КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Действие международных договоров
Специализированные учреждения ООН Специализированные учреждения ООН – это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН. Статья 57 Устава ООН перечисляет их характерные черты: 1) межправительственный характер соглашений о создании таких организаций; 2) широкая международная ответственность в рамках их учредительных актов; 3) осуществление сотрудничества в специальных областях: экономической, социальной, культурной, гуманитарной и др.; 4) связь с ООН. Последняя устанавливается и оформляется соглашением, которое заключается ЭКОСОС с Организацией и утверждается Генеральной Ассамблеей ООН. Такое соглашение составляет правовую основу сотрудничества ООН со специализированным учреждением. В настоящее время существует 17 специализированных учреждений ООН. Уставом ООН предусмотрено, что Организация делает рекомендации по согласованию политики и деятельности специализированных учреждений (ст. 58). ЭКОСОС уполномочен: согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и рекомендаций им, а также Генеральной Ассамблее и членам Организации; принимать меры для получения от них регулярных докладов; обеспечивать взаимное представительство Совета и учреждений для участия в обсуждении вопросов в Совете, его комиссиях и в специализированных учреждениях. В соглашениях, заключенных ООН с учреждениями, предусмотрены обмен необходимой информацией и документами, обязательство учитывать рекомендации ООН и сообщать о мерах по проведению их в жизнь, согласование программ деятельности. Связь специализированных учреждений с ООН направлена на обеспечение деятельности этих организаций в соответствии с целями и принципами ООН, решение общих задач в деле содействия миру и прогрессу, оказание содействия Совету Безопасности ООН в деле поддержания международного мира и безопасности. Специализированные учреждения можно разделить на следующие группы: организации социального характера (МОТ, ВОЗ), организации культурного и гуманитарного характера (ЮНЕСКО, ВОИС), экономические организации (ЮНИДО), финансовые организации (МБРР, МВФ, MAP, МФК, МАГИ), организации в области сельского хозяйства (ФАО, ИФАД), организации в области транспорта и связи (ИКАО, ИМО, ВПС, МСЭ), организация в области метеорологии (ВМО). Россия – член всех специализированных учреждений, кроме ФАО и ИФАД. Международная организация труда (МОТ). Создана в 1919 году на Парижской мирной конференции как автономная организация Лиги Наций. Ее Устав был пересмотрен в 1946 году. Соглашение между ООН и МОТ о статусе специализированного учреждения одобрено Генеральной Ассамблей 14 декабря 1946 г. Штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария). В МОТ входят более 170 членов. Целью МОТ является содействие установлению прочного мира путем поощрения социальной справедливости, улучшения условий труда, обеспечения полной занятости и повышения жизненного уровня трудящихся. Особенностью МОТ является трехстороннее представительство в ее органах: правительств, предпринимателей и трудящихся (профсоюзов). По замыслу создателей МОТ, это должно способствовать диалогу между трудящимися и предпринимателями при посредстве правительств (идея социального партнерства). Н Главными органами МОТ являются Международная конференция труда (МКТ), Административный совет и секретариат – Международное бюро труда. Международная конференция труда может собираться на очередные (ежегодные) и специальные (по мере необходимости) сессии. На них каждое государство представлено четырьмя делегатами: два – от правительства и по одному – от предпринимателей и трудящихся. Конференция разрабатывает конвенции и рекомендации по вопросам труда (разработано более 300 таких актов), в порядке контроля рассматривает доклады государств о применении ратифицированных конвенций МОТ, утверждает программу и бюджет организации. В период между сессиями Конференции работой Организации руководит Административный совет, избираемый Конференцией на три года. Он состоит из 56 членов (из них 28 – представители правительств и по 14 – представители предпринимателей и трудящихся). Выборы проводятся раздельно в трех избирательных коллегиях. При этом 10 мест в правительственной группе замещаются без выборов от наиболее развитых в промышленном отношении стран, определяемых решением Административного совета (в эту группу входит и Россия). Международное бюро труда готовит документацию, собирает и распространяет информацию, проводит исследования, организует различные совещания. МОТ имеет представительства в столицах ряда государств-членов, в том числе в Москве. Главный сферой деятельности МОТ являются выработка международных норм в трудовой сфере и контроль за их соблюдением. Государство, ратифицировавшее конвенцию МОТ, обязано регулярно представлять отчеты по ее выполнению. Этот процесс контролируют два органа: независимый экспертный комитет по выполнению конвенций и рекомендаций (20 юристов) и трехсторонний комитет МКТ по выполнению конвенций и рекомендаций, обсуждающий вопросы на основе докладов экспертного комитета. Что касается рекомендаций и нератифицированных конвенций, то МОТ требует от государств представлять информацию о соответствии национального законодательства содержащимся в указанных актах нормам. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Создана в 1946 году на Международной конференции по здравоохранению в Нью-Йорке. Устав вступил в силу 7 апреля 1948 г. (этот день отмечается как Всемирный день здоровья). Штаб-квартира расположена в Женеве (Швейцария). Соглашение между ООН и ВОЗ одобрено Генеральной Ассамблей ООН 15 ноября 1947 г. В ВОЗ входят 190 государств-членов. Целью ВОЗ является «достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья». Основные направления ее деятельности: борьба с инфекционными болезнями, разработка карантинных и санитарных правил, проблемы социального характера. ВОЗ предоставляет помощь в налаживании системы здравоохранения, подготовке кадров, борьбе с болезнями. В 1977 году ВОЗ поставила задачу достижения к 2000 году всеми жителями Земли такого уровня здоровья, который позволил бы им вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни. Для реализации этой задачи разработана глобальная стратегия, требующая объединенных усилий правительств и народов. Высшим органом ВОЗ, определяющим ее политику, является Всемирная ассамблея здравоохранения, в которой представлены все члены Организации. Она созывается ежегодно. Ассамблея определяет основные направления работы ВОЗ, разрабатывает программы в области здравоохранения, рассматривает отчеты Исполнительного совета и генерального директора, обсуждает и утверждает бюджет ВОЗ. Она может заключать соглашения в рамках компетенции ВОЗ. Исполнительный совет ВОЗ, состоящий из представителей 31 государства, избираемых Ассамблеей на три года, собирается не реже двух раз в год. Он выполняет решения Ассамблеи, определяет повестку дня Ассамблеи, создает комитеты, принимает меры чрезвычайного характера. Административным органом является Секретариат во главе с генеральным директором, подчиненным Исполнительному совету. В рамках ВОЗ действуют шесть региональных организаций: стран Европы, Восточного Средиземноморья, Африки, Америки, Юго-Восточной Азии, западной части Тихого океана. Представители ВОЗ на местах, находящиеся в каждой стране – члене ВОЗ, отвечают за деятельность ВОЗ в странах пребывания, консультируют правительства в разработке и реализации национальных программ здравоохранения. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Учреждена в 1945 году на Лондонской конференции. Ее Устав вступил в силу 4 ноября 1946 г. С декабря 1946 года ЮНЕСКО – специализированное учреждение ООН. Соглашение между ООН и ЮНЕСКО утверждено Генеральной Ассамблеей 14 декабря 1946 г. Штаб-квартира находится в Париже (Франция). В нее входят более 180 государств-членов. В 1985 году из состава ЮНЕСКО вышли Великобритания и США. В 1997 году Великобритания вернулась в ЮНЕСКО. ЮНЕСКО ставит своей задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, использования средств массовой информации, дальнейшего развития народного образования и распространения науки и культуры. Высшим органом является Генеральная конференция, состоящая из представителей всех государств-членов и созываемая на очередные сессии один раз в два года. Она определяет политику и общее направление деятельности Организации, утверждает ее программы и бюджет, избирает членов Исполнительного совета и других органов, назначает генерального директора, решает разные вопросы. Исполнительный совет является главным руководящим органом ЮНЕСКО в период между сессиями Генеральной конференции. Он состоит из представителей 51 государства, избираемых на 4 года на основе справедливого географического распределения (10 мест – страны Западной Европы, Северной Америки и Израиль; 4 места – страны Восточной Европы; 9 мест – страны Латинской Америки и Карибского бассейна; 8 мест – страны Азии и бассейна Тихого океана; 20 мест – страны Африки и арабские государства). Устав ЮНЕСКО требует, чтобы представителями назначались лица, компетентные в области искусства, литературы, науки, образования и распространения знаний и обладающие необходимым опытом и авторитетом. Административно-технические функции выполняет Секретариат во главе с генеральным директором, назначаемым на шесть лет с возможностью переизбрания еще на один срок. Уставом ЮНЕСКО рекомендовано создание в государствах-членах национальных комиссий, которые участвуют в реализации и разработке программ ЮНЕСКО, консультируют правительства, обеспечивают связь государства-члена с ЮНЕСКО. Одной из главных форм деятельности ЮНЕСКО является осуществление программ, в том числе по ликвидации неграмотности, оказанию технической помощи, развитию коммуникаций, информации, в области прав человека, культуры и др. Центр всемирного наследия ЮНЕСКО работает над выполнением Конвенции об охране культурного и природного наследия (1972 г.) и созданием региональной системы для охраны памятников, включенных в список мирового культурного наследия. К настоящему времени в него внесено 500 объектов, среди них Московский Кремль и Красная площадь. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Учреждена в 1967 году на состоявшейся в Стокгольме конференции по интеллектуальной собственности. Конвенция (1967 г.) о создании ВОИС вступила в силу в 1970 году, Специализированное учреждение ООН с 1974 года, Соглашение между ООН и ВОИС одобрено Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1974 г. Штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария). В ВОИС входят более 150 государств. Цель Организации – содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире, способствовать претворению в жизнь международных соглашений в этой сфере, осуществлять административное управление различными союзами в области охраны интеллектуальной собственности, не нарушая их автономии (например, Бернским союзом по охране произведений литературы и искусства, Парижским союзом по охране промышленной собственности и др.). ВОИС занимается также подготовкой проектов договоров в области защиты авторских прав, разработкой новой патентной классификации, осуществлением технического сотрудничества в патентной области. Высшими органами ВОИС являются Конференция, в которую входят все государства – члены ВОИС, и Генеральная ассамблея, состоящая из тех государств – членов ВОИС, которые являются также членами Парижского или Бернского союзов. Конференция обсуждает вопросы, представляющие общий интерес для всех государств – членов ВОИС в области интеллектуальной собственности, и принимает по ним рекомендации, определяет бюджет ВОИС. Генеральная ассамблея определяет политику и общее направление деятельности организации, утверждает ее бюджет, назначает генерального директора ВОИС. Комитет по координации состоит из 58 государств – участников Конвенции 1967 года, которые являются также членами исполкомов Парижского или Бернского союзов, и осуществляет координацию и взаимное согласование деятельности исполнительных органов отдельных союзов. Имеется также постоянный комитет ВОИС по информации о промышленной собственности и административно-технический секретариат – Международное бюро во главе с генеральным директором (избирается на шесть лет). Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Создана резолюцией Генеральной Ассамблеи в 1967 году. В апреле 1979 года Конференция по преобразованию ЮНИДО в специализированное учреждение приняла Устав ЮНИДО, который вступил в силу в 1985 году. Соглашение между ООН и ЮНИДО одобрено Генеральной Ассамблеей 17 декабря 1985 г. Местонахождение ЮНИДО – Вена (Австрия). В ЮНИДО входят около 170 государств. Целями ЮНИДО являются содействие промышленному развитию развивающихся стран, ускорению их индустриализации и оказание помощи в установлении нового международного экономического порядка. Высшим органом ЮНИДО является Генеральная конференция, состоящая из всех государств-членов, очередные сессии которой созываются один раз в два года. Она определяет руководящие принципы и общую политику ЮНИДО, рекомендует меры для осуществления этой политики, разрабатывает и принимает программы по различным направлениям деятельности ЮНИДО. Руководящим органом ЮНИДО в перерыве между сессиями Конференции является Совет по промышленному развитию в составе 53 членов, избираемых на 4 года; 33 – от развивающихся стран, 15 – от развитых стран Запада, 5 – от восточноевропейских стран. Свои заседания он проводит не менее одного раза в год. На Секретариат во главе с генеральным директором (избирается на 4 года) возложены общая ответственность и полномочия по руководству Организацией с учетом директив Конференции и Совета. Специализированные финансовые организации ООН. В эту группу входят пять организаций. Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР) были созданы на Конференции Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам в Бреттон-Вудсе (США, 1944 г.). Позднее были созданы Международная финансовая корпорация (МФК, 1956 г.), Международная ассоциация развития (MAP, 1960 г.) и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ, 1988 г.) как филиалы МБРР. МБРР называют также Всемирным банком, а вместе с тремя филиалами – Группой Всемирного банка. Все пять организаций обладают юридической и финансовой независимостью и в качестве специализированных учреждений входят в систему ООН. Их местонахождение – Вашингтон (США). Все пять организаций тесно связаны друг с другом. Членами МБРР могут быть только члены МВФ, а членами трех филиалов – только члены МБРР. В организациях применяется система взвешенного голосования, при которой каждое государство получает количество голосов пропорционально размеру капитала, вложенного в ресурсы Организации. Так, в МВФ каждое государство-член имеет 250 голосов плюс дополнительно по одному голосу на каждые 100 тыс. условных единиц его квоты в капитале Фонда. Центральное место в системе финансовых организаций занимает Международный валютный фонд, число членов которого – более 180. Его целями являются координация валютно-финансовой политики государств-членов и предоставление им кредитов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов. Высшим органом Фонда, определяющим его политику, является Совет управляющих, в который входят по одному управляющему и по одному его заместителю от всех государств-членов. Собирается ежегодно на сессии. Временный комитет из 24 членов консультирует Совет по вопросам, связанным с контролем за мировой валютной системой. Повседневную работу осуществляет Исполнительный совет. Он состоит из 24 исполнительных директоров. Восемь из них назначаются странами с наибольшими квотами (Великобритания, Германия, Китай, Россия, Саудовская Аравия, США, Франция, Япония). Директор-распорядитель избирается Исполнительным советом и председательствует в нем. Он не имеет права голоса, за исключением тех случаев, когда голоса в Исполнительном совете разделяются поровну. Общей целью институтов, входящих в Группу Всемирного банка, является поощрение экономического и социального развития менее развитых членов ООН путем оказания финансовой и консультативной помощи и помощи в подготовке кадров. В рамках этой общей цели каждая организация выполняет свои функции. Целями МБРР являются содействие реконструкции и развитию экономики государств – членов Банка, поощрение частных иностранных капиталовложений, предоставление займов для развития производства и др. Высший орган МБРР – Совет управляющих, состоящий из назначаемых странами-членами управляющих и их заместителей. При этом каждая страна имеет количество голосов, пропорциональных доле вклада в капитал Банка. Текущую работу Банка осуществляют 24 исполнительных директора, 6 из которых назначаются Великобританией, Германией, Россией, США, Францией и Японией. Президент Банка избирается исполнительными директорами и ведет текущие дела Банка. Три дочерние организации Банка – МФК, MAP и МАГИ – созданы главным образом для содействия развивающимся странам. Их организационные структуры подчинены единому президенту – президенту Банка. Органы формируются так же, как и соответствующие органы МБРР. Международная ассоциация развития преследует в основном те же цели, что и МБРР, но главным образом предоставляет беспроцентные кредиты беднейшим странам. Международная финансовая корпорация оказывает содействие экономическому росту развивающихся стран путем поощрения частных предприятий в производственном секторе. Целью Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций является поощрение иностранных инвестиций на производственные цели, особенно в развивающихся странах. Продовольственная и сельскохозяйственная Организация Объединенных Наций (ФАО). Создана в 1945 году на конференции в Квебеке (Канада). Соглашение между ООН и ФАО одобрено Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1946 г. Организация ставит целью улучшение питания и повышение уровня жизни, повышение продуктивности сельского хозяйства, улучшение системы распределения продовольствия и др. При осуществлении этих целей ФАО содействует капиталовложениям в сельское хозяйство, сохранению природных ресурсов, создает специальные программы в сферах своей деятельности, совместно с ООН руководит Мировой продовольственной программой. Органы ФАО: Конференция в составе всех членов, собираемая раз в два года для определения политики, утверждения бюджета и программы работы ФАО; Совет – руководящий орган ФАО в период между сессиями Конференции, состоящий из 49 государств-членов; Секретариат во главе с генеральным директором. Штаб-квартира ФАО находится в Риме (Италия). Членами ФАО являются около 170 государств и международная организация – Европейский Союз. Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД). Учрежден в 1976 году на конференции ООН. Соглашение между ООН и ИФАД одобрено Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1977 г. Штаб-квартира – в Риме (Италия). В Фонде участвуют около 160 государств. Целями Фонда являются оказание всесторонней помощи в развитии сельского хозяйства развивающимся странам и мобилизация дополнительных средств для этого. Членами Фонда являются три категории государств: развитые страны-доноры (22 страны, являющиеся членами Организации экономического сотрудничества и развития – ОЭСР); развивающиеся страны-доноры (12 стран, являющихся членами Организации стран – экспортеров нефти – ОПЕК); другие развивающиеся страны. Органы ИФАД: Совет управляющих в составе представителей всех государств-членов имеет равное количество голосов (Совет управляющих разрабатывает программы Фонда); Исполнительный совет в составе 18 членов (по 6 от каждой из 3 категорий), избираемых Советом управляющих на 3 года (осуществляет текущие операции Фонда); президент Фонда, назначаемый Советом управляющих сроком на 4 года. Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Учреждена в 1944 году на конференции в Чикаго. Конвенция о международной гражданской авиации 1944 года, являющаяся учредительным актом ИКАО, вступила в силу 4 апреля 1947 г. Соглашение между ООН и ИКАО одобрено Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1946 г. Штаб-квартира ИКАО находится в Монреале (Канада). В организацию входят более 180 государств. ИКАО создана в целях развития принципов и методов международной аэронавигации, обеспечения безопасности полетов на международных авиалиниях, содействия планированию и развитию международного воздушного транспорта. Высший орган ИКАО – Ассамблея, состоящая из представителей всех государств-членов и созываемая раз в три года для определения политики ИКАО и утверждения бюджета, а также обсуждения любых вопросов, которые не передаются на рассмотрение Совета. Совет является исполнительным органом ИКАО, состоящим из представителей 33 стран, избираемых Ассамблеей с учетом представительства трех групп государств: 1) с наиболее развитым воздушным транспортом; 2) не входящих в первую группу, но обеспечивающих значительный вклад в материальное обеспечение международной гражданской авиации; 3) не входящих в первую и вторую группы, но присутствие которых необходимо для справедливого географического представительства. Международная морская организация (ИМО). Учреждена в 1948 году на Женевской конференции по вопросам мореходства, на которой была принята Конвенция о Межправительственной морской консультативной организации (так ИМО называлась до мая 1982 г.). Конвенция вступила в силу 17 марта 1958 г. Соглашение между ООН и ИМО одобрено Генеральной Ассамблеей ООН 18 ноября 1948 г., вступило в силу 13 января 1959 г. Штаб-квартира ИМО находится в Лондоне (Великобритания). Насчитывает более 150 членов. Организация создана в целях содействия международному сотрудничеству в области морских перевозок и морской торговли и обеспечения безопасности на море. Органы ИМО: Ассамблея в составе представителей всех государств-членов (сессии один раз в два года) определяет политику и программу деятельности организации; Совет из 32 членов, избираемых на 2 года, руководит работой ИМО между сессиями Ассамблеи; Секретариат во главе с генеральным секретарем. Из других органов следует назвать Юридический комитет и Комитет по защите морской среды, который начал работать в 1974 году. Всемирный почтовый союз (ВПС). Создан в 1874 году на Международном почтовом конгрессе в Берне. Всемирная почтовая конвенция, принятая Конгрессом, вступила в силу 1 июля 1875 г. Ее текст неоднократно пересматривался на Всемирных почтовых конгрессах. Соглашение между ВПС и ООН заключено 4 июля 1947 г. Штаб-квартира ВПС находится в Берне (Швейцария). В организацию входят 190 членов. ВПС ставит своей целью обеспечение и совершенствование почтовых отношений. Все страны – члены ВПС образуют единую почтовую территорию, на которой действуют три основных принципа: единство такой территории, свобода транзита и единообразный тариф. ВПС разрабатывает правила международной пересылки всех видов почтовых отправлений на основе Всемирной почтовой конвенции и многосторонних соглашений. Высшим органом ВПС является Всемирный почтовый конгресс, состоящий из представителей всех государств-членов и созываемый раз в пять лет. В его функции входит пересмотр Всемирной почтовой конвенции и дополнительных соглашений. В период между конгрессами действует Исполнительный совет в составе 40 членов, который руководит всей работой Союза. Консультативный совет по почтовым исследованиям (35 членов) занимается техническими и экономическими вопросами почтовой связи. Международное бюро во главе с генеральным директором является постоянным секретариатом Союза. Международный союз электросвязи (МСЭ). Создан в 1865 году на основе Международной телеграфной конвенции. Сегодняшнее название получил в 1934 году после подписания Международной конвенции электросвязи. Соглашение между ООН и МСЭ одобрено Генеральной Ассамблеей ООН 15 ноября 1947 г. 1 июля 1994 г. вступил в силу новый Устав МСЭ. Штаб-квартира Союза находится в Женеве. Насчитывает более 180 членов. Органы Союза: Полномочная конференция (собирается раз в четыре года, определяет общие направления деятельности, пересматривает международные конвенции по электросвязи); Всемирные и Региональные конференции (рассматривают более конкретные технические вопросы); Административный совет (43 члена) и Генеральный секретариат во главе с генеральным секретарем. При МСЭ действуют Международный комитет регистрации частот и два международных консультативных комитета – по радио и по телеграфии и телефонии, а также Бюро по развитию телекоммуникаций. Целью МСЭ является осуществление международного сотрудничества для совершенствования и рационального использования всех видов электросвязи, распределения радиочастот, оказания технической помощи развивающимся странам. Всемирная метеорологическая организация (ВМО). Заменила в 1947 году Международную метеорологическую организацию, действовавшую с 1878 года. Соглашение между ООН и ВМО одобрено Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1951 г. Штаб-квартира Организации находится в Женеве (Швейцария). В ее состав входят более 170 государств. ВМО призвана обеспечивать международное сотрудничество в области метеорологии, оказывать содействие организации и развитию метеорологической службы, применению метеорологии в авиации, судоходстве, сельском хозяйстве и других областях деятельности. Основной оперативной программой является Всемирная служба погоды, занимающаяся сбором и предоставлением членам ВМО метеорологической информации и сведений об окружающей среде. Органы ВМО: Всемирный метеорологический конгресс – высший орган, в котором все государства-члены представлены главами их метеорологических служб, созываемый раз в четыре года для определения общей политики ВМО, утверждения ее бюджета и принятия программы работы; Исполнительный совет из 36 членов (президента и 3 вице-президентов ВМО, 6 президентов региональных ассоциаций и 26 директоров метеорологических служб государств – членов ВМО, выступающих в личном качестве), осуществляющий контроль за выполнением резолюций и программ Конгресса; Секретариат во главе с генеральным секретарем, обеспечивающий административно-техническую работу Организации. В рамках ВМО действуют 8 технических комиссий, изучающих вопросы применения метеорологии, и 6 региональных метеорологических ассоциаций. Вступление договора в силу. Вступление договора в силу означает, что его стороны приобретают права и несут обязанности, предусмотренные этим договором. Только вступивший в силу договор создает юридические последствия для его участников. Как указывается в ст. 26 Венских конвенций 1969 и 1986 годов, каждый действующий договор обязателен для участников и должен ими добросовестно выполняться (принцип pacta sunt servanda). В соответствии со ст. 24 Венских конвенций 1969 и 1986 годов порядок и дата вступления договора в силу устанавливаются в самом договоре или согласуются самими участниками. Как следует из международной практики, договоры могут вступать в силу с даты подписания, ратификации, утверждения, принятия, обмена ратификационными грамотами или сдачи депозитарию определенного числа ратификационных грамот. При этом может быть установлен срок, по истечении которого после сдачи на хранение определенного числа ратификационных грамот или иных документов, выражающих согласие участников на обязательность договора, договор вступает в силу. Так, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года предусматривается, что она вступит в силу через 12 месяцев после сдачи 60-й ратификационной грамоты или документа о присоединении. В Договоре о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 г. указывается, что он вступает в силу через 180 дней после сдачи на хранение ратификационных грамот всеми государствами, которые перечислены в приложении к этому договору, но не ранее чем через два года после открытия его для подписания. Иногда договор не предусматривает дату его вступления в силу. Это относится главным образом к двусторонним договорам, согласие на обязательность которых выражается в форме подписания. Предполагается, что момент вступления таких договоров в силу совпадает с датой их подписания. Договор вызывает юридические последствия, то есть создает права и налагает обязанности на участников, лишь с момента его вступления в силу. Иными словами, договор, как общее правило, не имеет обратной силы. Однако международное право не препятствует участникам договора условиться о том, чтобы распространить договор в отношении любого действия или факта, которые имели место до вступления договора в силу, или в отношении любой ситуации, которая перестала существовать до этой даты. Это положение зафиксировано в ст. 28 Венских конвенций 1969 и 1986 годов. Временное применение договоров. Международная практика свидетельствует, что государства и другие субъекты иногда заинтересованы во временном применении отдельных положений или всего договора до его вступления в силу. Обычно это относится к договорам, которые предусматривают ратификацию, принятие, утверждение либо присоединение. Такое временное применение осуществляется лишь в том случае, если сам договор предусматривает такую возможность либо участники переговоров по заключению договора условились об этом. Данная возможность закреплена в ст. 25 Венских конвенций 1969 и 1986 годов. В качестве примера можно назвать Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств в Беринговом море от 1 июня 1990 г., которое временно применяется Россией и США. Действие (применение) договоров во времени, пространстве и по субъектам. Вступление договора в силу связано со сроком действия, который обычно устанавливается в договоре. Договоры могут заключаться на определенный срок (срочные договоры), на неопределенный срок, без указания срока действия либо с указанием на бессрочность действия. На определенный срок могут заключаться как двусторонние, так и многосторонние договоры. Некоторые двусторонние договоры содержат условие, что по истечении указанного в договоре срока он будет оставаться в силе до тех пор, пока один из участников не заявит о своем выходе из договора. Другие договоры предусматривают, что по истечении времени, на которое они были заключены, их действие будет автоматически продлеваться на определенные сроки, например на три года, пять лет или на больший срок. Продление договора будет осуществляться до тех пор, пока один из участников не денонсирует договор либо откажется продлевать его действие. Продление договора называется пролонгацией. Кроме приведенных случаев пролонгация может быть осуществлена на основании специального соглашения в отношении договора, срок которого истекает. Если договор прекратил свое действие и стороны специально договорились о продлении его действия, то такое продление называется восстановлением, или возобновлением, действия договора. В некоторых договорах, хотя и не указывается конкретный срок их действия, может содержаться условие, определяющее, что по достижении установленных договорами целей действие таких договоров прекращается. Так, Договором о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего СССР от 4 декабря 1991 г. предусматривается, что его действие прекращается после урегулирования всех платежей и расчетов, определенных его положениями, а также дополнительными соглашениями и протоколами. Бессрочными являются договоры, в которых не указан срок их действия и не содержится условий их прекращения либо которые прямо предусматривают бессрочность их действия. Так, Венские конвенции 1969 и 1986 годов являются бессрочными, поскольку в них не указаны ни срок, ни условия прекращения их действия. Каждый договор имеет территориальную или пространственную сферу действия. Общее правило, которое нашло свое закрепление в ст. 29 Венских конвенций 1969 и 1986 годов, заключается в том, что договор обязателен для каждого из его участников в отношении всей его территории, если иное не установлено этим договором. Ряд многосторонних договоров предусматривает пространственную сферу действия иную, чем территории государств. В качестве примера можно назвать Договор об Антарктике 1959 года, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года. Сложная территориальная сфера действия предусмотрена в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которая охватывает пространства, начиная от внутренних морских вод и кончая воздушным пространством за пределами государственной территории. Территориальная сфера действия Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков 1992 года имеет специфический характер: она распространяет свое действие на трансграничные воды, под которыми понимаются любые поверхностные или подземные воды, пересекающие границы между двумя или более государствами или расположенные на таких границах. Договоры порождают права и обязанности только для участников. И, как общее правило, они не создают права и обязанности для третьих государств или международных организаций без их на то согласия (ст. 34 Венских конвенций 1969 и 1986 гг.). Под третьим государством и третьей международной организацией понимаются такое государство и такая международная организация, которые не являются участниками договора. Однако имеются и исключения, когда в договорах предусматриваются права и обязанности для третьих государств или третьих международных организаций. На этот счет Венские конвенции содержат положения, определяющие условия осуществления этих прав и обязанностей. Как следует из ст. 35 Венских конвенций 1969 и 1986 годов, обязательство для третьего государства или третьей международной организации возникает в том случае, если это предусмотрено участниками договора и если третье государство или международная организация определенно принимают на себя такое обязательство в письменной форме. Договором может быть предусмотрено право для третьего государства или третьей международной организации. Такие субъекты пользуются названным правом, если они соглашаются с этим. Согласие на пользование названным правом будет предполагаться до тех пор, пока не будет доказательств противного (ст. 36 Венских конвенций 1969 и 1986 гг.). Таким образом, для пользования правом, вытекающим из договора, не требуется явно выраженного согласия третьего государства или третьей международной организации, то есть согласия в письменной форме. Договором может быть предусмотрено, что вытекающими из него правами названные субъекты могут пользоваться в том случае, если они соблюдают необходимые условия, которые предусмотрены договором или установлены в соответствии с договором. Рассматриваемые обязанности и права не могут быть отменены или изменены участниками договора без согласия третьего государства или третьей международной организации, если только договором не предусматривалось иное. Применение прежних и новых договоров, заключенных по одному и тому же вопросу. Международная практика показывает, что государства нередко заключают многосторонние договоры по одному и тому же вопросу. И в этих договорах могут содержаться взаимоисключающие положения. В связи с этим возникает вопрос о применении таких договоров, поскольку круг участников прежних и новых договоров часто не совпадает. Обычно в договорах, последовательно заключенных по одному и тому же вопросу, имеются положения о применении таких договоров. Так, ст. 103 Устава ООН предусматривает, что в том случае, когда обязательства членов Организации, предусмотренные Уставом, окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу. Венские конвенции 1969 и 1986 годов, отражая международную практику, устанавливают общие правила о том, как должны применяться последовательно заключенные договоры по одному и тому же вопросу (ст. 30). Заключая договор, его участники могут предусмотреть, что применение договора обусловлено действием предыдущего или последующего договора, либо указать на совместимость с таким договором. В данном случае преимущественную силу будет иметь этот предыдущий или последующий договор. Другими словами, самим договором устанавливается порядок применения новых, предыдущих и будущих договоров по одному и тому же вопросу. В качестве примера можно назвать Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963 года, в которой прямо указывается, что ее положения не отражаются на других международных договорах, действующих между его участниками, а также не препятствуют заключению международных соглашений, подтверждающих, дополняющих, распространяющих или расширяющих положения Конвенции. Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 года прямо указывает, что его положения ни в коей мере не затрагивают обязательств, взятых на себя участниками данного Договора по международным соглашениям, учреждающим зоны, свободные от ядерного оружия. В том случае, если участники нового договора являются одновременно и участниками предыдущего договора, действие которого не прекращено или не приостановлено, положения такого предыдущего договора будут действовать в той мере, в какой они совместимы с положениями нового договора. Так, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года предусматривает, что она имеет преимущественную силу между ее участниками перед Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 года. В то же время она не изменяет прав и обязательств, которые вытекают для участников из других договоров, совместимых с названной Конвенцией. Венская конвенция 1969 года предусматривает и такие случаи, когда не все участники последующего договора являются участниками предыдущего договора. В отношениях между участниками обоих договоров предыдущий договор будет применяться в той мере, в какой его положения совместимы с положениями нового договора. А в отношениях между участником обоих договоров и участником только одного договора будет применяться тот договор, участниками которого оба они являются. Так, в той же Конвенции ООН по морскому праву 1982 года предусматривается, что два или более ее участников могут заключать соглашения, изменяющие или приостанавливающие действие положений Конвенции, но при условии, что такие соглашения не касаются тех положений, отступление от которых несовместимо с эффективным осуществлением объекта и цели Конвенции.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |