Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ограничение на политическую деятельность иностранцев




Проблемы ограничения прав человека в России


Для современного развития России толкование европейского права на дерогацию, применяемые в нем основания и пределы ограничения прав имеет большое юридическое и политическое значение. В случае введения в стране или отдельных ее регионах чрезвычайного положения защита прав человека, пусть с некоторыми изъятиями, диктуемыми особыми обстоятельствами, все равно относится к числу международных обязательств государства.

В России ни закон, ни договор не могут ограничивать права и свободы, закрепленные Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права. Статья 55 Конституции устанавливает: "Не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина" и что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" [33] .

Согласно Закону "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" принудительное лечение психически больных людей, представляющих опасность для себя и окружающих, относится к законным способам ограничения прав граждан34 . Такие ограничения выражаются во временной изоляции и лечении больных, страдающих инфекционными заболеваниями, направлении подростков в специальные учреждения с воспитательным надзором на основании решения комиссии о несовершеннолетних и других ограничительных действиях, определенных российским законодательством. Такие ограничения соответствуют п. 1 ст.5 Конвенции.

Согласно Конституции (ч.2 ст.56) временное ограничение прав и свобод граждан, прав юридиеских лиц и другие чрезвычайные меры должны осуществляться только в условиях введения чрезычайного положения, которое может вводиться на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местах "при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституионым законом".

Отдельные ограничения прав и свобод устанавливаются "с указанием пределов и срока их действия" (ч.1 ст.56)[34].


 

Законодательства европейских стран включают нормы, которые ограничевают определенные права иностранных граждан, но во многом содержащиеся в этих нормах обоснования и пределы ограничения прав не противоречат международному праву. Можно даже сказать, что вопросы правового статуса иностранцев и лиц без гражданства достаточно отрегулированы международными документами.

Конвенция, Протоколы № 4 и 7 к ней содержат несколько норм, затрагивающих права иностранцев, проживающих на законных основаниях на территории государства-участника Конвенции. Однако среди них лишь одна норма ст. 16 Конвенции дает возможность вводить ограничения на политическую деятельность иностранцев, причем ничто в статьях 10 (свобода выражения мнения), 11 (свобода собраний и объединений) и 14 (запрещение дискриминации) не может рассматриваться препятствием в этом для государства-участника.

В Протоколе № 4 устанавливаются права, которые предоставляются иностранцам, законно находящимся на территории какого-либо государства: право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства, а также право покидать любую страну (п.1 и 2 ст.2). Однако государство в соответствии с этой статьей Протокола № 4 может ограничить право иностранцев на свободу передвижения и свободу выбора места жительства, когда это необходимо "в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия..." (п.3 ст.2) [30].

В этих же интересах государство может применять ограничения, установленные п.2 ст. 8, 9, 10 и 11 Конвенции в отношении прав как своих граждан, так и иностранцев.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регулируется российским законодательством и международными договорами, подписанными и ратифицированными нашей страной. На иностранных граждан распространяется действие статей Конституции, согласно которым государство признает, гарантирует и защищает права и свободы человека (ст.2 и 17), все люди, находящиеся под юрисдикцией России, "равны перед законом и судом" (ст.19). В пункте 3 ст. 62 Конституции указывается: "Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации" 31 .

Вместе с тем в российском законодательстве содержатся определенные ограничения прав иностранных граждан и лиц без гражданства. Эти ограничения касаются: участия в управлении делами государства, в выборах (кроме выборов в органы местного самоуправления) и референдумах, в отправлении правосудия, в доступе к государственной службе (ст.32), прав на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33), на несение службы в Российской Армии (ст. 59 Конституции) и т.д.

Так, в изменениях и дополнениях, внесенных в марте 1999 г. в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (1997 г.), указано, что иностранные граждане и лица без гражданства "не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов (списка кандидатов), избранию зарегистрированных кандидатов". Вместе с тем другое дополнение, внесенное в указанный Закон, предоставило иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории соответствующего муниципального образования, "право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации" [31] .

В новом Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации нашли отражение европейские процессуальные нормы, касающиеся выдачи иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории России, для целей уголовного преследования или исполнения приговора (ст.460).

Вместе с тем многие положения в российском законодательстве, касающиеся правового статуса иностранных граждан (запрещение коллективной высылки иностранцев, процедура высылки иностранных граждан и лиц без гражданства и др.), еще не в полной мере в российском законодательстве соответствуют европейским норм. Соблюдение нашей страной этих норм позволит избежать случаев, когда высылка иностранцев может быть признана как нарушение Конвенции. Эти вопросы с учетом новых внешнеполитических и международно-правовых факторов должны быть отрегулированы с принятием федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", проект которого находится на рассмотрении в российском парламенте.

