Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действие международных договоров




Специализированные учреждения ООН

Специализированные учреждения ООНэто межправительст­венные организации универсального характера, осуществляющие со­трудничество в специальных областях и связанные с ООН. Статья 57 Устава ООН перечисляет их характерные черты: 1) межправи­тельственный характер соглашений о создании таких организаций; 2) широкая международная ответственность в рамках их учредитель­ных актов; 3) осуществление сотрудничества в специальных облас­тях: экономической, социальной, культурной, гуманитарной и др.; 4) связь с ООН. Последняя устанавливается и оформляется соглаше­нием, которое заключается ЭКОСОС с Организацией и утверждается Генеральной Ассамблеей ООН. Такое соглашение составляет право­вую основу сотрудничества ООН со специализированным учрежде­нием. В настоящее время существует 17 специализированных учреж­дений ООН.

Уставом ООН предусмотрено, что Организация делает рекомен­дации по согласованию политики и деятельности специализиро­ванных учреждений (ст. 58). ЭКОСОС уполномочен: согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством кон­сультаций с ними и рекомендаций им, а также Генеральной Ассамб­лее и членам Организации; принимать меры для получения от них регулярных докладов; обеспечивать взаимное представительство Со­вета и учреждений для участия в обсуждении вопросов в Совете, его комиссиях и в специализированных учреждениях.

В соглашениях, заключенных ООН с учреждениями, предусмот­рены обмен необходимой информацией и документами, обяза­тельство учитывать рекомендации ООН и сообщать о мерах по про­ведению их в жизнь, согласование программ деятельности. Связь специализированных учреждений с ООН направлена на обеспечение деятельности этих организаций в соответствии с целями и принци­пами ООН, решение общих задач в деле содействия миру и прогрес­су, оказание содействия Совету Безопасности ООН в деле поддержа­ния международного мира и безопасности.

Специализированные учреждения можно разделить на следующие группы: организации социального характера (МОТ, ВОЗ), организа­ции культурного и гуманитарного характера (ЮНЕСКО, ВОИС), экономические организации (ЮНИДО), финансовые организации (МБРР, МВФ, MAP, МФК, МАГИ), организации в области сельского хозяйства (ФАО, ИФАД), организации в области транспорта и связи (ИКАО, ИМО, ВПС, МСЭ), организация в области метеорологии (ВМО). Россия – член всех специализированных учреждений, кроме ФАО и ИФАД.

Международная организация труда (МОТ). Создана в 1919 году на Парижской мирной конференции как автономная организация

Лиги Наций. Ее Устав был пересмотрен в 1946 году. Соглашение между ООН и МОТ о статусе специализированного учреждения одобрено Генеральной Ассамблей 14 декабря 1946 г. Штаб-квартира на­ходится в Женеве (Швейцария). В МОТ входят более 170 членов. Целью МОТ является содействие установлению прочного мира путем поощрения социальной справедливости, улучшения условий труда, обеспечения полной занятости и повышения жизненного уровня трудящихся.

Особенностью МОТ является трехстороннее представительство в ее органах: правительств, предпринимателей и трудящихся (профсоюзов). По замыслу создателей МОТ, это должно способствовать диалогу между трудящимися и предпринимателями при посредстве правительств (идея социального партнерства).

Н Главными органами МОТ являются Международная конференция труда (МКТ), Административный совет и секретариат – Междуна­родное бюро труда. Международная конференция труда может со­бираться на очередные (ежегодные) и специальные (по мере необ­ходимости) сессии. На них каждое государство представлено четырьмя делегатами: два – от правительства и по одному – от предпринимателей и трудящихся. Конференция разрабатывает кон­венции и рекомендации по вопросам труда (разработано более 300 таких актов), в порядке контроля рассматривает доклады государств о применении ратифицированных конвенций МОТ, утверждает про­грамму и бюджет организации.

В период между сессиями Конференции работой Организации ру­ководит Административный совет, избираемый Конференцией на три года. Он состоит из 56 членов (из них 28 – представители прави­тельств и по 14 – представители предпринимателей и трудящихся). Выборы проводятся раздельно в трех избирательных коллегиях. При этом 10 мест в правительственной группе замещаются без выборов от наиболее развитых в промышленном отношении стран, определяемых решением Административного совета (в эту группу входит и Россия). Международное бюро труда готовит документацию, собирает и распространяет информацию, проводит исследования, организует различные совещания.

