозначается орган — суд, который занимается рассмотрением данной категории дел, устанавливаются обязанность соблюдения тайны усыновления, условия и порядок отмены усыновления.

Касаясь развития правовой базы, используемой для регламентации данного вида отношений, кроме вышеуказанных актов, можно выделить постановление Верховного Совета РФ от 18 декабря 1992 г. № 4132-1 «О неотложных мерах по упорядочению усыновления детей, являющихся гражданами РФ, гражданами других государств». Данный документ закрепляет принцип, согласно которому «усыновление ограничивается исключительными, не терпящими отлагательства случаями, когда это необходимо в интересах здоровья ребенка». Все должностные лица обязывались указывать основания принимаемого решения.

31 августа 1994 г. издается приказ Минобразования и Минздравмедпрома РФ «О документах, предоставляемых при усыновлении детей иностранными гражданами» за №№ 342, 184. Данный ведомственный акт был призван стать одним из шагов на пути приведения актов в этой области в соответствие с действующим законодательством.

13 сентября 1995 г. в РФ принят специальный акт, содержащий материальные нормы по иностранному усыновлению, — «Положение о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам», которым подтверждались ранее установленные принципы усыновления (интересы ребенка, ненарушение прав ребенка), передачи детей на усыновление

иностранным гражданам только в случаях, если не представилась возможность передать их на усыновление, опеку или попечительство гражданам Российской Федерации, и т.д. Особо выделялись случаи иностранного усыновления, если ребенок проживает за границей. В подобных обстоятельствах усыновители должны обращаться в орган исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого ребенок (или его родители) проживали до выезда за пределы РФ. В таких случаях заключение об обоснованности и соответствии усыновления интересам ребенка дает дипломатическое или консульское представительство Российской Федерации (п. 43). Усыновление также производится в дипломатическом или консульском учреждении.

В Постановлении Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542 определяется перечень заболеваний усыновителя, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью. 3 августа 1996 г. было принято Постановление Правительства РФ № 919, содержащее Положение о порядке передачи детей, являющихся гражданами РФ, не усыновленных гражданами РФ, иностранным гражданам и (или) лицам без гражданства.

Ст. 21 Конвенции ООН о правах ребенка рассматривает усыновление в другой стране в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если он не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая в состоянии была бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным. Ввиду указанного ст. 124 СК отдает приоритет при усыновлении российским гражданам, постоянно проживающим на территории

РФ. В этих целях вводится централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть переданы на воспитание в семьи граждан России (см. ст. 122 СК и комментарий к ней). Иностранные граждане и лица без гражданства могут усыновить российских детей только по истечении 3 месяцев со дня их постановки на такой учет, независимо от возраста детей и состояния их здоровья. Этот порядок усыновления распространяется и на российских граждан, постоянно проживающих за границей. Исключение составляют только родственники ребенка, желающие его усыновить. Они вправе усыновить ребенка на общих основаниях, наравне с российскими гражданами, независимо от их гражданства и места жительства.

Усыновление иностранными гражданами детей, являющихся гражданами России, производится российским судом с соблюдением как норм гл. 19, так и ст. 165 СК, содержащей коллизионные нормы о подлежащем применению при таком усыновлении праве (см. комментарий к ней). Кроме того, в Постановлении Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 919 «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей»

определяются процедуры оформления усыновления детей иностранными гражданами (учет иностранных усыновителей, подбор детей и т.п.).

Одним из немногочисленных многосторонних международно-правовых документов, специально регламентирующих международное усыновление, является Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 г. Россия в ней не участвует, хотя и являлась наблюдателем в работе Юбилейной сессии Гаагской конференции в 1993 г. (подробнее об этом международном соглашении см. далее в настоящем параграфе).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.