Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности договора. Договор является консенсуальным, взаимным, возмездным;




Договор является консенсуальным, взаимным, возмездным;

Большинство из рассматриваемых договоров относится к числу публичных, поскольку для исполнителя чаще всего оказание определенных услуг является основным видом деятельности (в отношении таких договоров, помимо положений гл.39 ГК и специальных нормативных актов, применяются правила ст.426 ГК).

Для ряда услуг устанавливаются специальные правила. Так, деятельность по оказанию услуг связи, аудиторских, правовых и некоторых иных подлежит обязательному лицензированию. Может иметь значение и наличие специального образования, профессионального стажа.

Сторонами договора являются исполнитель (услугодатель) и заказчик (услугополучатель). Ими могут быть любые физические и юридические лица. Чаще всего на стороне исполнителя выступает коммерческая организация или индивидуальный предприниматель.

Существенным условием договора является предмет - нематериальные услуги (продаются не результаты деятельности, а сами действия, которые к нему приводят) и срок1.

Форма договора – простая письменная.

В качестве общего правила в ст.780 ГК предусмотрена обязанность личного исполнения обязательства по оказанию услуг, если иное не предусмотрено договором. Однако никаких лично-доверительных отношений здесь нет. Заказчика интересует не услуга как таковая, а услуга, оказываемая именно данным конкретным специалистом. Существуют обязательства, в которых личное исполнение не имеет значения. Так, деятельность музея не может быть сведена к личному исполнению, поскольку услуга предоставляется в виде деятельности организации в целом, а не отдельного работника1.

Перевод долга (обязанности) либо иной способ перемены лиц на стороне исполнителя в обязательствах возмездного оказания услуг, по общему правилу, не допускается.

Цена в договоре услуг определяется по соглашению сторон. В публичных договорах действуют прейскуранты, тарифы и т.п., которые утверждаются государственными органами.

 

Содержание договора

 

Исполнитель обязан:

1. Оказать услуги лично (исполнитель не вправе передать обязанности по оказанию услуг третьему лицу). Риск недостижения результата лежит на заказчике.

Обязанность исполнителя может быть конкретизирована путем описания той услуги, которая должна быть оказана, определением места и срока ее исполнения. Без определения этих условий оказание услуг невозможно, поскольку процесс оказания услуги и ее результат неотделимы. Это подтверждается и тем, что на заказчика не возлагается обязанность принять деятельность исполнителя, ибо отдельной процедуры передачи-принятия услуги не может существовать.

2. Возместить убытки заказчику, возникшие в связи с его отказом от договора.

 

Исполнитель вправе:

Отказаться от исполнения обязательства по договору лишь при условии полного возмещения убытков заказчика, включая упущенную выгоду.

 

Заказчик обязан:

1. Оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, предусмотренные в договоре.

2. Оплатить услуги в полном объеме в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, если иное не предусмотрено законом или договором.

3. Возместить исполнителю фактически понесенные им расходы в случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, если иное не предусмотрено законом или договором.

Заказчик вправе:

Отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (возмещение реального ущерба).

 

2. ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

 

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Отношения по перевозке закреплены в Гражданском кодексе (ст. 784-785, 787-794, 796, 798, 799, ГК), а также в специальном транспортном законодательстве («О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 августа 1995 года № 153 - ФЗ; Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 года № 60– ФЗ; Устав железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 года №18-ФЗ (с изменениями на 7 июля 2003 года); Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ (с изменениями на 26 мая 2001 года); Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 года № 24-ФЗ; Устав автомобильного транспорта РСФСР от 8 января 1969 года (Постановление СМ РСФСР №12) (с изменениями на 28 апреля 1995 года).

Виды договоров перевозки грузов:

а) по виду транспорта:

- перевозка железнодорожным транспортом;

- перевозка внутриводным транспортом;

- перевозка воздушным транспортом;

- перевозка морским транспортом (международные морские перевозки и перевозки внутри страны (каботажные перевозки: малый каботаж – между портами одного моря, большой каботаж – между портами разных морей);

- перевозка автомобильным транспортом (городские – перевозки, осуществляемые в пределах черты города; пригородные – перевозки осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 км включительно; междугородние – перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км; межреспубликанские (межобластные) – перевозки, осуществляемые на территории двух или более республик (областей); международные – перевозки, осуществляемые за пределы территории РФ);

б) по числу транспортных организаций, выступающих на стороне перевозчика:

- перевозка, осуществляемая только одним транспортным предприятием, именуется перевозкой в местном сообщении;

- если в перевозке груза по одному транспортному документу участвует несколько транспортных организаций одного вида транспорта, то перевозку принято именовать перевозкой в прямом сообщении;

- когда перевозка осуществляется несколькими транспортными организациями разных видов транспорта по единому транспортному документу, то имеет место перевозка в прямом смешанном сообщении (комбинированная перевозка);

в) по объектам перевозки:

- перевозка груза;

- перевозка багажа;

- перевозка пассажиров;

г) на железнодорожном транспорте в зависимости от количества груза:

- мелкие перевозки;

- повагонные перевозки;

- помаршрутные перевозки (перевозки целыми составами).

д) на морском транспорте:

- линейные регулярные перевозки (осуществляются на определенные направления по твердому расписанию);

- трамповые (нерегулярные) перевозки (осуществляются на основе свободного соглашения сторон).

Трамповые перевозки осуществляются:

- по договору разовой перевозки груза без предоставления отправителю всего судна или его части (коносамент);

- по договору фрахтования (чартеру). Фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один (рейсовый чартер) или несколько рейсов (генеральный чартер) для перевозки грузов, пассажиров и багажа;

- по договору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние или в течение определенного времени либо для выполнения маневра;

- по договору тайм-чартера (фрахтования судна на время) судовладелец обязуется предоставить судно за вознаграждение другой стороне на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или иных целей.

 

Особенности договора перевозки грузов

Договор перевозки грузов является реальным, публичным, взаимным и возмездным. Обязанности по предоставлению транспорта (у перевозчика) и по передаче груза (у грузоотправителя) обычно возникают из договора об организации работ по обеспечению перевозок грузов.

Стороны договора: перевозчик и отправитель грузов. Перевозчик – коммерческая организация, наделенная функциями общественного возчика, обязанная осуществлять перевозки по требованию всякого, кто к ней обратится. Отправитель – любой субъект гражданского права. В договоре перевозки может быть третье лицо (получатель груза), которое не участвует в заключении договора, однако наделяется определенными правами (право требовать от перевозчика выдачи груза) и обязанностями (обязанность принять груз и доплатить провозную плату). Грузополучателем также может быть грузоотправитель или его экспедитор.

Существенное условие договора его предмет: услуги по доставке, хранению, выдаче, погрузке – выгрузке грузов и др.

Форма договора – простая письменная. Факт заключения договора должен быть подтвержден составлением и выдачей отправителю груза перевозчиком транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз - ст. 785 ГК). Оформление договорных отношений в этом случае происходит по одной из трех систем: системе накладных, системе актов замера (взвешивания) и системе коносамента:

 

а) система накладных используется для оформления договоров перевозки грузов. Накладная содержит сведения о перевозимом грузе, характеристику транспортного средства (тип вагона, его грузоподъемность, степень загрузки и т.д.), характеристику иных условий перевозки (скорости перевозки, времени принятия груза и т.д.). Накладная следует с грузом. Подтверждением факта заключения договора и условий перевозки является также выдаваемая грузоотправителю квитанция и дорожные ведомости (накладные используются на всех видах транспорта, особенно на железной дороге);

 

б) система актов замера (взвешивания) используется в качестве самостоятельной для оформления договора перевозки только на автомобильном транспорте в случаях, когда груз не имеет товарного характера (грунт, снег и т.д.). По таким грузам не ведется складской учет, а автотранспортные организации освобождены от обязанности сдавать груз грузополучателям;

в) система коносамента применяется для оформления договоров морской перевозки груза в том случае, если груз не оформляется накладными либо грузополучателю не предоставляется часть судна или все судно. Коносамент является ценной товарораспорядительной бумагой, а поэтому имеет строго формальный характер. Несоблюдение формы заполнения коносамента лишает его силы ценной бумаги. Коносамент может быть именным, ордерным и предъявительским. Один экземпляр коносамента выдается грузоотправителю, а другой следует с грузом.

Провозная плата часто жестко регулируется тарифами, установленными нормативно-правовыми актами. Законом в ряде случаев устанавливаются льготы или преимущества по провозной плате за перевозку груза, пассажиров и багажа. Расходы, которые несут транспортные организации в связи с такими льготами, возмещаются им за счет средств соответствующих бюджетов.

Сроки исполнения договора подразделяются на: сроки погрузки, сроки доставки и сроки окончания перевозки грузов:

а) сроки погрузки (выгрузки) устанавливаются транспортными уставами (кодексами) и правилами, либо, если они не установлены транспортным законодательством, договором. В тех случаях, когда обязанности по погрузке (выгрузке) возлагаются на перевозчика, то срок погрузки (выгрузки) включается в срок доставки;

б) срок доставки груза также устанавливается транспортным законодательством либо договором. Если срок доставки не установлен, то перевозчик должен доставить груз в разумный срок (ст. 792 ГК);

в) окончание срока перевозки определяется моментом, когда выдача груза считается завершенной. В случаях, когда выгрузка груза является обязанностью грузополучателя, выдача груза завершается подачей вагона на соответствующий путь и росписью грузополучателя в приемке груза. При поступлении грузов в порты, на пристани, пути общего пользования выдача груза завершается передачей груза представителю получателя и его росписью в транспортных документах. На автомобильном транспорте выдача груза в контейнерах завершается во время передачи его на складе грузополучателю.

Определение момента, с которого груз считается переданным перевозчику, зависит от того, чьими средствами и силами осуществляется погрузка- грузоотправителя или перевозчика. Какая из сторон исполняет данную обязанность, а также порядок осуществления погрузки предусматриваются договором, транспортными уставами, кодексами и соответствующими правилами.

 

Содержание договора

 

Обязанности перевозчика:

1. Предоставить транспортное средство, исправное технически и исправное в коммерческом отношении, т.е. пригодное для перевозки данного груза в данных конкретных условиях.

2. Доставить вверенный груз в целости и сохранности в пункт назначения.

3. Доставить груз по кратчайшему маршруту в срок, определяемый правилами перевозок в зависимости от вида груза и расстояния перевозки.

4. В случае возникновения в ходе перевозки груза препятствий к дальнейшей его перевозке известить грузовладельца и поступить с грузом в соответствии с его указаниями.

5. Уведомить получателя о прибывшем в его адрес грузе.

6. Выдать груз в пункте назначения указанному в транспортных документах грузополучателю.

7. В случае различного рода происшествий при перевозке морским транспортом перевозчик должен совершить морской протест по правилам, установленным кодексом торгового мореплавания.

Права перевозчика:

Удерживать переданный для перевозки груз в обеспечение причитающихся платежей, если перевозчик обнаруживает, что провозная плата либо ее часть внесены не полностью, либо неоплаченными оказываются иные работы и услуги по перевозке груза.

Обязанности грузоотправителя:

1. Соблюдать сроки погрузки (выгрузки) грузов в поданные перевозчиком транспортные средства, если обязанность по погрузке (выгрузке) возложена на грузоотправителя (грузополучателя).

2. Предоставить груз в упаковке и таре, обеспечивающих его полную сохранность при перевозке.

3. Предоставить удостоверение о качестве скоропортящихся грузов. Транспортными уставами и кодексами устанавливаются специальные условия перевозки отдельных видов грузов (опасных, наливных, в контейнерах).

4. Внести провозную плату. Размер платы определяется в договоре, если иное не предусмотрено законом. При осуществлении перевозки транспортом общего пользования плата за перевозку определяется на основе тарифов. В том случае, когда перевозчик по требованию грузоотправителя выполняет работы, не предусмотренные тарифами, то они подлежат оплате дополнительно по соглашению сторон.

Права грузоотправителя:

1. Отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.

2. Заменить ранее согласованные грузы иными, если это не потребует изменения условий провозки.

3. Давать в отношении перевозимого груза обязательные для перевозчика указания, допускаемые транспортными уставами и кодексами (изменение грузополучателя, станции назначения и др.).

Обязанности грузополучателя:

1. Принять поступивший в его адрес груз.

2. В случае прибытия незаказанного груза принять его на ответственное хранение, выяснить действительную принадлежность груза и распорядиться им в соответствии с полученными указаниями его собственника с отнесением на него всех расходов, понесенных в связи с принятием, хранением и транспортировкой этого груза.

3. Проверить состояние груза. В случае обнаружения несохранности груза составить коммерческий акт.

4. Доплатить недостающие провозные платежи.

 

Права грузополучателя:

Отказаться от прибывшего в его адрес груза в случае, если качество груза вследствие его порчи или повреждения изменилось настолько, что исключает возможность его полного или частичного использования. На морском транспорте это исключение не применяется.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.