Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория Трансформации




Соотношение международного и внутригосударственного права.

Соотношение международного и российского права. В соответствии с ч.4 ст.15 Коституции РФ Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г. дополняет конституционное правило: «Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты» (п. 3 ст. 5).


Основные положения теории трансформации сводятся к следующему.

1. Международное и внутригосударственное право представляют собой два различных правопорядка. Поэтому первое не может быть непосредственным регулятором отношений в сфере действия второго.

2. Для придания нормам международного права юридической силы внутри государства, они должны быть «трансформированы» в нормы национального права (другими словами, приобрести силу норм внутригосударственного права).

3. Процедура «трансформации» характерна для всех случаев и способов приведения в действие норм международного права внутри государства.

4. Проведение «трансформации» опосредуется изданием соответствующего «трансформационного» национально-правового акта.

С точки зрения юридической техники выделяют виды трансформации (С. В. Черниченко):

1) инкорпорация - формальное «включение» норм международного договора во внутреннее право государства «посредством «включения» самого договора в его законодательство

2) легитимация имеет место тогда, когда с целью обеспечения выполнения государством норм международного права или индивидуальных международно-правовых установок принимается особый внутригосударственный акт, который не повторяет все внешние признаки соответствующего международно-правового акта

3) отсылка - это использование согласно предписанию внутригосударственного права для урегулирования каких-либо внутригосударственных отношений правил, установленных международными договорами или обычаями.

Е. Т. Усенко считает, что все виды трансформации можно подразделить на:

1) генеральную - установление государством в своем внутреннем праве общей нормы, придающей международно-правовым нормам силу внутригосударственного действия

2) специальную. - придание государством конкретным нормам международного права силы внутригосударственного действия путем их воспроизведения в законе текстуально либо в виде положений, адаптированных к национальному праву, или путем законодательного выражения согласия на их применение иным способом


19. Формы и способы реализации в РФ норм МП. Международно-правовые нормы реализуются в нашей стране в двух формах:

1) в форме издания внутригосударственных актов, регулирующих те же вопросы, чтои международно-правовые нормы; и

2) в форме непосредственного применения норм межд-ого права в кач-ве регуляторов внутренних отношений.

При этом прямое, непосредственное применение конкретного межд. договора возможно и на основе акта, изданного в его исполнение

I. Внесение изменений в зак-во РФ Способы внесения изменений:.

1. Опр-е порядка применения в нашей стране норм конкр. Межд. договора

2. Издание во исполнение принятого межд-го дог-ра нормативных актов. Внутригосударственное правотворчество необходимо, когда законодательство РФ не регулирует данного вопроса или регулирует его иначе, чем межд-ый договор.

3. Включение в действующее зак-во отсылок к межд-ому договору (договорам).

А. «Если, то». Если межд. договором РФ, установлены иные правила, чем предусмотренные зак-вом РФ, то применяются правила межд-го договора.

Б. «И, и». Данные отношения регулируются и зак-ом РФ, и межд-ми договорами.

В. «Если иное» или «за исключением». Данные отношения регулируются следующим образом, если иное не предусмотрено межд-ым договором (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами).

Г. «Другие». Доп-ые вар-ты регулирования данных отношений зафиксированы межд-ми дог-ами.

Д. «Смотри». Конкретный способ регулирования данных отношений указан в соответствующем международном договоре.

Иногда в рос зак-ве делается ссылка не на конкретный межд-ый договор, а на международно-правовые обязательства РФ в соотв-ей области. Так, в преамбуле Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» 1992 г. говорится: «Принимая во внимание необходимость реализации в законодательстве РФ признанных международным сообществом... прав и свобод человека и гражданина».

II. Непосредственное применение межд-ых норм в РФ

В РФ межд. нормы могут применяться вместе с нормами права РФ или вместо последних без к.-л. трансформации, преобраз-я их в нормы внутригос. права.

РФ разрешает, санкционирует непосредственное применение межд.-прав. норм во внутригос. сфере отношений. Можно различать общее и спец-ое санкционирование.

Как универсальную санкцию, адресованную всем субъектам рос. права, на применение в их деятельности международно-правовых норм можно рассматривать норму ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. В качестве специальных санкций выступают отсылочные нормы, нормы актов, изданных во исполнение договоров, «привязки» к договорам и т.д.

Многие положения права РФ устанавливают, что те или иные вопросы регулируются, а государственные органы РФ, физические и юридические лица руководствуются, помимо норм российского зак-ва, и межд-но-правовыми нормами.

Непосредственно действуют в РФ и применяются «сам-но» нормы соглашений о борьбе с преступлениями международного характера, договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, конвенций о дипломатических и консульских сношениях, соглашения по гражданско-правовым вопросам и многие др.


20. Территории в МП: понятие и виды.

Под территорией в международном праве понимается пространство с определенным правовым режимом — часть земного шара (сухопутная, водная территории, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела. Правовой статус территорий определяется нормами внутригосударственного законодательства и международного права.

По правовому режиму территории подразделяются на:

1) государственные Государственная территория — это часть земного шара, находящаяся под суверенитетом соответствующего государства. Государст-венную территорию образуют: сухопутная территория (вся суша, расположенная в пределах границ данного государства, острова); водная территория (все водоемы, расположенные на сухопутной территории и части вод морей и океанов, примыкающие к берегам), воздушная территория (все воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями); недра (под сухопутной и водной территориями).

Условной государственной территорией принято считать морские, воздушные, космические корабли, находящиеся вне пределов государственной территории, а также трубопроводы, другие сооружения и оборудование в пределах международной территории (буровые установки, искусственные острова и т.п.).

Правовой режим государственных территорий определяется прежде всего национальным законодательством каждого государства; международные договоры затрагивают отдельные аспекты правового статуса внутренних вод и территориального моря, устанавливают договорное прохождение государственной границы, определяют вопросы пограничного режима и т.д.

2) территории со смешанным режимом (континентальный шельф и экономическая зона) не входят в состав государственных территорий, однако прибрежные государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права, зафиксированные национальным законодательством и международными договорами.

3) территории с международным режимом (открытое море за пределами территориальных вод, международный район морского дна, некоторые международные проливы, реки и каналы, Антарктика, космическое пространство и небесные тела). - это сухопутные и водные пространства, которые расположены за пределами государственных территорий и находятся в общем пользовании. Статус и режим таких территорий определяется международным правом; государственный суверенитет на такие территории не распространяется, за исключением территорий искусственных островов, установок и сооружений, которые в соответствии с современным международным морским правом государство может строить в исключительной экономической зоне и на у континентальном шельфе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.