Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы международного права охраны окружающей среды




Международно-правовые отношения в области охраны окружаю­щей среды регулируются общепризнанными принципами и нормами современного международного права, закрепленными в Уставе ООН и других основных международно-правовых актах. К ним относятся такие фундаментальные принципы, как уважение государственного суверенитета, суверенного равенства государств, невмешательство во внутренние дела государств, территориальная целостность и неприкосновенность, мирное разрешение споров, добросовестное выпол­нение обязательств сотрудничества.

Помимо общепризнанных принципов международного права, в процессе развития международного права окружающей среды были разработаны и специальные принципы.

Следует отметить, что принципиальные основы международного права окружающей среды в комплексном виде не сформулированы и могут быть выявлены посредством анализа большого числа природо­охранных и иных договоров и других актов нормообразующего ха­рактера.

Принцип охраны окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений является одним из основополагающих специаль­ных принципов. Элементы этого принципа содержатся в Стокгольм­ской декларации принципов 1972 года; Заключительном акте СБСЕ 1975 года, Конвенции ООН по морскому праву 1982 года; Деклара­ции принципов Рио-де-Жанейро 1992 года.

Охрана окружающей среды является необходимым условием жиз­ни нынешнего и будущих поколений. Государства и другие субъекты международного права обязаны принимать все возможные меры по сохранению и улучшению качества окружающей среды и рациональ­ному управлению природными ресурсами. Значимость данного прин­ципа состоит в том, что он определяет основное направление раз­вития международного права охраны окружающей среды. Ряд других специальных принципов развивают заложенную в нем основную меж­дународно-правовую концепцию применительно к отдельным инсти­тутам международно-правовой охраны окружающей среды. Природ­ные ресурсы Земли, в том числе воздух, вода, земля, флора и фауна, ради блага нынешнего и будущих поколений должны быть защищены четко продуманными планированием и использованием. Этот прин­цип занимает центральное место в устойчивом развитии, и право на развитие должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений людей, а охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой частью развития.

Принцип международного природоохранного сотрудничества наиболее полно изложен в Стокгольмской декларации 1972 года. Он также предложен группой экспертов Международной комис­сии по окружающей среде и развитию под руководством Гру Харлем Брундтланд в следующей формулировке: «Государства разрабатывают планы на случай чрезвычайных обстоятельств, которые могут вызвать трансграничные экологические нарушения, и сообщают соответствую­щую информацию заинтересованным государствам и сотрудничают с ними, когда такие ситуации возникают».

Принцип предотвращения трансграничного ущерба окружаю­щей среде запрещает такие действия государств в пределах их юрисдикции или контроля, в результате или посредством которых может быть нанесен ущерб национальным системам окружающей среды других государств, а также системам окружающей среды в районах общего пользования. Он был закреплен в Стокгольмской декларации принципов 1972 года, а позднее рецепирован в ряд других докумен­тов, например в Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года и Венскую конвен­цию об охране озонового слоя 1985 года.

С принципом предотвращения трансграничного ущерба тесно связан принцип ответственности за ущерб окружающей среде. Основанием ответственности здесь является нарушение соответст­вующего международно-правового обязательства. Проблема состоит в том, что причиненный ущерб, как правило, не может быть оценен с помощью существующих международно-правовых конструкций. Невозможно также полностью определить степень вреда и компен­сировать его. Поэтому формирующийся институт ответственности должен носить предупредительный характер. Правовые механизмы, обеспечивающие предотвращение такого ущерба или ограничение его негативных последствий, должны обладать безусловным приори­тетом в системе мер международно-правовой охраны окружающей среды.

Поскольку в современных условиях невозможно полностью ис­ключить случаи экологического ущерба из-за действия непреодоли­мой силы или по причине возникновения новых видов -человеческой деятельности, не урегулированной правовыми нормами, возникает все большая необходимость разработки специальных принципов пре­дупредительного характера, которые уже закреплены в некоторых международных соглашениях. Сюда включают: принцип предвари­тельной оценки воздействия на окружающую среду; принцип обмена информацией; принцип заблаговременного уведомления и проведе­ния консультаций по поводу любой деятельности, способной причи­нить существенный ущерб окружающей среде других государств.

В основе всей системы мер предупредительного характера должен находиться принцип предварительной оценки воздействия на при­родную среду, то есть государства обязаны до начала осуществления каких-либо действий проводить консультации по поводу того, может ли запланированная деятельность причинить ущерб окружающей среде за пределами действия национальной юрисдикции или же она является в этом отношении безопасной. Он нашел свое отражение в Европейской конвенции 1991 года об оценке воздействия на окру­жающую среду в трансграничном контексте.

Принцип обмена информацией об экологической ситуации на национальном и региональном уровнях. В настоящее время пробле­ме обмена информацией уделяется большое внимание. Здесь можно упомянуть Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года, Конвенцию об оперативном опове­щении о ядерной аварии 1986 года и разрабатываемый ЮНЕП проект Конвенции об обязательной информации в случае масштабной хи­мической аварии.

Принцип оценки трансграничных экологических последствий планируемой деятельности постепенно включается в действующее международное право. Процедура оценки экологического воздейст­вия была разработана ЮНЕП и касается оценки как краткосрочных, так и долгосрочных последствий. Следует отметить, что здесь учиты­вается воздействие на все виды природных объектов, расположенных не только на территории государства, но и на международном прост­ранстве общего пользования.

Принцип запрета военного или любого иного враждебного ис­пользования средств воздействия на природную среду отражает обязательство государств не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную сре­ду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последст­вия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причи­нения вреда любому другому государству. Этот принцип закреплен в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года и в первом Дополнительном протоколе 1977 года к Женевским конвен­циям о защите жертв войны 1949 года.

Принцип экологической безопасности – комплексный принцип международного права, на формирование которого оказывают влия­ние как основные принципы международного права, так и специаль­ные принципы различных отраслей международного права, в первую очередь принцип разоружения. Принцип экологической безопаснос­ти из всего комплекса вопросов охраны окружающей среды выделяет главное – недопущение экоспазма как условие выживаемости чело­вечества. Этот принцип устанавливает прямую связь между охраной окружающей среды и международной безопасностью.

Принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды предусматривает создание, помимо национальной, также разветвленной системы международного конт­роля и мониторинга качества окружающей среды. Они должны осу­ществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе международно признанных критериев и параметров. В Российской Федерации впервые в 1998 году было принято постанов­ление правительства об утверждении Положения о проведении госу­дарственного экологического контроля в закрытых административ­но-территориальных образованиях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил РФ и государственной экологической экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности.

?????????42. Международное космическое право, понятие, источники, принципы

Космическая деятельность – это исследование космического пространства и небесных тел с помощью беспилотных и пилотиру­емых космических объектов, а также использование возможностей космической техники для решения практических земных задач.

Начало космической деятельности человека было положено за­пуском в СССР 4 октября 1957 г. первого в истории цивилизации ис­кусственного спутника Земли и первым пилотируемым космическим полетом советского космонавта Ю.А. Гагарина 12 апреля 1961 г.

Особенностью космической деятельности является использование для полетов пространства, находящегося за пределами плотных слоев атмосферы, в которых может осуществляться авиационная деятель­ность. Для космических полетов применяется принципиально новый тип летательных аппаратов, использующих тягу ракетных двигателей и инерционное движение под воздействием притяжения Земли и дру­гих планет.

Космическая деятельность позволяет изучать заатмосферные про­цессы, небесные тела, использовать состояние невесомости в науч­ных и промышленных целях, достигать космических скоростей пе­редвижения от 8 до 16 км/с, изучать поверхность Земли вместе с ее атмосферой из-за пределов атмосферы, обеспечивать распростране­ние сигналов электросвязи для глобальной связи и т.д.

Космическая деятельность – это чрезвычайно наукоемкое и ка­питалоемкое дело, которое доступно в настоящее время лишь наи­более развитым государствам в промышленном и научно-техничес­ком отношении. С другой стороны, все государства заинтересованы в использовании преимуществ космической деятельности.

Освоение космического пространства произвело подлинный пере­ворот в создании военных систем, метеорологии, связи, навигации, геодезии, картографии, геологии, гидрологии и в других областях. Большинство видов космической деятельности может затрагивать интересы многих государств, и их осуществление невозможно без международного сотрудничества. Все это превращает космическую деятельность в глобальную сферу интересов и ставит в повестку дня необходимость ее международно-правового регулирования.

Международное космическое право как наука зарождается в 30-х годах XX столетия (начиная с трудов чехословацкого юриста В. Мандля и советского юриста Е.А. Коровина). Как объективно су­ществующая группа юридических норм оно начинает развиваться в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН с 1959 года и в 1967 году получает первый договорный кодификационный акт – Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использова­нию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. На следующем этапе, продолжающемся и в настоящее время, государствами заключены десятки многосторонних и сотни двусто­ронних соглашений по вопросам космического сотрудничества. Сложились специфические международно-правовые принципы кос­мической деятельности, которые позволяют выделить соответствую­щую группу норм в особую отрасль международного права – между­народное космическое право.

Международное космическое правоэто совокупность между­народных принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства и небесных тел и регулирующих права и обязанности субъектов международного права в области исполь­зования космического пространства и космической техники.

Поскольку проблемы космоса тесно переплетены с интересами государств в военной, политической и других областях, они стали предметом обсуждения в рамках ООН. В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН образовала для обсуждения проблем космоса специ­альный вспомогательный орган – Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях (в составе 18 членов). В 1962 году Комитет учредил два вспомогательных органа – Юриди­ческий и Научно-технический подкомитеты. Комитет ООН по кос­мосу на основании джентльменского соглашения между его членами принимает решения на основе консенсуса. Численный состав Коми­тета по космосу время от времени увеличивался и в настоящее время достиг 61 члена.

Комитет является основным кодификационным органом в облас­ти международного космического права: за период с 1959 по 1996 год он разработал проекты пяти договоров и пяти деклараций принци­пов, которые затем были приняты Генеральной Ассамблеей ООН.

Ежегодные сессии Комитета представляют доклады Генеральной Ассамблее ООН. Отдел Секретариата ООН, обслуживающий дея­тельность Комитета, находится в Вене.

В Вене состоялись и три Всемирные конференции ООН по космо­су (в 1968, 1982 и 1999 гг.).

В настоящее время в повестке дня Комитета ООН по космосу стоят вопросы о разграничении воздушного и космического прост­ранств, о правовом режиме геостационарной орбиты, о космическом мусоре и рассмотрении действия пяти основных договоров по космосу.

После распада СССР, который был ведущей космической держа­вой, возникла необходимость организации сотрудничества в этой об­ласти в рамках СНГ.

30 декабря 1991 г. в Минске было подписано Соглашение о сов­местной деятельности по исследованию и использованию космичес­кого пространства, участниками которого стали Россия, Азербайд­жан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. По этому Соглашению совместная дея­тельность проводится на основе межгосударственных программ. Их реализация координируется Межгосударственным советом по кос­мосу. Соглашение исходит из необходимости сохранения космичес­ких комплексов и объектов космической инфраструктуры, которые находились на территории СССР.

На практике в деле реализации Соглашения возникает много трудностей. В частности, космодром Байконур используется Россией на условиях его аренды у Казахстана.

??????43. Право международной безопасности, понятие, источники




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.