Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нижний Новгород – 2008 г. 1 страница




Учебно-методические материалы по изучению курса

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

(для студентов заочного отделения юридического факультета)

Учебно-методические материалы по изучению курса «Земельное право» для студентов заочного отделения юридического факультета ННГУ включает в себя:

1. Общие методические указания по подготовке к занятиям и изучению курса.

2. Общую характеристику современного земельного законодательства.

3. Учебный план курса.

4. Планы семинарских и практических занятий по курсу.

5. Перечень литературы.

6. Примерный перечень тем дипломных работ по земельному праву.

 

Для студентов заочного отделения юридического факультета ННГУ.

 

Составитель: кандидат юридических наук, доцент Мильков П.И.

 

Рецензент: доктор юридических наук, профессор Чеговадзе Л.А.

 

 

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры гражданского права и процесса ««2008 г. (протокол №)

 

Рекомендованы к изучению Учебно-методическим комитетом юридического факультета ««2008 г. (протокол №)

 

I. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ И ИЗУЧЕНИЮ КУРСА.

 

Земельное право занимает самостоятельное место в системе российского права, обеспечивая регулирование общественных отношений, объектом которых является земля.

Знание земельно-правовых институтов и земельного законодательства помогает будущему юристу получить четкое представление об экономическом, политическом и социальном значении земли в жизни общества и государства, умело применять полученные знания при решении конкретных ситуаций, стоять на защите интересов общества и обеспечения гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком в условиях рыночной экономики.

Земельное право изучается студентами-заочниками юридического факультета ННГУ в пределах установленного учебным планом лимита времени, который включает чтение лекций (установочных и обзорных), проведение семинарских и практических занятий. Формой проверки знаний студентов по земельному праву является экзамен, который проводится в период экзаменационной сессии после окончания лекций и других видов занятий.

Учитывая лимит учебного времени, отводимого на изучение данной дисциплины, основной формой подготовки студента-заочника должна стать самостоятельная работа над учебным материалом, в процессе которой студенту следует руководствоваться определенными правилами с тем, чтобы усиленно подготовиться к занятиям и получить глубокие знания по основным разделам курса.

 

Подготовка к занятиям должна проводиться студентом на протяжении всего периода обучения, а не непосредственно перед сессией. Одной из особенностей изучения земельного права является то, что данная учебная дисциплина охватывает правовым регулированием широкий круг общественных отношений и требует уяснения многообразных нормативных актов, обеспечивающих реализацию возникающих в данной сфере связей и отношений.

Большой объем учебного материала, законодательных актов, среди которых много кодифицированных законов, требуют от студента-заочника настойчивой и кропотливой работы на протяжении всего периода обучения. Поэтому в целях планомерного изучения земельного права в процессе подготовки к занятиям студенту необходимо составить индивидуальный план самостоятельной работы, определить ежедневную учебную нагрузку и наметить темы и вопросы, подлежащие изучению.

Основой плана самостоятельной работы должен являться учебный план курса по земельному праву, который разработан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта подготовки юриста. Учебный план охватывает все основные земельно-правовые институты, категории и конструкции данного курса с учетом стоящих перед этой дисциплиной учебно-методических, теоретико-познавательных и практических задач.

 

 

Большое место в подготовке к занятиям у студента должна занимать работа над изучением рекомендованной литературы и законодательных актов. Ознакомление с литературой студенту целесообразно начинать сначала путем беглого просмотра ее содержания, с тем, чтобы получить общее представление о содержании источника. Затем следует найти главные тезисы, которые, как правило, подтверждаются примерами и обосновываются, и посмотреть, насколько они соответствуют поставленным на занятии вопросам. В ходе беглого ознакомления с литературой студенту необходимо делать соответствующие пометки на полях своей учебной тетради и отмечать, какой источник и к какому вопросу плана семинара относится, страницу работы и абзац, в котором дается ответ на заданный вопрос. Наряду с этим, студенту необходимо сделать закладки в тех местах книги (журнала, сборника и т.п.), к которым еще придется возвратиться при конспектировании источника.

Подготовка к занятию и изучению материала по земельному праву должна сопровождаться кратким конспектированием рекомендованной литературы и нормативных актов. Конспект имеет важное значение, так как является одним из способов закрепления изученного материала и дает студенту возможность обратиться к своим записям и повторить законспектированные ответы на поставленные в планах вопросы непосредственно пред занятием, а также при подготовке к экзамену.

Конспектирование литературных источников и нормативных актов рекомендуется начинать с составления плана, включающего перечень вопросов, заголовков и параграфов. При конспектировании источников используются различные приемы: излагается содержание первоисточников тезисно своими словами или словами автора.

Как уже отмечалось, земельные отношения регулируются и охраняются большой группой нормативных актов, в том числе кодифицированными источниками. Поэтому в процессе подготовки к семинарским и практическим занятиям и при работе над курсом студент-заочник должен глубоко изучить основные источники, регулирующие земельные отношения.

Если студент не имеет в постоянном пользовании того или иного законодательного акта, ему необходимо обратиться в библиотеку юридического факультета университета, изучить данный акт и законспектировать основные положения (разделы) в специальной тетради.

Составлением конспекта не заканчивается подготовка студента к семинарскому или практическому занятию. Студенту необходимо также, располагая конспектом и имеющимися записями ранее прослушанных лекций, подготовиться к выступлению на занятии, то есть суметь свободно и логически правильно изложить свои мысли в публичном выступлении.

Наконец, при подготовке к занятиям студенту рекомендуется тщательно изучить как предлагаемые, так и другие методические указания, которыми он располагает по данному предмету.

Приступая к решению задачи, студенту следует внимательно ознакомиться с ее условиями, найти необходимый законодательный материал, решить задачу по существу с ссылкой на конкретную правовую норму. Решение задачи и сделанные по ней выводы с указанием правовой нормы, относящейся к данному случаю, должно быть записано в рабочей тетради студента.

Выполнение всех советов поможет студенту эффективно использовать рабочее время, хорошо подготовиться к семинарским и практическим занятиям, успешно усвоить основные разделы данной учебной дисциплины и умело применять знания в своей практической деятельности.

При изучении земельного права студенту-заочнику рекомендуется использовать те учебники и учебные пособия, которые написаны на базе нового законодательства и отражают политику государства в области регулирования земельных отношений.

Создание новой правовой системы в связи с переходом общества к рыночным отношениям ведет к постоянному обновлению нормативно-правовых актов, регулирующих земельные отношения, которые не нашли отражения в учебной литературе и требуют самостоятельного изучения.

Перечень основных актов, знание которых является для студентов-заочников обязательным, приводится при изложении планов семинарских и практических занятий. Студенту необходимо также регулярно обращаться к периодическим изданиям, в которых публикуются Федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации и другие нормативные акты.

В поле зрения студента должны быть специальные журналы («Хозяйство и право», «Государство и право», «Российская юстиция») и другая периодическая печать, где он найдет ответы на многие вопросы регулирования земельных отношений в новых условиях хозяйствования, может ознакомиться с актами, обзорами судебных и других органов по применению законодательства. Официальным периодическим изданием, в котором публикуются Законы и другие нормативные акты, является «Собрание законодательства Российской Федерации» и первая публикация текста Закона в «Российской газете».

При изучении земельного права студенту рекомендуется использовать следующую учебную литературу и сборники нормативных актов.

 

II. Общая характеристика современного земельного законодательства.

Современное земельное законодательство берет свое начало в связи с переходом общества к социально-экономическим реформам, составной частью которых стала земельная реформа. Законом РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 г. и Республиканской программой проведения земельной реформы на территории РСФСР, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г., было положено начало земельным преобразованиям в России.

Земельная реформа направлена на создание условий для равного развития различных форм собственности на землю, организацию более рационального использования земель, сочетание интересов общества и законных интересов граждан в процессе регулирования земельных отношений.

Законом «О земельной реформе» в России отменена монополия государства на землю. Земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции могли предоставляться государством в пользование и владение их собственников. Граждане получили право приобретать в собственность земельные участки для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, а также иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства. На этих земельных участках собственник мог возвести жилой дом и хозяйственные постройки.

Наряду с собственностью земельные участки для строительства дач, гаражей, а также для индивидуальной предпринимательской деятельности и иного, не запрещенного законом использования могли предоставляться гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, пользования и аренды (ст.6 Закона).

Указом Президента РФ от 25 марта 1992 г. «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» наряду с гражданами право приобретать в собственность земельные участки было предоставлено юридическим лицам в следующих случаях:

- при приватизации государственных и муниципальных предприятий;

- при расширении и дополнительном строительстве объектов этих предприятий;

- земельные участки, предоставленные гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности.

 

Указом Президента России от 14 июня 1992 г. утвержден Порядок продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширенном и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности.

 

Продажа земельных участков осуществлялась путем заключения договора купли-продажи земельного участка, что являлось основанием для получения государственного акта, удостоверяющего права собственности на земельный участок.

 

Итоги земельных преобразований на первом этапе нашли отражение в Земельном кодексе РСФСР, принятом 25 апреля 1991 г., который подтвердил многообразие и равенство государственной, частной и иных форм собственности на землю. Закрепил права граждан по своему выбору на получение земельных участков в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду для ведения сельскохозяйственного производства, предпринимательской деятельности и иных не запрещенных законом целей, установил механизм передачи земель при выходе гражданина из сельскохозяйственного предприятия.

После принятия Конституции РФ 1993 г., закрепившей основные принципы пользования и охраны земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.9), назрела необходимость проведения новых земельных преобразований.

 

Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ» многие статьи ЗК РСФСР 1991 г., а также Закон РСФСР «О земельной реформе» были признаны недействительными. Все это обусловило необходимость нового Земельного кодекса РФ, который был принят 25 октября 2001 г. Данный акт занимает центральное место среди источников земельного права и на основе конституционных положений осуществляет комплексное регулирование отношений по использованию и охране земель, исходя из представлений о земле как о природном ресурсе и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

 

Как известно, до перехода к рыночным отношениям земельный строй советского периода базировался на основе крупного социалистического землевладения в лице колхозов и совхозов, которым земля предоставлялась для сельскохозяйственного производства на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Переход к рынку и развитие предпринимательства привело к созданию новых организационно-правовых форм предприятий и расширению круга субъектов предпринимательской деятельности, в том числе и в сфере агропромышленного сектора экономики. Общие правовые, экономические и социальные основы предприятий в условиях многообразия форм собственности, особенности их деятельности, права и обязанности субъектов предпринимательства нашли закрепление в Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

В его развитие Указом Президента РФ от 17 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» постановлено провести реорганизацию колхозов и совхозов и привести их статус в организационно-правовые формы, которые предусмотрены данным актом.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» определены основные пути формирования новой структуры в агропромышленном секторе, отвечающей требованиям рыночной экономики. Основными путями формирования новой производственной структуры стали процессы приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов. В данных хозяйствах приватизации подлежала земля, и все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, получили право на бесплатный земельный и имущественный пай. Размер земельного пая устанавливался в натуральном или стоимостном измерении, при этом допускалось их отведение в единый пай с указанием его стоимости и выдачи акций или иных свидетельств собственности.

Реорганизация колхозов и совхозов включала процессы разделения предприятий на более мелкие хозяйства, слияния с другими или преобразования их в иную организационно-правовую форму. Направление реорганизации выбиралось коллективом хозяйств на добровольной основе (за исключением колхозов и совхозов, объявленных несостоятельными). Для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе были созданы комиссии, состав которых утверждался соответствующей районной комиссией по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов.