МОТ имеет представительства в столицах ряда государств-членов, в том числе в Москве. Главный сферой деятельности МОТ являются выработка международных норм в трудовой сфере и контроль за их соблюдением. Государство, ратифицировавшее конвенцию МОТ, обязано регулярно представлять отчеты по ее выполнению. Этот про­цесс контролируют два органа: независимый экспертный комитет по выполнению конвенций и рекомендаций (20 юристов) и трехсто­ронний комитет МКТ по выполнению конвенций и рекомендаций, обсуждающий вопросы на основе докладов экспертного комитета. Что касается рекомендаций и нератифицированных конвенций, то МОТ требует от государств представлять информацию о соответ­ствии национального законодательства содержащимся в указанных актах нормам.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Создана в 1946 году на Международной конференции по здравоохранению в Нью-Йорке. Устав вступил в силу 7 апреля 1948 г. (этот день отмеча­ется как Всемирный день здоровья). Штаб-квартира расположена в Женеве (Швейцария). Соглашение между ООН и ВОЗ одобрено Ге­неральной Ассамблей ООН 15 ноября 1947 г. В ВОЗ входят 190 го­сударств-членов.

Целью ВОЗ является «достижение всеми народами возможно выс­шего уровня здоровья». Основные направления ее деятельности: борь­ба с инфекционными болезнями, разработка карантинных и санитар­ных правил, проблемы социального характера. ВОЗ предоставляет помощь в налаживании системы здравоохранения, подготовке кад­ров, борьбе с болезнями. В 1977 году ВОЗ поставила задачу дости­жения к 2000 году всеми жителями Земли такого уровня здоровья, который позволил бы им вести продуктивный в социальном и эко­номическом плане образ жизни. Для реализации этой задачи разра­ботана глобальная стратегия, требующая объединенных усилий пра­вительств и народов.

Высшим органом ВОЗ, определяющим ее политику, является Всемирная ассамблея здравоохранения, в которой представлены все члены Организации. Она созывается ежегодно. Ассамблея определя­ет основные направления работы ВОЗ, разрабатывает программы в области здравоохранения, рассматривает отчеты Исполнительного совета и генерального директора, обсуждает и утверждает бюджет ВОЗ. Она может заключать соглашения в рамках компетенции ВОЗ.

Исполнительный совет ВОЗ, состоящий из представителей 31 государства, избираемых Ассамблеей на три года, собирается не реже двух раз в год. Он выполняет решения Ассамблеи, определяет пове­стку дня Ассамблеи, создает комитеты, принимает меры чрезвычай­ного характера. Административным органом является Секретариат во главе с генеральным директором, подчиненным Исполнительному совету.

В рамках ВОЗ действуют шесть региональных организаций: стран Европы, Восточного Средиземноморья, Африки, Америки, Юго-Восточной Азии, западной части Тихого океана. Представители ВОЗ на местах, находящиеся в каждой стране – члене ВОЗ, отвечают за деятельность ВОЗ в странах пребывания, консультируют правитель­ства в разработке и реализации национальных программ здраво­охранения.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Учреждена в 1945 году на Лон­донской конференции. Ее Устав вступил в силу 4 ноября 1946 г.

С декабря 1946 года ЮНЕСКО – специализированное учреждение ООН. Соглашение между ООН и ЮНЕСКО утверждено Генеральной Ассамблеей 14 декабря 1946 г. Штаб-квартира находится в Париже (Франция). В нее входят более 180 государств-членов. В 1985 году из состава ЮНЕСКО вышли Великобритания и США. В 1997 году Великобритания вернулась в ЮНЕСКО.

ЮНЕСКО ставит своей задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, использования средств массовой информации, дальнейшего развития народного образова­ния и распространения науки и культуры.

Высшим органом является Генеральная конференция, состоящая из представителей всех государств-членов и созываемая на очеред­ные сессии один раз в два года. Она определяет политику и общее направление деятельности Организации, утверждает ее программы и бюджет, избирает членов Исполнительного совета и других органов, назначает генерального директора, решает разные вопросы.

Исполнительный совет является главным руководящим органом ЮНЕСКО в период между сессиями Генеральной конференции. Он состоит из представителей 51 государства, избираемых на 4 года на основе справедливого географического распределения (10 мест – страны Западной Европы, Северной Америки и Израиль; 4 места – страны Восточной Европы; 9 мест – страны Латинской Америки и Карибского бассейна; 8 мест – страны Азии и бассейна Тихого океана; 20 мест – страны Африки и арабские государства). Устав ЮНЕСКО требует, чтобы представителями назначались лица, ком­петентные в области искусства, литературы, науки, образования и распространения знаний и обладающие необходимым опытом и авторитетом.

Административно-технические функции выполняет Секретариат во главе с генеральным директором, назначаемым на шесть лет с возможностью переизбрания еще на один срок.

Уставом ЮНЕСКО рекомендовано создание в государствах-чле­нах национальных комиссий, которые участвуют в реализации и разработке программ ЮНЕСКО, консультируют правительства, обес­печивают связь государства-члена с ЮНЕСКО.

Одной из главных форм деятельности ЮНЕСКО является осу­ществление программ, в том числе по ликвидации неграмотности, оказанию технической помощи, развитию коммуникаций, информа­ции, в области прав человека, культуры и др. Центр всемирного наследия ЮНЕСКО работает над выполнением Конвенции об охране культурного и природного наследия (1972 г.) и созданием региональ­ной системы для охраны памятников, включенных в список мирово­го культурного наследия. К настоящему времени в него внесено 500 объектов, среди них Московский Кремль и Красная площадь.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Учреждена в 1967 году на состоявшейся в Стокгольме кон­ференции по интеллектуальной собственности. Конвенция (1967 г.) о создании ВОИС вступила в силу в 1970 году, Специализированное учреждение ООН с 1974 года, Соглашение между ООН и ВОИС одоб­рено Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1974 г. Штаб-кварти­ра находится в Женеве (Швейцария). В ВОИС входят более 150 го­сударств.

Цель Организации – содействовать охране интеллектуальной соб­ственности во всем мире, способствовать претворению в жизнь между­народных соглашений в этой сфере, осуществлять административное управление различными союзами в области охраны интеллектуаль­ной собственности, не нарушая их автономии (например, Бернским союзом по охране произведений литературы и искусства, Парижским союзом по охране промышленной собственности и др.). ВОИС зани­мается также подготовкой проектов договоров в области защиты авторских прав, разработкой новой патентной классификации, осу­ществлением технического сотрудничества в патентной области.

Высшими органами ВОИС являются Конференция, в которую вхо­дят все государства – члены ВОИС, и Генеральная ассамблея, со­стоящая из тех государств – членов ВОИС, которые являются также членами Парижского или Бернского союзов. Конференция обсужда­ет вопросы, представляющие общий интерес для всех государств – членов ВОИС в области интеллектуальной собственности, и прини­мает по ним рекомендации, определяет бюджет ВОИС. Генеральная ассамблея определяет политику и общее направление деятельности организации, утверждает ее бюджет, назначает генерального дирек­тора ВОИС.

Комитет по координации состоит из 58 государств – участников Конвенции 1967 года, которые являются также членами исполкомов Парижского или Бернского союзов, и осуществляет координацию и взаимное согласование деятельности исполнительных органов от­дельных союзов.

Имеется также постоянный комитет ВОИС по информации о про­мышленной собственности и административно-технический секре­тариат – Международное бюро во главе с генеральным директором (избирается на шесть лет).

Организация Объединенных Наций по промышленному раз­витию (ЮНИДО). Создана резолюцией Генеральной Ассамблеи в 1967 году. В апреле 1979 года Конференция по преобразованию ЮНИДО в специализированное учреждение приняла Устав ЮНИДО, который вступил в силу в 1985 году. Соглашение между ООН и ЮНИДО одобрено Генеральной Ассамблеей 17 декабря 1985 г. Местонахождение ЮНИДО – Вена (Австрия). В ЮНИДО входят около 170 государств.

Целями ЮНИДО являются содействие промышленному развитию развивающихся стран, ускорению их индустриализации и оказание помощи в установлении нового международного экономического порядка.

Высшим органом ЮНИДО является Генеральная конференция, состоящая из всех государств-членов, очередные сессии которой созываются один раз в два года. Она определяет руководящие прин­ципы и общую политику ЮНИДО, рекомендует меры для осущест­вления этой политики, разрабатывает и принимает программы по различным направлениям деятельности ЮНИДО.

Руководящим органом ЮНИДО в перерыве между сессиями Кон­ференции является Совет по промышленному развитию в составе 53 членов, избираемых на 4 года; 33 – от развивающихся стран, 15 – от развитых стран Запада, 5 – от восточноевропейских стран. Свои заседания он проводит не менее одного раза в год. На Секрета­риат во главе с генеральным директором (избирается на 4 года) воз­ложены общая ответственность и полномочия по руководству Орга­низацией с учетом директив Конференции и Совета.

Специализированные финансовые организации ООН. В эту группу входят пять организаций. Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР) были созданы на Конференции Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам в Бреттон-Вудсе (США, 1944 г.). Позднее были созданы Международная финансовая корпорация (МФК, 1956 г.), Международная ассоциация развития (MAP, 1960 г.) и Многосто­роннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ, 1988 г.) как филиалы МБРР. МБРР называют также Всемирным банком, а вместе с тремя филиалами – Группой Всемирного банка. Все пять органи­заций обладают юридической и финансовой независимостью и в качестве специализированных учреждений входят в систему ООН. Их местонахождение – Вашингтон (США).

Все пять организаций тесно связаны друг с другом. Членами МБРР могут быть только члены МВФ, а членами трех филиалов – только члены МБРР. В организациях применяется система взвешенного голосования, при которой каждое государство получает количество голосов пропорционально размеру капитала, вложенного в ресурсы Организации. Так, в МВФ каждое государство-член имеет 250 голо­сов плюс дополнительно по одному голосу на каждые 100 тыс. услов­ных единиц его квоты в капитале Фонда.

Центральное место в системе финансовых организаций занимает Международный валютный фонд, число членов которого – более 180.

Его целями являются координация валютно-финансовой политики государств-членов и предоставление им кредитов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов.

Высшим органом Фонда, определяющим его политику, является Совет управляющих, в который входят по одному управляющему и по одному его заместителю от всех государств-членов. Собирается ежегодно на сессии. Временный комитет из 24 членов консультирует Совет по вопросам, связанным с контролем за мировой валютной системой.

Повседневную работу осуществляет Исполнительный совет. Он состоит из 24 исполнительных директоров. Восемь из них назнача­ются странами с наибольшими квотами (Великобритания, Германия, Китай, Россия, Саудовская Аравия, США, Франция, Япония). Дирек­тор-распорядитель избирается Исполнительным советом и председа­тельствует в нем. Он не имеет права голоса, за исключением тех слу­чаев, когда голоса в Исполнительном совете разделяются поровну.

Общей целью институтов, входящих в Группу Всемирного банка, является поощрение экономического и социального развития менее развитых членов ООН путем оказания финансовой и консультатив­ной помощи и помощи в подготовке кадров. В рамках этой общей цели каждая организация выполняет свои функции.

Целями МБРР являются содействие реконструкции и развитию экономики государств – членов Банка, поощрение частных иност­ранных капиталовложений, предоставление займов для развития производства и др.

Высший орган МБРР – Совет управляющих, состоящий из назна­чаемых странами-членами управляющих и их заместителей. При этом каждая страна имеет количество голосов, пропорциональных доле вклада в капитал Банка.

Текущую работу Банка осуществляют 24 исполнительных дирек­тора, 6 из которых назначаются Великобританией, Германией, Рос­сией, США, Францией и Японией.

Президент Банка избирается исполнительными директорами и ведет текущие дела Банка.

Три дочерние организации Банка – МФК, MAP и МАГИ – созданы главным образом для содействия развивающимся странам. Их организационные структуры подчинены единому президенту – президенту Банка. Органы формируются так же, как и соответствую­щие органы МБРР.

Международная ассоциация развития преследует в основном те же цели, что и МБРР, но главным образом предоставляет беспроцент­ные кредиты беднейшим странам.

Международная финансовая корпорация оказывает содействие экономическому росту развивающихся стран путем поощрения част­ных предприятий в производственном секторе.

Целью Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций является поощрение иностранных инвестиций на производственные цели, особенно в развивающихся странах.

Продовольственная и сельскохозяйственная Организация Объ­единенных Наций (ФАО). Создана в 1945 году на конференции в Квебеке (Канада). Соглашение между ООН и ФАО одобрено Ге­неральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1946 г. Организация ставит целью улучшение питания и повышение уровня жизни, повышение продуктивности сельского хозяйства, улучшение системы распре­деления продовольствия и др. При осуществлении этих целей ФАО содействует капиталовложениям в сельское хозяйство, сохранению природных ресурсов, создает специальные программы в сферах сво­ей деятельности, совместно с ООН руководит Мировой продовольст­венной программой.

Органы ФАО: Конференция в составе всех членов, собираемая раз в два года для определения политики, утверждения бюджета и программы работы ФАО; Совет – руководящий орган ФАО в период между сессиями Конференции, состоящий из 49 государств-членов; Секретариат во главе с генеральным директором. Штаб-квартира ФАО находится в Риме (Италия). Членами ФАО являются около 170 государств и международная организация – Европейский Союз.

Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД). Учрежден в 1976 году на конференции ООН. Соглашение между ООН и ИФАД одобрено Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1977 г. Штаб-квартира – в Риме (Италия). В Фонде участвуют около 160 государств.

Целями Фонда являются оказание всесторонней помощи в разви­тии сельского хозяйства развивающимся странам и мобилизация дополнительных средств для этого. Членами Фонда являются три ка­тегории государств: развитые страны-доноры (22 страны, являющие­ся членами Организации экономического сотрудничества и разви­тия – ОЭСР); развивающиеся страны-доноры (12 стран, являющихся членами Организации стран – экспортеров нефти – ОПЕК); другие развивающиеся страны.

Органы ИФАД: Совет управляющих в составе представителей всех государств-членов имеет равное количество голосов (Совет уп­равляющих разрабатывает программы Фонда); Исполнительный со­вет в составе 18 членов (по 6 от каждой из 3 категорий), избираемых Советом управляющих на 3 года (осуществляет текущие операции Фонда); президент Фонда, назначаемый Советом управляющих сро­ком на 4 года.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Учреждена в 1944 году на конференции в Чикаго. Конвенция о меж­дународной гражданской авиации 1944 года, являющаяся учредитель­ным актом ИКАО, вступила в силу 4 апреля 1947 г. Соглашение между ООН и ИКАО одобрено Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1946 г. Штаб-квартира ИКАО находится в Монреале (Канада). В организацию входят более 180 государств.

ИКАО создана в целях развития принципов и методов междуна­родной аэронавигации, обеспечения безопасности полетов на между­народных авиалиниях, содействия планированию и развитию между­народного воздушного транспорта.

Высший орган ИКАО – Ассамблея, состоящая из представите­лей всех государств-членов и созываемая раз в три года для опреде­ления политики ИКАО и утверждения бюджета, а также обсуждения любых вопросов, которые не передаются на рассмотрение Совета.

Совет является исполнительным органом ИКАО, состоящим из представителей 33 стран, избираемых Ассамблеей с учетом предста­вительства трех групп государств: 1) с наиболее развитым воздушным транспортом; 2) не входящих в первую группу, но обеспечивающих значительный вклад в материальное обеспечение международной гражданской авиации; 3) не входящих в первую и вторую группы, но присутствие которых необходимо для справедливого географическо­го представительства.

Международная морская организация (ИМО). Учреждена в 1948 году на Женевской конференции по вопросам мореходства, на которой была принята Конвенция о Межправительственной морской консультативной организации (так ИМО называлась до мая 1982 г.). Конвенция вступила в силу 17 марта 1958 г. Соглашение между ООН и ИМО одобрено Генеральной Ассамблеей ООН 18 ноября 1948 г., вступило в силу 13 января 1959 г. Штаб-квартира ИМО находится в Лондоне (Великобритания). Насчитывает более 150 членов.

Организация создана в целях содействия международному сотруд­ничеству в области морских перевозок и морской торговли и обеспе­чения безопасности на море. Органы ИМО: Ассамблея в составе представителей всех государств-членов (сессии один раз в два года) определяет политику и программу деятельности организации; Совет из 32 членов, избираемых на 2 года, руководит работой ИМО между сессиями Ассамблеи; Секретариат во главе с генеральным секрета­рем. Из других органов следует назвать Юридический комитет и Коми­тет по защите морской среды, который начал работать в 1974 году.

Всемирный почтовый союз (ВПС). Создан в 1874 году на Между­народном почтовом конгрессе в Берне. Всемирная почтовая конвен­ция, принятая Конгрессом, вступила в силу 1 июля 1875 г. Ее текст неоднократно пересматривался на Всемирных почтовых конгрес­сах. Соглашение между ВПС и ООН заключено 4 июля 1947 г. Штаб-квартира ВПС находится в Берне (Швейцария). В организацию вхо­дят 190 членов.

ВПС ставит своей целью обеспечение и совершенствование поч­товых отношений. Все страны – члены ВПС образуют единую почтовую территорию, на которой действуют три основных принципа: единство такой территории, свобода транзита и единообразный та­риф. ВПС разрабатывает правила международной пересылки всех видов почтовых отправлений на основе Всемирной почтовой конвен­ции и многосторонних соглашений.

Высшим органом ВПС является Всемирный почтовый конгресс, состоящий из представителей всех государств-членов и созываемый раз в пять лет. В его функции входит пересмотр Всемирной почтовой конвенции и дополнительных соглашений. В период между конгрес­сами действует Исполнительный совет в составе 40 членов, который руководит всей работой Союза. Консультативный совет по почто­вым исследованиям (35 членов) занимается техническими и экономи­ческими вопросами почтовой связи. Международное бюро во главе с генеральным директором является постоянным секретариатом Союза.

Международный союз электросвязи (МСЭ). Создан в 1865 году на основе Международной телеграфной конвенции. Сегодняшнее на­звание получил в 1934 году после подписания Международной кон­венции электросвязи. Соглашение между ООН и МСЭ одобрено Гене­ральной Ассамблеей ООН 15 ноября 1947 г. 1 июля 1994 г. вступил в силу новый Устав МСЭ. Штаб-квартира Союза находится в Же­неве. Насчитывает более 180 членов.

Органы Союза: Полномочная конференция (собирается раз в че­тыре года, определяет общие направления деятельности, пересмат­ривает международные конвенции по электросвязи); Всемирные и Региональные конференции (рассматривают более конкретные тех­нические вопросы); Административный совет (43 члена) и Гене­ральный секретариат во главе с генеральным секретарем. При МСЭ действуют Международный комитет регистрации частот и два меж­дународных консультативных комитета – по радио и по телеграфии и телефонии, а также Бюро по развитию телекоммуникаций.

Целью МСЭ является осуществление международного сотрудни­чества для совершенствования и рационального использования всех видов электросвязи, распределения радиочастот, оказания техничес­кой помощи развивающимся странам.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО). Заменила в 1947 году Международную метеорологическую организацию, дейст­вовавшую с 1878 года. Соглашение между ООН и ВМО одобрено Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1951 г. Штаб-квартира Организации находится в Женеве (Швейцария). В ее состав входят более 170 государств.

ВМО призвана обеспечивать международное сотрудничество в области метеорологии, оказывать содействие организации и разви­тию метеорологической службы, применению метеорологии в авиа­ции, судоходстве, сельском хозяйстве и других областях деятель­ности. Основной оперативной программой является Всемирная служба погоды, занимающаяся сбором и предоставлением членам ВМО метеорологической информации и сведений об окружающей среде.

Органы ВМО: Всемирный метеорологический конгресс – выс­ший орган, в котором все государства-члены представлены главами их метеорологических служб, созываемый раз в четыре года для оп­ределения общей политики ВМО, утверждения ее бюджета и при­нятия программы работы; Исполнительный совет из 36 членов (пре­зидента и 3 вице-президентов ВМО, 6 президентов региональных ассоциаций и 26 директоров метеорологических служб государств – членов ВМО, выступающих в личном качестве), осуществляющий контроль за выполнением резолюций и программ Конгресса; Секре­тариат во главе с генеральным секретарем, обеспечивающий адми­нистративно-техническую работу Организации. В рамках ВМО дей­ствуют 8 технических комиссий, изучающих вопросы применения метеорологии, и 6 региональных метеорологических ассоциаций.

Вступление договора в силу. Вступление договора в силу озна­чает, что его стороны приобретают права и несут обязанности, преду­смотренные этим договором. Только вступивший в силу договор со­здает юридические последствия для его участников. Как указывается в ст. 26 Венских конвенций 1969 и 1986 годов, каждый действующий договор обязателен для участников и должен ими добросовестно выполняться (принцип pacta sunt servanda).

В соответствии со ст. 24 Венских конвенций 1969 и 1986 годов порядок и дата вступления договора в силу устанавливаются в самом договоре или согласуются самими участниками. Как следует из меж­дународной практики, договоры могут вступать в силу с даты под­писания, ратификации, утверждения, принятия, обмена ратифика­ционными грамотами или сдачи депозитарию определенного числа ратификационных грамот. При этом может быть установлен срок, по истечении которого после сдачи на хранение определенного числа ратификационных грамот или иных документов, выражающих согла­сие участников на обязательность договора, договор вступает в силу. Так, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года предусматри­вается, что она вступит в силу через 12 месяцев после сдачи 60-й ра­тификационной грамоты или документа о присоединении. В Догово­ре о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 г. указывается, что он вступает в силу через 180 дней после сда­чи на хранение ратификационных грамот всеми государствами, ко­торые перечислены в приложении к этому договору, но не ранее чем через два года после открытия его для подписания.

Иногда договор не предусматривает дату его вступления в силу. Это относится главным образом к двусторонним договорам, согласие на обязательность которых выражается в форме подписания. Пред­полагается, что момент вступления таких договоров в силу совпадает с датой их подписания.

Договор вызывает юридические последствия, то есть создает права и налагает обязанности на участников, лишь с момента его вступления в силу. Иными словами, договор, как общее правило, не имеет обратной силы. Однако международное право не препятст­вует участникам договора условиться о том, чтобы распростра­нить договор в отношении любого действия или факта, которые имели место до вступления договора в силу, или в отноше­нии любой ситуации, которая перестала существовать до этой даты. Это положение зафиксировано в ст. 28 Венских конвенций 1969 и 1986 годов.

Временное применение договоров. Международная практика свидетельствует, что государства и другие субъекты иногда заинтересованы во временном применении отдельных положений или всего договора до его вступления в силу. Обычно это относится к догово­рам, которые предусматривают ратификацию, принятие, утвержде­ние либо присоединение. Такое временное применение осуществля­ется лишь в том случае, если сам договор предусматривает такую возможность либо участники переговоров по заключению договора условились об этом. Данная возможность закреплена в ст. 25 Вен­ских конвенций 1969 и 1986 годов. В качестве примера можно на­звать Соглашение между СССР и США о линии разграничения мор­ских пространств в Беринговом море от 1 июня 1990 г., которое временно применяется Россией и США.

Действие (применение) договоров во времени, пространстве и по субъектам. Вступление договора в силу связано со сроком дейст­вия, который обычно устанавливается в договоре. Договоры могут заключаться на определенный срок (срочные договоры), на неопре­деленный срок, без указания срока действия либо с указанием на бессрочность действия.

На определенный срок могут заключаться как двусторонние, так и многосторонние договоры. Некоторые двусторонние договоры со­держат условие, что по истечении указанного в договоре срока он будет оставаться в силе до тех пор, пока один из участников не заявит о своем выходе из договора. Другие договоры предусматривают, что по истечении времени, на которое они были заключены, их действие будет автоматически продлеваться на определенные сроки, например на три года, пять лет или на больший срок. Продление договора будет осуществляться до тех пор, пока один из участников не денонсирует договор либо откажется продлевать его действие. Продление догово­ра называется пролонгацией. Кроме приведенных случаев пролонга­ция может быть осуществлена на основании специального соглаше­ния в отношении договора, срок которого истекает. Если договор прекратил свое действие и стороны специально договорились о про­длении его действия, то такое продление называется восстановлени­ем, или возобновлением, действия договора.

В некоторых договорах, хотя и не указывается конкретный срок их действия, может содержаться условие, определяющее, что по достижении установленных договорами целей действие таких дого­воров прекращается. Так, Договором о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего СССР от 4 де­кабря 1991 г. предусматривается, что его действие прекращается после урегулирования всех платежей и расчетов, определенных его положениями, а также дополнительными соглашениями и прото­колами.

Бессрочными являются договоры, в которых не указан срок их действия и не содержится условий их прекращения либо которые прямо предусматривают бессрочность их действия. Так, Венские конвенции 1969 и 1986 годов являются бессрочными, поскольку в них не указаны ни срок, ни условия прекращения их действия.

Каждый договор имеет территориальную или пространственную сферу действия. Общее правило, которое нашло свое закрепление в ст. 29 Венских конвенций 1969 и 1986 годов, заключается в том, что договор обязателен для каждого из его участников в отношении всей его территории, если иное не установлено этим договором. Ряд много­сторонних договоров предусматривает пространственную сферу дей­ствия иную, чем территории государств. В качестве примера можно назвать Договор об Антарктике 1959 года, Договор о принципах дея­тельности государств по исследованию и использованию космическо­го пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года. Сложная территориальная сфера действия предусмотрена в Конвен­ции ООН по морскому праву 1982 года, которая охватывает прост­ранства, начиная от внутренних морских вод и кончая воздушным пространством за пределами государственной территории. Террито­риальная сфера действия Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков 1992 года имеет специфический харак­тер: она распространяет свое действие на трансграничные воды, под которыми понимаются любые поверхностные или подземные воды, пересекающие границы между двумя или более государствами или расположенные на таких границах.

Договоры порождают права и обязанности только для участников. И, как общее правило, они не создают права и обязанности для треть­их государств или международных организаций без их на то согласия (ст. 34 Венских конвенций 1969 и 1986 гг.). Под третьим государ­ством и третьей международной организацией понимаются такое го­сударство и такая международная организация, которые не являются участниками договора. Однако имеются и исключения, когда в дого­ворах предусматриваются права и обязанности для третьих государств или третьих международных организаций. На этот счет Венские кон­венции содержат положения, определяющие условия осуществления этих прав и обязанностей.

Как следует из ст. 35 Венских конвенций 1969 и 1986 годов, обя­зательство для третьего государства или третьей международной организации возникает в том случае, если это предусмотрено участ­никами договора и если третье государство или международная орга­низация определенно принимают на себя такое обязательство в письменной форме.

Договором может быть предусмотрено право для третьего государ­ства или третьей международной организации. Такие субъекты поль­зуются названным правом, если они соглашаются с этим. Согласие на пользование названным правом будет предполагаться до тех пор, пока не будет доказательств противного (ст. 36 Венских конвенций 1969 и 1986 гг.). Таким образом, для пользования правом, вытекающим из договора, не требуется явно выраженного согласия третьего государства или третьей международной организации, то есть согла­сия в письменной форме.

Договором может быть предусмотрено, что вытекающими из него правами названные субъекты могут пользоваться в том случае, если они соблюдают необходимые условия, которые предусмотрены дого­вором или установлены в соответствии с договором.

Рассматриваемые обязанности и права не могут быть отменены или изменены участниками договора без согласия третьего государ­ства или третьей международной организации, если только догово­ром не предусматривалось иное.

Применение прежних и новых договоров, заключенных по одному и тому же вопросу. Международная практика показывает, что государства нередко заключают многосторонние договоры по одному и тому же вопросу. И в этих договорах могут содержаться взаимоисключающие положения. В связи с этим возникает вопрос о применении таких договоров, поскольку круг участников прежних и новых договоров часто не совпадает. Обычно в договорах, последо­вательно заключенных по одному и тому же вопросу, имеются по­ложения о применении таких договоров. Так, ст. 103 Устава ООН предусматривает, что в том случае, когда обязательства членов Орга­низации, предусмотренные Уставом, окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглаше­нию, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.

Венские конвенции 1969 и 1986 годов, отражая международную практику, устанавливают общие правила о том, как должны приме­няться последовательно заключенные договоры по одному и тому же вопросу (ст. 30).

Заключая договор, его участники могут предусмотреть, что при­менение договора обусловлено действием предыдущего или после­дующего договора, либо указать на совместимость с таким догово­ром. В данном случае преимущественную силу будет иметь этот предыдущий или последующий договор. Другими словами, самим до­говором устанавливается порядок применения новых, предыдущих и будущих договоров по одному и тому же вопросу. В качестве при­мера можно назвать Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963 года, в которой прямо указывается, что ее положения не отра­жаются на других международных договорах, действующих между его участниками, а также не препятствуют заключению международных соглашений, подтверждающих, дополняющих, распространяющих или расширяющих положения Конвенции. Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 года прямо ука­зывает, что его положения ни в коей мере не затрагивают обяза­тельств, взятых на себя участниками данного Договора по международным соглашениям, учреждающим зоны, свободные от ядерного оружия.

В том случае, если участники нового договора являются одновре­менно и участниками предыдущего договора, действие которого не прекращено или не приостановлено, положения такого предыдуще­го договора будут действовать в той мере, в какой они совместимы с положениями нового договора. Так, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года предусматривает, что она имеет преимущественную силу между ее участниками перед Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 года. В то же время она не изменяет прав и обя­зательств, которые вытекают для участников из других договоров, совместимых с названной Конвенцией.

Венская конвенция 1969 года предусматривает и такие случаи, когда не все участники последующего договора являются участ­никами предыдущего договора. В отношениях между участниками обоих договоров предыдущий договор будет применяться в той мере, в какой его положения совместимы с положениями нового договора. А в отношениях между участником обоих договоров и участником только одного договора будет применяться тот договор, участниками которого оба они являются. Так, в той же Конвенции ООН по мор­скому праву 1982 года предусматривается, что два или более ее участ­ников могут заключать соглашения, изменяющие или приостанав­ливающие действие положений Конвенции, но при условии, что такие соглашения не касаются тех положений, отступление от ко­торых несовместимо с эффективным осуществлением объекта и цели Конвенции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.