Заключение

Таким образом, сравнение правовых норм, которые как-либо ограничивают гражданские права в приведенных выше европейских и российских документах указывает, что между ними в основном нет принципиальных различий. Ограничения являются применимыми для демократического общества и принимаются в целях защиты государственной и общественной безопасности и порядка, в интересах защиты прав и свобод других граждан на основании, признанных законом. В Конвенции о защите прав человека и основных свобод и других документах Совета Европы, как и в Конституции и других законодательных актах Российской Федерации, гражданские права находятся в приведенных выше конкретных случаях в подчиненном по отношению к интересам государства положении.

Законодательное регулирование введения при определенных обстоятельствах ограничений прав и свобод человека в России в целом соответствует требованиям Конвенции, однако необходимо отразить некоторые европейские конвенционные нормы, связанные с основаниями и пределами ограничения отдельных прав, в действующем российском законодательстве. Например, необходимо ввести нормы, которые бы регулировали ограничения прав человека в условиях введения военного положения, в вопросах, касающихся свободы на передвижение, свободы совести и вероисповедания, положения иностранных граждан на территории России, и других.

Следует также добиваться в правоприменительной практике как на федеральном, так и на региональном уровне реализации законов, которые бы не допускали расширения обоснований и пределов ограничения прав человека и граждан, установленных Европейской Конвенцией «О защите прав человека и основных свобод» и другими международными договорами и соглашениями, заключенными Российской Федерацией.

Введение таких норм в правовую практику позволит предотвратить нарушения, которые подпадают под юрисдикцию Европейского Суда по правам человека. Всем этим в целом можно усилить правовую защиту российских граждан и других лиц, находящихся на территории нашей страны.

Ни одно государство мира, к какой бы социально-политической системе оно не принадлежало и на каком бы уровне социально-экономического развития не находилось, не застраховано от возникновения различного рода кризисных ситуаций, связанных с террористическими актами, межнациональными конфликтами, техногенными авариями, природными катастрофами и т.п.

Поэтому, конституционный институт чрезвычайного положения (ЧП) является важным элементом государственно-правовых систем и обязательным компонентом систем национальной безопасности экономически развитых стран. Регулирование основ института ЧП во многих странах носит конституционный характер.

Регламентация на уровне конституционных требований является одной из правовых гарантий предотвращения или нейтрализации кризисных социальных явлений, ликвидации последствий техногенных аварий и природных катаклизмов, а также мерой защиты политических, экономических и социальных прав и свобод граждан (а в федеративных государствах - и прав субъектов федерации) в период ЧП.

Анализ законодательства, практики, в том числе зарубежной, позволяет мне выделить несколько моментов организации этого самого института ЧП:

1. Введение ЧП может быть оправдано наличием лишь действительно критической ситуации для государства и общества.

2. В государстве должна существовать законодательная процедура введения исполнительной властью ЧП, которая будет предусматривать в равной степени право законодательной власти также аннулировать решение о введении ЧП.

3. В период действия ЧП законодательные функции представительной власти должны оставаться нетронутыми независимо от ограничительных мер.

4. Все нормы, регулирующие положение, должны быть закреплены в законодательстве до его объявления ЧП.

5. Отмена ЧП влечет за собой автоматическое восстановление раннее отмененных прав и свобод.

 

Используемая литература:
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №2. Ст.163.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №2. Ст.163.
3. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская Конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998. С. 482.
4. См.: European Соurt of Human Rights:Judgments and decisions. - Strasbourg, 29 November 1988 (Brogan and Others/UK). Seri-es A, No.145-B, р.33-34, para.62.
5. Конституция Российской Федерации. М.: "Юридическая литература", 1993. С. 21.
6. См.: Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001. № 23. Ст.2277.
7. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №2. Ст.163.
8. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №2. Ст.163.
9. См.: European Соurt of Human Rights: Judgments and decisions. - Strasbourg, 10 March 1972 (De Wilde,Ooms & Versyp/Belgi-um). Series A, No.12, p.36, para.65.
10. См.: European Соurt of Human Rights: Judgments and decisions. - Strasbourg, 26 April 1979 (Sunday Times/UK). Series A, No.30, p.31, para.49.
11. См.: European Соurt of Human Rights: Judgments and decisions. - Strasbourg, 2 August 1984 (Malone/UK). Series A, No.82, p.31, para.66.
12. Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" // Собрание законодательства Российской Федерации. № 23. Ст.2277.
13. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №2. Ст.163.
14. См.: European Соurt of Human Rights: Judgments and decisions. - Strasbourg, 13 June 1979 (Marx /Belgium). Series A, No.31, p.15, para.31.
15. См.: European Соurt of Human Rights: Judgments and decisions. - Strasbourg, 2 August 1984 (Malone/UK). Series A, No.82, p.32-33, para.67-68.
16. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №2. Ст.163.
17. См.: Конституция Российской Федерации. С. 12.
18. См.: Закон РСФСР "О милиции" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20 июня 1996 года) // Правовые основы деятельности МВД России. 1 том. Второе издание. М., 1996. С. 246.
19. См.: Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" // Собрание законодательства Российской Федерации (далее СЗ РФ).2001. № 13. Ст.1140.
20. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №2. Ст.163.
21. Конституция Российской Федерации. С. 12.
22. См. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Собрание законодательства Российской Федера-ции. 1997. № 39. Ст.4465.
23. См. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Собрание законодательства Российской Федера-ции. 1997. № 39. Ст.4465.
24. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №2. Ст.163.
25. Закон "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Рос-сийской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов Рос-сийской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 32. Ст.1227
26. См.: Конституция Российской Федерации. С. 12.
27. Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №34. Ст.4029.
28. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года № 4-П "По делу о проверке конституци-онности пунктов 10,12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребыва-ния и по месту жительства в пределах Российской Федерации, ут-вержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 6. Ст.783.
29. См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 г. № 2-П "По делу о проверке конститу-ционности положений части первой и третьей статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 года "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина А.Я.Аванова" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 4.Ст. 531.
30. Протокол N 4 к Конвенции о защите прав человека и основ-ных свобод. Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 2. Ст.163.
31. Конституция Российской Федерации. С. 10.
32. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №14. Ст.3133.
33. Конституция Российской Федерации. С. 20-21.
34. См.: Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" // Ведомости Съез-да народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №33. Ст.1913.
35. Конституция Российской Федерации. С. 21.

 

Приложение

 


[2]. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №2. Ст.163.

3. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская Конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998. С. 482.


3. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская Конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998. С. 482.
4. См.: European Соurt of Human Rights:Judgments and decisions. - Strasbourg, 29 November 1988 (Brogan and Others/UK). Seri-es A, No.145-B, р.33-34, para.62.
5. Конституция Российской Федерации. М.: "Юридическая литература", 1993. С. 21.

 

6. См.: Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001. № 23. Ст.2277.

7. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №2. Ст.163.

 

8. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №2. Ст.163.
9. См.: European Соurt of Human Rights: Judgments and decisions. - Strasbourg, 10 March 1972 (De Wilde,Ooms & Versyp/Belgi-um). Series A, No.12, p.36, para.65.


10. См.: European Соurt of Human Rights: Judgments and decisions. - Strasbourg, 26 April 1979 (Sunday Times/UK). Series A, No.30, p.31, para.49.
11. См.: European Соurt of Human Rights: Judgments and decisions. - Strasbourg, 2 August 1984 (Malone/UK). Series A, No.82, p.31, para.66.
12. Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" // Собрание законодательства Российской Феде-рации. № 23. Ст.2277.

 

13. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №2. Ст.163.
14. См.: European Соurt of Human Rights: Judgments and decisions. - Strasbourg, 13 June 1979 (Marx /Belgium). Series A, No.31, p.15, para.31.

 

15. См.: European Соurt of Human Rights: Judgments and decisions. - Strasbourg, 2 August 1984 (Malone/UK). Series A, No.82, p.32-33, para.67-68.
16. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №2. Ст.163.
17. См.: Конституция Российской Федерации. С. 12.
18. См.: Закон РСФСР "О милиции" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20 июня 1996 года) // Правовые основы деятельности МВД России. 1 том. Второе издание. М., 1996. С. 246.
19. См.: Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" // Собрание законодательства Российской Федерации (далее СЗ РФ).2001. № 13. Ст.1140.

 

20. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №2. Ст.163.
21. Конституция Российской Федерации. С. 12.
22. См. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Собрание законодательства Российской Федера-ции. 1997. № 39. Ст.4465.
23. См. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Собрание законодательства Российской Федера-ции. 1997. № 39. Ст.4465.
24. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №2. Ст.163.

 

25. Закон "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Рос-сийской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов Рос-сийской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 32. Ст.1227
26. См.: Конституция Российской Федерации. С. 12.

 

27. Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №34. Ст.4029.

 

28. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года № 4-П "По делу о проверке конституци-онности пунктов 10,12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской

Федерации с регистрационного учета по месту пребыва-ния и по месту жительства в пределах Российской Федерации, ут-вержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 6. Ст.783.
29. См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 г. № 2-П "По делу о проверке конститу-ционности положений части первой и третьей статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 года "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина А.Я.Аванова" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 4.Ст. 531.

 

33. Конституция Российской Федерации. С. 20-21.
34. См.: Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" // Ведомости Съез-да народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №33. Ст.1913.

 

[34] Конституция Российской Федерации. С. 21.

 

[30] Протокол N 4 к Конвенции о защите прав человека и основ-ных свобод. Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 2. Ст.163.

31. Конституция Российской Федерации. С. 10.
32. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №14. Ст.3133.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.