КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интерпретация результатов методики
Анализ результатов методики цветовых метафор основан на следующих положениях. Мотивация представляет собой систему мотивов различных видов деятельности. Мотивы - это осознаваемые или неосознаваемые переживания, которые обусловлены потребностями и побуждают к деятельности, направленной на их удовлетворение. В свою очередь, потребности представляют собой состояния зависимости от условий, необходимых для существования и развития индивида и личности. Ряд потребностей характеризует особенности человека как биологического существа. К ним относятся пищевые и сексуальные потребности, потребности в отдыхе и безопасности, потребности в сенсорных впечатлениях и двигательной активности, стадные инстинкты, забота о потомстве и т.п. Другие потребности характеризует специфику личности человека. Это материальные, коммуникативные, познавательные, творческие, нравственные и эстетические потребности, потребности в любви, власти, превосходстве, достижении успеха и т.д. Адекватной мерой интенсивности потребностей является частота актуализации этих потребностей в различных ситуациях. Человек может характеризоваться высокой силой какой-либо потребности вообще, но в конкретной ситуации она может не проявляться. И наоборот, слабо развитая потребность может обостриться в какой-то конкретной ситуации. Мотивы личности представляют собой функцию двух переменных. С одной стороны, они обусловлены устойчивыми особенностями личности, связанными с потребностями, с другой – они зависят от содержания ситуаций, в которых проявляются эти потребности. Поэтому в процессе психосемантической диагностики мотивации важно различать базовые и актуальные потребности. В качестве базовых потребностей мы будем рассматривать устойчивые потребности, которые являются существенной характеристикой человека, определяются его личностью и слабо зависят от внешних обстоятельств, в которых человек может находиться. Базовые потребности определяют содержание интересов и увлечений человека, его стремления и общую направленность личности, то, что является наиболее важным в жизни человека. Отсутствие базовых потребностей может указывать на утрату интересов, безразличие и подавленное состояние человека. Удовлетворение базовых потребностей является условием эмоционального благополучия человека. Их неудовлетворение в настоящем и отсутствие ожиданий на удовлетворение их хотя бы в будущем может приводить к состоянию повышенной эмоциональной напряженности, беспокойству, нестабильному поведению и стремлению компенсировать их. Актуальными потребностями мы будем считать ситуационно обусловленные потребности, которые возникли под влиянием внешних обстоятельств. Актуальные потребности являются менее стабильными, чем базовые, и могут дополнять их. При неудовлетворенных базовых потребностях актуальные потребности являются формой их компенсации. Актуальные потребности определяют, чем озабочен человек в данный момент, что он вынужден делать. Любая деятельность человека характеризуется наличием нескольких побуждающих мотивов, обусловленных соответствующими потребностями и организованных в определенную иерархическую структуру. Например, направленность на учебную или профессиональную деятельность может быть вызвана самыми разными потребностями: познавательными, социальными, утилитарными. Базовые потребности могут быть наиболее сильными и значимыми мотивами различных видов деятельности. Актуальные потребности могут быть вторыми по силе и степени значимости мотивами деятельности после базовых. Потребности, не являющиеся базовыми или актуальными, наименее значимы и мотивируют к деятельности в гораздо меньшей степени. Соотношение между мотивами меняется при переходе от одного вида деятельности к другому, поэтому при изучении мотивации человека необходимо учитывать не столько каждый мотив сам по себе, сколько место данного мотива среди других. В свою очередь, каждая потребность может побуждать к различным видам деятельности, которые могут быть направлены на ее удовлетворение. Кроме того, необходимо учитывать, что мотивы не только предшествуют деятельности, но могут развиваться и изменяться в ходе ее освоения и реализации. Основанием для интерпретации результатов методики цветовых метафор является следующее положение. Если понятия обозначены одним цветом (попадают в одну группу), то это не случайно. Например, если человек поместил в одну группу понятия «интересное занятие» и «моя учеба», то это значит, что он относится к своей учебе с интересом. Если он объединяет понятия «каким я хочу быть» и «мой отец», то он, вероятно, хочет быть похож на своего отца. Если человек обозначает одним цветом понятия «моя школа» и «угроза», то он боится своей школы. Если в одной группе оказываются понятия «мое будущее», «мое увлечение», «достижение успеха», «творчество», «радость», то в сознании человека его собственное будущее ассоциируется именно с этими понятиями, его представления о будущем оптимистичны. В процессе интерпретации сначала анализируются понятия, обозначенные самыми приятными цветами. Потом анализируются те группы, в которые попадают понятия «мое увлечение» и «интересное занятие». Затем те, которые связаны с понятием «мое настоящее», «мое будущее» и «мое прошлое». Далее выясняется, с какими понятиями ассоциируются понятия «какой я есть на самом деле» и «каким я хочу быть». После этого определяется, какие понятия обозначаются самыми неприятными цветами. Какие понятия связаны с отрицательными переживаниями или событиями: «неудачей», «угрозой», «раздражением», «печалью», «неприятностями» и т. п. Наконец, можно выявить отношение клиента к конкретным занятиям, людям или другим жизненным обстоятельствам: к работе, учебе, детям, друзьям, начальству и т. д. Анализируя, какие понятия попадают в одну группу, то есть, обозначены одним и тем же цветом, мы можем узнать, с какими потребностями связан интересующий нас вид деятельности, или какими эмоциональными переживаниями сопровождаются различные занятия, люди и события.
При анализе результатов методики цветовых метафор можно получить следующие показатели. 1. Состав базовых потребностей - содержание наиболее устойчивых и связанных с индивидуальными особенностями личности стремлений, интересов и увлечений: материальных, в отдыхе, в безопасности, коммуникативных, в превосходстве, познавательных, творческих, в достижении успеха и др. На базовые потребности указывают понятия, которых либо обозначены самым привлекательным цветом, либо оцениваются теми же цветами, что и «Мое увлечение» и «Интересное занятие». То есть, все, что обозначено самым приятным цветом, нравится клиенту, а все, что связано с интересным занятием и увлечением, воспринимается им как интересное и увлекательное. В том случае, когда самым привлекательным цветом почти ничего не обозначено, а с интересным занятием и увлечением мало что связано, можно предположить, что клиенту в жизни мало что нравится, а его интересы и увлечения в значительной мере утрачены. 2. Удовлетворенность базовых потребностей, степень выраженности эмоционального благополучия или фрустрации. Эмоциональная удовлетворенность в настоящее время, в будущем или в прошлом выявляется на основании того, обозначены ли понятия «Мое настоящее», «Мое будущее» или «Мое прошлое» самым приятным цветом, и связаны ли они с понятиями «Мое увлечение» или «Интересное занятие». Если базовые потребности обозначены тем же цветом, что и понятие «Мое настоящее», то можно считать, что человек может в достаточной мере удовлетворить их в настоящий момент. Если базовые потребности связаны с понятием «Мое будущее», то человек рассчитывает на их будущее удовлетворение. Связь базовых потребностей с понятием «Мое прошлое» может указывать на то, что они удовлетворялись ранее. Наконец, отсутствие связи базовых потребностей с настоящим, будущим и прошлым позволяет сделать предположение о максимальной степени их фрустрации. В этом случае ни настоящее, ни будущее, ни прошлое не воспринимаются клиентом как нравящееся, интересное или увлекательное. 3. Состав актуальных потребностей, определяющих, чем человек озабочен, на чем он сосредоточен, о чем думает и что вынужден делать в настоящее время под влиянием ситуации, внешних обстоятельств. На актуальные потребности указывают понятия, обозначенные тем же цветом, что и понятие «Мое настоящее». 4. Отношение к настоящему, будущему и прошлому, содержание забот, ожиданий, надежд, намерений, планов, воспоминаний. О содержании отношений к настоящему, будущему и прошлому свидетельствуют понятия, обозначенные тем же цветом, что и понятия «Мое настоящее», «Мое будущее» и «Мое прошлое». Анализ отношений основан на том, с какими эмоциональными переживаниями, занятиями, людьми и событиями ассоциируются представления о различных этапах жизненного пути человека. 5. Отношение к себе и другим людям, уровень самооценки, удовлетворенность своей личностью, социальная идентичность, идеалы и образцы для подражания. Расстояние между понятиями «Какой (какая) я на самом деле» и «Каким (какой) я хочу быть», характеризующими реальное и идеальное «я», характеризует уровень самооценки. В частности, идентичность этих понятий, то есть обозначение их одинаковым цветом, свидетельствует о максимально высокой самооценке, полной удовлетворенности собой и об отсутствии потребности в дальнейшем личностном росте и самосовершенствовании. В том случае, если идеальное «я» оценивается несколько более привлекательным (на одну или две позиции) цветом, чем реальное «я», можно говорить об умеренной удовлетворенности своей личностью, стремлении к самосовершенствованию без болезненных переживаний по поводу своих недостатков. Еще большее расстояние между данными понятиями, когда идеальное «я» находится левее реального «я» на три позиции и более, может указывать на значительную неудовлетворенность и наличие связанных с этим болезненных переживаний, что может приводить к невротическим расстройствам. Наконец, большая привлекательность реального «я» по сравнению с идеальным «я» часто сопровождает процесс изменений отношения к себе в данный момент времени и носит, как правило, временный характер. Обозначение понятий «Какой я на самом деле», «Моя мать», «Мой отец», «Мой друг» и т п. такими же цветами, как понятия «Радость», «Любовь», «Интересное занятие», «Мое увлечение» или, напротив, такими же цветами, как «Печаль», «Неприятности», «Раздражение», «Конкуренция» и т.п. свидетельствует, соответственно, о позитивном или негативном отношении к себе и данным людям. Обозначение понятия «Какой я на самом деле» таким же цветом, как и понятия, соответствующие каким-либо другим конкретным людям, указывает на сходство эмоционального отношения к себе и этим людям, идентификацию с ними, говорит о том, на кого клиент считает себя похожим, кем он себя считает, к какой общности людей он принадлежит. Наконец, обозначение идеального «я» таким же цветом, что и определенных других людей, указывает на стремление клиента походить на них, подражать им, брать с них пример. 6. Отношение к различным видам деятельности и их мотивы, в частности, содержание базовых и актуальных потребностей, побуждающих к учебной и трудовой деятельности, а также связанные с различными занятиями эмоциональные переживания. Обозначение таких понятий как «Моя работа», «Моя учеба» и других видов деятельности такими же цветами, как понятия «Интересное занятие» или «Мое увлечение», свидетельствует о том, что данные виды деятельности побуждаются наиболее устойчивыми базовыми потребностями, воспринимаются как увлечение. Если деятельность не связана с интересами и увлечением, а обозначена таким же цветом, что понятие «Мое настоящее», то такая деятельность побуждается менее стабильными актуальными потребностями. В частности, связь представления об учебе с настоящим свидетельствует о том, что клиент в настоящее время вынужден учиться под влиянием обстоятельств, ради удовлетворения потребностей, не связанных с его интересами. Если деятельность связана с потребностями, не являющимися базовыми или актуальными, то ее мотивация является достаточно слабой. Наконец, связь деятельности с негативными эмоциональными переживаниями указывает на ее избегание. 7. Источники стресса - занятия, люди и события, вызывающие негативные эмоциональные переживания. Понятия, обозначенные самым неприятным цветом, а также понятия, обозначенные теми же цветами, что и «Печаль», «Страх», «Угроза», «Раздражение», «Неприятности» и т.п. 8. Вытесненные из сознания представления и переживания, представляющие собой форму психологической защиты, которая проявляется в том, что человек старается о чем-то не думать, забыть, не замечать вследствие крайней значимости, эмоциональных травм, запретов, нереализованных фантазий, внутренних конфликтов. О содержании вытесненных комплексов свидетельствуют изолированные, одиночные, ни с чем не связанные понятия, то есть понятия, обозначенные каким-либо цветом, которым больше не обозначено ни одно другое понятие из списка. Например, если изолированным является понятие «Отдых», клиент старается не думать об отдыхе, забыть про него, игнорировать отдых в своей жизни, что может привести к перегрузкам, переутомлению и внезапным срывам работоспособности. Если изолированным является понятие «Угроза» или «Страх», клиент не обращает внимания на угрожающие ситуации, ведет себя как бесстрашный человек, часто рискует, что может привести к реальной опасности. Вытеснение понятий «Мое увлечение», «Интересное занятие» и «Радость» может говорить об их утрате и состоянии депрессии.
Таблица 1. Пример заключения по результатам методики цветовых метафор (Испытуемая Е.)
Литература 1. Osgood Ch. E., Suci G. J., Tannenbaum P. H. The measurement of meaning. — Urbana: University of Illinois, 1957
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 5851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |