Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерпретация результатов методики




Анализ результатов методики цветовых метафор основан на следующих положениях. Мотивация представляет собой систему мотивов различных видов деятельности. Мотивы - это осознаваемые или неосознаваемые переживания, которые обусловлены потребностями и побуждают к деятельности, направленной на их удовлетворение. В свою очередь, потребности представляют собой состояния зависимости от условий, необходимых для существования и развития индивида и личности. Ряд потребностей характеризует особенности человека как биологического существа. К ним относятся пищевые и сексуальные потребности, потребности в отдыхе и безопасности, потребности в сенсорных впечатлениях и двигательной активности, стадные инстинкты, забота о потомстве и т.п. Другие потребности характеризует специфику личности человека. Это материальные, коммуникативные, познавательные, творческие, нравственные и эстетические потребности, потребности в любви, власти, превосходстве, достижении успеха и т.д.

Адекватной мерой интенсивности потребностей является частота актуализации этих потребностей в различных ситуациях. Человек может характеризоваться высокой силой какой-либо потребности вообще, но в конкретной ситуации она может не проявляться. И наоборот, слабо развитая потребность может обостриться в какой-то конкретной ситуации. Мотивы личности представляют собой функцию двух переменных. С одной стороны, они обусловлены устойчивыми особенностями личности, связанными с потребностями, с другой – они зависят от содержания ситуаций, в которых проявляются эти потребности. Поэтому в процессе психосемантической диагностики мотивации важно различать базовые и актуальные потребности. В качестве базовых потребностей мы будем рассматривать устойчивые потребности, которые являются существенной характеристикой человека, определяются его личностью и слабо зависят от внешних обстоятельств, в которых человек может находиться. Базовые потребности определяют содержание интересов и увлечений человека, его стремления и общую направленность личности, то, что является наиболее важным в жизни человека. Отсутствие базовых потребностей может указывать на утрату интересов, безразличие и подавленное состояние человека. Удовлетворение базовых потребностей является условием эмоционального благополучия человека. Их неудовлетворение в настоящем и отсутствие ожиданий на удовлетворение их хотя бы в будущем может приводить к состоянию повышенной эмоциональной напряженности, беспокойству, нестабильному поведению и стремлению компенсировать их. Актуальными потребностями мы будем считать ситуационно обусловленные потребности, которые возникли под влиянием внешних обстоятельств. Актуальные потребности являются менее стабильными, чем базовые, и могут дополнять их. При неудовлетворенных базовых потребностях актуальные потребности являются формой их компенсации. Актуальные потребности определяют, чем озабочен человек в данный момент, что он вынужден делать.

Любая деятельность человека характеризуется наличием нескольких побуждающих мотивов, обусловленных соответствующими потребностями и организованных в определенную иерархическую структуру. Например, направленность на учебную или профессиональную деятельность может быть вызвана самыми разными потребностями: познавательными, социальными, утилитарными. Базовые потребности могут быть наиболее сильными и значимыми мотивами различных видов деятельности. Актуальные потребности могут быть вторыми по силе и степени значимости мотивами деятельности после базовых. Потребности, не являющиеся базовыми или актуальными, наименее значимы и мотивируют к деятельности в гораздо меньшей степени. Соотношение между мотивами меняется при переходе от одного вида деятельности к другому, поэтому при изучении мотивации человека необходимо учитывать не столько каждый мотив сам по себе, сколько место данного мотива среди других. В свою очередь, каждая потребность может побуждать к различным видам деятельности, которые могут быть направлены на ее удовлетворение. Кроме того, необходимо учитывать, что мотивы не только предшествуют деятельности, но могут развиваться и изменяться в ходе ее освоения и реализации.
Мотивационная сфера личности охватывает феномены потребностей, побуждений, склонностей, интересов, ценностей, установок, позиций. Она тесно связана с системой отношений человека к различным аспектам действительности: к другим людям, к самому себе, к своей деятельности и т.д. В структуре отношений одними из наиболее значимых являются отношение к своему будущему, к себе и к различным видам деятельности. Отношение к будущему характеризуется ожиданиями, надеждами, намерениями, планами, представлениями человека о том, что с ним может произойти, что он будет делать. Отношение к себе определяет, кем человек себя считает, с кем себя идентифицирует, к какой категории людей себя относит, на кого хочет быть похож, в какой мере удовлетворен собой. Отношение к различным видам деятельности характеризует наличие, силу и содержание побуждений к соответствующим видам деятельности и содержание возникающих в связи с ними переживаний.

Основанием для интерпретации результатов методики цветовых метафор является следующее положение. Если понятия обозначены одним цветом (попадают в одну группу), то это не случайно. Например, если человек поместил в одну группу понятия «интересное занятие» и «моя учеба», то это значит, что он относится к своей учебе с интересом. Если он объединяет понятия «каким я хочу быть» и «мой отец», то он, вероятно, хочет быть похож на своего отца. Если человек обозначает одним цветом понятия «моя школа» и «угроза», то он боится своей школы. Если в одной группе оказываются понятия «мое будущее», «мое увлечение», «достижение успеха», «творчество», «радость», то в сознании человека его собственное будущее ассоциируется именно с этими понятиями, его представления о будущем оптимистичны.

В процессе интерпретации сначала анализируются понятия, обозначенные самыми приятными цветами. Потом анализируются те группы, в которые попадают понятия «мое увлечение» и «интересное занятие». Затем те, которые связаны с понятием «мое настоящее», «мое будущее» и «мое прошлое». Далее выясняется, с какими понятиями ассоциируются понятия «какой я есть на самом деле» и «каким я хочу быть». После этого определяется, какие понятия обозначаются самыми неприятными цветами. Какие понятия связаны с отрицательными переживаниями или событиями: «неудачей», «угрозой», «раздражением», «печалью», «неприятностями» и т. п. Наконец, можно выявить отношение клиента к конкретным занятиям, людям или другим жизненным обстоятельствам: к работе, учебе, детям, друзьям, начальству и т. д. Анализируя, какие понятия попадают в одну группу, то есть, обозначены одним и тем же цветом, мы можем узнать, с какими потребностями связан интересующий нас вид деятельности, или какими эмоциональными переживаниями сопровождаются различные занятия, люди и события.

 

При анализе результатов методики цветовых метафор можно получить следующие показатели.

1. Состав базовых потребностей - содержание наиболее устойчивых и связанных с индивидуальными особенностями личности стремлений, интересов и увлечений: материальных, в отдыхе, в безопасности, коммуникативных, в превосходстве, познавательных, творческих, в достижении успеха и др. На базовые потребности указывают понятия, которых либо обозначены самым привлекательным цветом, либо оцениваются теми же цветами, что и «Мое увлечение» и «Интересное занятие». То есть, все, что обозначено самым приятным цветом, нравится клиенту, а все, что связано с интересным занятием и увлечением, воспринимается им как интересное и увлекательное. В том случае, когда самым привлекательным цветом почти ничего не обозначено, а с интересным занятием и увлечением мало что связано, можно предположить, что клиенту в жизни мало что нравится, а его интересы и увлечения в значительной мере утрачены.

2. Удовлетворенность базовых потребностей, степень выраженности эмоционального благополучия или фрустрации. Эмоциональная удовлетворенность в настоящее время, в будущем или в прошлом выявляется на основании того, обозначены ли понятия «Мое настоящее», «Мое будущее» или «Мое прошлое» самым приятным цветом, и связаны ли они с понятиями «Мое увлечение» или «Интересное занятие». Если базовые потребности обозначены тем же цветом, что и понятие «Мое настоящее», то можно считать, что человек может в достаточной мере удовлетворить их в настоящий момент. Если базовые потребности связаны с понятием «Мое будущее», то человек рассчитывает на их будущее удовлетворение. Связь базовых потребностей с понятием «Мое прошлое» может указывать на то, что они удовлетворялись ранее. Наконец, отсутствие связи базовых потребностей с настоящим, будущим и прошлым позволяет сделать предположение о максимальной степени их фрустрации. В этом случае ни настоящее, ни будущее, ни прошлое не воспринимаются клиентом как нравящееся, интересное или увлекательное.

3. Состав актуальных потребностей, определяющих, чем человек озабочен, на чем он сосредоточен, о чем думает и что вынужден делать в настоящее время под влиянием ситуации, внешних обстоятельств. На актуальные потребности указывают понятия, обозначенные тем же цветом, что и понятие «Мое настоящее».

4. Отношение к настоящему, будущему и прошлому, содержание забот, ожиданий, надежд, намерений, планов, воспоминаний. О содержании отношений к настоящему, будущему и прошлому свидетельствуют понятия, обозначенные тем же цветом, что и понятия «Мое настоящее», «Мое будущее» и «Мое прошлое». Анализ отношений основан на том, с какими эмоциональными переживаниями, занятиями, людьми и событиями ассоциируются представления о различных этапах жизненного пути человека.

5. Отношение к себе и другим людям, уровень самооценки, удовлетворенность своей личностью, социальная идентичность, идеалы и образцы для подражания. Расстояние между понятиями «Какой (какая) я на самом деле» и «Каким (какой) я хочу быть», характеризующими реальное и идеальное «я», характеризует уровень самооценки. В частности, идентичность этих понятий, то есть обозначение их одинаковым цветом, свидетельствует о максимально высокой самооценке, полной удовлетворенности собой и об отсутствии потребности в дальнейшем личностном росте и самосовершенствовании. В том случае, если идеальное «я» оценивается несколько более привлекательным (на одну или две позиции) цветом, чем реальное «я», можно говорить об умеренной удовлетворенности своей личностью, стремлении к самосовершенствованию без болезненных переживаний по поводу своих недостатков. Еще большее расстояние между данными понятиями, когда идеальное «я» находится левее реального «я» на три позиции и более, может указывать на значительную неудовлетворенность и наличие связанных с этим болезненных переживаний, что может приводить к невротическим расстройствам. Наконец, большая привлекательность реального «я» по сравнению с идеальным «я» часто сопровождает процесс изменений отношения к себе в данный момент времени и носит, как правило, временный характер. Обозначение понятий «Какой я на самом деле», «Моя мать», «Мой отец», «Мой друг» и т п. такими же цветами, как понятия «Радость», «Любовь», «Интересное занятие», «Мое увлечение» или, напротив, такими же цветами, как «Печаль», «Неприятности», «Раздражение», «Конкуренция» и т.п. свидетельствует, соответственно, о позитивном или негативном отношении к себе и данным людям. Обозначение понятия «Какой я на самом деле» таким же цветом, как и понятия, соответствующие каким-либо другим конкретным людям, указывает на сходство эмоционального отношения к себе и этим людям, идентификацию с ними, говорит о том, на кого клиент считает себя похожим, кем он себя считает, к какой общности людей он принадлежит. Наконец, обозначение идеального «я» таким же цветом, что и определенных других людей, указывает на стремление клиента походить на них, подражать им, брать с них пример.

6. Отношение к различным видам деятельности и их мотивы, в частности, содержание базовых и актуальных потребностей, побуждающих к учебной и трудовой деятельности, а также связанные с различными занятиями эмоциональные переживания. Обозначение таких понятий как «Моя работа», «Моя учеба» и других видов деятельности такими же цветами, как понятия «Интересное занятие» или «Мое увлечение», свидетельствует о том, что данные виды деятельности побуждаются наиболее устойчивыми базовыми потребностями, воспринимаются как увлечение. Если деятельность не связана с интересами и увлечением, а обозначена таким же цветом, что понятие «Мое настоящее», то такая деятельность побуждается менее стабильными актуальными потребностями. В частности, связь представления об учебе с настоящим свидетельствует о том, что клиент в настоящее время вынужден учиться под влиянием обстоятельств, ради удовлетворения потребностей, не связанных с его интересами. Если деятельность связана с потребностями, не являющимися базовыми или актуальными, то ее мотивация является достаточно слабой. Наконец, связь деятельности с негативными эмоциональными переживаниями указывает на ее избегание.

7. Источники стресса - занятия, люди и события, вызывающие негативные эмоциональные переживания. Понятия, обозначенные самым неприятным цветом, а также понятия, обозначенные теми же цветами, что и «Печаль», «Страх», «Угроза», «Раздражение», «Неприятности» и т.п.

8. Вытесненные из сознания представления и переживания, представляющие собой форму психологической защиты, которая проявляется в том, что человек старается о чем-то не думать, забыть, не замечать вследствие крайней значимости, эмоциональных травм, запретов, нереализованных фантазий, внутренних конфликтов. О содержании вытесненных комплексов свидетельствуют изолированные, одиночные, ни с чем не связанные понятия, то есть понятия, обозначенные каким-либо цветом, которым больше не обозначено ни одно другое понятие из списка. Например, если изолированным является понятие «Отдых», клиент старается не думать об отдыхе, забыть про него, игнорировать отдых в своей жизни, что может привести к перегрузкам, переутомлению и внезапным срывам работоспособности. Если изолированным является понятие «Угроза» или «Страх», клиент не обращает внимания на угрожающие ситуации, ведет себя как бесстрашный человек, часто рискует, что может привести к реальной опасности. Вытеснение понятий «Мое увлечение», «Интересное занятие» и «Радость» может говорить об их утрате и состоянии депрессии.
На подобном восьмишаговом анализе может строиться как обсуждение результатов методики с клиентом в процессе консультирования, так и подготовка заключения (Таблица 1).

 

Таблица 1. Пример заключения по результатам методики цветовых метафор (Испытуемая Е.)

Показатель Значение показателя
1. Состав базовых потребностей Самым привлекательным цветом обозначены свобода, любовь, творчество, перемены, которые к тому же ассоциируются с увлечением и интересным занятием. Можно предположить, что Е стремится, главным образом, к удовлетворению коммуникативных потребностей, потребностей в самоутверждении и самоактуализации.
2. Удовлетворенность базовых потребностей Базовые потребности не связаны в сознании Е. с настоящим и будущим, а ассоциируются только с представлением о прошлом. Прошлое обозначено самым привлекательным цветом. Следовательно, в настоящее время удовлетворение базовых потребностей блокируется. Е. живет воспоминаниями о счастливом прошлом и не надеется на перемены к лучшему в будущем.
3. Состав актуальных потребностей В настоящее время Е. вынуждена выполнять свои обязанности, сосредоточившись на учебе в школе и конфликтных отношениях с матерью, которые воспринимаются как неудача и ассоциируются с болезнью.
4. Отношение к будущему Представление о будущем связано с удовлетворением малозначимых потребностей в успехе, знаниях, заработке и карьере в сфере науки или финансов.
5. Отношение к себе и другим Расстояние между образом идеального и реального Я очень велико. Похоже, Е. крайне не удовлетворена своей личностью, может страдать от чувства неполноценности. Хочет быть похожей на любимого друга и мужа. Старается не думать, забыть о себе. Отношения с отцом воспринимаются как конкуренция. Подавлена отношениями с матерью. Испытывает негативные отношения к людям в целом.
6. Отношение к различным видам деятельности Увлечена искусством. С безразличием относится к науке и финансам. Будущую профессию еще не выбрала. Учебная деятельность не связана ни с интересным занятием, ни с увлечением, ни с настоящим, то есть, не побуждается ни базовыми, ни актуальными потребностями. Только слабая потребность в выполнении обязанностей заставляет учиться. Более того, учеба и образование вызывают печаль. Техника, бизнес, управление и домашнее хозяйство воспринимаются как угроза и источник неприятностей. Медицина, реклама и обслуживание раздражают. Испытывает ненависть к информации.
7. Источники стресса Самым неприятным цветом обозначены люди и информация С раздражением ассоциируются общение и будущая работа, медицина, реклама и обслуживание. Труд, техника, бизнес, управление и домашнее хозяйство вызывают страх. В настоящем присутствуют неудачи и болезни, связанные с домом и школой, учебой и отношениями с матерью.
8. Вытесненные из сознания представления и переживания Понятие «Какая я на самом деле» является изолированным, ни с чем и ни с кем не ассоциируется. Е. старается не думать о себе, не обращает на себя внимание, игнорирует свою личность, забывает о своих интересах.

 

 


Литература

1. Osgood Ch. E., Suci G. J., Tannenbaum P. H. The measurement of meaning. — Urbana: University of Illinois, 1957
2. Kelly G. A. The Psychology of Personal Constructs. Volume 1: A Theory of Personality. Volume 2: Clinical Diagnosis and Psychotherapy. — New York: Norton, 1955
3. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. Теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. — М.: МГУ, 1983
4. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику. Исследование форм репрезентации в обыденном сознании. — М.: МГУ, 1983
5. Похилько В.И. Психодиагностика индивидуального сознания // В кн.: Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: МГУ, 1987
6. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам. — М.: Прогресс, 1987
7. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — СПб.: Питер, 2005
8. Миролюбов А.В., Соломин И.Л., Коваль О.Г., Левкин Л.А. Использование методики семантического дифференциала для исследования учебной и профессиональной направленности кандидатов в военное училище / Вопросы профессионального психологического отбора и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в вузе. Материалы Всеармейского учебно-методического сбора 1988 г. — М., 1989. С. 121—129
9. Соломин И.Л. Структура и динамика мотивации безработных женщин / Профориентация и психологическая поддержка – новые возможности занятости. Сборник докладов Межрегиональной научно-практической конференции. Государственный Центр профориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения. – М.: Триада, 1999. С. 169-173
10. Соломин И.Л. Об опыте практического использования методики психосемантической диагностики мотивации (на примере Чернобыльской атомной электростанции) / Психологическая газета, №11/74, ноябрь, 2001
11. Соломин И.Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации. Методическое руководство. — СПб.: ИМАТОН, 2001. 112 c.
12. Соломин И.Л. Психосемантическая диагностика трудовой мотивации в управлении персоналом / Мир авионики. №4, 2006. С. 34-40
13. Соломин И.Л. Методика экспресс-оценки истинной трудовой мотивации у современной молодежи для решения задач профессиональной ориентации. — СПб.: Рост, 2004. 128 с.
14. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. — СПб.: Речь, 2006. 210 с.
15. Эткинд А. М. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами // Социально-психологические исследования в психоневрологии / Под ред. Е. Ф. Бажина. Л., 1980. С. 110—114

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 5769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.