Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фондовая лекция по дисциплине. В соответствии со статьей 38 Закона РФ «О недрах» органы Федерального горного и промышленного надзора России осуществляют государственный надзор за безопасным




КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОРНОГО И ПРОМЫШЛЕННОГО НАДЗОРА

 

В соответствии со статьей 38 Закона РФ «О недрах» органы Федерального горного и промышленного надзора России осуществляют государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами. Полномочия органов Федерального горного и промышленного надзора России, права, обязанности и порядок их работы определены Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 18 февраля 1993 г. № 234.

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное нормативное регулирование вопросов обеспечения промышленной безопасности на территории РФ, а также специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции. Регулирование и надзор осуществляются через образуемые Госгортехнадзором региональные органы (округа). Госгортехнадзор России и подведомственные ему органы составляют единую систему Федерального горного и промышленного надзора России.

Основными задачами Госгортехнадзора России являются:

¨ организация и осуществление на территории РФ государственного регулирования промышленной безопасности и государственного надзора за соблюдением центральными органами федеральной исполнительной власти, предприятиями, объединениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм, должностными лицами и гражданами требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования;

¨ организация и осуществление государственного горного надзора в целях обеспечения соблюдения всеми пользователями недр законодательства РФ, утвержденных в установленном порядке требований (правил и норм) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр;

¨ установление требований (правил и норм) по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и безопасной эксплуатации оборудования, а также по охране недр и переработке минерального сырья;

¨ осуществление лицензирования отдельных видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами и др.

Госгортехнадзор России осуществляет государственное регулирование и надзор, в частности, в области:

· состояния безопасности работ в горнодобывающей промышленности и при ведении подземного транспортного и гидротехнического строительства, геологоразведочных и других горных работ;

· хранения и использования промышленных взрывчатых материалов;

· соблюдения норм и правил безопасного ведения работ, требований и обязанностей по охране недр при добыче полезных ископаемых (включая гидроминеральные ресурсы, общераспространенные полезные ископаемые и переработку добытого минерального сырья), а также при использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе отработанных горных выработок и естественных подземных полостей для размещения в них народнохозяйственных объектов.

Госгортехнадзору России предоставляется право:

§ проводить беспрепятственно проверки подконтрольных предприятий и объектов по вопросам, относящимся к его компетенции;

§ утверждать нормативные технические документы по вопросам, входящим в компетенцию Госгортехнадзора России, обязательные для исполнения всеми юридическими лицами и гражданами на территории РФ;

§ давать обязательные для исполнения предписания о приостановке работ, которые ведутся с нарушением правил и норм безопасности и охраны недр, а также указания о выводе людей с рабочих мест, когда создается угроза их жизни или возникновения аварии, в случае необходимости — непосредственно приостанавливать работы и выводить людей, опечатывать место работ или оборудование;

§ приостанавливать действие или аннулировать выданные разрешения на право ведения разрешенной деятельности в случав нарушения условий действия разрешений, а также в случаях, когда возникает опасность аварий, угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью;

§ проводить в установленном порядке техническое расследование обстоятельств и причин аварий, случаев производственного травматизма и принимать по результатам расследования обязательные для исполнения решения по вопросам, отнесенным к компетенции Госгортехнадзора России;

§ привлекать в установленном законодательством РФ порядке должностных лиц и граждан к административной ответственности и передавать в соответствующих случаях материалы в следственные органы для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности;

§ в пределах своей компетенции издавать постановления и давать указания, обязательные для исполнения центральными органами федеральной исполнительной власти, объединениями, предприятиями и гражданами.

 

5.4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В настоящее время более десяти субъектов РФ приняли нормативные правовые акты, регулирующие отношения недропользования на их территориях. Часть этих актов была принята до ввода в действие Закона РФ «О недрах» (в первой редакции), который, как известно, был подписан 21 февраля 1992 г.

Так, Закон «О недрах» Республики Коми был принят 12 февраля 1992 г.. Закон Удмуртской Республики «О недрах» — 13 февраля 1992 г.

В статье 1 Закона РФ «О недрах» указано, что «...настоящий Закон действует на всей территории РФ... Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить настоящему Закону. В случае противоречия законов и иных нормативных актов субъектов РФ положениям федеральных законов, регулирующих отношения недропользования, действует настоящий Закон и иные федеральные законы». В этой связи целесообразно рассмотреть как в нормативных правовых актах субъектов РФ решены принципиальные вопросы правового регулирования отношений недропользования и сопоставить эти решения с соответствующими статьями Закона РФ «О недрах».

Результаты анализа приведены в таблице.

Наименование нормативного правового акта Дата принятия акта Основные положения нормативного правового акта
Вид собственностина недра Распределение платежей за пользование недрами
Закон РФ «О недрах» 21.02.92 Государственнаясобственность Платежи поступают вбюджеты: федеральный, субъекта РФ, местный
Кодекс о недрахРеспублики Башкортостан 28.10.92 Государственнаясобственность Республики Все платежи распреде ляются внутри Республики
Закон РеспубликиБурятия «О недрах и принципах недро пользования» 28.10.92 Недра — достояние (собственность) народа, проживающего на территории Республики В Федеральный бюджет отчисляется 25 %платежей за добычу полезных ископаемых
Закон РеспубликиКарелия «О недрах» 1993 г. Недра — собственность народов, проживающих на территории Республики В Федеральный бюджет отчисляется 40 %платежей за пользование недрами
Закон РеспубликиКоми «О недрах» 12.02.92 Недра — достояниенародов, проживающих в Республике (республиканская собственность) Все платежи поступаютв местный и республиканский бюджеты
Закон РеспубликиСаха (Якутия) «О недрах» 22.12.92 Недра являются государственной собственностью Республики Все платежи поступаютв местный и республиканский бюджеты
Закон Северо-Осетинской Республики «О недропользовании в Северо-Осетинской Республике» 27.10.92 Органы Государственной власти и управления Республики распоряжаются Государственным фондом недр в интересах народов, проживающих на его территории Система платежей за пользование недрами подлежит утверждению в Верховном Совете Республики
Закон Республики Татарстан «О недрах» 18.02.93 Недра являются собственностью Республики Татарстан Все платежи распределяются внутри Республики
Закон Удмуртской Республики «О недрах» 13.02.92 Недра являются государственной собственностью Республики Все платежи за пользование недрами поступают в местный и республиканский бюджеты

Из данных этой таблицы можно сделать выводы о том, что, по существу, во всех приведенных нормативных правовых актах, регулирующих отношения недропользования в субъектах РФ, содержатся серьезные отступления от правовых норм, содержащихся в Законе РФ «О недрах», а именно:

1. Несмотря на то, что в Законе РФ «О недрах» (статья 2) указано, что «...владение, пользование и распоряжение Государственным фондом недр в пределах территории РФ осуществляется совместно РФ и субъектами РФ (т. е. без разделения Фонда на составные части) в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации», почти все вышеуказанные субъекты РФ в своих законодательных актах указали, что недра являются государственной собственностью данного субъекта РФ.

2. Несмотря на то, что в Законе РФ «О недрах» (статья 42) указано, что «...платежи за пользование недрами поступают в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и соответствующие местные бюджеты», в большей части законодательных актов субъектов РФ указано, что все платежи за пользование недрами распределяются внутри Республики.

Л.А. Заславская отмечает еще ряд противоречий между Федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ, регулирующими отношения недропользования, а именно:

Ø в Законах «О недрах» субъектов РФ (Бурятии, Республики Саха и др.) вообще не упоминается Федеральный закон как основа для издания республиканских Законов;

Ø хотя ресурсы континентального шельфа в соответствии с российскими законами относятся исключительно к федеральной собственности, в Законе «О недрах» Республики Саха указано, что «используемые и неиспользуемые части недр континентального шельфа территории Республики Саха входят в Республиканский фонд недр»;

Ø в ряде актов компетенция РФ в сфере регулирования отношений недропользования либо вообще не приводится, либо определяется в урезанном виде.

В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, в частности, следующее:

• Все правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, в том числе конституции Республик, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Законы же и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, подлежат применению лишь в части, ей не противоречащей, что прямо предусмотрено разделом Конституции Российской Федерации «Заключительные и переходные положения». Пунктом 1 этого же раздела закреплен приоритет положений Конституции Российской Федерации перед положениями Федеративного договора — Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральними органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации;

• Конституция Российской Федерации относит вопросы владения, пользования и распоряжения недрами и другими природными ресурсами к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов; по предметам совместного ведения принимаются федеральные законы, на основе которых может также осуществляться разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, при этом законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить соответствующим федеральным законам;

• субъект Российской Федерации не вправе объявить своим достоянием (собственностью) природные ресурсы (в том числе, недра) на своей территории и осуществлять такое регулирование отношений собственности на природные ресурсы, которое ограничивает их использование в интересах всех народов Российской Федерации, поскольку этим нарушается суверенитет Российской Федерации;

• право собственности на природные ресурсы, как и ее разграничение, должны устанавливаться в соответствии со статьями Конституции Российской Федерации, имеющими верховенство, высшую юридическую силу, прямое действие и применяющимися на всей территории Российской Федерации, а не на основе Федеративного договора, в котором данный вопрос решен по другому.

Все вышеперечисленное свидетельствует о необходимости существенной корректировки нормативных актов субъектов РФ о недрах и приведении их в соответствие с федеральными законами.

 

Знать:

● основные задачи и функции государственного управления отношениями недропользования органами специальной компетенции!!!

● названия субъектов РФ, принявших нормативные правовые акты, регулирующие отношения недропользования на их территориях, а также особенности включенные в эти акты!!!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.