Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие конституционного строя и его основ




Основные этапы развития российской конституции. Разработка и принятие Конституции Российской Федерации.

Статья 137

Статья 135

1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

· Внесение поправок в Конституцию РФ осуществляется специальным законом «Закон о поправке Конституции» (ст. 134, ст. 136, ст.108, ст. 104-107)

· Внесений изменений в статью 65

1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

 

В истории Российской Федерации было несколько конституций. Они развивали концепцию социалистического конституционализма, который опирался на принцип классового государства. Первая из них была принята в 1918 г. Она законодательно закрепляла итоги Великой Октябрьской социалистической революции. В сфере государственного строительства учреждалось государство диктатуры пролетариата. Правами и свободами наделялись лишь трудящиеся

классы, а остальное население было лишено этих прав. Затем, после образования в 1922 г. Советского Союза, конституции РСФСР лишь повторяли положения союзных конституций. Так, были приняты Конституции РСФСР 1925, 1937 и 1978 гг. Несмотря на провозглашение РСФСР суверенным государством в этих конституциях, на практике Россия не обладала полным суверенитетом. В построении системы государственной власти и управления конституции РСФСР исходили из принципов, противоположных общепринятым принципам правового государства: верховенство прав человека, разделение властей, парламентаризм. Вместо этого провозглашались принципы классовости в предоставлении прав и полновластия Советов. Однако на практике власть была тесно связана с политикой большевистской партии. Конституция Российской Федерации 1993 г. является Основным законом суверенного Российского государства, принятым на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Она впитала основные достижения передовой правовой науки. Однако, будучи принятой в условиях жесткого политического противоборства законодательной и исполнительной властей, она не лишена недостатков и, вероятно, в дальнейшем будет нуждаться в изменениях и дополнениях. Одной из особенностей Конституции РФ 1993 г. является ее гуманистическая направленность. Права и свободы человека и гражданина закреплены в ней в качестве высшей ценности. Их признание, соблюдение и защита являются главной обязанностью государства. Кроме этого, Конституция РФ 1993 г. закрепила смешанную форму правления — президентско-парламентскую, с заметным акцентом властных полномочий в сторону исполнительной власти: президента, премьер-министра и правительства

 

Институт «основы конституционного строя» РФ является одним из наиболее важных, ему посвящена первая глава. Как совокупность правовых норм, он определяет принципы организации государства и его взаимоотношения с обществом и человеком. Наличие конституционного строя означает, что государство служит обществу, человеку и создано для того, чтобы гарантировать права и свободы личности. Поэтому конституционный строй можно определить как порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией.

Конституционный строй включает принципы взаимоотношений государства, общества и личности, а также основные начала организации органов государственной власти и жизнедеятельности гражданского общества.

Выделяют следующие группы основ конституционного строя:

1. Политические основы конституционного строя:

· Демократический режим - государственный режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. (ст.3, ст.2, ст.1)

· Федеративное государство - объединение двух или нескольких государственно-территориальных (или национальных) образований (штатов, земель, краев, областей, республик и т.п.) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. (ч.3 ст.5)

· Правовое государство - тип государства, основанного на конституционном режиме, развитой и непротиворечивой правовой системе и эффективной судебной власти, реальном разделении властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, развитым социальным контролем политики и власти. (ч.2 ст.4, ст.15)

· Республиканская форма правления - это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми прямо или косвенно населением на определенный срок. (ст.5)

· Принцип разделения власти (законодательная, исполнительная, судебная) (ст.10, ст.11)

· Суверенитет РФ (Россия самостоятельное, независимое государство) (ст.4, ст.80)

2. Социальные основы конституционного строя:

· Россия – это социальное государство (ст.7)

3. Экономические основы конституционного строя:

· Социальное рыночное хозяйство (ст.8, ст.9)

4. Идеологические (духовные, культурные) основы конституционного строя:

· Идеологическое и политическое многообразие (ст.13)

· Политическое многообразие (ст.13)

· Светское государство (ст.14)

 

8. Референдум Российской Федерации: понятие, правовая база, порядок назначении и проведения.

Референдум – голосование граждан, имеющих активное избирательное право, по вопросам, которые в установленном законом порядке вынесены на референдум в целях получения от участников референдума чётко выраженного однозначного ответа типа «да» или «нет», «за» или «против», - определяется в российском законодательстве применительно к видам референдума в Российской Федерации. Таковых три: референдум Российской Федерации (федеральный институт референдума), референдум субъекта Российской федерации, местный референдум.

Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации референдум Российской Федерации наряду со свободными выборами является высшим и непосредственным выражением власти народа. Референдум Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации, на основе равного всеобщего и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума обладает только одним голосом. Гражданин Российской Федерации голосует в референдуме лично. Участие является свободным, контроль за волеизъявлением не допускается.

Референдум Российской Федерации – всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.

Процесс проведения референдума целесообразно разделить на следующие стадии и этапы:

1) подготовка референдума:

народная инициатива (инициативы иных субъектов);

информирование граждан;

агитация по вопросам референдума;

всенародное (народное) обсуждение вопроса, выносимого на референдум

2) проведение референдума:

назначение референдума;

организация референдума;

голосование;

подведение итогов голосования;

3) реализация решения, принятого на референдуме:

исполнение решения, принятого на референдуме;

ответственность за неисполнение решения референдума.

В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума Российской Федерации 18 лет. Гражданин РФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения референдума Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме. Не имеет права участвовать в референдуме Российской Федерации гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

При подготовке и проведении референдума используется русский язык как государственный язык Российской Федерации и государственные языки республик в составе Российской Федерации, а так же языки народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.

Источники законодательства о референдуме в Российской Федерации образуют систему. Система законодательных актов о референдуме характеризуется внутренним единством, так как все источники законодательства о референдуме основываются на общих принципах регулирования референдумов, заложенных в Конституции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации является основным источником законодательства о референдуме. В ней содержится политико-правовая характеристика института референдума, разграничиваются полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по регулированию отношений, имеющих непосредственное значение для построения законодательства о референдуме, устанавливает конституционное право граждан Российской Федерации участвовать в референдуме.

Референдум состоит из нескольких стадий, каждая из которых важна в том порядке, в каком они идут друг за другом и по своему значению.

Результатом референдума является одобрение или неодобрение принятого акта полномочными органами власти. Решение референдума имеет высшую юридическую силу, и принятый акт в утверждении не нуждается. Законодательные акты имеют такую же юридическую силу, как и акты парламента. Правовые акты являются плодами и воплощают волю верховного обладателя государственной власти.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.