Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения. История развития третейских судов




История развития третейских судов

Третейский суд является одним из древнейших институтов, посредством которого противные стороны разрешали свои конфликты. Данный институт является, прежде всего, альтернативой государственному суду (как общей юрисдикции, так и арбитражу).

Древнейшим историческим документом о третейском суде является Договорная грамота князя Дмитрия Донского с князем Серпуховским Владимиром 1362 г., однако, он упоминается и в более ранних источниках. В Соборном уложении 1649 г. также говорится о третейском суде.

Начало XIX в. ознаменовало собой появление в России двух видов третейских судов - узаконенных и добровольных. Их официальная история начинается с «Положения о третейском суде» 1831 г. и заканчивается для узаконенного суда реформой 1864 г., а для суда добровольного - револю­цией 1917

Интересно, что с первых дней существования советской власти в России уделялось достаточное внимание третейскому суду. Так, уже в Декрете № 1 предусматривалась возможность обращения в третейский суд. Кстати, это был единственный период, когда юрисдикция третейского суда охватывала рассмотрение не только гражданских дел, но и уголовных дел частного обвинения.

В советское время третейское судопроизводство достигло своего расцвета в период нэпа, однако, затем с развитием командно-административной экономики на долгие годы оставалось лишь пустой формальностью.

В этот период в СССР официально функционировали два постоянно действующих суда, которые занимались рассмотрением дел, связанных с внешнеторговыми операциями, - это Внешнеторговая арбитражная комиссия (ВТАК) и Морская арбитражная комиссия (МАК).

Реформы 1990-х гг. привели к появлению «Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров» 1992 г., на основании которого в стране возникло большое количество постоянно действующих третейских судов.

В настоящее время в России основным источником, регулирующим рассмотрение дел в третейских судах, является принятый впервые ФЗ от 24.07.02 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее - ФЗ от 24.07.02).

По данному закону в РФ могут создаваться постоянно действующие третейские суды или третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора.

 

В соответствии со ст. 3 ГПК подведомственный суду общей юрисдикции спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции постановления, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом. Кроме того, ст. 4 АПК право такого обращения предоставлено сторонам арбитражного разбирательства.

Данное положение закреплено в ФЗ от 24.07.02, где указывается, что на рассмотрение третейского суда могут передаваться любые споры, вытекающие из гражданских правоотношений.

Таким образом, можно выделить два условия подведомственности споров третейским судам, это характер правоотношения (гражданские правоотношения в узком смысле слова) и наличие соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда. Как следует из законодательства, такой признак, определяющий подведомственность, как субъектный состав, для третейского разбирательства не имеет значения, так как правом обращения в третейский суд обладают как стороны гражданского процесса (физические лица), так и стороны арбитражного процесса (организации и граждане-предприниматели). Однако полностью исключить его из третейского судопроизводства нельзя, потому что именно он будет определять порядок подачи заявления об отмене решения третейского суда.

Наиболее существенным условием права на обращение в суд является так называемое третейское соглашение или оговорка. Соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

Соглашение может быть принято сторонами даже в ходе разбирательства данного дела в суде общей или арбитражной юрисдикции, но до вынесения решения по делу.

Четкого соблюдения формы и содержания третейского соглашения требует ФЗ от 24.07.02. Оно должно быть заключено в письменной форме, либо содержаться в документе, подписанном сторонами (третейская оговорка), либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или иным средством электронной связи, обеспечивающей фиксацию такого соглашения.

Особое внимание надо проявлять при заключении третейского соглашения при определении того третейского суда, в который в дальнейшем стороны в случае возникновение конфликта собираются передать дело. В соглашении должно быть указано точное название третейского суда, а также его юридический адрес. На практике возникают случаи, когда стороны, нечетко определив третейский суд, использовали это для оспаривания компетенции того третейского суда, который принял дело к своему производству.

Постоянно действующие третейские суды образуются юридическими лицами и действуют при них. Одновременно с созданием постоянно действующего третейского суда утверждается список третейских судей, который имеет обязательный или рекомендательный характер для сторон, о чем указывается в правилах соответствующего суда.

Третейским судьей избирается или назначается физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

Для судьи, разрешающего спор единолично, обязательным является наличие высшего юридического образования.

Условия, при которых невозможно занятие места третейского судьи, предусмотрены ФЗ от 24.07.02. К ним относятся необладание полной дееспособностью, судимость или привлечение к уголовной ответственности, прекращение полномочий судьи общей или арбитражной юрисдикции, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью, обладание лицом должностным статусом, не позволяющим по закону его избрание (назначение) третейским судьей.

Количественный состав конкретного третейского суда не определен ФЗ от 24.07.02, в нем указывается лишь на то, что число судей должно быть нечетным.

В случае, если стороны не договорились об ином, разбирательство в третейском суде происходит по правилам постоянно действующего третейского суда либо определяется федеральным законом.

Основные положения третейского разбирательства, закрепленные в ФЗ от 24.07.02, позволяют говорить о наличии специфической процессуальной формы третейского разбирательства, которая хотя и имеет много общего с процессуальной формой судов общей и арбитражной юрисдикции, но тем не менее обладает существенными отличиями.

Прежде всего, это касается более широкого проявления принципа диспозитивности в третейском разбирательстве, в соответствии с которым, сторонам предоставляется свобода выбора процессуальной формы по многим вопросам (язык судопроизводства, состав суда, гласность разбирательства, ведение протокола).

Результатом третейского разбирательства является вынесение третейского решения, которое обязательно для сторон и подкреплено силой государственного принуждения при неисполнении. В случае заключения в ходе третейского разбирательства мирового соглашения сторонами последнее излагается в решении суда.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.