 

Существующая система хозяйственных товаропроизводителей в зависимости от характера деятельности включает в себя как коммерческие (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия), так и некоммерческие организации (потребительские кооперативы, объединения, учреждения, фонды и др.) правовой статус коммерческих и некоммерческих сельскохозяйственных товаропроизводителей как юридических лиц и участников гражданского оборота закреплен главой 5 ГК РФ и специальным законодательством. Таким правовым актом, устанавливающим особый статус производственных кооперативов, действующих в области сельскохозяйственного производства, является Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации».

Сельскохозяйственные производители в целях удовлетворения своих экономических и иных потребностей вправе создавать различные сельскохозяйственные кооперативы и их союзы. Сельхозкооперативы могут быть созданы в форме производственного или потребительского кооператива. В свою очередь сельскохозяйственные производственные кооперативы разделяются на сельскохозяйственные рыболовецкие артели (колхозы) и кооперативные хозяйства (коопхозы). Участниками первых являются граждане, которые путем объединения паевых взносов, в том числе земельных участков, земельных и имущественных долей в паевой фонд кооператива, принимают на себя обязанность личного трудового участия в их деятельности. Участниками вторых выступают лишь главы крестьянских (фермерских) хозяйств или граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, при этом земельные участки остаются в собственности или на ином праве данных субъектов.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые и иные созданные гражданами или юридическими лицами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива. Среди сельскохозяйственный потребительских кооперативов наиболее распространенной формой являются садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан. В РФ по подсчетам экспертов 60 миллионов граждан имеют садовые, огородные или дачные земельные участки и производят в стране до 93% картофеля, 85% овощей и 89% плодов и ягод.[1]

Земельные отношения, возникающие в связи с соединением таких кооперативов, а также в связи с деятельностью таких объединений, регулируются Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Данные некоммерческие объединения могут создаваться гражданами на добровольных началах в целях содействия своим членам в решении общих социально-хозяйственных задач в форме:

· некоммерческого товарищества (имущество складывается за счет целевых взносов или за счет средств специального фонда – вступительных и членских взносов членов такого товарищества и прочих поступлений – и являются собственностью такого товарищества как юридического лица;

· потребительского кооператива (посредством объединения паевых взносов создается имущество общего пользования, находящееся в собственности такого кооператива, а его члены несут субсидиарную ответственность по обязательствам такого кооператива);

· некоммерческого партнерства (имущество общего пользования за счет взносов его членов является его собственностью);

Что касается земельных участков, то они первоначально предоставляются в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением в собственность каждого члена такого объединения. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются некоммерческому объединению в собственность или на ином вещном праве.

Абзац второй статьи 1 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» признан не соответствующим Конституции РФ в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.[2]

 

Важным направлением земельной реформы явилось право граждан на создание крестьянского (фермерского) хозяйства, выступающего самостоятельным хозяйствующим субъектом. Правовое положение фермерского хозяйства как равноправного звена экономической системы нашло закрепление в Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 г. (в настоящее время ФЗ от 11 июля 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). Крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и земельного участка, предоставленного для его деятельности из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином, который является главой хозяйства и признается индивидуальным предпринимателем, а также на основе объединения граждан, связанных родственными отношениями (но не более чем из трех семей), гражданами, не состоящими в родстве с главой фермерского хозяйства, максимальное количество которых не может превышать 5 человек.

Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться гражданам на праве собственности или аренды на основании заявления, подаваемого в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. На основании принятого ими решения заключается договор купли-продажи или аренды земельного участка после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в органы власти или местного самоуправления. Фермерские хозяйства по договору между собой могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.

 

Наряду с фермерским хозяйством деятельностью по производству и переработке сельскохозяйственной продукции может осуществляться в форме личного подсобного хозяйства, что является составной частью реализации государственной политики по преобразованию социально-экономических отношений в агропромышленном комплексе. Правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением гражданами этого вида деятельности закреплено в ФЗ от 7 июля 2003 г. «О личном подсобном хозяйстве». Личное подсобное хозяйство – это непредпринимательской деятельности. Право на ведение личного подсобного хозяйства предоставлено:

- отдельному гражданину;

- гражданину и совместно проживающим с ним членам его семьи;

- гражданину и совместно осуществляющим с ним ведение личного подсобного хозяйства членам его семьи.

 

Ведение личного подсобного хозяйства предназначено прежде всего для удовлетворения личных потребностей граждан в соответствующей сельскохозяйственной продукции, которая является их собственностью. Однако произведенная и переработанная сельскохозяйственная продукция может быть реализована гражданином по своему усмотрению, что также не является предпринимательской деятельностью.

Правовой режим земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, характеризуется следующими основными чертами:

- земельные участки для этих целей предоставляются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

- они предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях;

- граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок;

- земельный участок может состоять из двух частей: приусадебного и полевого земельного участка;

- земельные участки могут предоставляться гражданам на праве собственности или ином праве;

- предельные размеры земельных участков, предоставленных на праве собственности из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления;

- максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и ином праве, устанавливаются законом субъекта РФ;

На приусадебном земельном участке граждане вправе возводить жилые дома, иные здания, строения, сооружения с соблюдением установленных правил и нормативов.

 

Одним из основных принципов проведения земельной реформы являлось введение платного использования земель, что нашло закрепление в главе 10 Земельного кодекса и ФЗ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю». Формами платы являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК и федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Однако следует иметь в виду, что ФЗ от 29 ноября 2004 г. «О внесении изменений в часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». С 1 ноября 2005 г. введена в действие глава 38 «Земельный налог» второй части Налогового кодекса, а Закон РФ «О плате за землю» утратил силу с 1 января 2006 г.

Земельный налог относится к местным налогам и устанавливается Налоговым кодексом РФ (ст. 15) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Субъектами налогообложения признаются организации и юридические лица, обладающие земельными участками на праве собственности или на ином вещном праве, за исключением земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

В основу определения величины земельного налога (налоговой базы) положена кадастровая стоимость земельного участка. В свою очередь кадастровая стоимость участков определяется в процессе государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель». В основу государственной кадастровой оценки земель положена классификация земель по целевому назначению и виду функционального использования, а в процессе проведения указанных работ проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.

Налоговые ставки устанавливаются актами муниципальных образований (за исключением г. Москвы и С-Петербурга), но не могут превышать:

· 0,3 % от кадастровой стоимости - в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;

· 1,5 % - в отношении прочих земельных участков.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ст. 396 НК РФ). ГЛ. 31 содержит перечень юридических и физических лиц, которые освобождаются от налогообложения, устанавливая весь порядок и сроки уплаты налога, порядок предоставления налоговых деклараций организациями и индивидуальными предпринимателями.

 

Как уже отмечалось, за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки ее внесения решаются следующим образом:

o в отношении земель, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности – правовыми актами Правительства РФ, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

o за земельные участки, находящиеся в частной собственности – договорами аренды земельных участков. Следует отметить, что размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Однако из данного общего правила есть исключения: порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов РФ (ФЗ от 24 июля 2007 г.);

o в размере не менее 2,5 % или 5 % от кадастровой стоимости земельно-

го участка, предоставленного лицу для жилищного строительства или к лицу, к которому перешли права и обязанности по договору аренды такого земельного участка – если объект недвижимости на предоставленном земельном участке не введен в эксплуатацию соответственно по окончании 2-х лет или 3-х лет с даты заключения договора аренды земельного участка (ФЗ от 18 декабря 2006 г.).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В силу ст. 36 ЗК граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений приобретают исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков. При продаже данным субъектам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности цена этих земельных участков не может превышать их кадастровой стоимости. При установлении порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости (ФЗ от 24 июля 2007 г.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.