Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные предприятия и казенные заводы не являются изобретениями советской эпохи




Необходимо также учитывать, что действующее законодательство ограничивает деятельность унитарных предприятий в определенных сферах предпринимательской деятельности. Статья 1015 ГК РФ уста-навливает запрет на деятельность унитарного предприятия в качестве доверительного управляющего. Казенное предприятие не может быть таможенным брокером.

На начальном этапе проведения рыночных преобразований в России возобладала точка зрения о необходимости прекращения создания новых федеральных государственных унитарных предприятий, ликвидации существующих и создания на их базе федеральных казенных предприятий с закреплением за ними на праве оперативного управления всего имущества ликвидируемых федеральных государственных унитарных предприятий, что нашло отражение в нормах Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1003 «О реформе государственных предприятий».

Однако дальнейшее развитие рыночных отношений в Российской Федерации, практика формирования законодательной основы рыночной экономики свидетельствуют об ошибочности указанной выше позиции.: Законодатель направил усилия на создание механизма управления уни-тарными предприятиями, повышения эффективности их хозяйственной деятельности, а также отдачи от имущества, переданного унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, создания адекватной правовой базы их деятельности.

Если до середины,90-х гг. можно было говорить об отсутствии аде-кватной нормативной правовой базы деятельности унитарных предпри-ятий, то в настоящее время такая база в значительной мере создана и служит хорошей основой для развития государственного сектора эконо-мики, подтверждением чего является принятый 14 ноября 2002 г. Феде-ральный закон «О государственных и муниципальных унитарных пред-приятиях». По существу, произошла трансформация, приспособление такой организационно-правовой формы субъектов предпринимательской деятельности, как государственное предприятие, к современным услови-ям рыночной экономики.

Среди видов предпринимательской деятельности в XVII в. следует прежде всего назвать казенное предпринимательство. Само государство выступало как крупнейший торговый и промышленный предприниматель. Казенное предпринимательство было связано, прежде всего, с военной, добывающей, металлургической, текстильной промышленностью, а также с внешней торговлей. В XVII в. значительно расширилось производство на крупных казенных предприятиях типа централизованной мануфактуры Пушечного двора, где наряду с пушками отливались колокола и паникадила. Здесь работало около 100 человек, при мастерских имелись ученики. В XVII в. была создана Оружейная палата. Там производилось легкое огнестрельное и холодное оружие. Это была мануфактура рассеянного типа: многие мастера, среди которых были специалисты различного профиля, работали на дому. Общее число работавших на мануфактуре составлял около 300 человек.

В 1913 г. казенные промышленные предприятия (вместе с техническими заведениями и складами) занимали 2,7% в общей сумме доходов госбюджета. Среди этих предприятий основную роль играли горные заводы: из валового дохода в 22,4 млн. руб. на долю горных заводов приходилось 17 млн. руб. (свыше 75%). Государство стремилось перевести их на «коммерческие основания». Казенным заводам предлагалось определять себестоимость выполненного заказа, к себестоимости «назначать» до 15% на прибыль. Из прибыли осу-ществлялись модернизация и расширение производства, 10% ее предназначалось на пре-мирование администрации.

Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наиме-нование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на рус-ском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

26 вопросНекоммерческими являются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации создаются в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, государственных корпораций. Организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также иных целях, направленных на достижение общественных благ [15]. Некоммерческая организация признается юридическим лицом, если она имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам своим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Она должна также иметь самостоятельный баланс и смету. Следовательно, не все организации могут быть юридическими лицами, а лишь те из них, которые соответствуют всем признакам юридического лица, указанным в законе. Высший арбитражный суд РФ на одном из совещаний по судебно - арбитражной практике принял рекомендации, касающиеся статуса юридического лица, указав, что «наделение правами юридического лица», поэтому при судебном рассмотрении необходимо выяснять, обладает ли та или иная организация всеми правами юридического лица, указанными в законе.[2.25, c. 109] В отличие от коммерческих структур, учредители и участники некоммерческих организаций даже в случае участия в образовании имущества некоммерческих организаций,как правило, не могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. Исключением из этого являются потребительские кооперативы и финансируемые собственником учреждения. Любая некоммерческая организация как юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Ограничения в имущественных правах допустимы лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом, причем решение об ограничении таких прав может быть обжаловано в суд. Под субъектом права в теории понимается индивид или социальная общность, обладающие правосубъектностью, т.е. наделенные способностью иметь или осуществлять юридические права и обязанности. Правосубъектность включает в себя правоспособность - способность субъекта быть носителем прав и обязанностей, и дееспособность -способность своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и обязанности. Признание субъектом права и определение его статуса осуществляется государством, но не могут быть произвольными, ибо зависят от наличия таких общественных отношений, которые имеют существенное значение для государства и в силу этого нуждаются в правовом регулировании, причем пределы этого регулирования устанавливаются исходя из социального назначения и природы субъекта права.

Согласно ст.52 ГК РФ: 1) Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением учреждений) по 9 своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и смету.

Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Если для хозяйственных товариществ и обществ законом установлено, какие учредительные документы необходимы учредительный договор для полного товарищества и товарищества на вере, учредительный договор и устав для общества с ограниченной ответственностью, устав для акционерного общества), то для некоммерческих организаций Закон не определил обязательность использования того или иного вида учредительных документов, имея в виду, что специальные законы об отдельных формах некоммерческих организаций решает этот вопрос. Некоммерческая организация приобретает права юридического лица с момента ее государственной регистрации Некоммерческие организации создаются в организационно - правовых формах, предусмотренных Федеральным законом РФ от 12 января 1996г. «О некоммерческих организациях» и действуют на основании соответствующих учредительных документов. Любые изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица, их учредители и участники не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношении с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.[2.17, c. 60] Цели создания некоммерческих организаций: достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей; - охрана здоровья граждан; - развитие физической культуры и спорта; - удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан; ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ Политические и избирательные объединения В Российской Федерации нет специального закона о политических партиях. Вместе с тем, Федеральным законом РФ от 19 июля 1998 года № 112-ФЗ введено понятие "политического общественного объединения", особенности правового регулирования которых могут предусматриваться специальным законом. Политическим общественным объединением является общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

Политическим общественным объединением не может быть признано: - объединение, зарегистрированное в качестве профсоюза, религиозной или благотворительной организации, национально-культурной автономии, а также в форме общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности; - объединение, по уставу которого допускается членство или принадлежность к нему иностранных граждан, иностранных или международных организаций; - объединение, ассоциирующее граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признаку; - объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему лиц, не имеющих права быть членами политических общественных объединений или принадлежать к данным объединениям; - любые коммерческие объединения; - объединение, созданное для реализации любительских и иных неполитических интересов; - объединение, неполитический характер которого специально определен федеральным законом. Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения). В уставе должно быть четко указано на принадлежность НКО к политическим общественным объединениям. Политическое общественное объединение подлежит обязательной государственной регистрации, оно не вправе получать финансовую и иную материальную помощь на деятельность, связанную с их участием в выборах, от иностранных государств, организаций и граждан. Важно отметить, что для участия в выборах НКО должна быть зарегистрирована в качестве политического общественного объединения не позднее, чем за один год до соответствующих выборов. Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от 6 декабря 1994 г. в российское законодательство была введена категория "избирательное объединение", под которым понималось общественное объединение, созданное и зарегистрированное в установленном законом порядке и устав которого предусматривал участие в выборах посредством выдвижения кандидатов (1). Ныне в законодательстве о выборах содержатся понятия "избирательного объединения" и "избирательного блока", базирующиеся на категории "политическое общественное объединение". Особенности статуса избирательных объединений и их финансирования изложены в статьях 32-34, 62 и 63 Федерального закона РФ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 24 июня 1999 года (2). 2. Профессиональные союзы Особенности правового положения профсоюзов закреплены специальным актом - Федеральным законом РФ от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (3). По закону, профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Особенностью профсоюзов является практически неограниченное право на членство в них, начиная с 14 лет. Законом предусмотрено, что трудящиеся, а также лица, обучающиеся в высших и средних специальных учебных заведениях, без какого бы то ни было различия имеют право добровольно создавать по своему выбору и без предварительного разрешения профсоюзы, а также право вступать в профсоюзы при условии соблюдения уставов. Граждане вправе создавать профсоюзы на предприятиях, в учреждениях, организациях и на других местах работы, независимо от форм собственности. Запрещается всякое вмешательство, способное ограничить права профсоюзов или воспрепятствовать их осуществлению.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.