КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учение о фонеме
Справочные материалы Русский язык. Ч. 1. / Под ред. Л.Ю. Максимова. – М. 1989. Реформатский А.А. Введение в языковедение / А.А. Реформатский – М., 2001. в Московской (МФШ) и Санкт-Петербургской (ПФШ) фонологических школах В понимании фонем, классификации фонемного состава отдельных слов и фонемного состава языка в целом существуют разногласия. Эти разногласия наиболее четко обнаруживаются при сопоставлении взглядов представителей двух основных фонологических школ – московской (Р.И. Аванесов, П.С.Кузнецов, А.А. Реформатский, М.В. Панов) и петербургской (Л.В. Щерба, М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер, А.Н. Гвоздев, Л.Л. Буланин). Расхождение во взглядах на фонему определяются, во-первых, различиями в трактовке исходной значимой единицы при определении состава фонем, во-вторых, различиями в оценке качества позиций при описании звуковых противопоставлений. МФШ. Для представителей МФШ исходной единицей является морфема, фонемы рассматриваются только в сильной позиции. Например, в парах слов [стaълы́ - сто́л; вaъда́ - во́ды; хaъд'и́т' – хо́д'ит] выступает одна и та же морфема: вод-, ход-, стол-, хотя произносятся они по-разному. В словах плод и плот морфемы разные и фонемы в их составе разные: пло́т - пло́д, хотя произносятся одинаково [пло́т]. В слабой позиции может происходить стирание различий фонем. Например, [сто́к с'э́нъ – сто́к вaъды́]. В этой позиции нельзя дифференцировать г/к. Это позиция нейтрализации. Она происходит только в слабой позиции. Те варианты фонем, которые произносятся в слабой позиции, называются архифонемами. (Впервые термин в значении неразличения двух фонем, смешение в одном употребил Н.С. Трубецкой). Чтобы узнать, какой фонеме соответствует звук слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы слабая позиция в данной морфеме заменилась сильной. Например: [дaъма́]- [до́м], [зу́п] - [зу́бы]. Но в языке есть фонемы, которые не бывают в сильной позиции и проверить их фонологическое качество нельзя. Например: вокзал, стакан, собака и другие. Такие фонемы называются гиперфонемами – слабая фонема, не приводимая к сильной позиции. (Терминология В.Н. Сидорова) Так, в словах [сaъба́къ / вaъгза́л / стaъка́н], звук [aъ] может быть представителем фонем < о > и <а >, но какой из них, решить невозможно. В этом случае выступают гиперфонема <а/о>. В слове [вaъ гза́л]- гиперфонема <г/к>. В слове здес ь - [з'д'э́с']- звук [з'] может соответствовать фонемам - <з>, <з'>, <с>, <с'>, а звук [с']- фонемам- <с'>, <з'>. Проверка невозможна; следовательно, данные фонемы – гиперфонемы. Таким образом, основным признаком МФШ является морфонологизм. Фонемы рассматриваются как постоянный структурный элемент морфемы. ПФШ. Представители ПФШ принимают за исходную единицу словоформу. При этом признается равенство позиций (сильная и слабая), т.е. то, что не различается в произношении, не различается и в фонемной составе. Фонема понимается как «звуковой тип», способный различать слова и их формы. Под звуковым типом имеется в виду группа акустически различных звуков, заменяющих друг друга в разных фонетических условиях и объединяемых общей функцией, которую они выполняют в языке. Например, [ма́л - м'а́л - ма́т' - м'а́л'и] - произносятся разные гласные в зависимости от твердости или мягкости соседних согласных. Звуки [а], ['а], [а'], ['а'] замещают друг друга в разных фонетических положениях, эти звуки образуют звуковой тип, т.е. фонему <а >. В приведенном примере члены одного звукотипа, разновидности одной и той же фонемы, близки акустически и артикуляционно, что проще всего доказывает их единство. Таким образом, различаются не позиции и позиционные варианты фонем, а оттенки фонем, обусловленные качеством соседних звуков. Подводя итоги, можно сказать, что отличия двух фонологических теорий приводят к тому, что по-разному определяется фонологический состав различных значимых единиц и соответственно по-разному устанавливается общий состав фонем в системе русского языка. Так, московские фонологи считают, что в русском языке 39 фонем: 5 гласных и 34 согласных. При этом не признаются самостоятельными фонемами: 1) мягкие [г'], [к'], [х'], т.к., по мнению представителей МФШ, эти звуки не являются самостоятельными и являются лишь вариантами фонем <г>, <к>, <х>, т.к. они не могут быть противопоставлены по тв./ мяг. в абсолютном конце слова, а если и встречаются мягкие варианты, то перед гласными [и], [э], не могут быть перед [у], [о], [а]; 2) гласный [ы]. Представители МФШ (Л.А. Булаховский, Р.Н. Аванесов и другие) считают, что звук [ы] является вариантом фонемы <и > (т.е. звуки [ы] и [и] являются разновидностями одной фонемы <и>). Они исходят из того, что употребление звуков [ы] и [и] обусловлено позицией: а) [ы] употребляется только после твердых, [и] - только после мягких согласных: [мы́л] - [м'и́л], тогда как другие гласные фонемы могут выступать как после твердых, так и после мягких согласных в одинаковых фонетических условиях: [ма́л - м'а́л; лу́к - л'у́к; мэ́р - м'э́р]; б) в составе одной и той же морфемы звук [и] заменяется звуком [ы] под влиянием предшествующего твердого согласного: играл – сыграл, синий – новый и т.д.; в) [ы] не встречается в начале слова. Петербургские фонологи насчитывают 41 фонему, из них 6 гласных и 35 согласных.
1. ПФШ рассматривает 6 гласных фонем, т.к. в зависимости от артикуляции в языке отчетливо воспринимаются на слух 6 разных звуков, используемых для разграничения слов и форм. Они считают, что звуки [ы] и [и] - отдельные самостоятельные фонемы, т.к. а) каждый из этих звуков мы свободно произносим в изолированном положении, что не характерно для вариантов гласных фонем; б) не всегда под влиянием твердого предшествующего согласного [и] заменяется [ы]: [ша́р - ша́р'ик; стaълы́ - сто́л'ик ]; в) в некоторых иноязычных словах [ы] встречаются в начале слова: Ындин, Ыйсон. 2. ПФШ рассматривает [г'], [к'], [х'] как самостоятельные фонемы, т.к. в некоторых случаях они выступают как смыслоразличители: <кур'и́ – к'ур'и́ >, <тку́т - тк'о́т>. Несмотря на невозможность мягких [г'], [к'], [х'] в конце слова, в современном русском языке в некоторых случаях противопоставляются по твёрдости-мягкости перед гласными <а>, <о >, <у >: киоскёр, ликёр, Кюи, гяу р и другие, но такого рода случаи исключительно редки. Разногласия существуют и по поводу трактовки сложных звуков [ш'], [ж']. МФШ рассматривают [ш'], [ж'] как самостоятельные фонемы, ссылаясь на то, что они не могут быть расчленены на два кратких мягких звука. Представители ПФШ отказываются видеть в данном случае особого рода фонемы, указывая на незначительную фонологическую активность такого рода сложных звучаний. Таким образом, оценивая обе школы, следует отметить, что каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны, причем зачастую недостатки одной школы автоматически оказываются достоинствами другой.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |