Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы конституционно-правового статуса личности. 3 страница




 

Основные гарантии конституционных социальных прав устанавливаются нормами Конституции. Кроме того, ряд статей, регламентирующих основы социально-экономических прав граждан (ст. ст. 37-44 Конституции Российской Федерации) также направлены на создание действенного механизма реализации принципа социального государства, провозглашенного статьей 7 Конституции РФ.

 

В соответствии с Конвенцией № 117 МОТ «Об основных целях и нормах социальной политики» 1962 года1 при решении социальных проблем главную роль должно играть государство, обязанное «принимать все меры для обеспечения такого жизненного уровня, включая пищу, одежду, жилище, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также образование, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния».

 

Нельзя согласиться с мнением Д.Г. Черепенникова, утверждающего, что «концепция социального государства не получила в России достаточного оформления в виде юридически обязательной системы принципов, источников, норм и процедур...»1. На самом деле массив нормативных правовых актов в соответствующей сфере настолько велик, что у правоприменителя возникают серьезные проблемы согласования нормативных актов, восполнения коллизий и пробелов в праве, обеспечения соответствия норм этих актов Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. В качестве основной меры преодоления проблемы, выражающейся в несовершенном содержании и недостаточной юридической силе норм, регламентирующих отдельные меры социальной защиты, целесообразно было бы объединить эти нормативные правовые акты в единый акт - Социальный кодекс.

 

Кроме того, необходимо отметить, что сами гарантии должны быть реальными. Юридические гарантии правовых норм оказываются неработающими, - указывает Н.А. Боброва, - не только в случае, если норма является не реальной, но если сами гарантии иллюзорны, то есть сориентированы не на реальность, а на

 

о

 

некую идеальную модель. Минимальный размер оплаты труда остается более чем вчетверо меньше прожиточного минимума работающего. Размеры государственных пособий, устанавливаемых нормативными правовыми актами, чрезвычайно низки и выплачиваются, как правило, в одинаковом размере для всех имеющих на них право. Практически во всех случаях они не могут обеспечить собой средств к физическому существованию, не говоря уже о создании условий для свободного развития человека. Это лишает смысла само существование подобных гарантий, ведет к нарастанию кризисных явлений в обществе.

 

Регламентированная статьей 7 Конституции Российской Федерации, система социальной защиты, как показывает практика, может эффективно функционировать только в стране с развитой системой рыночных отношений, а не стоящей на пороге их создания. Получается, что авторы Конституции совместили в одном законе несоединимое: модель рыночных отношений либерального, то есть переходного государства, с механизмом социальной защиты развитого демократического государства. А ведь на этой норме Конституции выстраивается целая система иных нормативно-правовых актов1.

 

Об этом пишет и В.А. Четвернин, указывая, что «проблема заключается в том, что Россия сначала должна пройти путь социально-экономического развития, ориентированный на капитализм и рыночную экономику, то есть такой период индустриального роста, который предполагает не социальную, а преимущественно либеральную государственность»131.

 

«Социальная политика, - отмечает Е.М. Андреева, - приобретает декларативный характер, так как положения многих законодательных актов о заботе и внимании к нуждам человека стали противоречить текущей действительности»132.

 

В условиях резко снижающихся возможностей управления социальными процессами происходит экономический спад, обнищание широких социальных слоев, поляризация населения приобретает устойчивый и угрожающий характер. Наиболее негативным следствием является существенный разрыв в уровне доходов населения, что ведет к биполярной, антагонистической социальной структуре.

 

Факт законодательного закрепления системы юридических гарантий - не свидетельство качества обеспечения прав человека. Закон устанавливает в своих нормах лишь статистические элементы механизма охраны прав граждан вместе с системой гарантий. Динамика данного механизма сопряжена с организационной работой органов государственной власти и активностью населения, неотделима от правосознания и правовой культуры должностных лиц. Нормативные, институционные, процессуальные, организационные элементы системы юридических гарантий станут действовать эффективнее, когда система будет основываться на принципе «гарантия гарантиям»133.

 

Как отмечает Е.А. Лукашева, «...самые совершенные юридические механизмы и гарантии будут бессильны в условиях нестабильной политической ситуации, разваливающейся экономики и социальной конфронтации»5.

 

Таким образом, для обеспечения реальности и социальной исполнимости норм института конституционных социальных прав граждан необходим слаженный механизм гарантирования. Причем гарантированы могут быть лишь реальные нормы, правильно отражающие закономерности общественного развития и соответствующие сложившейся системе общественных отношений и связей. А с другой стороны, сами способы и средства, обеспечивающие реализацию правовых норм должны быть нацелены на реальность, а не на некий идеальный образ. Именно такой баланс в механизме гарантирования приведет к полному воплощению конституционных норм в действительности.

 

Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание134, соблюдение135 и защита136 прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». В части 2 ст. 7 Конституции РФ сказано, что «В Российской Федерации...устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

 

Установление гарантий социального обеспечения еще не означает их исполнения. Исходя из смысла статьей, можно делать вывод, что конституционные права граждан на социальное обеспечение лишь устанавливаются государством, то есть государство перечисляет данные права, но не гарантирует их исполнение и соблюдение. «Обеспечить - предоставить достаточные материальные средства к жизни. Сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым, снабдить чем-нибудь».137Права не обеспечиваются финансовыми, политическими, материальными и людскими ресурсами. Без обеспечения прав не может идти речи о социальном государстве, теряется смысл закрепления социальных прав в Конституции, так как именно обеспечение прав и свобод определяет их действенность и эффективность.

 

В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией РФ».

 

Но в статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах сказано, что «каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте».

 

В целях обеспечения эффективной реализации конституционного права на социальное обеспечение и соответствия Конституции РФ международным стандартом, автор предлагает дополнить статью 2 Конституции РФ положением об обеспечении государством прав и свобод человека и гражданина.

 

Таким образом, функционирование социального государства направлено на утверждение принципа социальной справедливости, а правовое регулирование социального обеспечения - на создание и поддержание достойного уровня жизни во всей полноте его содержания для всех нуждающихся в таком обеспечении категорий населения.

 

Права и свободы, закрепленные в Конституции РФ, являются основными конституционными правами и свободами личности. Конституционные права человека в экономической, социальной и духовной сферах призваны гарантировать свободу развития личности и достойный уровень жизни. Данные права и свободы являются одним из видов основных конституционных прав и свобод личности.

 

Социальные права вытекают не из свойств отдельных личностей, а базируются на взаимопомощи и солидарности. Вся совокупность этих прав, которые позволяют требовать от государства широкого перечня адекватных мер и содействуют созданию достойных данного человека в данном обществе условий.

 

Реализация конституционного права на социальное обеспечение имеет ключевое значение для развития личности, общества, государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.